Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 07:37, курсовая работа
Рыночная экономика в России набирает всё большую силу. В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования, то есть в получении им прибыли, ее размерах и размерах средств, вложенных в производство для обеспечения этой прибыли. Поэтому проблема увеличения прибыли и снижение затрат на поизводство, то есть снижения себестоимости, является одной из самых актуальных проблем, стоящих перед субъектами экономических отношений на сегодняшний день.
ВВЕДЕНИЕ 2
1 Анализ прибыли предприятия, как результата экономической деятельности 4
1.1 Экономическое содержание прибыли, ее функции и значение для предприятия 4
1.2 Основные источники получения прибыли 9
1.3 Факторный анализ прибыли предприятия 11
2 Анализ влияния себестоимости на прибыль предприятия 15
2.1 Экономическое содержание себестоимости и ее показатели 15
2.2 Выявление условий снижения себестоимости продукции на предприятии 17
3 Личный опыт некоторых предприятий по увеличению или снижению объема прибыли 21
3.1 Возможные пути снижения эксплуатационных затрат при производстве и реализации продукции в ОАО «ППГХО» при его реструктуризации 21
3.2 LG Electronics, экономическая ситуация и планы по сокращению затрат 24
3.3 ОАО «АвтоВАЗ» и пути его выхода из кризисной ситуации 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Список использованных источников 29
Изменения
социально-экономического развития государства
в период перехода к рыночным отношениям
приводят к качественным структурным
сдвигам в сторону
В основе анализа факторов, влияющих на величину прибыли, лежат резервы увеличения прибыли предприятия, основными из которых являются:
Выявление факторов, влияющих на
прибыль, подразумевает под
К внешним относятся факторы:
Но большее значение уделяют изучению внутренних факторов изменения прибыли, которые в свою очередь могут быть основными и неосновными. К основным факторам принято относит:
Неосновные факторы в большей степени связанны с нарушением хозяйственной дисциплины. Выделяются следующие неосновные факторы:
Далее более подробно остановимся на внутренних, основных факторах, влияющих на величину прибыли как абсолютного показателя эффективности хозяйствования предприятия.
При выборе путей увеличения прибыли ориентируются в основном на внутренние факторы, влияющие на величину прибыли. Увеличение прибыли предприятия может быть достигнуто за счет увеличения выпуска продукции; улучшения качества продукции; продажи излишнего оборудования и другого имущества или сдачи его в аренду; снижения себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени; диверсификации производства; расширения рынка продаж.
Таким образом, важнейшими факторами роста прибыли являются рост объема производства и реализации продукции, внедрение научно-технических разработок, а следовательно, повышение производительности труда, снижение себестоимости, улучшение качества продукции.
Основной источник денежных накоплений предприятий - выручка от реализации продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию этой продукции. Поэтому важная задача каждого хозяйствующего субъекта - получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.
Затраты на производство и реализацию продукции определяют уровень и структуру ее себестоимости. Прибыль как основная форма денежных накоплений представляет собой разницу между выручкой от реализации по соответствующим ценам и полной себестоимостью. Отсюда рост прибыли зависит прежде всего от снижения затрат на производство продукции, а также от увеличения объема реализованной продукции.
Затраты на производство и реализацию продукции, определяющие ее себестоимость, состоят из стоимости используемых в производстве продукции природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации, а также внепроизводственных затрат.
Реальный состав затрат по производству и реализации продукции регламентируется Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции. В соответствии с этим Положением затраты на производство и реализацию продукции, исходя из их экономического содержания, объединяют в пять групп: материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов), затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов и прочие затраты.
Таким
образом, основное влияние на прибыль
оказывают два взаимозависимых
фактора: себестоимость продукции
и объёмы продаж товаров. Но более подробно
мы обратимся к рассмотрению себестоимости
продукции предприятия.
Себестоимость продукции относится к числу важнейших качественных показателей, в обобщенном виде отражающих все стороны хозяйственной деятельности предприятий, их достижения и недостатки. Уровень себестоимости связан с объемом и качеством продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходованием фонда оплаты труда. Себестоимость, в свою очередь, является основой определения цен на продукцию. Снижение ее приводит к увеличению суммы прибыли и уровня рентабельности. Чтобы добиваться снижения себестоимости, надо знать ее состав, структуру и факторы ее динамики. Все это и является предметом статистического изучения при анализе себестоимости.
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.
В
себестоимости учитываются
Необходимо различать общую себестоимость всей произведенной продукции – общую сумму затрат, приходящихся на изготовление продукции определенного объема и состава, и индивидуальную себестоимость – затраты на производство только одного изделия (например, на изготовление уникального агрегата при условии, что в данном производственном звене никаких других видов продукции одновременно не производится) – и среднюю себестоимость, определяемую делением общей суммы затрат на количество произведенной продукции.
Вследствие того, что себестоимость является одним из важнейших показателей хозяйственной деятельности предприятия и имеет непосредственное влияние на величину его прибыли, важной проблемой каждого предпринимателя является создание необходимых условий и нахождение путей для снижения себестоимости продукции.
Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.
Серьезным
резервом снижения себестоимости продукции
является расширение специализации
и кооперирования. На специализированных
предприятиях с массово-поточным производством
себестоимость продукции
Успех борьбы за снижение себестоимости решает, прежде всего, рост производительности труда рабочих, обеспечивающий в определенных условиях экономию на заработной плате. Рассмотрим, в каких условиях при росте производительности труда на предприятиях снижаются затраты на заработную плату рабочих. Увеличение выработки продукции на одного рабочего может быть достигнуто за счет осуществления организационно-технических мероприятий, благодаря чему изменяются, как правило, нормы выработки и соответственно им расценки за выполняемые работы. Увеличение выработки может произойти и за счет перевыполнения установленных норм выработки без проведения организационно-технических мероприятий. Нормы выработки и расценки в этих условиях, как правило, не изменяются.
В первом случае, когда изменяются нормы выработки и расценки, предприятие получает экономию на заработной плате рабочих. Объясняется это тем, что в связи со снижением расценок доля заработной платы в себестоимости единицы продукции уменьшается. Однако это не приводит к снижению средней заработной платы рабочих, так как приводимые организационно-технические мероприятия дают возможность рабочим с теми же затратами труда выработать больше продукции. Таким образом, проведение организационно-технических мероприятий с соответствующим пересмотром норм выработки позволяет снижать себестоимость продукции за счет уменьшения доли заработной платы в единице продукции одновременно с ростом средней заработной платы рабочих.
Во втором случае, когда установленные нормы выработки и расценки не изменяются, величина затрат на заработную плату рабочих в себестоимости единицы продукции не уменьшается. Но с ростом производительности труда увеличивается объем производства, что приводит к экономии по другим статьям расходов, в частности сокращаются расходы по обслуживанию производства и управлению. Происходит это потому, что в цеховых расходах значительная часть затрат (а в общезаводских почти полностью) - условно-постоянные расходы (амортизация оборудования, содержание зданий, содержание цехового и общезаводского аппарата и другие расходы), не зависящие от степени выполнения плана производства. Это значит, что их общая сумма не изменяется или почти не изменяется в зависимости от выполнения плана производства. Отсюда следует, что, чем больше выпуск продукции, тем меньше доля цеховых и общезаводских расходов в ее себестоимости.
С
ростом объема выпуска продукции
прибыль предприятия
Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращениирасходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов.
Материальные
затраты, как известно, в большинстве отраслей
промышленности занимают большой удельный
вес в структуре себестоимости продукции,
поэтому даже незначительное сбережение
сырья, материалов, топлива и энергии при
производстве каждой единицы продукции
в целом по предприятию дает крупный эффект.
Предприятие имеет возможность влиять
на величину затрат материальных ресурсов,
начиная с их заготовки. Сырье и материалы
входят в себестоимость по цене их приобретения
с учетом расходов на перевозку, поэтому
правильный выбор поставщиков материалов
влияет на себестоимость продукции. Важно
обеспечить поступление материалов от
таких поставщиков, которые находятся
на небольшом расстоянии от предприятия,
а также перевозить грузы наиболее дешевым
видом транспорта. При заключении договоров
на поставку материальных ресурсов необходимо
заказывать такие материалы, которые по
своим размерам и качеству точно соответствуют
плановой спецификации на материалы, стремиться
использовать более дешевые материалы,
не снижая в то же время качества продукции.
Основным условием снижения затрат сырья
и материалов на производство единицы
продукции является улучшение конструкций
изделий и совершенствование технологии
производства, использование прогрессивных
видов материалов, внедрение технически
обоснованных норм расходов материальных
ценностей.