Принципы и методы управления природопользованием

Автор: b*********@icloud.com, 24 Ноября 2011 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Предметом рассмотрения является управление природопользованием.
Цели данной работы – раскрытие методологических основ управления природопользованием, изучение методов, функций и принципов управления природопользования, а также специфики формирования информационной базы для управления природопользованием.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность управления природопользованием 4
1.1 Методы управления природопользованием 6
1.2 Функции управления природопользованием 9
1.3 Принципы управления природопользованием 10
Глава 2. Государственный контроль и информационное обеспечение 20
2.1 Государственный контроль над охраной природы 20
2.2 Природоохранное законодательство 24
2.3 Информационное обеспечение 26
Заключение 29
Список использованной литературы 30

Работа содержит 1 файл

ккр эк прир главная.docx

— 58.82 Кб (Скачать)

     Переход к устойчивому развитию – процесс весьма длительный, так как требует решения беспрецедентных по масштабу социальных, экономических и экологических задач. По мере продвижения к устойчивому развитию само представление о нем будет меняться и уточняться потребностями людей – рационализироваться в соответствии с экологическими ограничениями, а средства удовлетворения этих потребностей – совершенствоваться. Поэтому реализация принципов устойчивого развития должна рассматриваться поэтапно.

     Начальный этап перехода России к устойчивому  развитию предопределен необходимостью решения острых экономических и  социальных проблем, но поскольку именно они формируют главные целевые  ориентиры данного этапа, особенно важно соблюдать в этот период обоснованные экологические ограничения  на хозяйственную деятельность. Одновременно следует разработать программы оздоровления окружающей среды в зонах экологического кризиса и начать их планомерное выполнение, наметить комплексные меры по нормализации обстановки на экологически неблагополучных территориях и подготовить организационную основу реализации этих мер.

     На  следующем этапе должны происходить  основные структурные преобразования в экономике, технологическое обновление, существенная экологизация процесса социально-экономического развития. На этом этапе экологическое благополучие территории страны обеспечивается прежде всего за счет рационализации использования богатого природного потенциала России и снижения его относительных затрат на душу населения. В дальнейшем постепенно должна решаться проблема гармонизации взаимодействия с природой всего мирового сообщества. Россия, на долю которой приходится значительная часть ненарушенных экосистем, будет играть в этом процессе одну из качественных ролей. Движение человечества к устойчивому развитию, в конечном счете, приведет к формированию предсказанной В.И. Вернадским сферы разума (ноосферы), когда мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой. Следующим основным принципом управления в сфере взаимодействия общества и природы является принцип рационального, многоцелевого, непрерывного, неистощительного природопользования.

     Рассмотрим  его на примере лесопользования. Обязательным условием организации  рационального лесопользования, наряду с требованиями охраны окружающей среды, является в настоящее время учет конъюнктуры рынка сбыта лесных ресурсов.

     Непрерывное неистощительное пользование лесом, то есть определенный в течение длительного времени размер пользования лесными ресурсами, который не приводит к их последующему уменьшению или ухудшению качества, обусловлено чрезвычайно большой длительностью цикла воспроизводства лесных ресурсов. В связи с этим государственное управление использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов должно непременно учитывать необходимость согласования по срокам и объемам использования лесных ресурсов с их воспроизводством. Ведение лесного хозяйства должно обеспечивать постоянное сохранение и умножение всех полезных свойств леса, повышение качества и продуктивности лесов, охрану их от пожара, защиту от вредителей и болезней, рациональное использование земель лесного фонда.

     Принцип непрерывного, неистощительного лесопользования включает в себя все основные направления лесохозяйственной деятельности и обеспечивается нормированием изъятия лесных ресурсов и соблюдением необходимых лесоводственных требований при рубках леса и других видах лесохозяйственной деятельности.

     Совокупность  лесохозяйственных, технологических  и экологических мероприятий, согласованных  с зонально-типологическими и  экономическими условиями, называется региональными системами ведения  лесного хозяйства. Системы разрабатываются  научными и проектными организациями  для различных регионов и призваны практически обеспечивать сбалансированное изъятие и воспроизводство лесных ресурсов или непрерывное неистощительное лесопользование в неизменных либо относительно равномерных объемах. Нарушение сбалансированности изъятия и воспроизводства того или иного ресурса приводит к нарушениям требований непрерывного и неистощительного лесопользования и спаду объемов данного ресурса с отрицательными экономическими, а иногда экологическими последствиями.

     Принцип несовместимости реализации функций  государственного управления в области  использования, охраны, защиты лесного  фонда и воспроизводства лесов  с осуществлением рубок главного пользования и переработки древесины, полученной при этом, означает для  государственных органов управления лесным хозяйством всех уровней, включая  и лесхозы, запрет заниматься рубками главного пользования, иллюстрирует третий основополагающий принцип государственного управления в сфере взаимодействия общества и природы. Сущность данного принципа заключается в разграничении функций государственного управления в области охраны и использования природных ресурсов и функции их хозяйственного использования.

     Что касается лесопользования, то основные усилия государственных органов  управления лесным хозяйством должны быть направлены на организацию лесопользования  на основе аренды и продажи древесины  на корню. По мнению, А.И. Новосельцевой, в настоящее время, в условиях резкого спада лесопромышленного  производства, развала лесозаготовительной  промышленности, использования расчетной  лесосеки по хвойному хозяйству на 25 % и мягколиственному на 20 %, сохранения принципа запрета на главное пользование в районах с низким качеством древесных ресурсов может отрицательно сказаться на состоянии лесов. Более целесообразно, считает автор, установить ограничения, аналогичные принятым для рубок промежуточного пользования, и при отсутствии лесопользователей разрешить вести рубки главного пользования всем организациям без ограничений.4

 

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    2.1 Государственный контроль над охраной природы

     Структура органов управления представляет собой  единство элементов и связей между  ними в соотношении с функциями  системы.

     К управлению природопользованием относятся  все ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Каждая из них выполняет свои функции  и имеет подразделения, специально уполномоченные для управления в  сфере природопользования.

     К органам законодательной власти относятся:

  • Государственная Дума;
  • Комитет по природным ресурсам и природопользованию;
  • Комитет по экологии, который включает в себя Высший экологический совет.

     Законодательная власть управления природопользованием  выполняет следующие функции:

  1. определение основных направлений государственной экологической политики;
  2. утверждение федеральных экологических программ;
  3. порядок организации и деятельности органов управления в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности;
  4. установление правового режима зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия и др.

     К органам исполнительной власти относятся:

  • Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству;
  • Федеральная служба лесного хозяйства;
  • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  • Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности;
  • Комитет РФ по драгоценным металлам и драгкамням;
  • Госкомитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ;
  • Госкомитет РФ по рыболовству;
  • Министерство РФ по чрезвычайным ситуациям.

     К специально уполномоченным государственным органам РФ исполнительной власти относятся:

  1. Государственный комитет РФ по охране окружающей среды;
  2. Министерство природных ресурсов РФ;
  3. Министерство сельского хозяйства;
  4. Комиссия по окружающей среде и природопользованию;
  5. Отдел экологической безопасности и охраны здоровья населения;
  6. Региональные отделения экологической прокуратуры и др.

     Исполнительная  власть управления природопользованием  выполняет следующие функции:

  1. реализация государственной экологической политики;
  2. обеспечение разработки и реализации экологических программ;
  3. координация деятельности министерств и ведомств в области охраны окружающей среды;
  4. утверждение экологических нормативов воздействия на окружающую среду;
  5. порядок определения платности природопользования;
  6. вопросы организации особо охраняемых территорий, экологического образования и др.

     К органам судебной власти, уполномоченным принимать решения по экологическим вопросам относятся:

  • Конституционный Суд РФ, который включает в себя Конституционные (уставные) суды субъектов Федерации (республик, краев, областей, Автономных областей, Автономных округов, городов);
  • Высший Арбитражный Суд, который состоит из Федеральных Арбитражных судов округов, которые в свою очередь состоят из Арбитражных судов субъектов Федерации;
  • Суды общей юрисдикции. Сюда относятся: Верховный суд РФ; суды субъектов РФ; районные (городские) суды

     Государственный контроль за охраной природы и  использованием природных ресурсов в целом осуществляется местными органами управления и специально созданными с этой целью государственными органами, основной задачей которых является обеспечение соблюдения всеми субъектами хозяйственной деятельности и отдельными гражданами требований природоохранительного  законодательства, экологических регламентаций  и ограничений режимов природопользования, норм и правил охраны окружающей среды, регулирования использования природных  ресурсов, а также соблюдения гигиенических  нормативов.

     К важнейшим государственным методам  управления относятся государственная  экологическая экспертиза и государственный  инспекционный контроль. Данные методы контроля играют особенно важную роль на начальной стадии переходного  периода к рыночным отношениям. Опыт развитых зарубежных стран показывает, что в дальнейшем эти службы не потеряют свою значимость, поскольку  они выполняют важную функцию  обратной связи в системе управления природопользованием.

     На государственную экологическую экспертизу возложено осуществление экспертизы концептуальной, программно-целевой, предпроектной, проектной и другой обосновывающей документации для оценки экологической допустимости и экологической безопасности предлагаемых решений на уровне современных знаний экологической ситуации и ее прогноза с целью определения возможности согласования проведения строительных работ.

     Государственный инспекционный контроль должен включать, прежде всего, контроль за:

    • состоянием воспроизводства и оздоровлением природной среды, охраной и рациональным использованием земель, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного (в том числе лесов) и животного (в том числе рыбных запасов) мира и других природных ресурсов;
    • соблюдением законодательно установленного режима особо охраняемых территорий;
    • образованием, использованием, переработкой и захоронением токсичных и радиоактивных отходов;
    • выполнением предприятиями экологических программ, природоохранных мероприятий и планов;
    • охраной морской среды и природных (в том числе рыбных) ресурсов, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации;
    • соблюдением предприятиями, организациями и учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности, должностными лицами и гражданами законодательства Российской Федерации в области охраны природы и решений местных административных и исполнительных органов и др.;
    • соблюдением экологических нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в атмосферу, водные объекты стационарными и передвижными источниками загрязнения;
    • выполнением требований по охране окружающей среды и природопользованию при добыче полезных ископаемых, проведении взрывных работ, размещении и эксплуатации терриконов, отвалов и свалок;
    • выполнением требований по охране окружающей среды и природопользованию при транспортировке, хранении и применении средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов и веществ, использование которых разрешено в народном хозяйстве;
    • строительством и вводом в эксплуатацию сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов и сбросов загрязняющих веществ, оснащенностью средствами контроля;
    • правильностью ведения первичного учета вредных воздействий на окружающую среду и использования природных ресурсов.

Информация о работе Принципы и методы управления природопользованием