Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:07, курсовая работа
Приватизация в России — передача активов бывшего СССР в частное владение.
Приватизация проходила в России с начала 1990-х годов (сразу после распада СССР). Её также связывают с именами Гайдара и Чубайса, занимавшими в то время важные посты в правительстве.
Введение……………………………………………………………………….3
Экономическая сущность и необходимость приватизации в России…………………………………………………………………………..5
Этапы приватизации и разгосударствления в России …………………..11
Результаты приватизации в России………………………………………..17
Заключение…………………………………………………………………..21
Список использованной литературы……………………………………...26
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВО-
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра микроэкономики
Курсовая работа
По дисциплине «микроэкономика»
На тему:
«О способах приватизации государственной собственности в России»
Автор курсовой работы: Журавлев В.А.
Группа №132
Научный руководитель: Бодров О.Г.
Казань 2006
План работы:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………...26
Приватизация в России — передача активов бывшего СССР в частное владение.
Приватизация проходила в России с начала 1990-х годов (сразу после распада СССР). Её также связывают с именами Гайдара и Чубайса, занимавшими в то время важные посты в правительстве.
Взяв курс на переход к рыночной экономике, государство должно было преобразовывать формы и отношения собственности. Все попытки введения рыночного механизма без вмешательства в сложившиеся отношения - отношения собственности - представляются невозможными как в экономической, так и в социальной сферах, так как рынок - прежде всего взаимодействие многообразных равных в осуществлении своих экономических прав собственников. Рынок без развитых отношений и разнообразия форм собственности невозможен в принципе.
Характерно, что само становление рынка, появление конкуренции способствует формированию рациональных соотношений между разными формами собственности, то есть на его основе складывается рациональная структура форм собственности. Если изначально предоставить свободу перехода от одной формы собственности к другой, то необходимая, естественная структура форм собственности и предпринимательства возникает сама собой, и будет поддерживаться, хотя некоторого контроля этого процесса со стороны государства избежать невозможно.
В результате свободной конкуренции должно происходить изживание форм собственности, которые окажутся неконкурентоспособными, из некоторых областей производства, обращения, потребления и замена их другими формами собственности. Отметим также, что конкуренция форм собственности полезна сама по себе, так как побуждает каждую из них к самосовершенствованию.
Наиболее стандартными ситуациями, возникающими при формировании рынка, являются:
Рассмотрим ситуацию, в которой собственность переходит от одного собственника к другому, если такая передача не наследование, дарение, обмен, переход собственности из одних рук в другие без изменения формы собственности, то она требует изменения формы собственности
Это, с одной стороны, проблемы разгосударствления, приватизации предприятия, а с другой стороны, проблемы национализации объектов негосударственной собственности. Масштабность и особенность этих проблем, их особая острота для российской экономики побуждают рассмотреть вопросы трансформации форм собственности самостоятельно, с учетом их проявления как в экономике всего мира, так и конкретно в Российской экономике.
Как экономическое явление приватизация присуща всей мировой экономике. Но, сохраняя общие черты и закономерности, она в различных условиях приобретает особенные черты.
Приватизация - одно из важнейших преобразований при переходе к рынку и является особой системой экономических отношений, появляющихся из-за изменения формы собственности на средства производства: с государственной формы на частную .
Разбор методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет показать экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную под прямым воздействием государственных органов. Наиболее короткое определение приватизации можно сформулировать так: передача государственного имущества в частный сектор экономики. Связь понятий «приватизация» и «разгосударствление» заключатся в том, что приватизация как раз и является «разгосударствлением» государственной собственности. Иногда такие процессы истолковываются как возврат государственной собственности её действительным «хозяевам». Но до сих пор нет ни одного общепризнанного определения явления приватизации. На Западе можно встретить множество определений, такие как:
Несмотря на множество определений можно выделить два основных вида приватизации: платная и бесплатная, каждая из которых базируется на определенных доводах и аргументах.
Бесплатная приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как в демократическом государстве каждый гражданин формально является совладельцем собственности государства, его надо превратить из формального в действительного собственника, наделив частью государственного имущества. Следовательно, должно появиться стремление к более производительному труду, к экономии затрат и более разумному использованию ограниченных ресурсов. На практике же реализация связана с выдачей всем гражданам приватизационных чеков - ваучерами.
Платная приватизация. В этом случае государственная собственность продается по различным схемам. Основная идея этого процесса состоит в продаже государственной собственности на аукционах за реальные деньги. Это происходит путем акционирования предприятия и последующей продажи его акций на фондовом рынке. Сторонники этого способа отмечают, что только в этом случае появится эффективный собственник.
Кроме того, она приводит к увеличению доходов в бюджет.
Одним из серьезнейших вопросов, касающихся приватизации - это сроки её проведения: или она должна быть продолжительной и последовательной - растянуться на несколько десятилетий, или быстрой. Существует мнение ведущих экономистов, что находящуюся в государственной собственности экономику с трудом возможно приватизировать за 2-3 года, а если говорить более четко, то это практически невозможно. Реальное же осуществление приватизации должно быть медленным по трем основным причинам:
Приверженцы «быстрой» приватизации считают, что таким путем можно за короткий промежуток времени создать новый класс частных собственников – опору и основу социальных реформ. В данной схеме предлагается «обвальная» приватизация жилищного фонда, мелких и средних предприятий. Однако ни одна из предложенных моделей не может быть использована в полном объеме по отдельности, только их объединение приводит к необходимому эффекту.
Приватизация, с одной стороны, должна была стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой - инструментом государственного регулирования долговременного действия.
Основными критериями выбора способа приватизации являются принадлежность предприятия к определенной отрасли ,а также его размер, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения предприятия именно в его отрасли и его (предприятия) производственного потенциала, рентабельность предприятия, возможность привлечения иностранных инвестиций. Приведенные выше критерии обусловили следующие основные способы приватизации: акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа государственных предприятий или имущества на аукционе; выкуп арендованного имущества. Для достижения лучшего результата необходимо отдать предприятие в руки опытных менеджеров и суметь заинтересовать их в достижениях наилучших итоговых результатов.
Основным принципом приватизации должен являться главный принцип всех реформ - не навреди!
Исходя из опыта приватизации в странах с рыночной экономикой и с экономикой переходного вида можно сформулировать ряд принципов:
В условиях трансформации российской экономики из директивной в рыночную, в центре всеобщего обсуждения чаще всего оказываются такие понятия, как «частная собственность», «приватизация», «разгосударствление».
Исходя из традиционного подхода, частная и общественная собственность рассматриваются как два противоположных вида. Именно этот подход привлек наибольшее внимание в советском периоде. Следуя этому подходу, считали, что даже мелкая частная собственность является преступлением против советского режима.
Во втором, трудовом подходе, на первый план выходит эксплуатационный характер собственности . Понятие «трудовая собственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность.
Третий подход, который по его собственному критерию можно назвать «субъектным», отождествляет частную и индивидуальную собственности несмотря на тип и способ производства.
Четвертый подход условно можно назвать «Западным»: исходя из этого подхода вся негосударственная собственность является частной. Именно поэтому и приватизация понимается как разгосударствление, или переход государственной собственности в собственность акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев.
Но приватизация не является простой политикой дерегулирования экономики - ее государственного и негосударственного секторов. Наоборот, она является элементом государственного регулирования долгосрочного характера. Коммерциализация предприятий федеральной и других видов государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как субъекты предпринимательской деятельности.
Массовый характер приватизация принимает только при использовании различных методов (таких, как акционирование и конкурсная продажи). Приватизация имеет ценность не сама по себе, а как взаимосвязь приватизации и деприватизации - двух допустимых способов воздействия государства на формирование экономической структуры общества, границ приватизации, взаимоотношений между приватизированными и государственными предприятиями.
Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную под непосредственным воздействием государственных органов.
Реальная приватизация происходит лишь при продаже предприятия из государственной собственности в частную. А преобразование предприятия в акционерное общество можно назвать формальной приватизацией, потому что после выкупа акций бывшего государственного предприятия членами трудового коллектива остальные акции остаются в государственной собственности, и нужно время, пока их не выкупят другие инвесторы.