Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:07, курсовая работа
Приватизация в России — передача активов бывшего СССР в частное владение.
Приватизация проходила в России с начала 1990-х годов (сразу после распада СССР). Её также связывают с именами Гайдара и Чубайса, занимавшими в то время важные посты в правительстве.
Введение……………………………………………………………………….3
Экономическая сущность и необходимость приватизации в России…………………………………………………………………………..5
Этапы приватизации и разгосударствления в России …………………..11
Результаты приватизации в России………………………………………..17
Заключение…………………………………………………………………..21
Список использованной литературы……………………………………...26
Приватизация является той составляющей экономической реформы, которая одновременно сама является двигателем реформы и создает предпосылки для проведения других реформ . Приватизация начинается в условиях изменения политической обстановки при переходе от командно-административной модели регулирования экономики к демократической, которую некоторые экономисты склонны считать Западной. Обратный переход может сопровождаться процессом деприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного процесса как инструмента государственного регулирования. Проведение приватизации в «молодой» России сталкивается с множеством препятствий. Прежде всего, масштаб необходимых преобразований невозможно сопоставить с похожими процессами в других странах. Практически полностью отсутствовала инфраструктура рынка капиталов. Резкий спад производства сильно затруднил оценку потенциала низко рентабельных предприятий. Наблюдалась явная нехватка денежных средств у населения. Все эти условия показывают неизбежную неэквивалентность продажи государственного имущества и необходимость льгот для различных групп населения, (например, безработных).
Приватизация является важнейшим инструментом институциональной политики, и ее проведение приводит к формированию новой социально-экономической структуры народного хозяйства. Приватизация действительно сделала реформы необратимыми, так как в этом случае возврат к прежней системе затронул бы интересы миллионов людей. Возник искусственный инвестиционный спрос и определенное сосредоточение прав собственности.
2. Необходимость приватизации и разгосударствления в России
Под разгосударствлением понимают переход от преимущественно государственно-директивного регулирования производства к его регулированию преимущественно на основе рыночных механизмов. Иными словами - это выведение государственных предприятий из-под непосредственного государственного административного управления.
При разгосударствлении изменяется экономическая роль и функции государства.
Во-первых, государство перестает быть прямым субъектом хозяйствования. Оно лишь формирует правила игры и механизмы, которые обеспечивают соблюдение этих правил. Одновременно сами правила действуют как на частные, так и для государственные предприятия.
Во-вторых, государство вмешивается в экономические процессы не через директивы, а через изменение экономических условий существования агентов экономической жизни.
Приватизация в этом случае выступает в качестве процесса, направленного на уменьшение доли государственного сектора в экономике. Но этого мало для создания рынка.
Подавляющее преобладание в нашей стране государственной собственности делает процесс приватизации необходимым для демонополизации экономики и стабилизации экономического положения, развития демократического характера отношений собственности и управления предприятиями, для разумной деятельности государственного сектора, увеличения эффективности работы предприятий, для стимулирования разных форм предпринимательства, улучшения состояния государственных финансов и понижения инфляции. Следовательно, в России приватизация является основным курсом формирования рыночных отношений.
Разгосударствление также означает переход от обязательных государственных заданий по производству какой-либо продукции к системе государственных закупок. В этом случае государство является покупателем, привлекающим продавца условиями продажи.
При разгосударствлении государство снимает с себя функцию распределителя имеющихся ресурсов, предоставляя ее рынку. Воздействие государства на потоки ресурсов осуществляется преимущественно экономическими мерами, например снижением и увеличением налогов.
Итогом разгосударствления может стать уменьшение доли ВНП, перераспределяемого через госбюджет. Или, говоря другими словами, уменьшается доля чистого продукта, производимого предпринимателями, забирая через налоги и другие платежи в бюджет государства. По уровню налогов можно судит о степени огосударствления экономики, и наоборот, о степени разгосударствления и о развитии рыночных механизмов.
Переходя непосредственно к вопросу о необходимости проведения приватизации и разгосударствления в России, можно сказать, что: дело в том, что российская экономика длительный период находилась под влиянием командно-административной системы ведения хозяйства. С конца 20-х годов правительство СССР тщательно пыталось заменить ее чем-то более разумным, не спонтанным. Можно лишь сказать, что основные непроизводственные затраты и бюджетные расходы в народном хозяйстве страны оцениваются примерно в 38-40% валового общественного продукта страны. Говоря прямо, страна не вышла вперед, как к тому стремились, а свернула в сторону от общего пути развития и оказалась в тупике, из которого государство и пытается найти выход. Для правительства попыткой выхода из создавшейся ситуации явилось построение рыночной экономики в России. Это требовало создания условий для появления рыночной экономики, рыночной инфраструктуры. Эти условия следующие:
Именно приватизационная компания, развернутая правительством Российской Федерации, и явилась одним из условий формирования и становления рынка, то есть перехода России к конкурентной экономике, предполагавшей переход государственной собственности в частную. Из-за этого и появляются и совершенствуются безусловные части инфраструктуры рынка – биржи, банки, небольшие коммерческие торговые организации и т.д.
При проведении политики приватизации и разгосударствления в России государство, являющееся, по сути, главным инвестором и владельцем большого числа убыточных и малодоходных предприятий, отказалось от этого «балласта» в условиях рыночной экономики, передав собственность, а вместе с ней и расходы на содержание предприятий частным лицам. Все это - последствия политики приватизации и разгосударствления в России, еще раз наглядно демонстрирует необходимость данной политики для развития российской экономики. Можно сказать, что при рыночной системе стали реально выполнимы её функции, призванные урегулировать множество трудноразрешимых задач в общественном производстве, обмене и распределении.
Следовательно, задача приватизации и разгосударствления, как основных звеньев реформ в "переходной" экономике состояла в создании условий для нормальной работы рыночной системы.
При этом существенную роль в достижении целей приватизации играла программа правительства, определявшая, в каком порядке будет следовать реформа:
Здесь нужны были действующие субъекты рыночных отношений, которые смогут доказать свою жизнеспособность лишь путем эффективного ведения хозяйства на основе заинтересованности и ответственности.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что благодаря участию государства в процессах приватизации и разгосударствления сложилась следующая система собственности: государственные предприятия, частный бизнес, народные предприятия, акционерные корпорации с преобладанием государственного капитала, акционерные негосударственные
предприятия.
Структура именно такого типа характерна для многоукладной экономики. Рынок нужен Российскому государству как «лекарство» для «лечения» многих хозяйственных и экономических проблем, сложившихся из-за длительного преобладания, а точнее сказать, доминирования в России командно-административной экономической.
При участии государства в процессе приватизации структура собственности, в конечном итоге, смогла приобрести следующий вид:
Такая структура и характерна для многоукладной рыночной экономики. Рынок необходим для российского государства, как средство решения многих экономических и хозяйственных проблем, нависших в результате длительного сохранения в России командно-административного механизма управления экономикой.
3.Результаты приватизации в России
Явным результатом проведенных преобразований явился процесс трансформации централизованной директивной системы в рыночную экономику смешанного типа. Появилась многоукладная экономика, появился слой предпринимателей в лице владельцев приватизированных предприятий и недвижимости. В структуре занятых выросла доля лиц, занятых в негосударственном секторе. Так, если в 1991г. на предприятиях государственной формы собственности было занято 75,4%, то в 1995г. их доля составила 42,1%, в то же возросла доля занятых в частном секторе с 13,3% до 34,4% и на совместных предприятиях – с 10,3 до 22,8%.
Из всех приватизированных предприятий 51% составляют предприятия торговли, бытового обслуживания и общественного питания. Доля приватизированных предприятий в производстве составляет 33%. В аграрном секторе создано, по приблизительным подсчетам, 293 тыс. фермерских хозяйств.
При переходе к денежному этапу приватизации начался процесс сосредоточения прав собственности, и этот процесс нашел выход в появлении финансово-промышленных групп, увеличения их роли в действительном секторе экономики. Большой толчок получил процесс появления институтов рынка. Произошло увеличение фондовых бирж, , коммерческих банков, начался процесс сосредоточения банковского капитала. Появились изменения и в системе денежных доходов населения: увеличивается доля доходов от предпринимательской деятельности, банковских операций с финансами и выдачи кредитов.
Однако позитивные проявления результатов реформ были малозаметны на общем бледном фоне итогов реформы. Основными из них являются: резкий спад производства, понижение уровня жизни среди большинства социальных групп, экономика стала больше ориентироваться на сырье и зависеть от внешнего рынка, вторжение зарубежных производителей привело к значительному сокращению потребительского рынка для отечественных производителей. Также ухудшились и макроэкономические показатели: в 2 раза упала доля России в общемировом производстве, упали объемы ВВП, объемы капиталовложений в промышленности и производстве сельскохозяйственной продукции, реальных доходов населения. Разрыв в доходах между богатыми и бедными слоями населения возрос с 4,5 раза до 13,5 раза. Такое трудное положение сложилось из-за особенностей реформы в России . Считали, что приватизация и разрешение на свободное установление цен сами по себе приведут к появлению конкуренции, к свободному переходу капиталов из одной отрасли в другую. В данной ситуации наибольшее развитие должны были получить отрасли «конечного спроса». Однако вместо этого произошло падение цен и резкий спад производства. Считали также, что либерализация цен автоматически приведет к банкротству технически слабооснащенных предприятий. Но в тяжелое положение попали и технически оснащенные предприятия. В условиях общего спада производства наблюдается некоторое несоответствие: самое катастрофическое положение сложилось в легкой, машиностроительной, пищевой, нефтехимической промышленности, именно в тех областях, которые должны были работать на потребительский рынок и иметь наибольшую значимость для населения и государства. Более или менее удовлетворительная ситуация сложилась только в отраслях топливно-энергетического комплекса, т.е. в тех отраслях, которые изначально были нацелены на экспорт. В аграрном секторе общий спад производства выделяется на фоне общего снижения эффективности использования земельного фонда.