Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 15:57, курсовая работа
В развитой рыночной экономике одну из главных ролей играют экономические институты и государственные органы. Упразднив советскую модель в разных ее проявлениях, правительства ряда государств выказали желание ввести рыночную экономику. Говоря о рынке, о процессе перехода от административно - командной к рыночной системе хозяйства, невозможно не сказать о собственности.
Радикальная реформа взаимоотношений собственности считается главным вопросом современных преобразований в российской экономике. Объяснить это можно тем, что отношения собственности создают базу каждой экономической системы. Выстроившиеся приблизительно за 70 лет отношения собственности в России сложили основу административно-командной системы хозяйства. Если они остаются постоянными (неизменными), то система рыночных отношений обречена на неизбежную неудачу.
Введение 3
Глава 1. Собственность. Предпосылки приватизации 4
Параграф 1. Формы собственности 4
Параграф 2. Необходимость и предпосылки приватизации в России 6
Глава 2. Особенности приватизации в России 8
Параграф 1. Понятие приватизации в России 8
Параграф 2. Цели российской приватизации 10
Параграф 3. Государственная программа приватизации 10
Глава 3. Этапы приватизации в России 13
Параграф 1. Ваучерный этап приватизации 13
Параграф 2. Денежный этап приватизации 17
Глава 4. Итоги и перспективы Российской приватизации 19
Параграф 1. Итоги приватизации 19
Параграф 2. Современные тенденции и перспективы 20
Параграф 3. Приватизация 2013 22
Заключение 26
Список используемой литературы
Введение
Глава 1. Собственность. Предпосылки приватизации
Параграф 1. Формы собственности
Параграф 2. Необходимость и предпосылки приватизации в России 6
Параграф 1. Понятие приватизации в России
Параграф 2. Цели российской приватизации
Параграф 3. Государственная программа приватизации
Глава 3. Этапы приватизации в России
Параграф 1. Ваучерный этап приватизации
Параграф 2. Денежный этап приватизации
Глава 4. Итоги и перспективы Российской приватизации
Параграф 1. Итоги приватизации
Параграф 2. Современные тенденции и перспективы
Параграф 3. Приватизация 2013
Заключение
Список используемой
литературы
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Тема моей курсовой работы «Приватизация в России: итоги и перспективы». Термин "приватизация" родился в конце 80-х годов в недрах команды Явлинского во время подготовки к программе "500 дней". В настоящее время, когда «приватизационный бум» в России пришел к своему логическому заключению, экономисты и государственные деятели оценивают и подводят итоги.
Я выбрала данную тему для моей курсовой работы, так как, на мой взгляд, она достаточно актуальна в настоящее время, поскольку приватизация в России в девяностые годы прошла несколько иначе, чем задумывалось ее идеологами и организаторами. Произошло достаточное количество серьезных ошибок, именно поэтому я считаю необходимым изучить и проанализировать их.
В развитой рыночной экономике одну из главных ролей играют экономические институты и государственные органы. Упразднив советскую модель в разных ее проявлениях, правительства ряда государств выказали желание ввести рыночную экономику. Говоря о рынке, о процессе перехода от административно - командной к рыночной системе хозяйства, невозможно не сказать о собственности.
Радикальная реформа взаимоотношений собственности считается главным вопросом современных преобразований в российской экономике. Объяснить это можно тем, что отношения собственности создают базу каждой экономической системы. Выстроившиеся приблизительно за 70 лет отношения собственности в России сложили основу административно-командной системы хозяйства. Если они остаются постоянными (неизменными), то система рыночных отношений обречена на неизбежную неудачу. Чтобы осуществить переход к рыночной экономике, нужно создать ряд условий, из которых основополагающим является наличие многообразных форм собственности.
Истории известны различные типы собственности, основными из которых является общая и частная. Исторически исходной была общая собственность. Она базировалась на совместном труде и присвоении. Впоследствии появилась частная собственность. В России в соответствии с законом
признаются частная, муниципальная, коллективная и иные формы собственности.
Частная форма собственности - одна из форм собственности, предполагающая защищённое законодательством право физического или юридического лица, либо их группы на объект собственности. При частной форме собственности правом владения, пользования и распоряжения, включая передачу либо продажу имущества и дохода, обладает конкретный индивид (семья). Тут собственность выступает в двух видах: трудовая и нетрудовая. Субъекты трудовой частной собственности - единоличные фермеры, ремесленники и другие лица, которые живут своим трудом. Другому виду частной собственности характерно обогащение за счет чужого труда.
Государственная собственность - форма собственности, при которой имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежат исключительно государству, либо на основе долевой или совместной собственности. Государству могут принадлежать акции в акционерных обществах разнообразных форм собственности, кроме того, государство может иметь в собственности любое имущество, необходимое для того, чтобы осуществлять его функции. Государственная собственность существует на уровне всего народного хозяйства (федеральная собственность); на уровне региона, города, села (городская собственность).
Коллективная собственность - форма собственности, при которой все члены общности имеют одинаковые права на ее владение и использование, а также на равноценное участие в распределении результатов труда. Формами коллективной собственности в РФ является кооперативная, акционерная, собственность трудовых коллективов, общественных организаций и т.п.
Обычно собственность относят к важнейшим деталям национальной экономики, еще она затрагивает политические проблемы и социальные отношения.
Процесс и результативность изменения экономики неразрывно соединены с эффективностью управления собственностью, как на федеральном, так и на субфедеральном уровнях.1
Понятно, что любой рынок не может функционировать в отсутствии развитого института частной собственности. Поэтому вопрос о переходе от государственной собственности к частной был одним из главных еще на этапе «Перестройки», когда советская экономика плотно подошла к необходимости постепенного перехода от единой государственной собственности к многообразию ее форм.2
Параграф 2. Необходимость и предпосылки приватизации в России
Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи (полной или выборочной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки.
Частная собственность – главный институт рыночной экономики. Есть рыночные экономики с более или менее значительным государственным сектором, однако нет таковых, в которых существует только государственный сектор, или в которых государственный сектор доминирует. Если таковое происходит, то экономика просто – напросто перестает быть рыночной. При этом понижается и ее эффективность. Государственные предприятия имеют все шансы быть эффективными, но только в среде частных предприятий и при наличии конкуренции. Снижение их эффективности происходит при доминировании государственных монополий (ослабление или отсутствие конкуренции - внешние причины), а также в силу ослабления хозяйственных мотиваций (отсутствие хозяина, эффективного собственника - внутренние причины). Эти факторы основополагающие. Конкретно они определили упадок и крах коммунистической утопии. Именно поэтому вопрос о частной собственности и о приватизации получил в ходе реформ первостепенное политическое, идеологическое, а также и практическое значение. Реформаторы были абсолютно уверены (как прежде марксисты), что создать процветающую экономику можно только на базе частной собственности.3
К тому же тенденции монополизации и национализации, которые имели место в развитых странах еще после Второй мировой войны, совместно с «неоконсервативной волной», с возвратом экономического либерализма сменились противоположной направленностью: приватизация повсюду стала модой.
В сущности, это был шаг никак не вперед, а в сторону от магистрального пути цивилизации. Далее последовал тупик, из которого мы и пытаемся в данный момент выкарабкаться. Попыткой правительства выхода из образовавшегося положения явилось создание рыночной экономики в России. Для этого потребовалось создание условий формирования рынка: приватизация собственности; право субъектов самостоятельно договариваться о цене; достаточное число производителей, формирующих предложения товаров; устойчивость рубля и денежного обращения; наличие конкуренции; независимое судопроизводство; развитие внешнеэкономических взаимосвязей; формирование у людей рыночных общепризнанных норм поведения. Цель приватизации, как фундаментального элемента реформы в «переходной» экономике заключалась в создании условий для обычного функционирования будущей рыночной системы. Именно в ходе процессов преобразования отношений собственности в рамках страны возможно создание новых мотиваций хозяйствующих субъектов и предпосылок для рационального изменения структуры производства как базовых условий увеличения эффективности производства и роста национального дохода.
В процессе приватизации в РФ государство, являясь практически главным и единственным инвестором и содержателем огромного числа достаточно убыточных и малорентабельных предприятий, отказалось от этого груза в условиях рыночной экономики.
Задача приватизации заключалась в обеспечении условий для нормального функционирования будущей рыночной системы.
При участии государства в процессе приватизации структура собственности, в конечном счете, смогла приобрести следующий вид: государственные предприятия, частный бизнес, народные предприятия, акционерные корпорации с преобладанием государственного капитала, акционерные негосударственные предприятия. Такая структура характерна для многоукладной рыночной экономики. Рынок необходим для российского государства, как средство решения многих экономических и хозяйственных проблем, нависших в результате длительного сохранения в России административно-командного механизма управления экономикой.
Глава 2. Особенности приватизации
в России
Понятие приватизация государственных и муниципальных предприятий было дано в Законе РФ «О приватизации» от 3 июля 1991 года, который гласил, что «приватизация государственных и муниципальных предприятий – приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений, предприятий».
Что касается приватизации земельного и жилищного фондов, а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и природного населения, то ее регулируют другие законодательные акты Российской Федерации и республик в составе РФ.
Цели, приоритеты и ограничения при проведении приватизации в РФ были установлены государственной программой приватизации.
Официальная приватизация связана с двумя крайне значимыми обстоятельствами. Во-первых, в КПСС уже в 1991 году верх взяло реформистское крыло. На Пленуме 1991 года ЦК КПСС, который состоялся в апреле, было принято решение, которое поддерживало приватизацию. Но августовские события этого же года привели к запрету КПСС и открытому переходу власти к антикоммунстичиским силам. Во главе этих сил стояла и часть партийно-хозяйственной номенклатуры, которая сделала ставку на официальный, то есть открытый переход к преобразованию социалистической общественной собственности в частнокапиталистическую, абсолютно менявшую место, социальную и правовую роль представителей класса, который правит, в их отношении к собственности. Вторая фракция КПСС, сформировавшаяся в КП РСФСР во главе с Иваном Кузьмичом Полозковым в июне 1990 года, выступала за сохранение прежней системы. Третьей фракцией, которая вышла низ КПСС уже летом 1991 года и пришедшей к власти в России в результате событий августа 1991 года, стали идеологи и представители новой буржуазии. Они были крайне заинтересованы в том, чтобы вначале укрепить свою победу, направить процесс приватизации в нужное и правильное ей русло, заложить фундамент формирования тех социальных сил, которые станут их будущей поддержкой в борьбе с остаточными явлениями номенклатуры, чьи фактические позиции в разных сферах жизни общества оставались еще достаточно сильными.
Принятия официального решения о приватизации было конкретно в тех условиях определенно недостаточным, чтобы произвести реализацию самого решения. Сложилась крайне неблагоприятная почва: развал старых союзных органов управления, развал рынка потребителей, отсутствие резервов золота и валюты, угроза голода, потеря управляемости народного хозяйства, потеря старых идейных и идеологических опор в различных слоях общества, бедность народа. Именно данные проблемы встали перед новой государственной властью.
Информация о работе Приватизация в России: итоги и перспективы