Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 11:34, реферат
Изменения, которые происходят в мире в последние десятилетия, характеризуются высоким динамизмом. Меняются место и роль отдельных стран в мировой экономике, усиливаются интеграционные вопросы, растет взаимозависимость государств, регионов; отсюда обостряется конкуренция за мировые рынки, за формы организации мирового порядка и пути будущего развития. Изменяется и состав игроков.
Введение 4-7стр
Глава 1.
1. Историческая сущность Всемирной Торговой Организации
1.1.Параграф 1. История ВТО. Факторы, этапы и тенденции развития и функционирования Всемирной Торговой Организа-ции………………………………………...………………………….……5-10 стр.
1.2.Параграф 2. Распространение и влияние Всемирной Тор-говой Организации на международные организационные структу-ры………11-16 стр.
Глава 2.
2. Аналитический обзор распространения Всемирной Торговой Организации в России
2.1.Параграф 1. Развитие Всемирной Торговой Организации в Российской Федерации…………………………………………………..17-23 стр.
2.2.Параграф 2. Влияние Всемирной Торговой Организации на Пермский край……………………………………………………………….24-28 стр.
Глава 3.
3. Положительные и отрицательные стороны при вступлении Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию
3.1.Параграф 1. Анализ вступления России во Всемирную Торговую Организа-цию………………………………..……………………….…29-36 стр.
3.2.Параграф 2. Анализ положительных и отрицательных сторон вступления России во Всемирную Торговую Организацию на региональном уровне……......................................................................…37-39 стр.
Обсуждение материалов, представленных Рабочей группой, в результате которого Генеральный совет 2/3 голосов или консенсусов принимает решение о приеме нового члена.
Ратификация всех протоколов о присоединении в парламенте России.
Через 30 дней после ратификации страна получает статус члена ВТО, пакет документов становится частью документов ВТО и национального законодательства. Начинается отсчет времени для выполнения наших обязательств.
2.2. Параграф №2. Влияние Всемирной Торговой Организации на Пермский край.
Что касается регионов, в экономике которых преобладают отрасли, ориентированные на экспорт – металлургия, часть химической промышленности, в том числе производство минеральных удобрений, отрасли ТЭК, то они потенциально выигрывают от присоединения России к ВТО.
В этом отношении Пермский край определенно входит в число таких регионов. Уже сейчас, до присоединения к ВТО край находится в числе других 10–12 российских регионов-лидеров, избежавших сильного экономического спада и уверенно восстанавливающих дореформенный уровень промышленного производства. Так, уровень промышленного производства Пермской области в 2003 году составил 70% к уровню 1990 года, при этом соответствующий средний показатель для России равнялся 61%. Для сравнения, в Москве промышленное производство в 2003 году составило лишь 42% по отношению к уровню производства 1990 года, что было хуже не только показателя Пермской области, но и среднего по России. Правда, это, вероятно, объясняется тем, что промышленные функции в столице стремительно замещаются сервисными, а в самой промышленности устойчиво развивается только пищевое производство, имеющее емкий рынок сбыта.
Что касается Пермского края, то значительную роль в его промышленном производстве играет продукция ТЭК, черной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, лесопромышленного комплекса. В промышленности занято около 30% трудоспособного населения. Судя по данным региональной статистики, в структуре экспорта Пермского края в страны дальнего зарубежья более трети – 39% - составляют азотные и калийные удобрения, 23% - товары ТЭК, 7% - продукция химической промышленности, 5% - черные металлы. Велика также доля древесины, бумаги и картона, пользующихся большим спросом на внешних рынках. Все это свидетельствует о том, что присоединение России к ВТО расширит рынки сбыта продукции вашего региона и будет способствовать ускорению темпов его экономического развития. Вот только два конкретных примера выгод, которые Пермский край должен получить от вступления России в ВТО:
1. В июне 2005 г. Евросоюз подписал с Россией очередное двустороннее соглашение по стали, жестко квотирующее экспорт российской стали в ЕС. Поскольку по нормам ВТО подобные количественные ограничения незаконны, то после того, как наша страна станет членом ВТО, это соглашение будет аннулировано. В противном случае российская сторона добьется его отмены в Органе ВТО по разрешению споров.
2. Как известно, удобрения и химические товары являются одной из наиболее популярных мишеней антидемпинговых расследований. Например, буквально сегодня, 19 января 2006 г., Комиссия США по международной торговле должна дать свое заключение о целесообразности продления соглашения о самоограничении экспорта аммиачной селитры, подписанного между США и Россией в 2000 году. Напомню, что на это соглашение российская сторона была вынуждена пойти после того, как рассчитанный Министерством торговли США уровень антидемпинговой пошлины на импорт аммиачной селитры из России составил 235%. Судя по всему, из-за явно предвзятой позиции американской стороны шансы на прекращение этого дискриминационного соглашения невелики. Членство в ВТО позволило бы нашей стране оспорить позицию американцев и открыть дорогу на рынок США продукции ОАО «Азот» (г. Березники) и ОАО «Минеральные удобрения» (г. Пермь).
Что касается импорта, то в товарной структуре импорта Пермского края на продукцию машиностроения приходится 56%. Снижение импортных пошлин, упрощение и ускорение таможенных процедур и процедур технической сертификации облегчит доступ региональных производителей к импортному оборудованию, повысит конкурентоспособность их продукции, расширит рынки сбыта.
Сельское хозяйство в экономике края занимает незначительное место. По оценкам, доля занятых в аграрном секторе Пермского края составляет от 2 до 8% работоспособного населения. Возможный рост объемов сельскохозяйственного импорта после вступления в ВТО может создать угрозу занятости сельского населения, но, как нам кажется, негативные последствия этого не стоит преувеличивать. Пермский край наращивает обороты внешней торговли. В минувшем году она выросла на 11% и превысила 3 млрд.800 млн. долларов США. Такие данные приводит Пермская таможня.
Оборот внешней торговли Пермского края за I квартал 2007 года составил 820 млн 800 тыс долларов США. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года этот показатель увеличился на 2,1%, в том числе со странами дальнего зарубежья – 692,1 млн долларов США (на 0,9%), со странами СНГ – 128,7 млн долларов США (на 9,1%), сообщает Пермьстат. Положительное сальдо торгового баланса уменьшилось по сравнению с прошлым годом на 14,3 млн долларов и составило 607,9 млн долларов США. В десятку основных партнеров региона вошли Китай, Германия, Финляндия, Польша, Казахстан, Украина, Бразилия, Соединенное Королевство, Индия, Япония. Товарооборот с этими странами образует 71,2% внешнеторгового оборота края. Экспорт Пермского края составил 714,3 млн долларов США и по сравнению с предыдущим годом увеличился на 0,2%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 594,4 млн долларов (–2,8%), в страны СНГ – 119,9 млн долларов США (+18,2%). Объем импорта региона составил 106,5 млн долларов США, что на 17,1% больше аналогичного показателя 2006 года. Импорт из стран дальнего зарубежья увеличился на 31,3% и составил 97,7 млн долларов, из стран СНГ уменьшился на 47% и составил 8,8 млн долларов США. Доля экспорта во внешнеторговом обороте составила 87%, доля импорта – 13%.
В товарной структуре экспорта Пермского края наибольший удельный вес занимает продукция нефтехимического комплекса (67,4%). По сравнению с 2006 годом экспортные поставки продукции нефтехимии увеличились на 14,5%. Экспорт одежды и обуви вырос в 3,3 раза, продовольственных товаров – на 10,8%. Экспорт древесины и изделий из нее снизился на 9,9%, металлов и изделий из них – на 4,2%, продукции машиностроения – на 3,1%.
В структуре импорта по-прежнему преобладают машины, оборудование и транспортные средства (73,7%). Наблюдается увеличение импорта продукции ТЭК на 92,9%, древесины и изделий из нее – на 36,7%, продукции машиностроения – на 24,3%, продовольственных товаров – на 21,3%. Импорт одежды и обуви за первый квартал 2007 года в Пермском крае снизился на 12,8%, продукции НХК – на 13,3%, черных, цветных металлов и изделий из них – на 10%. В товарной структуре экспорта Пермского края наиболее емкой была продукция нефтехимического комплекса 56,8% от всего объема экспорта (за 2005 - 56,5%); черные и цветные металлы и изделия из них – 13,5%; продукция ТЭК – 12,3%; древесина и целлюлозно-бумажная продукция –10,3%. На основании анализа товарной структуры можно сказать, что экспорт Пермского края является преимущественно сырьевым.
В структуре импорта ведущее место занимает продукция машиностроения - 69,5%; продукция нефтехимического комплекса - 13,9%; черные металлы и изделия из них – 4,6%, продовольственных товаров и сырья для их производства равна 1,9% от общего объема импорта Торговыми партнерами являлись 112 стран, из них основными торговыми партнерами были страны Дальнего зарубежья. Их доля в товарообороте составила 84,0% . Доля стран СНГ составила 16,0%.
Крупнейшие торговые партнеры: Китай, Финляндия, Бразилия, Казахстан, Украина, Германия, Австрия, Великобритания, Италия и Швейцария
Крупнейшие участники ВЭД: ОАО “Сильвинит”, ОАО “Уралкалий”, ООО “Лукойл-Пермнефтеоргсинтез»”, ОАО «Чусовской металлургический завод», ОАО “Азот”, ОАО “Соликамскбумпром”, ООО «Пермнефтегазпереработка», ОАО «Метафракс», ОАО «Пермцветмет», ОАО «Минеральные удобрения», «АВИСМА» ф-л ОАО «Корпарация ВСМПО-АВИСМА», Представительство ЗАО ПО «Спеццистерны», ООО “Лукойл-Пермь”, ЗАО «ЭКСТЭС -Транспорт», ЗАО «Новомет – Пермь», Камская бумажная фабрика филиал ФГУП “Гознак”.
Сказав все это, хочу все же отметить, что подобные выводы должны не успокаивать, а, напротив, побуждать региональные власти, региональные организации работодателей и профсоюзов к постоянному мониторингу ситуации в условиях членства России в ВТО и к совместной упреждающей работе по минимизации тех негативных последствий, которые могут проявиться в краткосрочной перспективе.
Хочу сказать, что, несмотря на все возможные трудности, с которыми мы столкнемся в рамках глобального сообщества, Россия сделала единственно правильный выбор, подав в июне 1993 г. заявку на присоединение. «Частокол протекционистских квот и пошлин», о котором говорил В.В. Путин, – это путь к застою, экономическому коллапсу. Надеюсь, большинству из нас, выходцев из времен СССР, катастрофические последствия тотального протекционизма особо объяснять не надо. Иными словами, присоединение к ВТО и эффективное членство в этой организации – это движение по пути модернизации производства, создания комфортной бизнес-среды, поддержки малого и среднего бизнеса, диверсификации экономики и структуры экспорта, повышения жизненного уровня наших сограждан. Сейчас, когда идет уже второе десятилетие нашего присоединения, я понимаю, что мы, стоявшие у истоков этого процесса, питали наивные и романтические иллюзии в отношении сроков его завершения. Сегодня может только вызвать улыбку тот факт, что, передавая в июне 1993 г. официальную заявку о присоединении к ГАТТ его тогдашнему Генеральному директору г-ну Дункелю, Б.Н. Ельцин высказал пожелание, чтобы этот процесс был завершен к концу того же года. Но, «дорогу осилит идущий», и я уверен, что, несмотря на все трудности, эта «дорога» будет успешно пройдена.
Как стало понятно из слов заместителя директора Федерального департамента торговых переговоров Минэкономразвития Владимира Ткаченко, Прикамью особо волноваться незачем. "Ваш регион от вступления в ВТО, несомненно, получит выгоду. У ряда пермских товаров на международных рынках просто не будет иностранных конкурентов", — считает Ткаченко.
По прогнозам заместителя председателя правительства Пермского края Михаила Антонова, потенциально выиграют прежде всего металлургическая, химическая отрасли промышленности. Безусловно, калийщикам ВТО принесет пользу. "При экспорте минеральных удобрений сегодня существуют некоторые сложности. Являясь членом ВТО, их возможно будет преодолеть", — поясняет Ткаченко. Особое внимание во всемирной торговой организации уделяется агропромышленному комплексу. АПК Прикамья могут ожидать дополнительные субсидии. По словам Антонова, "до 2013 года угроз сельскому хозяйству нет". Фактически не понесет никаких изменений транспортная сфера. А вот в банковской и страховой областях отечественных участников могут потеснить чужеземцы. В Минэкономразвитии полагают, что иностранное присутствие здесь возрастет. У предприятий Пермского края еще есть время, чтобы подготовиться к надвигающемуся ВТО. По словам Ткаченко, России необходимо пройти через 56 правовых документов. И найти контакт с 60 странами, которые входят в рабочую группу по вступлению нашей страны во Всемирную торговую организацию.
3.Глава №3. Положительные и отрицательные стороны при вступлении российской федерации во Всемирную торговую организацию
3.1. Параграф №1. Анализ вступления России во Всемирную торговую Организацию.
Теперь рассмотрим ограничения, которые возникнут после присоединения России к ВТО. Можно выделить три уровня этой проблемы: региональный, отдельные предприятия, взаимодействие со странами СНГ. Вот некоторые соглашения, на которые стоит обратить внимание региональным органам власти.
- Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам должно учитываться при проведении мер поддержки местных производителей. При этом надо представлять, какие субсидии разрешены (например, на поддержку деятельности предприятий по охране окружающей среды, на НИОКР), какие запрещены (экспортные), и что необходимо делать в случае их пользования, каковы возможные последствия в случае нарушения правил ВТО. Так, например, списание задолженностей предприятий, покрытие экспортных убытков могут рассматриваться, по правилам ВТО, в качестве мер, нарушающих конкуренцию, и стать причиной расследований и санкций.
Особые условия торговли сельскохозяйственными товарами определяются Соглашением по сельскому хозяйству, которое включает не только специальные правила торговли, но и затрагивает производство.
- Соглашения, которые касаются: охраны окружающей среды (природоохранное законодательство регионов должно в минимальной степени нарушать торговлю); антимонопольного регулирования; условий регистрации предприятий и организаций на территории регионов (должны быть одинаковыми для иностранных и для отечественных учреждений); стандартов и прочих технических барьеров (должны соответствовать федеральным и не создавать дополнительных трудностей в торговле).
- Соглашение о государственных закупках товаров и услуг. Здесь главное – не дискриминация, т.е. предоставление национального режима и отечественным, и иностранным поставщикам. Исключение - только для отборных заказов.
Несоответствие регионального и федерального уровней законодательства после вступления в ВТО может стать причиной претензией и протестов со стороны других членов этой организации, а также вызвать трения в отношениях между федеральными и региональными органами власти. [13]Для подготовки к вступлению на региональном уровне необходимо иметь конкретную, пусть пока предварительную информацию об условиях присоединения, а именно проекты обязательств: по доступу на рынки товаров (тарифы по ТН ВЭД) и по сельскому хозяйству (тарифы, объемы государственной поддержки сельскохозяйственных производителей и др.); по доступу на рынок услуг, включая Перечень специфических обязательств (обязательства по применению национального режима) и Список изъятий из режима наибольшего благоприятствования, если он существует. Знакомы ли в регионах с проектами этих обязательств? Информация, которая появляется в печати, в частности, по тарифам, дается в виде средних показателей и не может быть использована для оценки последствий. Судя по заявлению М. Медведкова, его ведомство располагает модельными оценками последствий, вызванных изменениями тарифных ставок на переходный период. Но знакомы ли с этими результатами представители отраслей и регионов? Для предпринимательского сектора главный вопрос — конкурентоспособность. Предполагается, что присоединение к ВТО будет способствовать привлечению иностранного капитала, новейших технологий организации и управления производством, т. е. приведет к росту производительности труда, структурным сдвигам в экономике и, в конечном счете, к росту благосостояния населения. Однако многое будет зависеть, особенно в первоначальный период, от государственных мер защиты внутреннего рынка, наличия у властных структур представления о том, что надо защищать, а что можно предоставить действию стихийного механизма конкуренции. Особое внимание предпринимательскому сектору следует обратить на современные управленческие системы; изучение рынков (международного и внутреннего); обновление национальных стандартов регулирования правоотношений продавца и покупателя; внедрение международных стандартов финансовой отчетности и открытости; знание и внедрение международных правил стандартизации и сертификации продукции, трудовых, экологических и др. стандартов. За рубежом широко распространено внедрение международных систем предварительной квалификации предприятий - производителей, которые создаются группами крупных компаний-заказчиков для защиты от недобросовестных поставщиков. Эти системы широко распространены во многих секторах мирового рынка, в частности, в нефтегазовом комплексе, в машиностроении, в строительстве, на транспорте. Российские производители пока не готовы участвовать в международных системах квалификации, чем существенно ослабляют свои позиции на международном рынке.[14] Еще одно слабое место - недостаточное развитие предпринимательских союзов. За рубежом в случаях недобросовестной конкуренции (использование демпинговых цен, скупки долгов предприятий для их последующего банкротства или ликвидации) антидемпинговые расследования инициируют союзы производителей. У нас эту функцию осуществляет МЭРТ РФ. В дальнейшем видно она перейдет к предпринимательским союзам, которые непосредственно заинтересованы в обеспечении надежной защиты своего производства. Следуют обратить внимание на проблему торговых взаимоотношений России и региональных образований: СНГ, ЕврАзЭс, Союзное государство. Особенно это относится к приграничным регионам, имеющим со странами-участниками, как правило, серьезные внешнеэкономические связи. Мы также заинтересованы в рынках этих стран. Наша продукция с высокой добавленной стоимостью, в частности, машиностроения, поступает в большей своей части на рынки СНГ. Кроме того, после развала Советского Союза еще сохранились технологические цепочки производственных связей между бывшими республиками. Поскольку ВТО не признает соглашений России с этими странами в качестве основы для преференциальных отношений, неясно - какова их перспектива. Переход на мировые цены может подорвать конкурентоспособность этих стран на российских рынках, что, в свою очередь, приведет к снижению взаимного товарооборота и подрыву интеграционных отношений, которые мы провозгласили в качестве приоритетных, а также - к подрыву взаимного доверия. Это будет иметь неблагоприятные как социально-экономические, так и политические последствия. В настоящее время проблема сильно осложняется кризисом в отношениях с Украиной, Грузией и Молдавией. Так, вступление Украины в ВТО раньше России может привести к тому, что товары из дальнего зарубежья, ввозимые Украиной, хлынут на российский рынок, поскольку между нашими рынками существуют более льготные условия. Можно привести много других примеров, которые сильно осложняют жизнь обеим сторонам, если заранее не готовиться к новым условиям хозяйствования. Поэтому этот вопрос в литературе не находит достаточного отражения.