Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 21:14, курсовая работа
Цель: изучить процесс развития предпринимательства в условиях современного рынка.
Достичь данной цели предполагалось с помощью решения следующих задач:
◦Дать характеристику понятию, сущности, и формам предпринимательства.
◦Дать обзор истории предпринимательской деятельности в России.
◦Охарактеризовать особенности предпринимательской деятельности в России в 1992-2009 гг.
◦Изучить направления развития малых предприятий.
Введение…………………………………………………………………...2
Глава 1.Сущность и исторические условия
развития предпринимательства в России………………………………..6
1.Предпринимательство: понятие, сущность и формы…………………6
2.История предпринимательской деятельности в России……………..14
Глава 2.Предпринимательская деятельность в России в 1992-2009 гг.21
1.Особенности предпринимательской деятельности в России………..21
2.Развитие малых предприятий………………………………………….25
Заключение………………………………………………………………..31
Список литературы……………………………………………………….33
Приложение. ………………………………………………………………36
Различными формами негосударственной предпринимательской деятельности занято сейчас несколько десятков тысяч фирм. Между тем, согласно экспертным оценкам, экономика такой страны, как Россия, начнет нормально функционировать в рамках рыночной системы только тогда, когда в ней будут действовать не менее 3 млн. фирм.35 Тем не менее, вклад малых предприятий в экономику России с каждым годом растет. По данным Госкомстата, количество малых предприятий по состоянию на 01.01.08 г. составило 882,3 тыс. Число индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица увеличилось на 2,7% и охватывает 4,6 млн. человек.36
Малый бизнес в России должен способствовать решению многих экономических задач:
во-первых, поддерживать конкуренцию, став рыночной альтернативой монопольным структурам;
во-вторых, наполнить рынок товарами и услугами, устранив тем самым «лоскутный» характер рынка;
в-третьих, создать новые рабочие места, смягчая проблему нарастающей безработицы;
в-четвертых, сформировать предпринимательский слой, предоставляя людям возможность проявить и реализовать свои предпринимательские способности. Все это многообразие задач делает развитие малого предпринимательства в России одним из важнейших направлений экономической реформы.
Основная трудность организации и функционирования малого бизнеса в России заключается в проблеме его финансирования. Большие капиталы стремятся влиться в крупные экономические структуры, а небольших накоплений, как правило, недостаточно для создания собственного дела. В связи с этим малый бизнес более или менее развит только в торгово-закупочной и посреднической деятельности, которая обеспечивает довольно быстрый оборот капиталов и временно снимает финансовую проблему.
Следующая проблема для малого бизнеса (как и для всей российской предпринимательской деятельности) – это высокие налоги. Опыт развитых стран показывает, что поддержка малого предпринимательства немыслима без налоговых льгот, особенно если оно осуществляется в таких тяжелых экономических условиях, как в России, и практически с нуля. Высокие налоги на фоне инфляции лишают малые фирмы возможности расширять, а то и просто поддерживать свое производство.
Еще одной проблемой развития предпринимательства в России является развитие теневой экономики. С 1998 до 2008 г. Россия спустилась с 76 места в мире по индексу восприятия коррупции на 147 место. Коррупционный оборот оценивается в 300 млрд. долларов в год.37
Наконец, одной из специфических проблем малого бизнеса в России является его правовая незащищенность. Выражается она не только в «косых взглядах» на предпринимателей, но и в невозможности для мелких фирм пробиться через бюрократические препоны, а то и в прямых актах агрессии и насилия по отношению к мелкому предпринимателю. В связи с этим достаточно уютно чувствуют себя только те фирмы, которые имеют «крышу», т.е. имеют более крупного экономического или бюрократического покровителя. Иными словами, нарушаются принцип частной автономии и свобода принятия экономических решений.38
Хочется, тем не менее, отметить, что в стране делаются попытки для поддержания малого предпринимательства. Так, в июне 2004 г. Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) администрации Петербурга вынес на утверждение правительства «Концепцию развития и поддержки субъектов малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на период 2005-2010 гг.».
Принятие концепции и разработка на ее основе «Программы развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2005-2010 гг.» - объективно необходимый шаг, продиктованный сохраняющейся тенденцией снижения темпов роста количества субъектов малого предпринимательства (СМП) в городе.
Затухание темпов роста эксперты объясняют разными причинами: высокой концентрацией СМП в Петербурге (где на тысячу человек приходится 20,1 малое предприятие, в то время как в среднем по России этот показатель составляет 6 малых предприятий на тысячу человек), изменениями на внутреннем рынке труда и даже завершением формирования сектора малого бизнеса в городе.39
За период с 1992-го по 1998 год число малых предприятий выросло в Петербурге в 11 раз (с 9397 до 103100), а в последующие 5 лет - лишь на 27,5%. По состоянию на 1 января 2004 года в 160 тысячах субъектах малого предпринимательства работают около 700 тысяч человек. Предприятия малого бизнеса обеспечивают сегодня 28% доходов городского бюджета.40
Экономическая ситуация диктует необходимость перехода от экстенсивного к интенсивному периоду развития сектора малого бизнеса, с тем чтобы поддержка малого бизнеса привела к желаемому результату - увеличению к 2010 году доли малого предпринимательства в ВРП Петербурга до 40%. (Для примера: в 29 наиболее развитых странах мира, входящих в Организации экономического сотрудничества и развития, малые предприятия производят 50-60% ВВП.)41 Эту задачу и призваны решить уже упоминавшиеся концепция и программа.
Интерес
у предпринимателей к программе
есть: узнав, что программа будет
включать мероприятия по поддержке
предприятий на всех стадиях развития:
от аренды или приобретения помещения
до налоговых льгот и
По данным исследования, проведенного Институтом независимых социально-экономических исследований (ИНСЭИ), 50% предпринимателей главной проблемой своего бизнеса (преимущественно в период его становления) называют нехватку финансовых ресурсов. При этом, как ни парадоксально, серьезными проблемами, которые могут повлиять на развитие сектора малого предпринимательства в городе (как, впрочем, и в стране), являются «определенная изолированность и низкая осведомленность руководителей и собственников СМП». По оценкам экспертов ИНСЭИ, только 2% петербургских предпринимателей знают о совокупности мер поддержки, проводимых в отношении малого бизнеса.43
Кроме
того, данные концепции разрабатывают
практически все регионы
Эти и другие проблемы малого бизнеса в России настоятельно требуют государственного вмешательства в форме его экономической и, юридической поддержки. Как показывает зарубежный опыт, такая поддержка включает льготное кредитование и налогообложение, создание различных программ и фондов поддержки, образование специального министерства по делам малых предприятий.
В
России этот список необходимо дополнить
мерами борьбы с экономическим
А.Ю. Чепуренко сформулировал 3 сценария возможного развития малой частной экономики в России в ближайшем будущем: оптимистический, пессимистический и реалистический. Их дифференцирует степень требуемых преобразований налогообложения малого бизнеса. Согласно сценарию, названному реалистическим, возможен вялый рост численности малых предприятий и работающих в малой экономике в 1,5 – 2 раза по сравнению с нынешним уровнем – до 1,5-2 млн. малых предприятий и 12-15 млн. постоянно занятых, доля в ВВП – до 18-20%.46 Автор размышляет о путях прорыва, определяя для этого принципы политики развития основанной на частном предпринимательстве рыночной экономики (по В. Ойкену).
Таким
образом, на сегодняшний момент принципиальных
изменений в развитии малого бизнеса не
происходит – количественные параметры,
стабилизировавшиеся в середине 90-х годов,
практически не меняются, остается прежней
отраслевая структура (с преобладанием
непроизводственной сферы). Тем не менее,
автор делает вывод – за тринадцать лет
российский малый бизнес стал хоть и не
очень заметным, но значимым явлением
в экономике.
Заключение
В ходе написания данной курсовой работы были сделаны следующие выводы:
Список литературы
Информация о работе Предпринимательство в современнных условиях