Приватизация в России: итоги и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

В развитой рыночной экономике одну из главных ролей играют экономические институты и государственные органы. Упразднив советскую модель в разных ее проявлениях, правительства ряда государств выказали желание ввести рыночную экономику. Говоря о рынке, о процессе перехода от административно - командной к рыночной системе хозяйства, невозможно не сказать о собственности.
Радикальная реформа взаимоотношений собственности считается главным вопросом современных преобразований в российской экономике. Объяснить это можно тем, что отношения собственности создают базу каждой экономической системы. Выстроившиеся приблизительно за 70 лет отношения собственности в России сложили основу административно-командной системы хозяйства. Если они остаются постоянными (неизменными), то система рыночных отношений обречена на неизбежную неудачу.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Собственность. Предпосылки приватизации 4
Параграф 1. Формы собственности 4
Параграф 2. Необходимость и предпосылки приватизации в России 6
Глава 2. Особенности приватизации в России 8
Параграф 1. Понятие приватизации в России 8
Параграф 2. Цели российской приватизации 10
Параграф 3. Государственная программа приватизации 10
Глава 3. Этапы приватизации в России 13
Параграф 1. Ваучерный этап приватизации 13
Параграф 2. Денежный этап приватизации 17
Глава 4. Итоги и перспективы Российской приватизации 19
Параграф 1. Итоги приватизации 19
Параграф 2. Современные тенденции и перспективы 20
Параграф 3. Приватизация 2013 22
Заключение 26
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

приватизация в россии.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

Тем не менее, всем этим трудностям противостояли два факта, которые сыграли основополагающую роль. Во-первых, налицо было стремление ранее господствующего класса номенклатуры в условиях быстрого крушения прежних ограничений приватизировать де-факто, а затем и де-юре объекты государственной собственности, созданные тяжким трудом многих поколений. Именно уникальная историческая возможность в самые кратчайшие сроки завладеть и юридически оформить государственную собственность в собственность частную – причина крайне стремительного, относительно легкого и бескровного краха отжившего (умирающего) строя. Большое количество людей из правящего класса предпочло в сжатые сроки явиться в облике частного собственника того, что принадлежало ему ранее лишь как целому классу. Во-вторых, наличие огромного экспортного потенциала (прежде всего, бесспорно, нефтегазового комплекса), что явилось неким спасательным кругом для экономики России. Борьба вокруг государственной программы приватизации отражает борьбу различных сил как внутри новой власти, так и между новой и старой номенклатурами. В то же время сложность разработки и политического согласования различных вариантов программ приватизации, создание необходимых правовых и административных форм, ограниченность во временных ресурсах не могли не оказать влияние на сроки подготовки и качество утвержденной программы приватизации. В течение 1992 года подготовительный период государственной приватизации завершился. Было принято решение о двух этапах приватизации – ваучерный (бесплатный) и денежный (платный).

                    

                        Параграф 2. Цели российской приватизации

 

Главными целями приватизации в 1992 году являлись:

  • Создание слоя частных собственников, помогающих созданию социально-ориентированной рыночной экономики;
  • Увеличение эффективности деятельности различных предприятий;
  • Социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, которые поступили от приватизации;
  • Помощь в процессе стабилизации финансового положения в РФ;
  • Создание почвы для конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;
  • Привлечение западных инвестиций.

Безусловно, важно отметить, что цели, поставленные перед программой приватизации, во многом были противоречивы и не учитывали макроэкономической ситуации и социального положения, сложившихся на данный момент времени. 4

 

                 Параграф 3. Государственная программа  приватизации 

 

Законом определялась государственная  программа приватизации. Данная программа включала в себя задания на текущий год и прогноз на два следующих года. В соответствии с этой программой были выделены некоторые категории объектов приватизации.

К первой категории относятся объекты, не подлежавшие и не подлежащие в ближайшее время приватизации. Сюда можно отнести: недра, земельные и водные ресурсы, континентальный шельф, железнодорожные, трубопроводные и автомагистрали, объекты, представляющие собой национальное достояние. К тому же, сюда можно отнести подавляющую часть оборонного комплекса, исключая только те предприятия, которые уже переключились на производство гражданской продукции.

Объекты немедленной приватизации – это вторая категория. Объекты немедленной приватизации - торговля, сфера услуг, ЖКХ, жилье, маленькие и средние предприятия, муниципальный транспорт и тому подобное; также объекты, которые остались в государственной собственности. К ним относятся: топливный и энергетический комплекс, фармацевтическая промышленность, предприятия, выпускающие детское питание и другие объекты большой значимости.

В программе также  были установлены требования к местным  программам приватизации, задания органам государственной власти и управления по приватизации госимущества, выгодные способы приватизации и формы платежа, льготы для членов трудовых коллективов и предприятий, которые приватизируют, условия кредитования, условия использования при приватизации иностранных инвестиций, приблизительный прогноз поступлений средств от приватизации в данный период и нормативы их распределения в республиканский бюджет РФ, бюджеты республик, находящихся в составе РФ, местные бюджеты, внебюджетные фонды, порядок взаиморасчетов фондов имущества различного уровня между друг другом и с соответствующими бюджетами по всем видам платежных средств, полученных от приватизации, целевых фондов для инвестирования в наиболее отсталых в социально-экономическом развитии регионов РФ, структурной перестройки народного хозяйства, восстановления природной среды или др.

В программе также  устанавливался перечень государственных предприятий, объединений или их подразделений, не подлежавших приватизации. Организация приватизационной компании по Закону от 3 июля 1991 года возлагалась на Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом.

 

                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               

 

                               Глава 3. Этапы приватизации в  России

                            Параграф 1. Ваучерный этап приватизации

Понятие чека (или иначе - ваучера) связано с источниками платежа при приватизации. Исходя из этого, нужно упомянуть, что существовавшая в свое время идея бесплатной передачи имущества населению была связана с Законом о приватизационных счетах. Однако на практике цели этого закона выполнял Указ о приватизационных чеках.

Приватизационный чек - государственная ценная бумага, предназначенная для обмена на активы государственных предприятий, передаваемых в частные руки в процессе приватизации. Разрушение в Российской Федерации системы расчетно-платежных отношений сделало почти невозможным применение приватизационных счетов. Если бы в данную неразбериху добавили бы еще и 150 миллионов держателей расчетных счетов, то был бы неизбежным паралич денежной системы. Это способствовало  развитию различных махинаций с денежными счетами. Но главным нежелательным фактором и в социальном, и в экономическом плане являлось то, что это надолго задержало бы саму приватизацию. Именно поэтому было принято решение счета заменить приватизационным чеками, которые, в сущности, выполнили ту же функцию, правда, явились при всем при этом бумагой «на предъявителя».

Положительной стороной приватизационного чека явилось  и то, что чековая приватизация предопределяла большие масштабы и очень высокие темпы этого процесса, так как чеки были розданы всему населению, а реализовать их можно было лишь в ограниченный срок.

Тем самым в процесс приватизации была вовлечена большая часть населения, и объектами приватизации стало около девяноста процентов государственного имущества, чего, к слову, не знала история денационализации других европейских стран. В этом есть своя специфика приватизации в России на первоначальном этапе.

Ваучерный этап приватизации в России имеет свою точную дату завершения – первое июля 1994 года. Того количества данных, которые имеются, явно недостаточно, чтобы строго оценить итоги ваучерной приватизации, например отсутствуют достоверные данные о средствах, которые поступали от приватизации (те данные, которые были официально приведены, противоречивы и не совсем стыкуются по ряду параметров), равно как и нет достоверно точных сведений о доли иностранного капитала в приватизации.

Тем не менее, итоги этого этапа  приватизации подвести просто необходимо. Это можно сделать посредством сравнения доступных для нас данных с провозглашенными задачами ваучерного этапа приватизации, а также с опытом приватизации в ряде других стран.

Результатами ваучерной приватизации стало то, что, во - первых, приватизация в России осуществлялась и осуществляется по сей день. Можно вести продолжительные споры, но факт остается фактом - большинство предприятий, которые подлежали приватизации, сейчас приватизированы, в том числе и путем акционирования. Во - вторых, деятельность более пятиста ваучерных фондов, если опять-таки избежать оценки их деятельности. В - третьих, население России сейчас уже далеко не то, каким оно было прежде, накануне приватизации. Значительно улучшилось первичное экономическое рыночное образование большого количества граждан нашей страны, несмотря на то, что этот уровень все еще остается не достаточно высоким. В - четвертых, была создана инфраструктура рынка ценных бумаг, хотя она, естественно, еще далека от завершения и совершенства. В - пятых, приватизация не встретила значительного противодействия со стороны широких слоев общества, что явилось одной из причин сохранения на территории России относительного социального мира, несмотря на экономические трудности этого периода и социальную напряженность. В - шестых, независимо от оценки итогов приватизации 1992-1995 годов ее проведение – объективный шаг к тому, чтобы утвердить частную собственность, если абстрагироваться от ее содержательной характеристики.

В результате ваучерной приватизации семьдесят процентов предприятий промышленности отошли в частную собственность, сорок миллионов граждан России стали акционерами, более миллиона – владельцами малого бизнеса.5 По данным Госкомстата, к середине 1994 года было приватизировано около ста тысяч предприятий, то есть около 2/3 от всего их количества.6

Ваучерная приватизация, по определению, является абсолютно бесплатной, льготной и не может содействовать финансовой стабилизации. Приватизация предприятий - монополистов вообще не является средством борьбы с монополизмом. Напротив, она как раз усиливает эту борьбу из-за снижения контроля государства над монополистической деятельностью.

Таким образом, из всех задач, поставленных Государственной программой приватизации, достигнута фактически лишь одна – создание условий и организационных структур для расширения масштабов приватизации.

Что касается создания частной собственности и частных собственников, то в этой сфере ситуация несколько сложнее. Большинство акционируемых предприятий избрало второй вариант предоставления льгот трудовым коллективам, по которому трудовому коллективу достается пятьдесят один процент уставного капитала, что в значительной мере отсекает от приватизируемой собственности «эффективных» собственников, которые не желают вкладывать деньги в предприятия, где они не будут являться полновластными хозяевами. В результате у крупных предприятий появилось достаточное количество формальных собственников, не обладающих капиталом, который необходимо вложить в реконструкцию или реорганизацию производства. При этом пока нет отработанной системы для того, чтобы управлять пакетом акций, принадлежащих государству. Да и средств у таких акционеров тоже не имеется. Поэтому фактическое руководство бывшими государственными, а на сегодняшний день акционерными предприятиями, осуществляет прежняя администрация, которая теперь еще меньше стала подконтрольна собственнику.

Одновременно проходит процесс перераспределения собственности в результате тщательно скрываемых действий: манипуляции с проведением закрытой подписки и чековых аукционов, скупки акций у членов трудовых коллективов после длительного периода невыплаты заработной платы под предлогом объективных трудностей и т.п. Сегодня все еще нет каких – то принципиальных отличий в большинстве муниципальных и акционерных предприятий, отсутствует реальная ответственность за результаты деятельности и тех, и других. Среда, в которой производят деятельность эти два типа предприятий, меняется крайне медленно. Многие акционерные предприятия до сих пор еще ориентированы на политику из бюджета, помощь от государства, получение от него различного рода льгот. Частные по форме предприятия в лице их руководителей достаточно  медленно производят переориентировку на изменение мотивов экономического поведения: руководители акционерных предприятий пользуются своим положением для укрепления своих личных позиций в будущей борьбе и для немедленной «наживы». Это проявляется в ориентации на торговые и спекулятивные операции, на махинации, на выбивание льгот и различных преимуществ, а не на решение стратегически – важных проблем, связанных с переориентацией производства под критерии, продиктованные рынком, реконструкцию предприятий. Объективно это можно оправдать тем, что общая экономическая ситуация мало способствует подобной переориентации.

Едва ли можно предположить, что политические лидеры, которые стояли у истоков и руля приватизации в 1992-94 годах, не предвидели хотя бы основных ее последствий. Ответственность, которую они возложили на себя, требовала и требует обеспечить при проведении реформ получение положительного эффекта за достаточно короткий период времени, а не в течение нескольких тысячилетий. Сопоставляя предварительные итоги приватизации в России с рядом других стран, мы можем констатировать тот факт, что переход к частной собственности идет у нас относительно средними темпами и с переменным успехом.7 

На 1 июня 1993года в Российской Федерации было приватизировано  пятьдесят четыре процента всех предприятий, которые подлежали "малой" приватизации. Данные по регионам и отраслям приведены в таблице 1 и 2.

В таблице 3 показаны результаты приватизации в отдельных областях.

 

                        Параграф 2. Денежный этап приватизации 

 

К началу 1994 года, было погашено около половины приватизационных чеков, что составляло примерно девяносто миллионов. Но, в связи с тем, что до окончания чековой приватизации оставалось всего несколько месяцев, это потребовало от правительства создания новой программы приватизации на 1994 год. Было рассчитано, что эта программа подготовит почву для окончания этапа реформ 1991-1993 годов, а затем будет переход к следующему этапу, который получил название - денежная приватизация, становлению вторичного рынка ценных бумаг, утверждению всех необходимых структур нормального, цивилизованного фондового рынка в России.

Новая программа ставила своей главной целью, как и предыдущая, формирование широкой прослойки частных собственников как экономической основы рыночных отношений. Сохранены были все основные способы приватизации, прежние варианты льгот, также зафиксированы принципы бесплатной чековой приватизации, действующий механизм чековых аукционов и т.д. Программой было также ограничено применение Указа Президента о вексельном обращении: из сферы его действия были исключены предприятия с государственной долей имущества свыше двадцати пяти процентов. Имущество этих предприятий реализовывалось за счет ваучеров и лишь после окончания чековой приватизации могли действовать другие принципы. Через приватизацию должны были также пройти и все предприятия - банкроты.

Программа к тому же предусматривала укрепление роли инвестиционных фондов. Им разрешено было увеличить долю акций одного из предприятий в своих активах до двадцати пяти процентов, вместо прежних десяти процентов. Это позволило фондам непосредственно участвовать в управлении акционерными обществами, но некоторые из фондов собрали всего по тысяче ваучеров и они были вынуждены уступить свои акции более крупным и сильным коллегам, так как они понимали, что просто не смогут функционировать. Подобная практика «поглощения» определенных фондов другими была легализована Программой.

Информация о работе Приватизация в России: итоги и перспективы