Причины и последствия мирового финансового кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Начало XXI века характеризовалось небывалым экономическим подъемом стран по всему миру, особенно для России. В целом по миру объемы производства неуклонно растут, укрепляются экономические позиции ЕС, Китая, Индии. Но вряд ли стоило ждать, что подобный рост продлится бесконечно, ведь, если верить теории экономических циклов, за ростом непременно идет перегрев, переходящий в спад и кризис. 2007 год был ознаменован началом нового мирового экономического кризиса, который, по мнению экспертов, начался кризисом в экономике локомотива экономического роста- США.

Содержание

Введение.
Глава 1.Причины мирового финансового кризиса:
1.1. Особенности мирового кризиса
1.2.Его причины
Глава 2.Последствия мирового финансового кризиса:
2.1. Мировые последствия.
2.2.Его влияние на Россию.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

     Признавая источником нынешнего финансового  кризиса обилие дешевых денег  на американском фондовом рынке, либеральный  лондонский журнал «Экономист» предупреждал об опасности скороспелых выводов  и решений, основанных на критике  «рыночного фундаментализма», отказе от доллара как резервной валюты, от преимуществ глобализации и свободных рынков. В то же время он признает необходимость глубокой трансформации финансовой глобализации и всего миропорядка, а также меняющегося соотношения сил и теоретических подходов к решению глобальных проблем человечества.10

     Когда летом 2007 г. начался ипотечный кризис в США, никто не предполагал его  превращения в событие всемирного масштаба. Не удалось, как предполагалось ранее, ограничиться банковским или финансовым кризисом, который ударил по реальной экономике и социальной сфере, сопровождаясь массовым падением производства и торговли, закрытием и банкротством предприятий, ростом безработицы и сокращением потребления как основного двигателя экономического развития. Неудивительно, что нынешний кризис стал все чаще сравниваться с мировым кризисом 1929 г. и признаваться наибольшим экономическим потрясением после Великой депрессии.

     Нарастающий размах бедствия вызвал принятие различных  мер противодействия, прежде всего в Евросоюзе, тесно связанном с США экономически и политически. Наиболее мощная из стран ЕС, Германия выделила 5 млрд. евро на поддержку банков и еще 50 млрд. – экономики в целом, Великобритания превзошла США по остроте ипотечного кризиса, Испания – по уровню безработицы, а Венгрия, Исландия, Латвия (наиболее пострадавшая в ЕС от кризиса, вызвавшего массовый протест) оказались на пороге дефолта. Обеспокоенные поспешными и нескоординированными антикризисными мерами отдельных стран, органы ЕС предприняли усилия по налаживаю координации, этих мер пошли на сокращение ставок рефинансирования для стимулирования экономического роста, игнорируя опасность инфляции и больше опасаясь труднопреодолимой дефляции, с которой целое десятилетие пришлось сражаться Японии.

     Глобальная  макроэкономическая ситуация сегодня  во многом определяется за переделами богатого мира, там, где находятся  «свободные» деньги, поэтому именно к этим странам (преимущественно  азиатским) и начинают обращаться за помощью в преодолении кризиса. Вместе с тем положение в странах с развивающимися рынками не однозначно. Некоторые из них уже испытывают замедление экономического роста от сокращения экспорта в развитые страны, другие страдают от падения цен на экспортируемые ими сырьевые товары. Ряд государств, прежде всего страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), накопили солидный дефицит платежных балансов, а их экономическое положение становится все более ненадежным и даже грозящим дефолтом.

     В упоминавшемся обзоре журнала Economist справедливо выделяется Китай, который в случае дальнейшего ухудшения состояния мировой экономики будет, скорее всего, выступать в роли ее спасителя11. Однако и его правительство, как свидетельствует журнал, обеспокоенное замедлением экономического роста вследствие сокращающегося экспорта, снижает резервные требования для малых банков и ставки рефинансирования, принимает другие меры по поддержанию экономического роста и занятости. В этой связи МВФ с удовлетворением встретил выделение Китаем до 2010 г. 586 млрд. долл. на указанные цели. Большая гибкость в регулировании валют позволит Китаю, по мнению редакции журнала, преодолеть нынешний кризис, а в долгосрочной перспективе уроки, почерпнутые из него странами с развивающимися рынками, помогут определить курс развития глобальной финансовой системы.12

     В условиях нарастания кризиса возникла необходимость решительных и  скоординированных на глобальном и  региональном уровнях мер  по реформированию мировой финансовой системы. Это  подтверждается как ее явными пороками, так и неспособностью действующих институтов осуществлять возложенные на них функции с учетом интересов и возможностей всех стран и регионов, а не только ведущих держав во главе с США. Эти институты оказались не в состоянии предсказывать и предотвращать  крупные кризисы послевоенного времени, а тем более предложить и реализовать эффективные меры по их разрешению с наименьшими потерями. В этой связи в мире заговорили о новой архитектуре мировых финансов, о возврате к системе твердых валютных курсов (Бреттон-Вудс-2) и даже возможной замене доллара на амеро для НАФТА, о появлении новых региональных и глобальных валют.

     После согласования на региональных и глобальном уровнях исходных позиций в ноябре 2008 г. в Вашингтоне состоялась встреча  руководителей стран спешно сколоченной  «группы 20». Ее целью было обсуждение сложившейся ситуации в мировой экономике и финансах и выработка коллективных мер по нормализации положения в этих областях, затрагивающих судьбы всего человечества. На этом форуме большинство представителей внесли предложения, зачастую предварительно согласованные на региональных уровнях.

     Так, ЕС представил с трудом согласованный  общий для его членов подход (близкий  в основном к позиции США) требующий  большей прозрачности и регулируемости мировых рынков при сохранении их открытости и исключении эгоизма и безответственности Уолл-стрита. Однако и в рамках ЕС нет полной согласованности на этот счет. Например, при общей ориентации на социальную рыночную экономику Великобритания придерживается англосаксонской традиции. В то же время континентальная Европа, где председательствовал во второй половине 2008 г. в ЕС президент Франции Н. Саркози, признавала пересмотреть всю действующую мировую финансовую систему и постепенно перейти к «регулируемому капитализму».13

     Что касается США, которые сохраняют ведущие позиции в экономике и политике даже в условиях изменения соотношения сил на мировой арене, и от которых прежде всего зависит и выход из кризиса, то от них ожидали новых идей и конкретных предложений по совершенствованию глобальной финансовой системы и обузданию глобального кризиса экономики и финансов. Однако США ограничились красивой декларацией о намерениях. Да они, видимо, и не могли сделать большего в период смены президентской команды, хотя Б. Обама выиграл выборы под лозунгом перемен, а после избрания признал финансовый кризис величайшим вызовом для США, обещая уделять борьбе с ним и подъему экономики первостепенное внимание, потребовав на это трехтриллионное финансирование. Окружение Б. Обамы и сам он отметили также его готовность к налаживанию отношений со всеми странами, включая Россию, хотя старо-новый состав его команды и вызывает сомнения в реальности серьезного изменения традиционного курса страны.

       В Послании Федеральному собранию  Президента РФ отметил, что  финансовый кризис, начавшийся на национальном рынке США, со временем приобрел глобальный характер. Это обусловливает необходимость создания механизмов, блокирующих ошибочные, эгоистические, а подчас просто опасные решения некоторых членов мирового сообщества. Надувая «денежный пузырь» для стимулирования собственного роста, власти США не только не потрудились скоординировать свои действия с другими участниками глобальных рынков, но и пренебрегли элементарным чувством меры. Новая финансовая архитектура, о необходимости которой говорится уже давно, должна, как подчеркнул Д.Медведев, обеспечивать интересы всех участников и при этом быть защищена от ее использования в интересах одной страны или группы стран; одной экономической системы. Которая будет компенсировать свои грубые ошибки за счет других.

     С аналогичной позицией выступала  группа БРИК на совещании в Сан-Паулу, чей представитель – президент  Бразилии – высказался за новую  финансовую архитектуру без диктата  «Большой семерки» с широким участием всех стран, включая развивающиеся государства.

     Вашингтонский форум «группы 20» позволил участникам представить и сопоставить свои позиции по важнейшим вопросам борьбы с глобальным кризисом и формирования новой архитектуры мировой финансовой системы. Однако скоординированных  подходов в полной мере там достичь не удалось, все ограничилось общей декларацией о необходимости координировать антикризисные меры, повышении роли в этом международных институтов, неприемлемости протекционизма и обещаниями продолжать консультации на форуме в апреле 2009 г. в Лондоне. Там удалось при наличии разных подходов США и ЕС договориться о создании при МВФ общего фонда помощи развивающимся странам в 1,1 трлн. долл. и о необходимости большей открытости и регулируемости финансовых рынков, включая и оффшоры.

     Что же касается новой архитектуры мировой  финансовой системы, а тем более  замены доллара на новую резервную  валюту, с каковым предложением выступили  Китай и Россия, реализовать все  это будет непросто, так как  у богатых стран, и прежде всего  США, нет желания делиться с бедными своими выгодами, а у тех и других – идти на урезание своего суверенитета. Тем не менее надежд и заверений, что в результате переживаемой глобальной катастрофы родится новый справедливый миропорядок, с разных сторон было предостаточно.

     Что касается сегодняшнего положения мировой  экономики и ближайших перспектив, то, согласно докладу МВФ, за последнее  время ее рост резко снизился, во всем мире финансовый сектор продолжил  сокращать кредитование, уровень  потребительского доверия упал, ухудшились ожидания компаний, дешевле, чем предполагалось, стоит нефть. И, несмотря на меры поддержки экономики, предпринимаемые большинством стран, в 2009 г. объем мировой экономики сократится на 1,3%.

     Из  развивающихся стран  больше всех пострадают экспортеры сырья и страны, зависящие от внешнего финансирования, полагают эксперты МВФ, считающие наиболее пострадавшими страны СНГ без России, хотя и для нее спад экономики в 2009 г. МВФ прогнозирует в 6%. При этом ВВП Украины уменьшится еще больше, несмотря на то, что МВФ и выделил ей заем в 16,4 млрд. долл. Темп же роста экономики Китая может составить 8% , требуемых для социальной стабильности, поскольку удешевление сырья Китаю выгодно, а зависимость от иностранных займов, благодаря гигантским резервам, для него некритична.14

     Что будет после 2011 г., ни МВФ, никто другой точно не знает, но многие полагают, что  кризис еще продолжится. За ним, вероятно, последует  стагнация, переходящая  в новое возрождение. 
 
 
 

Влияние мирового финансового  кризиса на экономику  России. 

В первую очередь стоит отметить, что кризис в России многогранен. Он является не только финансовым, он также политический и технико-экономический. Кризис в  нашей стране обусловлен в большей  степени внутренними причинами, нежели внешними.

     Россия  входит в число стран, которые в большей степени пострадали от глобального кризиса: масштабы падения экономки оказались гораздо больше, чем во многих развитых и развивающихся странах. Тому, бесспорно, есть свои причины. Но такой разрыв показывает, что созданная в нашей стране экономическая система является наименее эффективной и крайне неустойчивой к внешним шокам.

     Нынений кризис – это плата общества и  экономики за ошибки властей, которые  нужно выявлять и анализировать. В первом квартале 2009 г. Обвальное  падение в российской экономике прекратилось, но это позволяет говорить лишь о стабилизации ситуации, а не об ее улучшении. Российская экономика впервые столкнулась с циклической рецессией. Несмотря на то, что отправной точкой российских кризисных процессов стали события на мировых рынках финансов и рецессия в развитых странах, реакцию российской экономики определили внутренние причины и особенности ее структуры: сильная зависимость сырьевых отраслей от экспорта; неразвитость частной финансовой системы; наличие нерешенных проблем в области экономической политики. 

      По  итогам кризиса Россия оказалась  в числе наиболее пострадавших стран. В 2009г. ВВП упал на 7,8%, в то время как мировой ВВП снизился лишь на 0,6%, а выпуск в развивающихся странах и странах с формирующимся рынком вырос на 2,6%. При этом в них, как и в России, кризисные явления в основном были вызваны финансовыми и торговыми шоками. Наша страна  уязвимее к подобным кризисным шокам, поэтому последствия для российской экономики оказались разрушительнее. Рассмотрим некоторые факторы внешней уязвимости.

Докризисный перегрев экономики. Перегрев экономики приводит к накоплению в ней внутренних дисбалансов. Среди факторов такого перегрева в первую очередь назовем рост кредитов. В 2003—2007 гг. в России объем кредитования увеличился с 16,8 до 37,8% ВВП. Это по большей части обусловлено привлечением банками иностранного капитала, который шел на финансирование высокорискованных проектов и вложения в дорожающие активы. Из-за снижения доходности проектов и падения стоимости активов этот показатель резко менялся. В России быстро росли иностранные обязательства не только банковского, но и нефинансового сектора. В результате частный внешний долг на конец 2007 г. превысил 20% ВВП. Такой рост во многом определялся активностью крупных компаний с государственным участием, что могло привести к неполному учету рисков вследствие существования неявных государственных гарантий спасения их от банкротства. Усиление зависимости от внешнего финансирования и наличие макроэкономических проблем повысили уязвимость экономики к эффекту кризисного разворота потоков капитала. Проблема заключается в том, что приходящие в страну средства в основном носят неустойчивый характер: при любом даже незначительном ухудшении экономической ситуации наблюдается резкий отток капитала. Это связано с недостаточной развитостью институтов и высокой зависимостью экономики от сырья.

Информация о работе Причины и последствия мирового финансового кризиса