Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:44, курсовая работа
Важнейшими направлениями формирования рыночной экономики являются поддержка предпринимательства, разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции.
В этой связи, в условиях перехода страны к многоукладной экономике, потребовалось преобразование государственной собственности на основе ее приватизации и разгосударствления, что явилось важным условием формирования рынка. Последние 30-40 лет прошлого века характеризовались все более увеличивающимся отставанием в экономическом развитии стран социалистического лагеря, в которых государство использовало административно-командные рычаги управления экономикой.
Введение
1. Теория приватизации…………………………………………………….6
1.1 Сущность приватизации ……………………………………………….6
1.2 Экономическое содержание приватизации…………………………...7
1.3 Цели и принципы…………………………………………………….….9
1.4 Формы, способы и модели приватизации……………………………..12
2. Приватизация на современном этапе, на примере Республики Беларусь………………………………………………………………………18
2.1 Понятие, основные принципы и формы разгосударствления и приватизации на современном этапе………………………………………24
2.2 Особенности приватизации в Республике Беларусь……………………
2.3 Недостатки и пробелы приватизации…………………..……………..30
Заключение…………………………………………………………………..36
Список использованных источников……………………………………….38
Изменение отношения к приватизации изменило и ее законодательную базу. Так, в 2008 г. был отменен институт особого права («золотой акции») государства на участие в управлении хозяйственными обществами.
Несмотря на неширокую практику применения (за все время существования данной практики, она была использована на 22 ОАО), само существование «золотой акции» негативно сказывалось на инвестиционном имидже страны, в том числе на позициях Беларуси в международных рейтингах бизнес климата.
Вначале 2008 г. принят ряд нормативных актов, которые направлены на либерализацию и развитие фондового рынка Беларуси. Развитие фондового рынка, в свою очередь, играет важную роль в приватизации и привлечении финансовых ресурсов частными и акционерными компаниями.
Так, декретом президента №5, с 1 апреля 2008 г. ставка налога на доходы от операций с акциями и облигациями снижена с 40% до 24%.
Более того, расходы юридических лиц по выпуску и обслуживанию, облигаций теперь относятся к прочим затратам и включаются в себестоимость продукции. Раньше такие расходы компенсировались за счет прибыли предприятий. Соответственно, декрет стимулирует юридические лица выпускать ценные бумаги для привлечения финансовых ресурсов.
Декрет №735 регламентирует постепенную отмену запрета на сделки с акциями приватизированных предприятий.
Масштабы приватизации в Республике Беларусь за 1991 – 2008 годы осуществлялись в объемах в соответствии с приложением Б.
Количество предприятий реформированных в процессе разгосударствления и приватизации по отраслям экономики представлено в приложении В. [8]
Распределение предприятий по способам приватизации, в соответствии с приложением Г, показывает, что в первые годы анализируемого периода преобладал выкуп государственного и арендованного имущества трудовыми коллективами предприятий. Начиная с 2003 г. наибольший удельный вес в структуре реформированных занимают предприятия, преобразованные в акционерные общества. Их удельный вес увеличился с 29,1% в 2003 г. до 55,4 % в 2005 г., что отражает тенденцию реформирования крупных предприятий. Значительное место занимают предприятия, приватизированные путем продажи на аукционе, что характерно для предприятий коммунальной собственности.
В 2009 г. власти подтвердили свое нежелание расставаться с госсобственностью и возможностью контролировать основные финансовые и ресурсные потоки и по-прежнему рассматривали приватизацию исключительно с фискальной точки зрения, запрашивая у инвесторов за белорусские активы высокие, докризисные цены или особые условия. Продажа наиболее привлекательных активов в стране носит непрозрачный точечный характер, регулируется указами президента, несмотря на принимаемые обязательства сделать ее более прозрачной и конкурсной.
В 2009 г. поступления от приватизации республиканской собственности снизились в сравнении с 2007 и 2008 гг. и составили USD 1006 млрд. За весь год была зарегистрирована только одна новая сделка – продажа БПС-банка российскому Сбербанку за USD 280 млн., которая проявила новую тенденцию – снижение цен за продаваемые активы. В течение года не практиковались продажи миноритарных пакетов акций, что свидетельствует о неэффективности усилий правительства по развитию фондового рынка и улучшению инвестиционного климата. В 2009 г. немного активизировались продажи акций предприятий коммунальной собственности (торговых предприятий, предприятий бытового обслуживания, общественного питания).
В 2009 г. государство сохранило основные активы, но возможности продолжения этой политики ограничены – как в силу обязательств перед МВФ, так и из-за давления России.
Также в течение 2010 года шли переговоры по продаже ОАО «Белинвестбанк» крупнейшему западноевропейскому банку, однако по итогам года они не были завершены.
Кроме того, в конце года правительство подготовило список ОАО, акции, которых будут выставлены на продажу (в рамках программы stand by). В списке 7 предприятий: одно предприятие пищевой промышленности - ОАО «Красный мозырянин», два предприятия легкой промышленности - ОАО «Белфа» и ОАО «Купалинка», два предприятия нефтехимический промышленности – «Бархим» и «Речицкий тестиль» и два предприятия машиностроительного комплекса − ОАО «Бобруйский машиносроительный завод» и Лидский литейно-механический завод.
Данные предприятия являются относительно небольшими, что с одной стороны, предполагает возможность их продажи стратегическому инвестору, но с другой стороны, сумма вырученных за них средств, не может быть значительной. Однако данный список не был утвержден Администрацией президента.
Приватизация объектов, находящихся в государственной собственности, будет проходить на основании трехлетних планов, утверждаемых правительством и местными Советами депутатов. Продажа акций ОАО, созданных в процессе разгосударствления и приватизации, будет осуществляться на конкурсах и аукционах.
Вслед за акционированием предприятий, а в некоторых случаях и вместе с ним, начнется их приватизация, которая будут осуществляться для каждого ОАО в индивидуальном порядке. На первоначальном этапе белорусское правительство планирует предлагать инвесторам пакеты акций в размере до 25% от уставного фонда. Окончательное решение по выбору способа приватизации принадлежит Госкомимуществу, а по отдельным предприятиям – президенту РБ.
Если же проактивную позицию государство в этом вопросе не займет, иностранные инвестиции в госсектор вряд ли потекут. Пассивное отношение государства к приватизации привело к тому, что в 2008-2010 годы были проданы акции всего 16 ОАО. Хотя планировалось отдать в частные руки более сотни госпредприятий.
2.3 Недостатки и проблемы приватизации
Анализ организации приватизационного процесса в белорусской экономике показывает ряд присущих ей черт, носящих как позитивный, так и негативный характер. О положительных чертах уже было сказано выше, основными же негативными чертами являются следующие: [9]
1. Единообразие способов приватизации для предприятий различных отраслей, объединяемых по величине стоимости основных фондов и численности трудовых коллективов. Отраслевые особенности приватизации были сведены к порядку согласования планов приватизации предприятий с министерствами (ведомствами) и ограничению акционирования первым вариантом с выпуском «золотой акции».
2. Игнорирование региональных особенностей приватизации. Различия в темпах и способах приватизации в регионах были обусловлены скорее действиями местных властей, выходящих за рамки своей компетентности.
3. Преимущественно бесплатный (или за символическую плату) способ передачи собственности. Его организационная форма – введение системы приватизационных чеков на предъявителя.
4. Административное установление высоких «заданий» по срокам и объемам приватизации.
Внеэкономическое принуждение в процессе приватизации породило появление проблем, не решенных в рамках ее начального этапа. Среди них – порядок использования и финансирования объектов социально-культурного значения, условия закрепления и продажи пользователям земельных участков и недвижимости.
Многие элементы приватизационного механизма начального этапа сохраняются и в модели послечековой приватизации. Это – перечень и критерии применения способов приватизации, списки приоритетных сфер приватизации, функции государственных органов. Основное же отличие заключается в переходе к денежной приватизации и инвестиционным конкурсам.
В настоящее время в Беларуси складывается ситуация, при которой темпы слома административно-командной модели значительно опережают создание новой модели государственного управления экономикой. В результате возникает организационно-управленческий вакуум, усложняющий процесс вхождения предприятий в рыночную среду.
Выработка общей стратегии приватизационных мероприятий стала исходным пунктом для конкретных решений о способах, темпе, очередности приватизации и методах оценки имущества.
Процесс приватизации нуждается в поддержке на двух уровнях: всего общества и трудового коллектива конкретного предприятия. Недостаточная пропаганда идей приватизации привела к тому, что у значительной части как специалистов, так и населения в целом сформировался негативный образ приватизационного процесса. Хотя в действующей модели приватизации превалировали способы, формально ориентированные на уравнительную справедливость («чековая приватизация»).
Передача собственности на государственное имущество сложившимся коллективам предприятий несовместима с рыночным механизмом отбора покупателей, как мелких, так и стратегических. Поэтому в схеме приватизации, реализуемой через аренду с выкупом государственного имущества, закрепляется нерыночный результат – долговременная консервация прямого соединения собственников с имуществом. В основе выбора именно этого способа лежит критерий не эффективности (или массовости), а приоритета трудового коллектива.
Акционирование государственных предприятий в Беларуси имеет много общего с «менеджерской приватизацией». Действительно, существенная доля акционируемого имущества приобретается именно должностными лицами администрации предприятия. В перспективе этот путь может способствовать созданию субъекта, который необходим для демократии в политике и процветания в экономике, - национальной буржуазии, выросшей в условиях рыночной конкуренции. Вместе с тем, увеличение числа относительно крупных частных собственников в благоприятных для администрации предприятия условиях не дает гарантии активной хозяйственной деятельности. Однако такой же гарантии не может дать распыление акций среди всех работников.
Истинная цена полученных по закрытой подписке акций выявится по прошествии значительного периода времени. С производственно-технической точки зрения, приватизация (за исключением инвестиционных конкурсов) не дает трудовым коллективам практически ничего. Дело в том, что вырученные средства направляются не на техническое перевооружение производства или увеличение оборотных средств, а поступают в государственный бюджет.
Вместе с тем, при сохранившейся в настоящее время инфляции курс акций приватизированных предприятий, несомненно, упадет. К этому же ведет и незаинтересованность трудового коллектива в выплате дивидендов сторонним инвесторам. В результате произойдет рост заработной платы и снижение дивидендов. В это же время при снижении курса акции у сторонних инвесторов и администрации АО появится возможность по низкому курсу приобрести большой пакет акций.
Еще в начале приватизационного процесса отмечалось ключевое значение оценки стоимости государственного имущества. Однако тогда считалось, что не всем предприятиям под силу выкупить государственное имущество в акционерную собственность работников. Впоследствии стоимость государственного имущества оказалась резко заниженной из-за инфляционных тенденций в экономике Беларуси. Проведенные позднее переоценки основных фондов создались возможность пересмотра размера уставного капитала акционерных обществ, возникших в процессе приватизации.
Действующая ныне система оценки стоимости имущества предприятий во многом необъективна в силу резких колебаний экономической конъюнктуры и непоследовательного поведения самих предприятий. Приступая к реализации новой программы приватизации, ряд трудовых коллективов столкнулся с трудноразрешимой задачей выкупа многомиллиардных основных фондов. Поэтому акционирование на этапе послечековой приватизации может быть затруднено из-за отсутствия инициативы трудовых коллективов.
Становление полноценной рыночной экономики предполагает развитие рынка ценных бумаг. Это отмечается практически во всех программах стабилизации экономики и перехода к рынку. В настоящее время важнейшими видами ценных бумаг, поступающих на фондовый рынок Беларуси, являются акции приватизированных предприятий и приватизационные чеки.
Особенностями приватизационных чеков как ценных бумаг являлись: их обращение без ограничений, целевой характер использования в качестве платежного средства, безвозмездная форма первичного размещения, массовый объем выпуска, который вряд ли будет превзойден эмитентами других ценных бумаг. Привлекательным для юридических лиц было то, что обращение ваучеров не облагалось налогами на операции с ценными бумагами. Физические лица не уплачивали подоходный налог с сумм, полученных от продажи приватизационных чеков.
Эмиссия приватизационных чеков многими подвергалась критике. Лучшим контраргументом является ускорение приватизационного процесса, создание реальных механизмов участия всего населения в приобретении акций преобразуемых предприятий.
В начале приватизации ориентация на имеющийся у населения и коммерческих структур объем денежных ресурсов была практически невозможна из-за его несопоставимости со стоимостью государственного имущества, подлежащего приватизации. Кроме того, при существовавшем низком уровне дохода у большинства населения была и остается высокой предельная склонность к потреблению. Именно поэтому вполне обоснованным было безвозмездное размещение приватизационных чеков в качестве дополнительных платежных средств.
Купля-продажа ваучеров в течении всего периода их обращения происходила при рыночной цене при неизменном номинале. Однако в первые месяцы их обращения выдвигалась идея создания механизма государственных гарантий цены ваучера. Необходимость индексации вкладов не возникла, так как на протяжении всего срока действия приватизационных чеков оценка основных капиталов акционерных обществ и имущества, выставляемого на конкурс, производилась в ценах 1992 г. На чековых аукционах акции приватизируемых предприятий продавались по аукционному курсу, а не по номиналу.
Информация о работе Приватизация как форма трансформации отношений собственности