Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:44, курсовая работа
Важнейшими направлениями формирования рыночной экономики являются поддержка предпринимательства, разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции.
В этой связи, в условиях перехода страны к многоукладной экономике, потребовалось преобразование государственной собственности на основе ее приватизации и разгосударствления, что явилось важным условием формирования рынка. Последние 30-40 лет прошлого века характеризовались все более увеличивающимся отставанием в экономическом развитии стран социалистического лагеря, в которых государство использовало административно-командные рычаги управления экономикой.
Введение
1. Теория приватизации…………………………………………………….6
1.1 Сущность приватизации ……………………………………………….6
1.2 Экономическое содержание приватизации…………………………...7
1.3 Цели и принципы…………………………………………………….….9
1.4 Формы, способы и модели приватизации……………………………..12
2. Приватизация на современном этапе, на примере Республики Беларусь………………………………………………………………………18
2.1 Понятие, основные принципы и формы разгосударствления и приватизации на современном этапе………………………………………24
2.2 Особенности приватизации в Республике Беларусь……………………
2.3 Недостатки и пробелы приватизации…………………..……………..30
Заключение…………………………………………………………………..36
Список использованных источников……………………………………….38
2. сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации. Данный принцип означает, что при проведении приватизации должны преобладать платные формы приобретения государственных предприятий другими собственниками. Эти формы приватизации по сравнению с безвозмездной передачей являются экономически более целесообразными, предполагают хозяйственную самостоятельность, подлинную ответственность, формируют реального хозяина. Вместе с тем полностью возмездная приватизация не может быть принята с позиций социальной справедливости, так как государственная собственность, созданная трудом всех граждан Беларуси, будет продана ограниченному кругу лиц, обладающих первоначальным капиталом;
3. право каждого гражданина Республики Беларусь на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности. Этот принцип вытекает из общенародного характера государственной собственности. Возможны несколько подходов к разделу части стоимости государственного имущества: поровну между всеми, пропорционально возрасту, пропорционально стажу, пропорционально возрасту с учетом стажа работы и другие;
4. дифференциация методов, способов и процедур приватизации. Необходимость соблюдения этого принципа вызвана наличием множества не сопоставимых между собой объектов приватизации. Это предполагает гибкое сочетание общих принципов приватизации с дифференцированным использованием методов и способов приватизации; предоставление льгот
5. предоставление льгот субъектам приватизации. Смысл этого принципа заключается в том, что преимущественное право в приобретении объектов государственной собственности должно быть предоставлено трудовым коллективам предприятия, так как одной из важнейших задач приватизации является повышение трудовой активности и на этой основе рост объемов и эффективности производства;
6. осуществление широкой гласности при проведении приватизации. Этот принцип предполагает освещение средствами массовой информации условий и хода приватизации, ознакомление граждан с перечнем приватизируемых объектов; участие представителей профсоюзов и местной законодательной власти в работе комиссий по приватизации; обеспечение гражданам возможности обращаться в суд и другие органы в случаях ущемления их интересов;
7. контроль за осуществлением приватизации со стороны государства. Это означает, что вся работа по приватизации должна идти под контролем, как со стороны государства, так и общественных организаций. Это позволит предотвратить нарушение законодательных актов и защитить интересы трудящихся;
8. соблюдение постепенности и поэтапности. Выполнение этого принципа позволит на должном уровне организовать процесс приватизации и избежать ошибок при ее осуществлении.
Правовые основы, правила и порядок приватизации определяют Законы, Республики Беларусь: «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь»; «Об именных приватизационных чеках в Республике Беларусь»; «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью», «Об аренде» и др. Статья 18 Закона Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» [5] устанавливает следующие способы приватизации:
1) продажа объектов государственной собственности на аукционах, по конкурсу;
2) продажа акций, принадлежащих государству, в том числе на льготных условиях;
3) выкуп арендованного имущества арендным предприятием.
Способ приватизации предприятия определяется Министерством по управлению государственным имуществом и приватизации и органами приватизации местных Советов депутатов в соответствии с государственной программой, которая определила порядок и условия безвозмездной и возмездной приватизации.
Безвозмездная приватизация реализуется в соответствии с Законом «Об именных приватизационных чеках в Республике Беларусь», который определяет, что акции открытых акционерных обществ обмениваются на именные приватизационные чеки «Имущество». Другие способы безвозмездной приватизации допускаются только с разрешения Совета Министров и Президента Республики Беларусь.
Приватизация на возмездной основе ставит цель привлечь дополнительные инвестиции. Предприятия могут осуществлять несколько эмиссий акций с целью их продажи за деньги. Акции продаются как на льготных условиях, так и на конкурсной основе. Льготные условия создаются членам трудовых коллективов, для которых цена акций на 20% ниже номинальной стоимости. Общая сумма купленных акций одним лицом не может превышать 100 минимальных заработных плат. Предусматривается конкурсная продажа акций физическим и юридическим лицам, представившим лучшие инвестиционные проекты по развитию приватизируемого предприятия. Не проданные акции реализуются на фондовых биржах и аукционах.
Основным способом приватизации в Беларуси являлась продажа имущества предприятий по конкурсу или на аукционе.
Преобразование предприятий в открытые акционерные общества стало набирать темпы со второй половины 1992 г. и стало в Беларуси наиболее распространенной формой перехода к приватизации предприятий. В соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Беларуси все предприятия, имеющие по состоянию на 1 января 1994 г. балансовую стоимость основных фондов свыше 20 млн. рублей, могут быть (по желанию трудового коллектива) приватизированы путем преобразования в открытые акционерные общества.
Полностью продаются на аукционах или на конкурсной основе небольшие предприятия с численностью работающих не более 50 человек (в лесной промышленности, на транспорте, в бытовом обслуживании, торговле и общественном питании) и 100 человек (в прочих отраслях материального производства). При этом должны сохраняться рабочие места. Если предприятия численностью более 50 и 100 человек преобразуются в открытые акционерные общества (ОАО), их учредителем от лица государства выступает Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации. Учредителями также могут быть кредиторы предприятий, которые дали согласие на включение сумм выданных ими кредитов в уставные фонды создаваемых акционерных обществ, и иностранные лица, внесшие денежные средства или принадлежащее им имущество. Программа разрешает преобразование крупных государственных и арендных предприятий в холдинги путем выделения структурных подразделений предприятия в самостоятельные акционерные общества, контрольные пакеты акций в уставных фондах которых принадлежат головному акционерному обществу.
Приватизация муниципального имущества по количественным показателям наиболее активно проходила в 1993 г. Способом приватизации объектов муниципальной собственности преимущественно является продажа на открытых аукционных торгах и выкуп арендованного имущества. Для приватизации муниципальных предприятий характерен и большой удельный вес средств, поступающих от продажи на аукционе, по конкурсу по сравнению со средствами, поступающими от продажи акций.
Одной из форм становится так называемая «парциальная» приватизация, предлагаемая многими комитетами имущества на местах. Государственное (муниципальное) предприятие в таком случае ликвидируется, а имущество вносится в качестве вклада во вновь создаваемое акционерное общество, обычно закрытого типа. Другими участниками данного общества становятся члены трудового коллектива и сторонний инвестор. К развитию подобных способов приватизации подталкивает и сложная ситуация, складывающаяся с приватизацией недвижимости в городах.
Новым способом приватизации, оговоренным впервые в Государственной программе приватизации становится банкротство государственных и муниципальных предприятий. На этапе денежной приватизации передача обанкротившегося предприятия кредиторам превращается в одну из форм приватизации с привлечением инвестора. Однако банкротство как способ приватизации не получит в Беларуси широкого распространения. Оно будет применено для 700-800 средних предприятий, включая их переход в руки кредиторов. Управления по делам о несостоятельности (банкротстве) будут заниматься предотвращением банкротств тех государственных предприятий и акционерных обществ, где высока государственная доля в уставном капитале.
В настоящее время в Республике Беларусь наряду с указанными выше формами приватизации также используются: безвозмездная передача имущества приватизируемого предприятия; прямой выкуп государственного предприятия.
В последнее время преобразование крупных государственных и арендных предприятий в акционерные общества сопровождается дроблением их на части путем выделения структурных подразделений дочерних предприятий. Этот процесс называют реструктуризацией. Многие предприятия республики сейчас разрабатывают программы реструктуризации перед проведением приватизации.
2.2 Особенности приватизации в Республике Беларусь
Первоначально, история приватизации в Беларуси начиналась типично для большинства постсоветских республик. Так, в 1991 г. Совет министров Беларуси начал формировать правовую базу по преобразованию государственной формы собственности.
На основе этих документов уже в 1991 г. было акционировано или выкуплено 19 предприятий республиканской собственности и 42 предприятия коммунальной собственности. Для проведения приватизации в 1992 г. был создан Комитет по управлению госимуществом.
В 1993 г. новые законы определили правовую базу трансформации собственности в стране и придали приватизации дополнительный импульс для развития. Так, Государственная программа 1993 г. предполагала, что две трети предприятий будут приватизированы к 1999 г. (в госсобственности останется только сектор инфраструктуры), аналогично многим странам СНГ.
К средствам для выкупа государственного имущества прибавились именные приватизационные чеки «Имущество» (ИПЧ «Имущество»). Первоначально, Беларусь, как и многие другие страны, сделала ставку на массовую чековую приватизацию. Однако эта идея во многом осталась нереализованной.
В декабре 1995 г. президент Республики Беларусь утвердил Программу разгосударствления и приватизации на 1996 г., которая впервые предусматривала преобразование государственных предприятий в ОАО не только по предложениям трудовых коллективов, но и по инициативе органов приватизации и отраслевых министерств.
Однако программа приватизации 1996 г. так и не была выполнена. В 1995–1997 гг. ежегодные программы приватизации и перечни намечаемых к приватизации предприятий вообще не утверждались. Таким образом, приватизация осуществлялась только на тех предприятиях, работа, по организации которой началась в предыдущие годы. При этом если до 1997 г. ежегодно разрабатываемые программы приватизации утверждались Советом министров, то с 1997 г. – президентом.
В 1998 г. декрет президента официально исключил необходимость ежегодной разработки и утверждения программ разгосударствления и приватизации республиканской и коммунальной собственности и перечней объектов, подлежащих разгосударствлению и приватизации. [6]
В последующем правовая база реализации приватизации изменялась незначительно. Концепция управления государственным имуществом на 2001 – 2005 гг. лишь закрепила действующий порядок вещей. В результате акционирование заменило собой приватизацию; законодательство, касающееся «золотой акции», банкротства и т.д., изменилось в худшую сторону; стали очевидными механизмы национализации.
В 2002–2003 гг. ряд крупных государственных предприятий нефтехимического комплекса и предприятие «Белтрансгаз» были акционированы. Хотя минимальный объем средств, необходимых для реализации инвестиционных проектов на реформируемых предприятиях составлял в целом около USD 1 млрд, приоритетным было выбрано условие соблюдения экономической безопасности страны.
В результате создаваемые ОАО имеют 100-процентнуюй долю государства в своем капитале. В дальнейшем (2001–2003 гг.) некоторые российские компании приняли участие в аукционах по продаже пакетов акций отдельных предприятий белорусской нефтехимии, металлургии, пивной промышленности, но, в конце концов, отказались от участия, поскольку посчитали условия, выставленные белорусским правительством, неприемлемыми (завышенная стоимость акций, невозможность покупки контрольного пакета, сохранение рабочих мест, рост расходов на объекты социальной инфраструктуры и др.). В тоже время, даже наличие пакета акций не дает российским акционерам возможностей полноценного управления, поскольку у белорусского правительства остается множество механизмов влияния. [7]
В 2007 г. страна столкнулась с энергетическим шоком – цены на импортируемый газ были увеличены более чем в два раза, появилась 30% пошлина на нефть, что затронуло прибыльность нефтепереработки (до 40% белорусского экспорта).
В результате правительство стало искать источники дополнительных финансовых ресурсов. Помимо заимствований на международных финансовых рынках, возрос интерес и к потенциалу приватизации как источнику пополнения бюджетных средств. Был составлен список ведущих предприятий для возможной продажи.
В нем оказались многие ликвидные и стратегические предприятия – ОАО «Нафтан», ОАО «Мозырский НПЗ», МАЗ, Белорусский цементный завод (БЦЗ), ОАО «Полимир», Светлогорское «Химволокно», «Белтелеком», Гродненская табачная фабрика «Неман», ОАО «Белшина», ОАО «Гродно Азот», ОАО «Гродно Химволокно», ОАО «Могилевхимволокно». Однако приватизацию (продажу) предприятий из этого списка пока удалось отложить. В тоже время, в 2007 гг. был проведен ряд приватизационных сделок, которые принесли значительные поступления валюты в страну.
Информация о работе Приватизация как форма трансформации отношений собственности