Принципы и методы управления природопользованием

Автор: b*********@icloud.com, 24 Ноября 2011 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Предметом рассмотрения является управление природопользованием.
Цели данной работы – раскрытие методологических основ управления природопользованием, изучение методов, функций и принципов управления природопользования, а также специфики формирования информационной базы для управления природопользованием.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность управления природопользованием 4
1.1 Методы управления природопользованием 6
1.2 Функции управления природопользованием 9
1.3 Принципы управления природопользованием 10
Глава 2. Государственный контроль и информационное обеспечение 20
2.1 Государственный контроль над охраной природы 20
2.2 Природоохранное законодательство 24
2.3 Информационное обеспечение 26
Заключение 29
Список использованной литературы 30

Работа содержит 1 файл

ккр эк прир главная.docx

— 58.82 Кб (Скачать)

     В задачи государственного контроля входят организация метрологического контроля и выдача разрешений на осуществление  такого контроля аналитическими лабораториями  министерств и ведомств, аттестаций лабораторного оборудования и методик  измерений, контроль за выполнением  межреспубликанских договоров и  соглашений.

     Органы  государственного экологического контроля должны обеспечивать органы управления на местах и общественные организации  оперативной информацией о выполнении мероприятий по охране окружающей среды  и регулированию использования  природных ресурсов, о случаях  аварийных и залповых выбросов загрязняющих веществ, повлекших за собой особо  опасные уровни загрязнения окружающей среды, о мерах по ликвидации их последствий. 

     2.2 Природоохранное законодательство

     Природопользование  регламентируется законами и законодательными актами. Основными законодательными по охране природы в нашей стране являются: Закон "Об охране окружающей природной среды" от 02.06.93 г., Закон "О плате за землю" и Закон "О недрах".

      Законы  по охране природы дополняются инструкциями:

  1. "Инструкция по применению закона "О плате за землю";
  2. "Рекомендации по взиманию платы за загрязнение природной среды";
  3. "Порядок определения ставок земельного налога и нормативной цены земли";
  4. "Инструкция по определению платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и размещение твердых отходов".

     Законодательная система состоит из следующих  элементов:

  1. обязательность учета и социально-экономической оценки природных ресурсов государственными органами статистики и природопользования;
  2. система планирования, финансирования и материально-технического обеспечения экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды;
  3. механизм договоров и лицензий на комплексное природопользование;
  4. система экологических ограничений по территориям: по предельным объемам использования природных ресурсов, выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, размещению отходов производства;
  5. платность использования природных ресурсов;
  6. создание систем внебюджетных экологических фондов (федеральных, республиканских, краевых, окружных, областных, местных);
  7. создание общественных фондов охраны окружающей природной среды. Образуются за счет средств населения, добровольных взносов и пожертвований общественных объединений и других источников;
  8. экологическое страхование;
  9. механизм стимулирования охраны окружающей среды, функционирующий за счет:
  • установления налоговых льгот;
  • применения поощрительных цен и надбавок за экологически чистую продукцию;
  • применения льготного кредитования и др.

     Следовательно, природоохранное законодательство должно обеспечить:

  • права человека на здоровую среду обитания;
  • экологически чистую продукцию и жилье;
  • рациональное использование природных ресурсов;
  • свободный доступ к информации о состоянии окружающей среды и здоровье человека;
  • гарантию прав будущих поколений.
 

     2.3 Информационное обеспечение

     Информационное  обеспечение управления природопользованием  и природоохранной деятельностью  – это совокупность информации, о природных ресурсах, природных  условиях, а также деятельности природопользователей.

     В настоящее время существует единая информационная система по статистике окружающей среды INFOTERRA, которая охватывает 116 стран мира и содержит 9200 источников информации по окружающей среде.

     Необходимость заботы об охране природы, окружающей среды человека обусловливает  проведение мероприятий по совершенствованию  всех видов деятельности, связанных  с природопользованием. Такая деятельность невозможна без надежной системы  информационного обеспечения, основой  которой является государственная  статистика. Данная  подсистема показывает количественную сторону массовых явлений  и процессов в области взаимоотношений  природы и общества, которые складываются на определенных этапах развития, в  ходе жизнедеятельности людей в  конкретных условиях места и времени.

     Состояние окружающей среды характеризуют  показатели  численности и распространенности источников ее загрязнения, а также  объемные показатели их негативного  воздействия, например, число автомобилей  на 1000 человек на территории города, объемы выбросов загрязняющих веществ, загрязненных вод и воздуха. Наиболее широко для оценки качества окружающей среды используется средние и относительные показатели содержания  вредных веществ и бактерий  в воздухе, почве, воде и растениях. Определяют разовые и средние  суточные концентрации вредных веществ и примесей на единицу массы или объема элементов окружающей среды. Качественная оценка фактических уровней осуществляется путем их сравнения с предельно допустимыми концентратами (ПДК) и остатками вредных веществ в воздухе, почве, растениях, допустимыми уровнями шума, радиации и т.д.

     Первое  обобщенное представление о ситуации  в области охраны окружающей среды  дают показатели объема капитальных  вложений на мероприятия по охране природы и рациональному использованию  природных ресурсов.

     Для характеристики конкретных мер по охране окружающей среды применяется система натуральных стоимостных показателей, это показатели объемов работ  по улучшению  состояния элементов окружающей среды, работ и мероприятий  по уменьшению числа источников загрязнения  и объемов выбросов загрязняющих веществ.

     В статистическую отчетность включается также сведения об экологических  платежах. Они отражают  фактические  суммы выплат в местные фонды  по охране окружающей среды, произведенные  предприятиями за загрязнение окружающей среды  и за использование природными ресурсами, а также суммы взысканных с предприятий исков  и штрафов  за нарушение требований и природоохранного законодательства.

     Также используют данные: о разработке и  внедрении стандартов, регулирующих качество элементов окружающей среды; о создании (выпуске) более совершенных  конструкций, машин, оборудования и  материалов, меньше загрязняющих окружающую среду; о расширении комплексной  переработке сырья; утилизация отходов, внедрение безотходных и безводных  технологий; о выводе источников загрязнения  и шума за пределы городов и жилых зон.

     Обеспечение информацией, необходимой для принятия решения по управлению, предваряет применение тех или иных методов. В то же время информационное обеспечение  должно создаваться в соответствии с требованиями и запросами систем управления природопользованием. Информация о природных ресурсах сосредоточена  в отраслевых кадастрах, а также  в комплексном территориальном  кадастре природных ресурсов (КТКПР), в котором введены экологические  регламентации и ограничения. Именно КТКПР является базой территориально-отраслевого  управления природопользованием.

     Информацию  о деятельности природопользователей обеспечивает процедура оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).5

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Управление  природопользованием должно осуществляться в рамках каждой страны и каждого  уровня. К сожалению, в России еще  слабо развита охрана окружающей среды. Некоторые предприятий избегают лишних затрат. Но уже большинство  предприятий стремится нести  финансовую ответственность за причиненный  ущерб. Это большое достижение в  развитие управлением природопользованием.

     Информационное  обеспечение — ключевой элемент  экологических программ, без которых  не могут быть сформированы все другие их блоки. Информационное обеспечение  должно сразу создаваться в соответствии с требованиями и запросами систем управления природопользованием. Однако эти требования и запросы часто  не сформулированы в достаточно явной  и четкой форме. Минимизация затрат, которые могут достигать значительных сумм, обеспечивается, если к изучению территории и субъектов хозяйственной  деятельности подходить с системных  позиций, несмотря на всю соблазнительность  предлагаемых программ исследования отдельно взятых вопросов. Решение о постановке исследований должно приниматься только в контексте общих требований и запросов системы управления природопользованием.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Видяпина В. И.: Бакалавр экономики (Хрестоматия), 2007. – 235 с.
  2. Шимова О. С., Соколовский Н. К.: Экономика природопользования, Учеб. пособие, 2005. – 377 с.
  3. Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. М., 2005.
  4. www.vuzlib.ru/books/economprirodopolz/principiypravlenia
  5. www.twirpx.com/library/economicprirodopolsovanya/ 182617_77EB8

Информация о работе Принципы и методы управления природопользованием