Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 19:22, курсовая работа
В современных условиях стремительно развивающейся экономики механизмы и процессы принятия решений являются важными аспектами не только эффективности управления организацией, но и деятельности отдельного субъекта. Причем, человеческое поведение практически всегда содержит значительный рациональный компонент. В качестве основополагающей посылки используется тезис о возможности адаптировать средства к целям, действовать в соответствии с задачами и складывающимися обстоятельствами, выбирать наилучший из альтернативных вариантов.
Таким образом, «предположение о максимизации прибыли имеет серьезные основания. Фирмы, существующие в течение длительного периода, в значительной мере заботятся о получении прибыли независимо от того, чем еще занимаются их руководители. Например, фирма, субсидирующая каналы общественного телевидения, может показаться совершенно бескорыстной. В действительности же такая благотворительность отвечает долговременным финансовым интересам фирмы, так как это вызывает расположение к ней и к ее товарам» [7, 283].
Итак,
основной целью деятельности фирм в
рамках модели «экономического человека»
является упрочнение ее позиций на рынке,
прежде всего за счет максимизации прибыли.
Ориентируясь при выборе решения на минимально
возможный уровень затрат, фирма, как правило,
рассматривает эту задачу не как самоцель,
а как средство решения более общей задачи
- максимизация прибыли. Эта цель является
главной для любой фирмы, даже если она
не формулируется в виде ведущего мотива
ее деятельности.
1.3
КРИТИКА КЛАССИЧЕСКОЙ
ТЕОРИИ Г.САЙМОНОМ
«Классическая
теория фирмы» утверждала, что менеджеры
принимают решения на основании
полной рациональности. До исследований
Г. Саймона эта теория предполагала,
что любые действия фирмы в
условиях свободной конкуренции
являются объективно рациональными. Такая
модель описывает поведение
Во-первых, модель «экономического человека» оставляет неясным, какая прибыль должна максимизироваться — долгосрочная или краткосрочная. Например, тактические решения, обеспечивающие максимизацию краткосрочной прибыли, очень редко бывают оптимальными в долгосрочной перспективе. И наоборот, стратегические решения, устремленные в будущее, как правило, приводят к большим издержкам и снижению прибыли в настоящем [9, 54].
Во-вторых, важно понимать, что в результате своей деятельности предприниматель получает не только денежное вознаграждение, а также (по выражению Г. Саймона) разного рода «психический доход», связанный, например, с удовлетворением его социальных потребностей или реализацией творческих возможностей. Поэтому точнее говорить не только о денежной прибыли, которая достигается в результате принятия решения, а в целом о полезности для индивида того или иного исхода действий. Понятие полезности выступает здесь как субъективная мера или оценка качества решения с учетом всех его последствий. Если предприниматель или менеджер хочет максимизировать полезность, то он вынужден постоянно находить компромисс между потерями в прибыли и увеличением «психического дохода». Однако понятие полезности (в отличие от прибыли) очень трудно формализовать и измерить. Следовательно, в этом случае критерий выбора становится неопределенным [9, 54].
В-третьих, предприниматель может вовсе не стремиться к максимизации прибыли, а просто ограничиться получением такого дохода, который он считает для себя достаточным и приемлемым [9, 55].
В-четвертых, хорошо известно, что в современных условиях очень часто хозяева предприятий и реальные управляющие — это разные люди, преследующие свои собственные цели. Если собственники, как правило, заинтересованы в получении максимальной прибыли, то менеджеры, которые в действительности испытывают на себе все сложности управления предприятием, не обязаны разделять оптимизм своих хозяев и, в отличие от них, могут стремиться к реальным и достижимым целям [2, 305].
И наконец, по мнению Г. Саймона, в условиях несовершенной конкуренции максимизация прибыли — это сомнительная цель, ибо результат деятельности одной фирмы непредсказуем и зависит от поведения других участников рынка.[9, 55; 2,305]
С этими аргументами трудно
не согласиться. Действительно,
Рассмотренная ранее модель управления представляет «экономического человека», который имеет дело с реальным миром во всей его сложности. Он выбирает рационально определенный лучший курс действий из возможных с целью максимизировать свой результат (например, свою прибыль). Но очевидно, что эта модель отличается от реальной, так как в человеческом мышлении и поведении присутствует большой нерациональный элемент.
Потребность
в новой теории вызвана именно
практическими ограничениями
Вместо
«экономического человека»
Таким образом, «удовлетворительно работающие» руководители обходятся без поиска всех возможных альтернатив и могут пользоваться относительно простыми принципами здравого смысла. С точки зрения бизнеса они ищут не «максимальную прибыль», а «удовлетворительную прибыль», не «оптимальную цену», а «справедливую цену» [5, 102].
Итак, Саймон резко критиковал сложившуюся классическую модель «всеведущего» человека. В действительности, экономическое действие ограничено затратами на получение информации об альтернативных возможностях и полнейшим незнанием неопределенного будущего. Экономические агенты, даже при желании, не в состоянии максимизировать свои усилия. Г. Саймон неустанно повторял мысль о необходимости опираться в экономических теориях не на вымышленные, а на реалистичные представления о человеческом поведении.
2. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В ТЕОРИИ Г.САЙМОНА
2.1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОЦЕССОВ ПРИНЯТИЯ
РЕШЕНИЙ
С
самых первых работ внимание Г. Саймона
было приковано к изучению процессов
принятия решений, которые, по его мнению,
составляют сущность управленческой деятельности
и равнозначны понятию «
1. Поиск причин, объясняющих необходимость принятия решения. На этой стадии руководитель, решающий ту или иную проблему, осуществляет так называемую, разведывательную деятельность, т.е. всесторонне обдумывает возникшую ситуацию, осуществляет поиск симптомов проблемы и причин ее появления [14, 1-2; 4, 35].
2. Придумывание, развитие и анализ возможных направлений деятельности. На второй стадии руководитель осуществляет «проектную» деятельность, т.е. подготовку к принятию решения, которая включает в себя поиск альтернатив и анализ их последствий с учетом различных факторов, влияющих на результат выбора [14, 1-2; 4, 35].
3. Выбор определенного курса деятельности. На этой стадии осуществляется непосредственно выбор альтернативы, т.е. принятие управленческого решения [14, 1-2; 4, 35].
Очевидно,
что все указанные стадии логически
упорядочены и взаимосвязаны. «Разведывательная»
деятельность предшествует подготовке
решения, которая, в свою очередь, предшествует
выбору альтернативы. Однако на практике
последовательность этих стадий может
быть намного сложнее. Дело в том,
что каждая из них также может
рассматриваться как процесс
принятия решения и состоять из более
мелких шагов. Например, на первой стадии
руководитель должен принять решения
о выборе релевантной информации,
имеющей отношение к решаемой
проблеме, а также о действительных
причинах этой проблемы. На второй стадии
принимаются решения о
Вместе с тем Г. Саймон
По мнению Г.Саймона, люди, столкнувшись с проблемой выбора, не могут справиться с реальностью во всей ее сложности и прибегают к некой упрощенной ее модели. В реальной ситуации мы не можем делать каких-либо абсолютных выводов, а только выводы в пределах предвидимо и предсказуемости последствий. Но упрощение реальности принятия решений обычно простирается еще дальше. Таким дальнейшим упрощением, которое очень часто делается, является разделение последствий решений на три части:
1)
те последствия, которые
2) те последствия, к которым
лица, принимающие решения,
3)
альтернативные последствия,
Нужно
подчеркнуть, что эти различия результата
не логические, а психологические. Под
какую категорию подпадает
Различия между тремя видами результатов решения субъективны; они зависят от человека, принимающего решение. Однако различия существуют в реальном процессе принятия решений, и этот факт делает их существенными для понимания практики управления и идеологии современной теории управления [1, 642].
Согласно Г.Саймону, необходимо воспользоваться критерием эффективности управления — это приближенное выражение критерия рациональности при принятии решений. Суждение о том, какой выбор эффективен, как и суждение о том, какой выбор рационален, всегда делается относительно проводимых в жизнь ценностей. Поэтому когда измеряют или оценивают эффективность, надо знать, какие или чьи ценности максимизируются. Прежде чем измерять результаты, нужно определить систему ценностей или задач, с точки зрения которых должна производиться оценка. Выявление задач — самый трудный этап в оценке эффективности управления. Если же считается, что деятельность организации направлена одновременно на две или более задачи, то возникает следующая трудность: какова приоритетность этих задач? Система оценок в лучшем случае может показать, каковы результаты и того и другого варианта действий. Однако она не может показать, какой вариант действий предпочтительнее. Тем не менее, определение задач тесно связано с их согласованием, учитывая при этом вопрос об ответственности. Оценка управления имеет смысл только после того, как четко и правильно определены задачи.