Приватизация как форма трансформации отношений собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

Важнейшими направлениями формирования рыночной экономики являются поддержка предпринимательства, разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции.
В этой связи, в условиях перехода страны к многоукладной экономике, потребовалось преобразование государственной собственности на основе ее приватизации и разгосударствления, что явилось важным условием формирования рынка. Последние 30-40 лет прошлого века характеризовались все более увеличивающимся отставанием в экономическом развитии стран социалистического лагеря, в которых государство использовало административно-командные рычаги управления экономикой.

Содержание

Введение
1. Теория приватизации…………………………………………………….6
1.1 Сущность приватизации ……………………………………………….6
1.2 Экономическое содержание приватизации…………………………...7
1.3 Цели и принципы…………………………………………………….….9
1.4 Формы, способы и модели приватизации……………………………..12
2. Приватизация на современном этапе, на примере Республики Беларусь………………………………………………………………………18
2.1 Понятие, основные принципы и формы разгосударствления и приватизации на современном этапе………………………………………24
2.2 Особенности приватизации в Республике Беларусь……………………
2.3 Недостатки и пробелы приватизации…………………..……………..30
Заключение…………………………………………………………………..36
Список использованных источников……………………………………….38

Работа содержит 1 файл

Olia.doc

— 264.50 Кб (Скачать)

Довольно обоснованной выглядела и теоретическая поддержка именных приватизационных бумаг. Это могло бы предотвратить их попадание на разбалансированный потребительский рынок. Практика обращения приватизационных чеков на предъявителя показала их двойственное влияние на объем спроса на потребительском рынке. Средства, полученные гражданами от продажи чеков, увеличивали объем спроса, но одновременно значительная доля денежной массы (в том числе наличной) была оттянута на спекулятивный рынок приватизационных чеков. Резкие различия в предложении акций и ваучеров по регионам удалось сгладить в процессе развития биржевой и околобиржевой торговли приватизационными чеками.

Рассмотрение проблем, связанных с механизмом и итогами чековых аукционов, сохраняет свою актуальность потому, что для денежных аукционов по продаже акций реорганизованных предприятий предлагается аналогичный порядок проведения. Кроме того, курс акций, установленный на чековых аукционах, является базой для курса денежных аукционов и вторичного рынка акций. Ценные бумаги приватизированных предприятий в целом достаточно надежны, однако в настоящее время все же низкодоходны и малоликвидны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.

Объективные причины развития приватизационного процесса носят как макроэкономический, так и микроэкономический характер. Необходимость постоянного внерыночного согласования производственной деятельности государственных предприятий в условиях административно-командной экономики обусловила их высокие планово-координационные издержки. Между тем механизм рынка осуществляет такое согласование с гораздо меньшими издержками. Следовательно, приватизация обусловлена не только переходом страны в целом от «административно-командной» системы к «социальному рыночному хозяйству», но и позитивным стремлением предприятий к снижению издержек.

Поэтому успешное проведение приватизации позволит ликвидировать монополизм государственного сектора, создать широкий слой собственников и конкурентную среду, выручить средства от продажи госимущества и направить их на решение социальных программ и развитие малого бизнеса, сократить расходы на содержание госаппарата, создать рабочие места, привлечь местных и иностранных инвесторов для развития экономики, полнее удовлетворить потребности населения в товарах и услугах.

Необходимо учитывать не только экономические, но и социальные последствия приватизации, направленные на повышение жизненного уровня населения. Однако приватизированные предприятия сразу не стали работать лучше, чем государственные, и до настоящего времени не создали конкурентную среду экономики. Это усугубляет экономические и социальные проблемы: инфляцию, безработицу, негативное отношение людей к фактам незаконной приватизации. Лишь небольшая часть населения имеет доход от бесплатно розданных государством приватизационных чеков. Государство должно активно вмешиваться в регулирование негативных процессов разгосударствления и приватизации, не допуская ухудшения экономических и социальных процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.      “Гоc. Регулирование экономики”, под редакц. Антоновой, Минск,1996.

2.      “БЭЖ”, № 3,”Приватизация в РБ,цели, методы, результаты”, Ракова Е.Ю.,2001

3.      А.И.Попов учебник: Экономическая теория изд. Питер 2001. 274 с.

4.      Экономическая теория: Учеб пособие / Л. Н. Давыденко, А. И. Базылева, А. А. Дичковский и др.; Под общ редакцией Л. Д. Давыденко. – Мн.: Выш. Шк., 2002. - 366 с. (347 – 358)

5.      Приватизация и акционирование /сб. нормативных документов. Мн.. 1996.

6.      Карпей Т. В. Экономика, организация и планирование промышленного производства: Учебное пособие для студентов ВУЗов. Издание 4-е испр. И доп. – Мн.: Дизайн ПРО, 2004. – 328с.: ил.

7.      Драчев В. К. Разгосударствление и приватизация (на материалах Беларуси). Гомель, 2000.

8.      Положение об оценке государственного имущества. В ред. постановления Мингосимущества № 24, Минэкономики № 100, Минстатистики № 33 от 12.06.2001 г., постановления Минэкономики № 46, Минстатистики № 15 от 27.02.2002 г.

9.      Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь www.main.gov.by

10. Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. Киров, 1999.

11. Экономическая теория: Системный курс: Учеб. пособие / Под ред. И. Э. Лобковича. Мн., 2000.

12. Делан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича. — СПб., 1994.

13. Заяц Н.И., Пшенко Н.С. Международные валютно-финансовые отношения. — Мн., 1993.

14. Золотогоров В.Г. Организация и планирование производства: Практ. пособие. — Мн.: ФУА информ, 2002. — 528 с.

15. Кожекин Г.Я., Синица Л.М. Организация производства: Учеб. пособие. — Мн.: ИП «Экоперспектива», 1998. — 334 с.

16. Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь // Нац. экон. газета. — 1996. —№ 35.

17. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 304 с.

18. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2003 (стат. сб.) Минстатистики Республики Беларусь. — Мн., 2003. — 607 с.

19. Экономика: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.С. Булатова. — М.: БЭК, 1997.

20. Экономика и рынок труда / Под ред. А.С. Головачева — Мн.: Выш. шк., 1994.

21. Экономика предприятия: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. проф. О.И. Волкова. М.: ИНФРА-М, 2001. — 520 с.

22. Экономика промышленных предприятий / Под ред. А.И. Руденко, Я.А. Александровича, А.П. Дубиной — Мн.: 1994

 



Информация о работе Приватизация как форма трансформации отношений собственности