Приватизация в России: итоги и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

В развитой рыночной экономике одну из главных ролей играют экономические институты и государственные органы. Упразднив советскую модель в разных ее проявлениях, правительства ряда государств выказали желание ввести рыночную экономику. Говоря о рынке, о процессе перехода от административно - командной к рыночной системе хозяйства, невозможно не сказать о собственности.
Радикальная реформа взаимоотношений собственности считается главным вопросом современных преобразований в российской экономике. Объяснить это можно тем, что отношения собственности создают базу каждой экономической системы. Выстроившиеся приблизительно за 70 лет отношения собственности в России сложили основу административно-командной системы хозяйства. Если они остаются постоянными (неизменными), то система рыночных отношений обречена на неизбежную неудачу.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Собственность. Предпосылки приватизации 4
Параграф 1. Формы собственности 4
Параграф 2. Необходимость и предпосылки приватизации в России 6
Глава 2. Особенности приватизации в России 8
Параграф 1. Понятие приватизации в России 8
Параграф 2. Цели российской приватизации 10
Параграф 3. Государственная программа приватизации 10
Глава 3. Этапы приватизации в России 13
Параграф 1. Ваучерный этап приватизации 13
Параграф 2. Денежный этап приватизации 17
Глава 4. Итоги и перспективы Российской приватизации 19
Параграф 1. Итоги приватизации 19
Параграф 2. Современные тенденции и перспективы 20
Параграф 3. Приватизация 2013 22
Заключение 26
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

приватизация в россии.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

Нельзя было забывать и о основополагающем принципе приватизации - предотвращении банкротства. Таковую проблему двух совместно происходящих процессов - приватизации и банкротства, удалось решить только тогда, когда были найдены ключевые идеи и принципы, которые позволяли не только не нанести вред приватизации, но и значительно ускорить процесс смены собственности, причем конкретно через приватизацию избежать массовой ликвидации предприятий - банкротов. Было создано Федеральное управление, для того, чтобы привести в действие процесс банкротства.

И, наконец, третий путь - это была обязательная смена собственности, срочная приватизация, если финансовый крах неминуем. Именно такая норма была заложена в Указе, который поручал Федеральному управлению по делам о несостоятельности принимать решения о принудительной приватизации. В этом случае трудовой коллектив уже не мог получать  все льготы, предусмотренные при обычной приватизации, так как разговор не шел о перераспределении собственности, а была речь об экономическом обновлении предприятия. Ему необходимо было найти инвестора, продавать на инвестиционном конкурсе нужный пакет акций по тем условиям, которые одобрит потенциальный покупатель. Конкурсные и аукционные торги были в таких случаях просто необходимы, ибо это предотвращало возможную коррупцию и позволяло одновременно наиболее четко и взвешенно форсировать процесс принудительной приватизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

            

 

                Глава 4. Итоги и перспективы Российской приватизации                                           

                                   Параграф 1. Итоги приватизации 

 

Положительные результаты приватизации связаны, главным образом, с системной трансформацией экономического строя РФ, в том числе с устранением монополии государственной собственности в стране и созданием основы многоукладной экономики. Также важным результатом можно считать то, что приватизационные программы реализовались в целом без серьезных потрясений в социуме. Как обобщающий итог приватизации можно привести следующий факт: в настоящее время уже до семидесяти процентов ВВП России создается негосударственным сектором экономики.

Если говорить о тенденции  улучшения функционирования приватизированных предприятий по сравнению с неприватизированными, можно привести в пример следующие показатели.

Например, существенно  вырос удельный показатель эффективности, то есть объем выручки с 1 кв. м площади, в некоторых отраслях добывающей промышленности увеличилась извлекаемость сырья.

Очевидно, что эффективность  работы абсолютно любой компании связана не столько с видами собственности, сколько с компетентностью управления и с условиями макросреды, в которой происходит ее функционирование.

К важнейшим особенностям российской модели приватизации можно отнести то, что приватизация проводилась не столько по законам, сколько по указам Президента и ведомственным нормативным документам Госкомимущества. Для предприятий госсектора были разработаны типовые стандартные процедуры приватизации, однако широко применялись «индивидуальные процедуры приватизации», вводимые местными органами власти (они являлись незаконными).

Составлялись ежегодные  государственные программы приватизации, но включение в эти программы адресных заданий означало выбор наилучших предприятий и их форсированный передел.

Из-за отсутствия денежных средств у населения осуществлялась бесплатная раздача государственной собственности, а также ее продажа по минимальным ценам, в основном в интересах директоров и государственных чиновников.

При выборе определенной модели ускоренной массовой приватизации занимала главные позиции текущая политическая целесообразность, а не экономическая разумность.

По факту устанавливалось господство частной собственности в условиях недостаточно полноценной среды ее функционирования и неблагоприятных макроэкономических условиях. При этом внешняя открытость национальной экономики, вместо фактора развития рыночной экономики, оказывала не стимулирующее, а скорее угнетающее и разрушающее действие.

Таким образом, при ощутимом политическом результате (к нему относится возникновение слоев мелких и крупных собственников) по факту экономически приватизация в Российской Федерации оказалась малоэффективной. Очевидно, что вместо форсирования данного процесса необходимо было налаживать действенное управление остававшейся государственной собственностью.

 

                     Параграф 2. Современные тенденции и перспективы

 

В настоящее время  приватизация носит постепенный и так называемый «точечный» характер в том смысле, что в каждом конкретном случае государственные органы стремятся выбирать для этого объекты в порядке очередности и народнохозяйственной целесообразности в данный момент времени. При этом они старательно пытаются увязать ее с поиском «эффективного инвестора», в том числе, а точнее даже в первую очередь, иностранного, который, безусловно, обеспечил бы реальное накопление капитала, модернизацию аппарата производства, увеличение или, по меньшей мере, сохранение некоторого числа рабочих мест. К сожалению, эти верные новые ориентиры приватизации пока еще слабо воплощаются в жизнь.

Как отмечалось ранее, в течение всего переходного периода доля государственных предприятий в производстве ВВП в странах с переходной экономикой объективно должна оставаться более высокой, чем в развитых странах. Это в полной мере можно отнести и к России. Однако в принципе подавляющее большинство остающихся в государственной собственности предприятий постепенно будет вовлечено в процесс приватизации. В собственности государства в обозримой перспективе будут оставаться лишь важнейшие предприятия военно-промышленного комплекса (ВПК), которые имеют ключевое значение для обеспечения обороноспособности страны. Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1996 года определен список четырехста восьмидесяти предприятий ВПК, приватизация которых запрещена бессрочно.

Перспективы российской экономики во многом будут зависеть от того, пойдет трансформация отношений  собственности только по пути приватизации большей части хозяйственного имущества, еще остающегося в госсобственности, или же она будет эффективно сочетаться с созданием частного сектора, то есть формированием абсолютно новых предприятий на основе частной собственности. Конечно, речь может идти в первую очередь о создании новых мелких и средних предприятий.

 

Показателен в этой связи  опыт китайских реформ. После их начала в 1978 году в стране были созданы миллионы небольших частных предприятий (в том числе и тех, которые действовали в сельской местности волостных и поселковых предприятий), которые в настоящее время производят более 1/2 ВВП КНР.

 

К сожалению, как уже  отмечалось выше, в России вновь  созданных в пореформенный период предприятий крайне мало. Причем подавляющее  большинство из них занято в сферах торговли и услуг (не столько услуг потребительского назначения, сколько риэлтерских, юридических, консультационных и т.п.). В то же время и результаты их деятельности однозначно показывают, что благодаря совершенно иной мотивации, связанной с необходимостью быстро утвердиться на рынке и обеспечить достаточную рентабельность, они за достаточно короткое время нередко добиваются крайне значительных успехов.

 

Экономическое стимулирование мелкого бизнеса, которое активно осуществляется во всех странах Запада, в России сегодня, безусловно, лимитируется недостаточными финансовыми возможностями государства. По мере того, как преодолевается финансовый кризис, стимулирование к созданию частного сектора должно стать одной из приоритетных задач экономической политики государства. Однако уже сегодня можно значительно улучшить правовые условия деятельности в сфере мелкого бизнеса и устранить многочисленные препятствия, которые искусственно созданы, на его пути. От создания эффективного среднего класса решающим образом зависит будущее нашей страны.

 

                                  Параграф 3. Приватизация 2013    

                     

Правительство рассчитывает продать в рамках приватизации в 2013 году до 6 процентов акций госкомпании Роснефть, провести IPO Совкомфлота, пилотную продажу 5 процентов РЖД, реализовать от 10 до 25,5 процента акций второго по величине госбанка ВТБ, а также провести еще несколько крупных сделок.

В начале лета правительство  РФ утвердило список компаний и пакетов  акций, предназначенных для продажи, не определив тогда конкретные сроки приватизации, а лишь ограничив их 2016 годом.

 

В материалах Минэкономразвития  к заседанию правительства говорится  об SPO в качестве способа продажи 6 процентов акций Роснефти, за которые  власти рассчитывают получить до 140 миллиардов рублей.

 

Речь идет о продаже 5,66 процента российской госкомпании британской BP, которая заложена в условиях объявленной на днях сделки по выкупу 50-процентной доли BP в ТНК-BP - BP обязалась купить пакет Роснефти по цене $8 за акцию на общую сумму $4,8 миллиарда.

 

Госпакет Роснефти, которая  готовится к покупке третьей  по величине нефтекомпании страны ТНК-ВР, был включен в план приватизации на 2012 год. За 15-процентную долю в компании РФ планировала выручить порядка 200 миллиардов рублей.

 

Однако с майским  переездом Путина в Кремль планы  изменились, в частности, экс-вице-премьер  и соратник Путина Игорь Сечин, не раз дававший понять, что совсем не торопится с приватизацией  компании, возглавил Роснефть, а  государственному Роснефтегазу, также возглавляемому Сечиным, Путин разрешил участвовать в скупке госактивов.

 

Рассматривая летом  план приватизации, члены нового правительства  даже не упомянули Роснефть в числе  компаний, продажа которых планируется  в этом году компаний. Тогда же первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов сказал, что приватизация Роснефти "должна быть сложной и неторопливой".

 

Помимо продажи Роснефти, правительство предлагает провести допэмиссию или SPO от 10 до 25,5 процента акций  ВТБ, получив от 58 до 147 миллиардов рублей и IPO 7-14 процентов акций Алросы на сумму 12-24 миллиарда рублей, говорится в презентации Минэкономики.

 

Белоусов также сообщил  о возможном начале приватизации РЖД в следующем году:

"Предварительная проработка  предложений по приватизации  акций РЖД совместно с компанией и Минтрансом подтвердила возможность осуществления продажи пилотного пакета акций компании - до 5 процентов - уже в 2013 году. Это очень важно, чтобы сделать компанию публичной и создать, по сути дела, рыночную оценку ее стоимости".

 

О возможности продажи  акций железнодорожной монополии  впервые всерьез заговорили летом  этого года, однако идея не вдохновляет  руководство РЖД, ежегодная выручка  которой превышает 1 триллион рублей.

 

Президент монополии  Владимир Якунин говорил летом, что, по его мнению, IPO РЖД в Лондоне возможно не раньше 2015-2016 года при оценке 1,7 триллиона рублей.

 

"Я считаю, что РЖД  продавать сейчас не надо, - сказала  аналитик ВТБ-Капитала Елена Сахнова, - сначала нужно определиться, что  будет представлять собой РЖД, будут ли у нее локомотивы, будет ли долгосрочный тариф, как будет финансироваться ее инвестпрограмма".

 

Если сейчас разместить акции монополии можно исходя из оценки в $40-50 миллиардов, то после  того, как появится ясность по всем этим вопросам, можно будет говорить о $60-80 миллиардах и даже о $90 миллиардах, считает она.

 

Крупнейшей сделкой  следующего года может стать IPO Совкомфлота.

Правительство РФ уже  несколько лет подряд заявляет о  скорой приватизации Совкомфлота, одной  из крупнейших в мире судоходных компаний.

Чиновники говорят о  необходимости сначала разместить на бирже 25 процентов акций компании, а через год избавиться от контрольного пакета, продав оставшиеся 25 процентов, например, стратегическому инвестору.

 

По мнению Сахновой, Совкомфлот может быть оценен рынком примерно в $3 миллиарда, то есть от размещения 25 процентов РФ сможет получить $750 миллионов.

 

"Рынок (морских  перевозок) цикличен, и сейчас  он в самом низу, так почему  не дождаться пика?".

 

По ее словам, вернуться  к приватизации Совкомфлота можно было бы года через два, когда ситуация на рынке улучшится.

 

Также до конца года планируются приватизационные сделки с пакетами Мурманского морского торгового порта (25,5 процента) и порта Ванино (55 процентов), возможна продажа 10-процентной доли Роснано. До конца 2012 года РФ планирует завершить предпродажную подготовку Новороссийского морского торгового порта.

 

Чиновники обсуждают  приватизацию в 2014-2016 годах электроэнергетических  компаний ИнтерРАО, ФСК и РусГидро. В списке на этот срок также стоит  нефтетранспортная монополия Транснефть, Зарубежнефть, Аэрофлот, Шереметьево, Россельхозбанк и Росагролизинг, Объединенная авиационная корпорация, Объединенная судостроительная корпорации, Уралвагонзавод, говорится в презентации ведомства. Формы продажи и размеры пакетов не уточняются. Всего за них РФ хотела бы выручить около 465 миллиардов рублей.

 

 

 

 

                                                 

                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Заключение 

После того, как я изучила материалы по теме «Приватизация в России: итоги и перспективы» я могу сделать вывод, что радикальная реформа отношений собственности является одним из главных вопросов современных преобразований в экономике России.

В процессе реформ, вопрос о приватизации приобрел первостепенное политическое, идеологическое, а также практическое значение.

Целью приватизации было обеспечение условий для четкого сбалансированного функционирования будущей рыночной системы.

Процессы приватизации в России начались несколько ранее, чем была сформирована и создана концепция предприятий и официально признано понятие частной собственности.

Сначала происходила приватизация государственных финансовых ресурсов, которая заключалась в том, что деньги государственных предприятий и общественных организаций начинали свой собственный оборот, постепенно превращаясь в собственные средства формально независимых от государства предприятий и ассоциаций. В результате этого происходила некая приватизация финансовых ресурсов государства и уже на основе нее - приватизация экономики в целом.

Информация о работе Приватизация в России: итоги и перспективы