Признаки рынка совершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 08:43, реферат

Описание работы

Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений. Этимологически слово конкуренция восходит к латинскому concurrentia, означающему столкновение, состязание.

Работа содержит 1 файл

экономика.docx

— 98.60 Кб (Скачать)

Характерной особенностью олигополистической структуры является то, что фирмы  при формировании своей ценовой  политики должны принимать во внимание реакцию конкурентов, т. е. все производители, выступающие на олигополистическом рынке, взаимозависимы. При монополистической  структуре такого положения не возникает (конкуренты отсутствуют), при совершенной  и монополистической конкуренции — также (конкурентов, наоборот, слишком много, и учесть их действия невозможно). Между тем реакция фирм-конкурентов может быть различной, и прогнозировать ее сложно. Предположим, что фирма, выступающая на рынке бытовых холодильников, решила снизить цены на свою продукцию на 15%. Конкуренты могут прореагировать на это по-разному. Во-первых, они могут снизить цены менее чем на 15%. В этом случае данная фирма увеличит рынок сбыта. Во-вторых, конкуренты могут снизить цены также на 15%. Объем реализации вырастет у всех фирм, но вследствие снижения цен прибыль может уменьшиться. В-третьих, конкурент может объявить «войну цен», т. е. снизить цены еще в большей степени. Тогда встанет вопрос, принять ли его вызов. Обычно в «войну цен» между собой крупные компании не вступают, так как ее исход сложно предсказать.

Олигополистическая взаимозависимость  — необходимость учета реакции  фирм-конкурентов на действия крупной  фирмы на олигополистическом рынке.

Любая модель олигополии должна исходить из учета действий конкурентов. Это дополнительное существенное ограничение, которое обязательно следует  принимать во внимание при выборе схемы поведения олигополистической фирмы. Поэтому стандартной модели определения оптимального объема производства и цены продукции для олигополии не существует. Можно сказать, что  определение ценовой политики олигополиста — это не только наука, но и искусство. Здесь не последнюю роль играют субъективные качества менеджера, такие, как интуиция, способность принимать нестандартные решения, идти на риск, смелость, решительность и т. д.

¨   Разновидности  олигополии

Олигополистическая структура  может быть самой различной, каждая ее разновидность накладывает отпечаток  на выработку ценовой политики фирмы. Играет роль количество и величина фирм в отрасли, характер продукции, степень обновления технологии и т.п. Рассмотрим некоторые из вариантов рыночного поведения фирм-олигополистов.

Нескоординированная олигополия, при которой фирмы не вступают ни в какие контакты друг с другом и не пытаются сознательно найти  точку устраивающего всех равновесия.

Картель (или сговор) фирм, не ликвидирующий их производственной и сбытовой самостоятельности, но предусматривающий  соглашение между ними по ряду вопросов. Прежде всего картельные соглашения включают в себя единые, монопольно высокие цены, по которым участники картеля обязываются продавать свои товары на рынке.

Картельное соглашение предусматривает  также разделение рынка сбыта. Это  означает, что каждый участник картеля  обязуется продавать свои товары, например, только на определнных территориях.

Кроме того, чтобы иметь  возможность удерживать высокие  цены, часто ограничивается предложение  товаров на рынке, а это требует  ограничения размеров производства. Поэтому картельные соглашения нередко  предусматривают определение доли в производстве различных товаров  для каждого члена картеля.

Сговор может быть как  тайным, так и легальным. Во многих европейских странах картели  разрешены, в России и США они  запрещены законом. Существует много  международных картелей, наиболее известным  из которых является ОПЕК (Организация  стран-экспортеров нефти).

Предположим, что фирмы  — участницы картеля — решили установить единую цену на свою продукцию. Для этого необходимо построить  кривую предельных издержек для картеля  в целом. Тогда можно определить оптимальный объем производства в картеле, позволяющий максимизировать  совокупную прибыль. Другими словами, картель выступает как монополист. Но наиболее сложной проблемой является распределение объема продаж между  участниками картельного соглашения. Стремясь максимизировать прибыль, картель должен установить квоты таким образом, чтобы суммарные издержки оказались минимальными. Но на практике провести такое установление квот довольно трудно. Задача решается путем ведения сложных переговоров, в ходе которых каждая фирма стремится «выторговать» для себя наилучшие условия, перехитрить партнеров. Часто фирмам с более высокими издержками удается получить большие квоты, что не позволяет решить задачу максимизации прибыли. Фактически рынки обычно делятся по географическому принципу либо в соответствии со сложившимся объемом продаж.

Создание картелей наталкивается  на серьезные препятствия. Это не только антимонопольное законодательство. Соглашения часто бывает трудно достичь  вследствие большого числа фирм, существенного  различия в номенклатуре продукции, уровне издержек. Обычно у участника  картеля возникает искушение  нарушить соглашение и получить большую  прибыль.В силу юридического запрета официально картели в современной России не сущствуют. Однако практика разовых ценовых сговоров распространена весьма широко. Достаточно вспомнить, как периодически на потребительском рынке возникает дефицит то сливочного или подсолнечного масла, то бензина. И как потом эти товары вновь появляются с сильно повышенными ценами одновременно у всех продавцов.

Монополистическая конкуренция - одна из форм несовершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция  представляет собой такую структуру  рынка, при которой большое число  фирм производит взаимозаменяемые товары и услуги.

Прежде всего обращает на себя внимание сам термин «монополистическая конкуренция». Он говорит о том, что в рамках данной рыночной структуры сочетаются черты, присущие монополии и совершенной конкуренции, являющихся антиподами. Монополистическую конкуренцию роднит с совершенной конкуренцией большое число продавцов, одновременно выступающих на рынке данного товара или услуги. Но они предлагают не одинаковую, а дифференцированную продукцию, т. е. различные взаимозаменяемые продукты, удовлетворяющие одну и ту же потребность (различные виды мыла, зубной пасты, модели одежды, учебники экономики и т.д.). Каждую разновидность продукции в относительно небольших размерах могут выпускать мелкие фирмы. Например, на рынке зубной пасты выступает множество фирм, но каждая из них производит отдельный ее вид и является монополистом в его выпуске. У любой такой фирмы имеется конкурент, который пытается отнять у нее потребителя и предложить ему другой вид зубной пасты. Поэтому все фирмы, выпускающие зубную пасту, являются конкурентами, несмотря на то, что они продают различные ее виды. Не случайно они проводят активную рекламную политику.

Используя свое положение  относительного монополиста, фирма  может позволить себе увеличить  цену на продукцию, что не может сделать  конкурентная фирма под угрозой  полной потери покупателей. В условиях предложения дифференцированной продукции  многие из покупателей все равно  не покинут рынок, так как продавец учитывает их индивидуальные потребности. Например, модницы не перестанут шить одежду у «своего» портного, даже если он несколько повысит цены; клиент парикмахерской также не покинет  «своего» мастера в подобном случае. В отличие от олигополиста, фирма, выступающая в условиях монополистической конкуренции, не учитывает ответную реакцию конкурентов на свои действия, так как в условиях большого числа фирм это сделать невозможно.

На рынке действует  множество фирм, причем среди них  либо вообще нет крупных, либо они  не имеют решающих преимуществ над мелкими и соседствуют с ними. Барьеры на пути проникновения на такой рынок сравнительно невысоки: чтобы открыть мастерскую по выпуску мягкой мебели или модную парикмахерскую, большие капиталы не нужны, да и конкурентам трудно помешать этому. Незатруднителен обычно и уход с рынка — всегда находятся покупатели, готовые купить небольшое дело.

Почему же при столь  либеральных условиях, господствующих на рынках описываемого типа, конкуренция  все же не является совершенной? Причина  кроется в разнообразии, дифференциации продукта.

Выпускаемый каждой фирмой товар чем-то отличается от изделий  других компаний. Любой из производителей занимает своеобразное положение «мини-монополиста» (единственного производителя конкретной узкой разновидности данного  продукта) и обладает определенной властью на рынке.

Каждая фирма, действующая  в условиях монополистической конкуренции, контролирует лишь небольшую долю всего  рынка соответствующего продукта. Однако дифференциация товара приводит к тому, что единый рынок распадается  на отдельные, сравнительно самостоятельные  части (их называют сегментами рынка). И на таком сегменте рынка доля даже маленькой фирмы может стать  очень большой.

Огромные трудности российских предприятии в адаптации к условиям рыночной экономики являются общепризнанным фактом. В ряде случаев источник проблем кроется в низкой дифференциации их продукции.

Дело в том, что в  советскую эпоху предприятия  выпускали всё по единым стандартам и технологиям. Причем ассортимент  был крайне узок: в стране производилось  около десятка разновидностей автомобилей, примерно столько же вариантов телевизоров, колбас, сыра и т.п. В силу этого  в рыночной экономике отечественные  предприятия оказались обречены на жесткое конкурентное противостояние.

Дифференциация продуктов  возникает из-за существования между  ними различий в качестве, сервисе, рекламе. Рассмотрим каждый из этих факторов дифференциации продуктов подробнее.

Прежде всего подчеркнем, что качество не является одномерной характеристикой, т.е. не сводится только к оценке, плохой товар или хороший. Даже основные потребительские свойства самых простых продуктов удивительно разнообразны. Так, зубная паста должна: а) очищать зубы, б) дезинфицировать полость рта, в) укреплять эмаль зубов, г) укреплять десны, д) быть приятной на вкус, и т.д.

И все эти свойства лишь в порядке исключения могут быть гармонично объединены в одном товаре. Во многих случаях выигрыш в некотором  свойстве продукта неизбежно ведет  к проигрышу в другом. В этом примере введение в состав пасты эффективных моющих и дезинфицирующих веществ раздражает десны; лучшие в медицинском отношении пасты редко приятны на вкус. Поэтому уже выбор приоритетов в основных потребительских качествах открывает возможности для широкого разнообразия продуктов. И все они становятся по-своему уникальны: одна паста лучше укрепляет десны, другая — вкуснее и т. д.

Основой для дифференциации могут служить также дополнительные потребительские свойства, т.е. те особенности  товара, которые влияют на легкость или удобство его использования (например, разные размеры расфасовки, отличия упаковок и пр.).

Важной качественной характеристикой  продукта является его местоположение. Для розничной торговли и многих видов услуг оно вообще имеет  решающее значение. Так, если сеть заправочных  станций редка, то ближайшая бензоколонка автоматически становится монополистом в этом районе.

Наконец, основой дифференциации продуктов могут служить даже мнимые качественные различия между  ними. Давно, в частности, известно, что значительный процент курильщиков на тестовых испытаниях оказывается неспособным отличить «свою» марку от других, хотя в всегда покупают только ее. Таким образом, с точки зрения рыночного поведения потребителя не имеет значения, действительно ли отличаются товары. Главное, чтобы ему так казалось.

Различия в сервисе  объединяют вторую (после качества) крупную группу факторов дифференциации товара. Дело в том, что для широкой  группы продуктов, в особенности  для технически сложных потребительских  товаров и многих товаров производственного  назначения, свойствен долговременный характер взаимоотношений продавца и покупателя. Дорогая машина должна исправно работать не только в момент совершения покупки, но и на протяжении всего срока службы.

Полный цикл сервиса включает предпродажное обслуживание (помощь в выборе нужного продукта; для  товаров производственного назначения это часто предполагает проведение целого исследования); сервис в момент покупки (проверка, доставка, наладка) и послепродажное обслуживание (гарантийный  и постгарантийный ремонт, внесение текущих улучшений, консультации по оптимальной эксплуатации).

Каждая из этих операций может выполняться в разном объеме (или не выполняться вообще). В  результате один и тот же продукт  как бы разлагается на целый спектр разновидностей, резко отличающихся по своим сервисным характеристикам  и потому превращающихся вроде бы в совершенно разные товары. Такое  явление в настоящее время  можно, в частности, наблюдать на российском компьютерном рынке, где  считанное число типов компьютеров  предлагается на разных условиях и  по очень разным ценам.

Третья крупная группа факторов дифференциации продукта связана  с рекламой.

Во-первых, реклама помогает покупателю выбрать из огромного  числа предложенных на рынке товаров  именно тот, который наиболее полно  удовлетворит его потребности.

Во-вторых, она способствует формированию новых потребностей. Примером может служить продвижение на российский рынок одноразовых подгузников  для младенцев. Именно реклама выявила  их удобство для родителей и пользу для ребенка, мгновенно создав значительный рынок.

Информация о работе Признаки рынка совершенной конкуренции