Принципы и методы управления природопользованием

Автор: b*********@icloud.com, 24 Ноября 2011 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Предметом рассмотрения является управление природопользованием.
Цели данной работы – раскрытие методологических основ управления природопользованием, изучение методов, функций и принципов управления природопользования, а также специфики формирования информационной базы для управления природопользованием.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность управления природопользованием 4
1.1 Методы управления природопользованием 6
1.2 Функции управления природопользованием 9
1.3 Принципы управления природопользованием 10
Глава 2. Государственный контроль и информационное обеспечение 20
2.1 Государственный контроль над охраной природы 20
2.2 Природоохранное законодательство 24
2.3 Информационное обеспечение 26
Заключение 29
Список использованной литературы 30

Работа содержит 1 файл

ккр эк прир главная.docx

— 58.82 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет» 

Кафедра мировой экономики 

Экономика природопользования

Курсовая  работа 

«ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ» 
 
 

Выполнил

ст. гр. 720191          

Проверила

доцент к. э. н.                
 

Тула 2010

СОДЕРЖАНИЕ

                           Стр.

Введение           3

Глава 1.  Сущность управления природопользованием   4

     1.1 Методы управления природопользованием    6

     1.2 Функции управления природопользованием   9

     1.3 Принципы управления природопользованием   10

Глава 2. Государственный контроль и информационное обеспечение 20

     2.1 Государственный контроль над охраной природы   20

     2.2 Природоохранное законодательство     24

     2.3 Информационное обеспечение      26

Заключение          29

Список использованной литературы      30

 

ВВЕДЕНИЕ

     В широком смысле под управлением  понимается руководство чем-либо или кем-либо. Управление в сфере взаимодействия общества и природы представляет собой совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде. Применительно к предмету данной отрасли речь идет о распоряжении природными ресурсами, об обеспечении рационального использования и воспроизводства природных ресурсов,  сохранения или восстановления благоприятного состояния окружающей среды, соблюдения, а также о защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

     Управление  природопользованием и охраной  окружающей среды призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Общественная ценность права в целом  и права граждан на благоприятную  окружающую среду проявляется, прежде всего, в процессе реализаций соответствующих  правовых предписаний. Управление выступает  здесь как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само право окружающей среды.

     Природопользование  – это одно из самых сложных  объектов управления. Поэтому немаловажное значение приобретает исследование управления экологическими процессами и экономикой природопользования.

     Предметом рассмотрения является управление природопользованием.

     Цели  данной работы – раскрытие методологических основ управления природопользованием, изучение методов, функций и принципов управления природопользования, а также специфики формирования информационной базы для управления природопользованием. 

      

 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ

     Управление – это совокупность мер регулирования состояния системы в целях сохранения ее устойчивости.

     Цель  управления: обеспечить экологически безопасное и устойчивое (сбалансированное) развитие.

     Организация системы управления природопользованием включает:

  1. Формирование экологической политики. Экополитика - это политика по отношению к окружающей природной среде. При этом под политикой понимают науку о целях и задачах государства и о средствах, которые необходимы для достижения поставленных целей.
  2. Конкретизацию целей и задач экополитики, установление приоритетов. Цели и задачи экополитики устанавливаются на глобальном и национальном уровнях. На региональном и местном уровне они конкретизируются, исходя из специфики территории и определяются приоритеты, т.е. среди целей и задач экополитики выделяют первоочередные.
  3. Выработку стратегии природопользования. Стратегия в области природопользования основывается на комплексном географическом анализе территории. Стратегическими целями в нашей стране являются: учет экологических и природно-географических условий конкретных территорий при решении проблем развития экономики страны; сохранение генетического здоровья населения; рациональное использование природно-ресурсного потенциала России; сохранение биоразнообразия.

     Для реализации стратегических целей разрабатывают  конкретные направления действий – разработка единой системы природоохранного законодательства, экологических нормативов, переход на международные экологические стандарты хозяйственной деятельности и формирование эффективной системы органов управления в области природопользования.

  1. Выбор методов управления. Методы - это инструменты экополитики.
  2. Создание информационного и нормативно-правового обеспечения управления природопользованием. Информационное обеспечение управлением – это совокупность информации о природных ресурсах, природных условиях, а также деятельности природопользователей.
  3. Создание институциональной инфраструктуры для обеспечения управления в сфере природопользованием. Государственное управление природопользованием осуществляют законодательная представительная, исполнительная и судебная власти, т.е. к управлению причастны все ветви власти.

     Государственное управление природопользованием – это деятельность аппарата государства и всех его подразделений по практическому осуществлению целей и задач, связанных с охраной окружающей среды, а также организационная работа по обеспечению эффективного функционирования всех сфер общественной жизни в области экологии на основе организационно-правовых норм.

     Субъект управления – это орган, учреждение или организация, выполняющая государственные задания в области экологии и наделенный соответствующими функциями. К субъектам управления относят: министерства управления, департаменты, органы прокурорского надзора, суды, органы внутренних дел.

     Объект  управления – это деятельность людей в сфере экологии, т.е. деятельность в области природных объектов (земель, недр, лесов, вод, атмосферного воздуха), а также совокупность возможностей субъектов управления подчинять своей воле других людей, издавать акты, осуществлять организаторскую работу.

     Формами государственного управления являются:

  1. Акты управления (нормативные, индивидуальные, директивные);
  2. Административные соглашения;
  3. Материально-технические действия.

     Государственное управление в сфере экологии объединяет в себя три основных направления  управленческой деятельности государства:

  1. социально-экономическое направление (сфера экономики, финансов, кредитно-денежная система, промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь, банки, сырье, топливо, оборудование);
  2. административно-политическое направление (вопросы внешней политики, обороны, органы общественного порядка, общественной и государственной безопасности);
  3. социально-культурное направление (сфера народного образования, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения).1
 

     1.1 Методы управления природопользованием

     Управление  природопользованием – это деятельность государства по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды, а также по обеспечению режима законности в эколого-экономических отношениях. Механизм управления природопользованием объединяет методы, функции и организационные структуры (органы управления).

     Методы  управления – это способы воздействия  на поведение и деятельность управляемых  объектов с целью обеспечения  рационального природопользования и охраны окружающей среды.

     В управлении природопользованием используют различные методы воздействия на коллективы предприятий и организаций, отдельных работников и население  страны. Среди них наиболее широко распространены административно-правовые, организационные, социально-психологические  и экономические методы управления. Все эти методы в управлении природопользованием должны применяться комплексно, в системе, при приоритете экономических методов управления.

     Административно-правовые методы управления заключаются в  разработке и издании правовых и  административных актов, регулирующих организацию и управление в сфере  природопользования, права и обязанности  руководящих, работников, должностных  лиц и населения страны по экономному использованию и воспроизводству  природных ресурсов и обеспечению  равновесия в природной среде. Административные акты имеют обязательную силу и непосредственно  воздействуют на коллективы предприятий, организаций, отдельных работников и население данного района.

     Особое  место в системе рационального  природопользования занимают организационные  методы, охватывающие процессы подготовки, принятия и реализации решений, направленных на предотвращение и ликвидацию нарушений, загрязнений окружающей среды, организацию  малоотходных и безотходных технологий при использовании природных  ресурсов. Организационные методы обеспечивают распределение функций в сфере  управления, поддержание технологической  дисциплины, контроля, обобщения опыта, рационализации управления на основе достижений науки и техники.

     Социально-психологические  методы управления представляют собой  систему средств социального  и психологического воздействия  на коллективы предприятий и организаций, отдельных работников и население  данного района с целью обеспечения  благоприятных природных условий  проживания человека, снижения заболеваемости населения, увеличения продолжительности жизни людей и способности их к труду, сохранения эстетической ценности природных ландшафтов, заповедных зон и т.п.

     Экономические методы управления природопользованием  заключаются в широком использовании  системы цен, тарифов, платежей, штрафов, премий, фондов экономического стимулирования, кредитов и т.п. Они призваны обеспечивать рациональное и комплексное использование минеральных и других ресурсов, охрану и воспроизводство окружающей природной среды. При использовании экономических методов отпадает необходимость принуждения коллективов и отдельных работников предприятий к снижению потерь полезных ископаемых при добыче и переработке, к восстановлению нарушенных земель, очистке сбрасываемых в водоемы вод и выбросов в атмосферу. Эти задачи решаются на основе  использования  системы  экономического  стимулирования  рационального природопользования.

     Конечные  результаты работы предприятий должен быть тесно увязаны с эффективностью проводимых ими природоохранных мероприятий, чтобы каждый трудовой коллектив, и каждый работник были заинтересованы в соблюдении требований природоохранительного законодательства.

     Все возрастающую роль в обеспечении  охраны окружающей природной среды  и рациональном использовании природных  ресурсов играют методы оптимизации  управленческих решений. Они основаны на широком использовании экономико-математических методов, сетевых моделей, автоматизированных систем управления и ЭВМ в разработке, оптимизации и принятии управленческих решений. С их помощью разрабатывают  модели охраны природы в зоне действия промышленных предприятий, регионов страны и водных бассейнов. Подобные модели позволяют наблюдать будущие  ситуации, анализировать влияние  различных проектов и решений  на состояние природной среды, вносить  коррективы и предложения по предупреждению последствий.

     Предприятия и объединения вносят плату за природные ресурсы согласно установленным  нормативам, которые предусматривают  плату за право пользования, за воспроизводство  и охрану природных ресурсов, за выбросы загрязняющих веществ и  т.п. При превышении предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ платежи  взимают в кратном размере, исходя из затрат на ликвидацию загрязнения.

     Средства, взимаемые с предприятий и  организаций за загрязнение окружающей среды и нерациональное использование  природных ресурсов, направляются на выполнение природоохранных мероприятий.

     В целях предотвращения вредного воздействия  машин и оборудования при их эксплуатации на окружающую среду осуществляется экологическая экспертиза выпускаемой  продукции предприятиями машиностроительной промышленности.

Информация о работе Принципы и методы управления природопользованием