Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 11:34, реферат
Изменения, которые происходят в мире в последние десятилетия, характеризуются высоким динамизмом. Меняются место и роль отдельных стран в мировой экономике, усиливаются интеграционные вопросы, растет взаимозависимость государств, регионов; отсюда обостряется конкуренция за мировые рынки, за формы организации мирового порядка и пути будущего развития. Изменяется и состав игроков.
Введение 4-7стр
Глава 1.
1. Историческая сущность Всемирной Торговой Организации
1.1.Параграф 1. История ВТО. Факторы, этапы и тенденции развития и функционирования Всемирной Торговой Организа-ции………………………………………...………………………….……5-10 стр.
1.2.Параграф 2. Распространение и влияние Всемирной Тор-говой Организации на международные организационные структу-ры………11-16 стр.
Глава 2.
2. Аналитический обзор распространения Всемирной Торговой Организации в России
2.1.Параграф 1. Развитие Всемирной Торговой Организации в Российской Федерации…………………………………………………..17-23 стр.
2.2.Параграф 2. Влияние Всемирной Торговой Организации на Пермский край……………………………………………………………….24-28 стр.
Глава 3.
3. Положительные и отрицательные стороны при вступлении Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию
3.1.Параграф 1. Анализ вступления России во Всемирную Торговую Организа-цию………………………………..……………………….…29-36 стр.
3.2.Параграф 2. Анализ положительных и отрицательных сторон вступления России во Всемирную Торговую Организацию на региональном уровне……......................................................................…37-39 стр.
Итак, после присоединения к ВТО мы (Россия) не сможем:
Автономно повышать импортные таможенные тарифы выше уровня, согласованного с членами ВТО. Повышение возможно только после консультаций, или в случае применения антидемпинговых или компенсационных мер.
Дискриминировать импортные товары на всех стадиях транспортировки и продажи, включая дискриминационное налогообложение, предложение к продаже, включая рекламу, применение технических барьеров, стандартов и пр.
Применять количественные ограничения, за исключением случаев применения специальных защитных мер.
Применять максимальные или минимальные обязательные цены (энергетические товары).
Ограничивать транзит и доступ к транзитным сетям.
Увязывать импорт (товаров, капиталов, услуг) с обязательством экспорта (энергетический сектор).
Включать в инвестиционные и иные соглашения обязательства инвестора приобретать товары на внутреннем рынке (энергетический сектор).
Применять экспортные субсидии в любых формах.
Применять меры, ограничивающие торговлю, без их заблаговременного опубликования.
Предоставлять привилегии государственным предприятиям или монополиям, вовлеченным в торговлю (энергетические товары).
Ограничивать текущие платежи по внешнеторговым сделкам.
Ограничивать платежи по капитальным операциям, если такое ограничение ведет к ограничению торговли товарами или услугами.
Дискриминировать товары и услуги и их поставщиков из одних стран по сравнению с товарами и услугами и их поставщиками из других стран по любым признакам (за исключением товаров, поставляемых в рамках соглашений о свободной торговле и таможенном союзе).
Ухудшать условия доступа на рынок и деятельности на рынке услуг по сравнению с параметрами, установленными соглашениям.
Лицензировать или иным образом ограничивать деятельность поставщика услуги, выходя за рамки цели обеспечить компетентность поставщика и качество самой услуги.
Дискриминировать поставщика услуги или услугу по сравнению с отечественным поставщиком или услугой, если возможность такой дискриминации не предусмотрена соглашением.[15]
Выходим на финишную прямую. Каковы же последствия присоединения России к ВТО? По этому вопросу до сих пор нет единого мнения. Наиболее критичная позиция, как уже отмечалось, у региональных властей. Вступление в ВТО дает новому члену дополнительные возможности выхода на международные рынки, но и накладывает существенные ограничения на способы и механизм государственного регулирования национальной экономики и внешнеэкономической деятельности. К сожалению, все «плюсы», как правило, содержат и «минусы». Чего будет больше - зависит от конкретных условий. Россия - очень большая и очень диверсифицированная страна. Думается более верным анализ последствий начинать с регионов и от этих результатов переходить к обобщению на страну в целом. В общем виде можно отметить следующие «плюсы»:
1. Вступление должно способствовать расширению товарооборота -росту импорта и увеличению экспорта. Однако, главным условием продвижения наших товаров является их конкурентоспособность, а не членство ВТО. Вероятное расширение потоков импорта требует серьезного анализа как на национальном, так и на региональном уровнях. Оно может привести не только к снижению цен в результате роста конкуренции и насыщения рынка товарами и услугами, но и к серьезным отрицательным последствиям: крушению местного производства. Снижению налоговых поступлений в бюджет, росту безработицы, обострению социальных проблем и др. в условиях огромной дифференциации структуры производства и уровней экономического развития регионов эта проблема требует особого внимания.
Возрастают возможности производственной кооперации и использования других форм международного взаимодействия, что должно способствовать росту концентрации, повышению технического уровня производства, использованию современных методов организации и управления. Такие процессы обычно приводят к росту производительности труда, высвобождению рабочей силы. Росту безработицы, если не будет соответствующего расширения производства. Необходимо вспомнить и опыт структурной перестройки ведущих капиталистических стран в 70-е годы прошлого столетия и масштабные кризисы, которые ее сопровождали.
Увеличение потока иностранного капитала на наши рынки, а к нам придут, как правило, мощные международные корпорации, должно способствовать процессу укрепления и модернизации отечественных предприятий - тех из них, которые выдержат конкуренцию. Следует иметь в виду, что предприятия, ушедшие под иностранный капитал, могут быть закрыты, перестроены на выпуск другой продукции или выведены за рубеж, для того чтобы избавиться от ненужных конкурентов. Пример — Польша. После вступления в ВТО в 1999 г. темпы экономического развития в этой стране существенно сократились, тяжелая промышленность в основной своей части ушла под иностранный капитал, резко выросла безработица.
Россия получит доступ к квазисудебной системе ВТО и своего представителя в ее структурах, т.е. возможность оставить на равных с торговыми партнерами свои права в случаях нарушения правил эффективной и недискриминационной торговли. Это не означает автоматического устранения действующих в настоящее время санкций против нашей страны, но улучшает перспективы их пересмотра и создает возможность утрясать в будущем конфликтные ситуации, не доводя их до принятия санкций. В случае нарушения наших прав, в свою очередь, можно требовать устранения дискриминационных условий, вплоть до применения соответствующих санкций.
Став членом ВТО, Россия сможет принимать активное участие в разработке новых «правил игры» (а не быть сторонним наблюдателем). Этот процесс отражает стремление приспособиться к быстро меняющимся условиям современного мира и происходит в ВТО в жестких столкновениях различных группировок.[16]
В целом соотношение «плюсов» и «минусов» от вступления страны в ВТО зависит от условий присоединения на основе многосторонних и двусторонних переговоров по вопросам доступа на рынок страны-претендента с заинтересованными странами-членами ВТО.
Теперь поговорим о негативных аспектах вступления России в ВТО. По мнению специалистов, главная угроза экономической безопасности страны при вступлении в ВТО – открытость отечественного рынка для импорта, что может привести к свертыванию из-за низкой конкурентоспособности многих востребованных в России производств. Пока данная угроза в известной степени смягчается принятием протекционистских мер: установление высоких пошлин на импорт, его количественных ограничений и пр. После присоединения к ВТО России придется отказаться от подобных мер защиты. Однако члены ВТО сохраняют возможность применения ограничительных мер против импорта, например, в тех случаях, когда такой импорт наносит серьезный ущерб национальным производителям товаров или ведет к нарушению нормального состояния платежного баланса. Важно лишь то, что такие ограничения могут вводиться на основе четко установленных правил. При присоединении к ВТО новые члены могут сохранять необходимый уровень тарифной защиты рынка товаров или рынка услуг. Конкретный уровень такой защиты и является предметом переговоров об условиях присоединения, которые ведет ныне Россия. К нежелательным последствиям могут привести сокращение или даже полная отмена экспортной пошлины на поставки за рубеж топлива и сырья из России. Государство лишится значительной части своих доходов, поскольку в настоящее время высокие экспортные пошлины на нефть, газ и цветные металлы являются источником крупных поступлений в государственный бюджет. Ещё одна серьёзная проблема для России, связанная со вступлением в ВТО, - субсидирование сельского хозяйства. Согласно правилам ВТО, оно должно быть отменено, но с учетом тяжелого положения отечественного сельского хозяйства это может привести к драматическим последствиям. В таком случае, правительству необходимо применять ряд мер, направленных не на поддержку цен производителя, а на совершенствование инфраструктуры, научные исследования, ветеринарные и фитосанитарные мероприятия, страхование урожая, содействие структурной перестройке сельского хозяйства и так далее. Такие меры не связываются обязательствами по сокращению господдержки аграрного сектора. Необходимо развивать и нетарифные меры защиты своего внутреннего агропродовольственного рынка, которые широко используют развитые страны. Правительству России следует разработать федеральную и региональные программы адаптации АПК к функционированию в условиях предстоящего вступления нашей страны в ВТО.
3.2. Анализ положительных и отрицательных сторон вступления России во Всемирную Торговую Организацию на региональном уровне.
К сожалению, на сегодняшний день Пермский край в вопросе вступления страны в ВТО ассоциируется с фамилией директора сельской школы, который обвиняется в нарушении авторских прав. Проблема защиты интеллектуальной собственности не позволяет нашей стране стать полноправным членом всемирной торговой системы. На мой взгляд, органам власти ещё раз стоит рассмотреть наиболее оптимальные пути решения данной проблемы, то есть наказывать не потребителей нелицензионной продукции, а её изготовителей. От лирического вступления перейдём к основному.
Итак, если взглянуть на экономику края, то можно ясно увидеть, что ведущее положения здесь занимают такие отрасли, как топливная, химическая, транспорт, машиностроение, энергетика. Экономика края ориентирована в большей степени на добычу и обработку сырья. До сих пор для нас, как будущих специалистов, привлекательными являются отрасли ТЭК. Если обратиться к матрице Бостонской консультационной группы экономики Пермского края, которую представил нам на лекциях М.В. Антонов, мы увидим, что предприятия ТЭК являются «дойными коровами», то есть это те отрасли, которые не имеют высоких темпов развития, но занимают значительную долю в валовом региональном продукте. Вообще, данная матрица БКГ практически отражает не только экономику края, но и России вообще. Какая отрасль является самой проблемной? Конечно, агропромышленный комплекс. Это касается не только нашего края, но и всей страны, за исключением регионов, где АПК является базовой отраслью в силу исторических и географических факторов. Как было отмечено, выше АПК может сильно пострадать при вступлении в ВТО. По условиям ВТО каждая отрасль должна развиваться в соответствии с законами рынка, без значительного вмешательства государства. Отечественное сельское хозяйство пока не в состоянии функционировать самостоятельно, то есть без поддержки государства. Получается, что вступление в ВТО может ударить по самому больному месту. Далее по матрице БКГ, к нерентабельным отраслям относится также лесное хозяйство. Наш край всегда славился лесами, где произрастали разные породы деревьев. Реформы 90-х годов прошлого века практически разрушили систему лесной промышленности. Многие лесхозы края были закрыты. Сейчас ситуация немного улучшается. Приход частного бизнеса в отрасль позволил осуществлять инвестиции. Возможно, вступление в ВТО откроет новые возможности для привлечения прямых иностранных инвестиций в лесное хозяйство. Что есть у Пермского края? Лес, трудовые ресурсы. Что есть у иностранных компаний данной отрасли? Финансовые ресурсы, современные технологии. Возможен ли альянс? Вполне. Вступление в ВТО предполагает более открытый доступ к экономике России иностранных компаний. Несовершенное законодательство, нестабильность экономики многие годы отпугивали иностранных инвесторов. В перспективе вступления в ВТО законодательство совершенствуется, а курс политики президента и правительства направлен на стабилизацию экономики. Та же проблемы с инвестициями существует и в машиностроении. Предприятия Пермского края не могут самостоятельно осуществлять инвестиции. Какой банк даст кредит на обновление основных производственных фондов? Это высокий риск и долгий период окупаемости. Что делать нашим уникальным в своем роде машиностроительным предприятиям? Без новых технологий невозможно достичь конкурентоспособности. Возможно ли привлечь иностранных инвесторов на пермские машиностроительные заводы? Есть огромный потенциал, но для его реализации необходимы финансовые ресурсы. Что касается отраслей ТЭК, то и в нынешнем положении они неплохо чувствуют себя на мировом рынке. Западу необходимы энергоресурсы из России, а России необходимы поступления в бюджет от экспорта нефти и газа. Это взаимовыгодные условия. К сожалению, условия ВТО не являются взаимовыгодными. Многие считают, что ВТО – это группа сильнейших стран, которые регулируют мировую торговлю с наибольшей отдачей в свою пользу. В прошлом году были заметны тенденции к усилению протекционистских мер в некоторых странах мира. США активно защищает свой металлургический комплекс, опасаясь русских компаний, продукция которых имеет основное конкурентное преимущество – более низкая цена (в силу дешевых энергоресурсов). Россия тоже хотела бы оградить себя от возможных отрицательных последствий мировой конкуренции. Поэтому процесс вступления в ВТО нельзя подгонять непродуманными действиями. Пусть он будет затяжной, но нам необходимо добиться оптимальных условий. С другой стороны, страна не может больше быть аутсайдером мировой торговли, когда наши соседи с обеих сторон являются членами ВТО.
Вернемся к Пермскому краю, согласно матрице БКГ торговля и сфера услуг, строительство являются приоритетными для развития. При вступлении в ВТО эти сектора экономики получат большое развитие. В них итак сегодня много иностранцев.
Стоит заметить, что вступление в ВТО рассматривается в большей степени в призме наступления на российский рынок иностранных компаний. А что же мы? Чтобы развиваться, необходимо не только пускать к себе иностранцев, но и самим выходить с продукцией на мировые рынки. Конечно, многим это кажется нереально, ведь наша продукция практически неконкурентоспособна на западных рынках.
Итак, если отожествлять экономику края с экономикой страны, то при вступлении в ВТО наш регион получит те же плюсы, и понесет те же потери что и страна в целом. Задача региональных властей учитывать это.
Заключение
Очевидно, вступлению России в ВТО должна была бы предшествовать комплексная реформа, призванная увеличить темпы экономического роста, поддержать развитие и способствовать модернизации предприятий приоритетных отраслей, повысить конкурентоспособность российской экономики в целом. В текущем рейтинге конкурентоспособности мировых экономик, опубликованном Мировым экономическим форумом, Россия заняла 75-e место из 117-и. На проведение структурных реформ практически не осталось времени, поскольку дальнейшее затягивание переговоров лишь осложнит условия вхождения России в ВТО (в частности, дополнительные претензии и требования могут выдвинуть новые члены ВТО – страны СНГ). Отсутствуют и необходимые финансовые ресурсы для подготовки нашей экономики к вступлению в ВТО на более сильных позициях. Так, например, годовой объем государственной поддержки сельского хозяйства не превышает 2,2 млрд долларов, в то время как на переговорах о вступлении в ВТО Россия отстаивает совокупную поддержку в размере 10–12 млрд долларов.
Вступление в ВТО и отмена протекционистских мер неизбежно приводит к усилению товарной специализации страны на конкурентоспособной продукции. Можно предположить, что после вступления в ВТО Россия сохранит привычное – начиная с XVI века - место сырьевого придатка мировой экономики. Этот сценарий разделяют и в Кремле. По словам начальника экспертного управления Администрации Президента РФ А. Дворковича, в ближайшие 10 лет России следует придерживаться традиций и ориентироваться на те отрасли экономики, которые уже достигли успехов, причем основным приоритетом станет экспорт сырьевых ресурсов. Возможные последствия вступления в России в ВТО могут быть представлены тремя основными сценариями.
Катастрофический сценарий исходит из того, что развивать реальное производство в России экономически невыгодно (в сравнении с более удобными для инвестиций азиатскими рынками), и, следовательно, рассчитывать на увеличение притока иностранных инвестиций в массовые производства не приходится. Таким образом, Россия и после вступления в ВТО будет представлять собой периферийный сырьевой рынок. Высокая зависимость от конъюнктуры мировых сырьевых рынков не позволит России адаптироваться к условиям ВТО, сырьевые отрасли будет развиваться за счет резкого сокращения перерабатывающих производств. Рост импорта и повышение тарифов на энергоносители приведет к массовому закрытию производств большинства отраслей (через цепочку межотраслевых связей), масштабной безработице в промышленном секторе и шоковым последствиям для населения. Крах лишенного государственной поддержки товарного производства в сельском хозяйстве подорвет социальную стабильность. Рост транспортных тарифов может вызвать фрагментацию страны. В перспективе сочетание этих факторов может привести к ослаблению государственности.