Автор: b*********@icloud.com, 24 Ноября 2011 в 21:20, курсовая работа
Предметом рассмотрения является управление природопользованием.
Цели данной работы – раскрытие методологических основ управления природопользованием, изучение методов, функций и принципов управления природопользования, а также специфики формирования информационной базы для управления природопользованием.
Введение 3
Глава 1. Сущность управления природопользованием 4
1.1 Методы управления природопользованием 6
1.2 Функции управления природопользованием 9
1.3 Принципы управления природопользованием 10
Глава 2. Государственный контроль и информационное обеспечение 20
2.1 Государственный контроль над охраной природы 20
2.2 Природоохранное законодательство 24
2.3 Информационное обеспечение 26
Заключение 29
Список использованной литературы 30
Переход к устойчивому развитию – процесс весьма длительный, так как требует решения беспрецедентных по масштабу социальных, экономических и экологических задач. По мере продвижения к устойчивому развитию само представление о нем будет меняться и уточняться потребностями людей – рационализироваться в соответствии с экологическими ограничениями, а средства удовлетворения этих потребностей – совершенствоваться. Поэтому реализация принципов устойчивого развития должна рассматриваться поэтапно.
Начальный этап перехода России к устойчивому развитию предопределен необходимостью решения острых экономических и социальных проблем, но поскольку именно они формируют главные целевые ориентиры данного этапа, особенно важно соблюдать в этот период обоснованные экологические ограничения на хозяйственную деятельность. Одновременно следует разработать программы оздоровления окружающей среды в зонах экологического кризиса и начать их планомерное выполнение, наметить комплексные меры по нормализации обстановки на экологически неблагополучных территориях и подготовить организационную основу реализации этих мер.
На следующем этапе должны происходить основные структурные преобразования в экономике, технологическое обновление, существенная экологизация процесса социально-экономического развития. На этом этапе экологическое благополучие территории страны обеспечивается прежде всего за счет рационализации использования богатого природного потенциала России и снижения его относительных затрат на душу населения. В дальнейшем постепенно должна решаться проблема гармонизации взаимодействия с природой всего мирового сообщества. Россия, на долю которой приходится значительная часть ненарушенных экосистем, будет играть в этом процессе одну из качественных ролей. Движение человечества к устойчивому развитию, в конечном счете, приведет к формированию предсказанной В.И. Вернадским сферы разума (ноосферы), когда мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой. Следующим основным принципом управления в сфере взаимодействия общества и природы является принцип рационального, многоцелевого, непрерывного, неистощительного природопользования.
Рассмотрим его на примере лесопользования. Обязательным условием организации рационального лесопользования, наряду с требованиями охраны окружающей среды, является в настоящее время учет конъюнктуры рынка сбыта лесных ресурсов.
Непрерывное неистощительное пользование лесом, то есть определенный в течение длительного времени размер пользования лесными ресурсами, который не приводит к их последующему уменьшению или ухудшению качества, обусловлено чрезвычайно большой длительностью цикла воспроизводства лесных ресурсов. В связи с этим государственное управление использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов должно непременно учитывать необходимость согласования по срокам и объемам использования лесных ресурсов с их воспроизводством. Ведение лесного хозяйства должно обеспечивать постоянное сохранение и умножение всех полезных свойств леса, повышение качества и продуктивности лесов, охрану их от пожара, защиту от вредителей и болезней, рациональное использование земель лесного фонда.
Принцип непрерывного, неистощительного лесопользования включает в себя все основные направления лесохозяйственной деятельности и обеспечивается нормированием изъятия лесных ресурсов и соблюдением необходимых лесоводственных требований при рубках леса и других видах лесохозяйственной деятельности.
Совокупность
лесохозяйственных, технологических
и экологических мероприятий, согласованных
с зонально-типологическими и
экономическими условиями, называется
региональными системами
Принцип
несовместимости реализации функций
государственного управления в области
использования, охраны, защиты лесного
фонда и воспроизводства лесов
с осуществлением рубок главного
пользования и переработки
Что
касается лесопользования, то основные
усилия государственных органов
управления лесным хозяйством должны
быть направлены на организацию лесопользования
на основе аренды и продажи древесины
на корню. По мнению, А.И. Новосельцевой,
в настоящее время, в условиях
резкого спада
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
2.1 Государственный контроль над охраной природы
Структура органов управления представляет собой единство элементов и связей между ними в соотношении с функциями системы.
К управлению природопользованием относятся все ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Каждая из них выполняет свои функции и имеет подразделения, специально уполномоченные для управления в сфере природопользования.
К органам законодательной власти относятся:
Законодательная власть управления природопользованием выполняет следующие функции:
К органам исполнительной власти относятся:
К специально уполномоченным государственным органам РФ исполнительной власти относятся:
Исполнительная власть управления природопользованием выполняет следующие функции:
К органам судебной власти, уполномоченным принимать решения по экологическим вопросам относятся:
Государственный
контроль за охраной природы и
использованием природных ресурсов
в целом осуществляется местными
органами управления и специально созданными
с этой целью государственными органами,
основной задачей которых является
обеспечение соблюдения всеми субъектами
хозяйственной деятельности и отдельными
гражданами требований природоохранительного
законодательства, экологических регламентаций
и ограничений режимов
К
важнейшим государственным
На государственную экологическую экспертизу возложено осуществление экспертизы концептуальной, программно-целевой, предпроектной, проектной и другой обосновывающей документации для оценки экологической допустимости и экологической безопасности предлагаемых решений на уровне современных знаний экологической ситуации и ее прогноза с целью определения возможности согласования проведения строительных работ.
Государственный инспекционный контроль должен включать, прежде всего, контроль за:
Информация о работе Принципы и методы управления природопользованием