Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 19:22, курсовая работа
В современных условиях стремительно развивающейся экономики механизмы и процессы принятия решений являются важными аспектами не только эффективности управления организацией, но и деятельности отдельного субъекта. Причем, человеческое поведение практически всегда содержит значительный рациональный компонент. В качестве основополагающей посылки используется тезис о возможности адаптировать средства к целям, действовать в соответствии с задачами и складывающимися обстоятельствами, выбирать наилучший из альтернативных вариантов.
Главным
мотивом разработки экономических
теорий неопределенности и взаимных
ожиданий было стремление не заменить
критерии рациональности выбора процедурными,
а, скорее, найти столь общие критерии
рациональности выбора, чтобы можно
было вывести концепцию
Итак,
несовпадение интересов отдельных
лиц является одним из аспектов оснований,
которые определяют деятельность. Строя
свое хозяйствование, человек обязан
учитывать будущее, как часть
оценки настоящего. Формирование ожиданий
- неотъемлемый атрибут процесса принятия
решений.
2.3.2
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ
Под
воздействием информатизации с развитием
рынка информационных продуктов
и услуг происходит изменение
структуры экономики и
О.Уильямсон дает следующее определение: «Ограниченная рациональность означает экономическое поведение, которое является преднамеренно рациональным, но лишь в ограниченной степени; отражает лимитированность познавательных способностей человека в получении, хранении, восстановлении и обработке информации». При этом подчеркивается априорная добросовестность лица, принимающего решение [10, 689].
Здесь нужно отметить, что информация, необходимая человеку для принятия решения изначально не является данной ему, на получение информации затрачиваются время, ресурсы, человек (агент) несет издержки. В зависимости от того, как представлен поиск информации, могут быть получены разные модификации модели «экономического человека»: может решаться вопрос об оптимальном объеме информации и масштабах поиска; в других случаях возникает «информационный парадокс», когда до момента получения информации могут быть известны только издержки ее получения, а ценность ее неизвестна, с получением информации можно установить субъективную ее ценность, и далее «у человека исчезают стимулы платить за нее» [11, 14-15].
Проблемы
поиска возникают в тех случаях,
когда не все альтернативные варианты
действий предстают перед рациональным
экономическим субъектом
В оптимизационной модели нужный момент прекращения поиска определяется при уравнивании предельных издержек поиска с (ожидаемым) предельным приращением числа альтернатив для выбора решений.
В
модели, дающей удовлетворительные варианты,
поиск прекращается, когда лучший
из предложенных вариантов превосходит
уровень притязаний, который сам
постепенно корректируется в соответствии
с ценностью предлагаемых вариантов.
В обоих случаях поиск
Легко
заметить, что выбор удовлетворительного
варианта требует от экономического
субъекта гораздо меньшей
Многие из наших сегодняшних проблем связаны с тем, как мы используем ограниченную информацию и ограниченные вычислительные возможности для решения громадных проблем, масштабы которых едва поддаются осмыслению.
Согласно
теории Герберта Саймона, человек просто
никак не реагирует на новую поступающую
к нему информацию, хотя в случае
удачи он мог бы получить дополнительную
выгоду. Выбор субъекта в итоге
оказывается относительно независимым
от конкретной ситуации и в значительной
мере определяется заранее заданным
правилом поведения. Эта модель объясняет
часто встречающуюся в
Здесь хочется привести также еще одно афористическое утверждение Саймона: «В мире, где информации относительно мало и проблемы, которые необходимо решать, немногочисленны и просты, информация почти всегда - несомненное благо. В мире, где главным ограниченным ресурсом является внимание, информация может быть дорогостоящим предметом роскоши, так как она способна переключить наше внимание с важного на несущественное» [8, 34]. Отсюда можно было бы сделать вывод о том, что требуется рационализация отношения к процессу поиска информации и оценке полученной информации, ведь часто нужно переключить внимание с привычного на непривычное, новое, важное. Однако Г.Саймон считал, что «мы не можем себе позволить уделять внимание информации только потому, что она существует», опираясь на примеры «систем информационного обеспечения менеджмента», именуемых по-современному информационными автоматизированными «системами поддержки принятия решений», и считая именно внимание, а не информацию, ограниченным ресурсом, достойным систематического исследования [8, 34-35]. При этом для решаемых в реальности задач в сложных динамических условиях, когда нет возможности применять теоретические модели рационального выбора, а внимание ограничено, зачастую необходимая информация отсутствует при парадоксальном избытке прочей. Приведем пример: пока администраторы не научились игнорировать потоки тривиальных данных, они отвлекали администраторов от более важных вещей. Пожалуй, в отношении современных организаций можно сделать вывод, что автоматизированная информационная система, не потребляющая и не усваивающая существенно больше информации, чем она производит и распространяет, негативно влияет на работу той организации, в которую она инкорпорирована.
Управление вниманием и учет косвенных последствий действий – вот две важнейших проблемы рациональности процедуры, стоящие перед современным обществом [8, 34-36].
Следует также отметить, что менеджеры в процессе своей деятельности пользуются интуицией, которая действительно помогает находить управленческому персоналу правильные решения. Что являет собой интуитивное принятие решений? Это подсознательный процесс принятия решений на основе личного опыта менеджера и обобщенного мнения окружающих. Интуиция дополняет рациональный анализ. Менеджер, который уже сталкивался с проблемой или ситуацией подобного типа, действует очень быстро, имея в своем распоряжении ограниченный объем информации. В этом случае он полагается на свой опыт и известны ему мнения других специалистов.
Опрос
менеджеров и других сотрудников
организаций показал, что почти
треть из них при решении проблем
и принятии решений полагаются в
первую очередь на свой "внутренний
голос", а не на результаты исследовательско-
Таким образом, «разумные люди» приходят к «разумным» выводам в обстоятельствах, когда нет возможности применить классические модели рационального выбора. Мы мало знаем о том, как они это делают. Еще меньше – о том, имеют ли процедуры, используемые ими вместо неприменимых моделей, какие-либо достоинства, хотя большинство из нас предпочло бы использовать эти процедуры, нежели тянуть жребий. Изучение рациональности процедур в условиях, когда внимание ограничено, проблемы исключительно сложны, а необходимая информация отсутствует, ставит перед каждым, кто интересуется рациональным размещением ограниченных ресурсов, множество нерешенных и принципиально важных исследовательских проблем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведённого в данной работе соответствующего анализа и исследования, необходимо сделать следующие выводы:
1. Анализ экономического поведения людей в рамках модели «экономического человека» предполагает использование постулата о рациональном поведении человека. В его основе лежит стремление индивидуума получить максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов. При удовлетворении своих субъективных интересов люди везде находятся перед необходимостью выбирать альтернативные способы использования ограниченных экономических благ. Естественно, что для реализации своего рационального поведения индивидуумы должны обладать свободой выбора.
2. Основной целью деятельности фирм, как «экономического человека», является упрочение ее позиций на рынке, прежде всего за счет максимизации прибыли. Ориентируясь при выборе решения на минимально возможный уровень затрат, фирма, как правило, рассматривает эту задачу как средство решения более общей задачи - максимизация прибыли. Эта цель является главной для любой фирмы, даже если она не формулируется в виде ведущего мотива ее деятельности.
3. Г.Саймон резко критиковал сложившуюся классическую модель «всеведущего» человека. В действительности экономическое действие ограничено затратами на получение информации об альтернативных возможностях и полнейшим незнанием неопределенного будущего. Экономические агенты, даже при желании, не в состоянии максимизировать свои усилия. Г. Саймон неустанно повторял мысль о необходимости опираться в экономических теориях не на вымышленные, а на реалистичные представления о человеческом поведении.
4.
Процесс принятия решений
5. Потребители стремятся к некоторому удовлетворительному состоянию, а фирмы стремятся к некоторому удовлетворительному уровню продаж или прибыли. Причем они постепенно поднимают или опускают уровень устремлений, в зависимости от того, превышают ли результаты намеченную цель или «не дотягивают» до нее. Если не достигается намеченная цель, то начинается эмоциональный выход - апатия, агрессия и т. д. Не максимизация, а сатисфакция – вот принцип действия потребителя или управляющего.
6.
Несовпадение интересов отдельных лиц
является одним из аспектов оснований,
которые определяют деятельность. Строя
свое хозяйствование, человек обязан
учитывать будущее, как часть оценки настоящего.
Формирование ожиданий - неотъемлемый
атрибут процесса принятия решений. Стоит
сказать, что человек рассматривает небольшое
количество вариантов, существенно различающихся
друг от друга, и выбирает тот, который
находится в наибольшем согласии с его
уровнем устремлений. Управление вниманием
и учет косвенных последствий действий
– вот две важнейших проблемы рациональности
процедуры, стоящие перед современным
обществом. Изучение рациональности процедур
в условиях, когда внимание ограничено,
проблемы исключительно сложны, а необходимая
информация отсутствует, ставит перед
каждым, кто интересуется рациональным
размещением ограниченных ресурсов, множество
нерешенных и принципиально важных исследовательских
проблем.
Список
использованной литературы
1. Автономов, В.С. Человек в зеркале экономической теории (Очерк истории западной экономической мысли) / В. С. Автономов. - М.:Наука,1993. 176 с.
2.Блауг, М. 100 великих экономистов после Кейнса / М. Блауг - СПб. : Экономическая школа, 2005. 384с.
3. Вольчик, В.В. Курс лекций по институциональной экономике / В. В. Вольчик. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. Ун-та, 2000 . 56 с.
4. Исаев, Д. Информационные технологии / Д. Исаев // Проблемы теории и практики экономики. - 2008. - № 4. - С. 34-37
5. Костюк, В.Н. История экономических учений / В. Н. Костюк. - М.: Центр, 1997. 224с.
6. Нуреев, Н.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов / Н. М. Нуреев – 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2007. – 576 с.
7. Пиндайк, Р., Микроэкономика / Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд.: пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Дело, 2001. – 808 с.
8. Саймон Г.А. Рациональность как процесс и продукт мышления / Г. А. Саймон // THESIS,1993, вып.3, с.16-38
9. Саймон, Г.А. Теория принятия решений в экономической теории и в науке о поведении // Вехи экономической мысли. / Под ред. В. М. Гальперина, С.М. Игнатьева, В.И. Моргунова. - СПб.: Экономическая школа, 2000.- 2т
10. Уильямсон, О.И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация / О. И. Уильямсон. - СПб.: Лениздат, CEV Press, 1996.- 702 с.
11. Шаститко, А.Е. Модели человека в экономической теории: уч.пос. / А.Е.Шаститко. - МГУ.-М.:ИНФРА-М,2006 -142 с.
12. Галерея экономистов www.gallery.economicus.ru (электронный ресурс)
13.
Информация - экономика - наука www.inform-econsciense.narod2.
14.
Партнерство www.partnerstvo.ru (электронный ресурс)