Предпринимательство в современнных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить процесс развития предпринимательства в условиях современного рынка.

Достичь данной цели предполагалось с помощью решения следующих задач:

◦Дать характеристику понятию, сущности, и формам предпринимательства.
◦Дать обзор истории предпринимательской деятельности в России.
◦Охарактеризовать особенности предпринимательской деятельности в России в 1992-2009 гг.
◦Изучить направления развития малых предприятий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...2

Глава 1.Сущность и исторические условия

развития предпринимательства в России………………………………..6

1.Предпринимательство: понятие, сущность и формы…………………6

2.История предпринимательской деятельности в России……………..14

Глава 2.Предпринимательская деятельность в России в 1992-2009 гг.21

1.Особенности предпринимательской деятельности в России………..21

2.Развитие малых предприятий………………………………………….25

Заключение………………………………………………………………..31

Список литературы……………………………………………………….33

Приложение. ………………………………………………………………36

Работа содержит 1 файл

Предпринимательство в современных условиях 3.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

    Многопрофильные предприятия, которые чаще всего встречаются в промышленности и сельском хозяйстве, выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения. В промышленности они могут специализироваться одновременно на изготовлении компьютеров, морских судов, автомобилей, детских колясок, холодильников, станков, инструментов, перевозке грузов; в сельском хозяйстве - на выращивании зерна, овощей, фруктов, скота, кормов и т. д.

    По  мере усиления конкуренции многие узкоспециализированные предприятия, экономически окрепнув, резко расширяют ассортимент продукции и услуг, захватывая новые рынки сбыта. Часто такие предприятия полностью теряют прежний отраслевой профиль и становятся межотраслевыми - диверсифицированными предприятиями. Одновременно они могут заниматься, например, выпуском различной промышленной продукции, строительством, транспортными и коммерческими операциями. Переход капитала из одной отрасли экономики в другие происходит при этом в рамках одной фирмы.17

    Диверсификация - основное направление предпринимательской деятельности конца XX в. Некогда специализированные предприятия в течение короткого промежутка времени трансформировались в новую категорию - фирмы, объединяющие разнородные виды предпринимательской производственной и коммерческой деятельности. В этом случае группировка предприятий по отраслям теряет смысл - группируется только продукция.

    Комбинированные предприятия чаще всего встречаются в химической, текстильной и металлургической промышленности. Суть их в том, что один вид сырья или готовой продукции на одном и том же предприятии превращается (параллельно или последовательно) в другой, а затем - в третий вид. Например, выплавленный в доменных печах чугун не только реализуется потребителям, но и переплавляется на собственном предприятии в стальные слитки, часть которых продается, а часть поступает на дальнейшую переработку в стальной прокат на собственном заводе. В текстильной промышленности комбинирование проявляется в изготовлении из сырья волокна, из волокна - пряжи, из пряжи - полотна.

    Наиболее  сложным комбинированным производством является комплексное использование сырья для изготовления продукции, различной по структуре и химическому составу. В частности, при выплавке чугуна из железной руды в отходы вместе с породой часто уходят ценные компоненты, содержащие цветные и редкие металлы. Для их извлечения на предприятиях черной металлургии строятся цехи цветной металлургии. Кроме того, отходы доменного и сталелитейного производств на этих предприятиях часто перерабатываются в строительные материалы. Таким образом, на основе одного и того же исходного сырья (в данном случае железной руды) на предприятии производится продукция, различная по характеристикам, назначению и технологии изготовления.18

    Потребительский кооператив - создается на основе добровольного объединения граждан и юридических лиц с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников путем объединения имущественных паевых взносов.

    Доходы  от предпринимательской деятельности распределяются между членами кооператива. Устав потребительского кооператива должен содержать: 1) наименование (включает указание на основную деятельности и слова «Кооператив», или «Потребительский союз» или «Потребительское общество»; 2) место нахождения; 3) порядок управления деятельностью, состав и компетенцию органов управления и порядок принятия решений; 4) размер паевых взносов, порядок их внесения и ответственность за просрочку; 5) порядок возмещения членам кооператива понесенных ими убытков. Виды таких кооперативов - ЖСК, ГСК и т. д.

    Фонды - создаются на основе добровольных взносов для реализации общественно полезных целей гражданами и юридическими лицами, которые не отвечают по обязательствам фонда, так же как фонд - по обязательствам своих учредителей. Предпринимательская деятельность допускается только в соответствии с целями фонда. Фонд вправе создавать хозяйственное общество или участвовать в нем.

    Учреждения - создаются собственниками имущества для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера, финансируемых (полностью или частично) учредителем. Отвечают по обязательствам своими средствами, при их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник. Учреждение владеет и пользуется имуществом в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника.

    Объединения юридических лиц - создаются по договору для защиты общих интересов и в целях координации и не отвечают по обязательствам членов, в то время как члены объединений отвечают в порядке, определенном в учредительных документах. При необходимости ведения предпринимательской деятельности объединение преобразуется в хозяйственное общество (товарищество), либо создает хозяйственное общество для этих целей. Учредительными документами объединения являются учредительный договор, подписываемый членами объединения, и устав, утверждаемый членами объединения. Структура устава включает: наименование с указанием на предмет деятельности и слово «Союз» или «Ассоциация», место нахождения; порядок управления деятельностью, состав и компетенцию органов управления и порядок принятия решений; сведения о судьбе имущества при ликвидации объединения. Члены объединения могут безвозмездно пользоваться его услугами. По окончании финансового года член объединения вправе выйти из него или может быть исключен по решению остающихся участников в порядке, установленном учредительными документами. Выходящий (исключенный) член объединения несет субсидиарную ответственность по обязательствам объединения в течение двух лет с момента выхода.19

    Многообразие  форм собственности является основой для создания различных организационно-правовых форм организаций. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации все юридические участники предпринимательской деятельности независимо от отрасли производства имеют четко определенные организационно-правовые формы и могут осуществлять следующие виды деятельности: 1) производить продукцию; 2) выполнять работы; 3) оказывать услуги. С экономической точки зрения эти три вида деятельности имеют одинаковый статус. В ГК РФ предприятие не рассматривается в качестве субъекта предпринимательской деятельности, а используется термин «организация».

    Таким образом, хозяйственная деятельность в условиях рыночной экономики на микроуровне характеризуется такими понятиями, как предпринимательская  деятельность и бизнес. Предпринимательская деятельность – это организация и соединение факторов производства для создания материальных благ и услуг, удовлетворяющих общественные потребности, с конечной целью реализации собственных материальных интересов предпринимателя.

    2. История предпринимательства  в России

    Не  претендуя на всю полноту исследования развития отечественного предпринимательства, хочется остановиться более подробно на истории предпринимательства  в России, поскольку эти знания могут помочь нам через переосмысление прошлого понять сегодняшнюю жизнь и возможно избежать некоторых ошибок.

    Авторы  дают различную периодизацию предпринимательской  деятельности в России. Одни, выделяют два этапа: с XIX в до конца 80-х гг. ХХ в.20 Другие выделяют четыре этапа: 1) с 1861 по 1917 г, 2) с октября 1917 года до начала 20-х годов, 3) 20-е – 80-е гг., 3) начиная с 90-х гг. ХХ в. и по сегодняшний момент.21 Более приемлемой представляется вторая точка зрения, поскольку, думается, что период с 1861 по 1992 гг. можно назвать одним этапом условно, поскольку различия в предпринимательской деятельности в России в этот период были значительны, поскольку нельзя провести параллель между предпринимательской деятельностью, например, в начале XX в. и в советский период.

    До XIX века на Руси это были купцы-первопроходцы, а также другие торговцы (бояре, чиновники); позже этот слой незначительно пополнялся за счет выходцев из дворянской среды и разночинцев. В литературе этот вопрос остаётся дискуссионным, поскольку одни авторы утверждают, что в России предпринимательство зародилось в Киевской Руси.22 Другие утверждают, что предпринимательство как таковое появилось лишь в XIX в.23

    После издания Александром I в 1803 г. «Указа о вольных хлебопашцах», разрешающего помещикам отпускать крестьян на волю за денежный выкуп, российское предпринимательство пополнило свои ряды деловыми людьми крестьянского происхождения.

    Проведение  в жизнь реформы 1861 г. Ознаменовало собой начало нового революционного этапа в истории предпринимательства  России, когда массы освободившихся крестьян стали наемными рабочими на частных предприятиях или смогли организовать собственное дело. Народная по своему происхождению личностная сущность российского предпринимателя дает достаточные основания считать одним из важнейших факторов формирования его ментальности религиозное воспитание и окружение. Оно вело к хозяйственному освоению новых земель, давало толчок разложению крестьянства на местах нового поселения. Отсутствие помещичьего землевладения способствовало росту капиталистических отношений в сельском хозяйстве, но оставшиеся в нем докапиталистические пережитки его тормозили. Российская промышленность развивалась в данный период главным образом по линии вытеснения вотчинно-дворянской фабрики частнопредпринимательской промышленно - купеческой фабрикой, а затем за счет кустарных и мануфактурных предприятий. Российское законодательство в те годы выделяло такие организационные структуры предпринимательства, как единоличные фирмы, торговые дома и акционерно-паевые общества.

    К концу XIX - началу XX в. ведущую роль в промышленности Российской империи стали играть акционерные и паевые предпринимательские структуры, наметились тенденции монополистического объединения российских предпринимателей. На рубеже XX века произошло вытеснение с лидирующих позиций мелкого и среднего предпринимательства крупными фирмами. Хотя отечественные предприниматели прибегали практически ко всем формам монополистических соглашений, включая тресты и концерны, в преобладающем числе случаев они объединялись в синдикаты. Зарубежная деятельность российского предпринимательства чаще всего сводилась к экспорту товаров, который резко преобладал над вывозом капитала. В целом предпринимательство во второй половине XIX в. - начале XX в. получило наибольшие в России возможности развития. Однако противоречия общественной и экономической системы не могли оказать влияния на развитие предпринимательства. Попытки более энергично идти по пути реформ, предпринятые Витте, Столыпиным, до такой степени изменили жизнь людей, что сообщество всей силой своих традиций и энергии «под корень уничтожило недостаточно прочные основания частного интереса и социальной независимости».

    Период  с октября 1917 года до начала 20-х годов  можно условно назвать вторым этапом развития отечественного предпринимательства. Его особенностью было широкое вытеснение предпринимательства из экономической жизни. Такая политика вытекала из марксистских представлений о коммунистическом обществе. Рассматривая предпринимательскую деятельность, классики марксизма связывали ее прежде всего с частной собственностью и эксплуатацией, хотя и признавали созидательные и организаторские функции предпринимателя. Во-первых, производительный труд сводился марксистами к преобразованию предметов труда и управлению этим процессом; предпринимательский же доход рассматривался как часть прибавочной стоимости, а деятельность, направленная на получение предпринимательского дохода - как форма эксплуатации рабочего класса. Во - вторых, обобществление производства трактовалось, в основном, как его огосударствление, национализация частного имущества, превращение народного хозяйства в единую фабрику, сверхсиндикат. В-третьих, планомерность понималась как централизованное установление заданий по производству, поставкам и ценам на продукцию всех участков этого синдиката, а распределение по труду ѕ как оплата по количеству и сложности труда, затраченного на выполнение плановых заданий, практически без учета соотношения затрат и результатов. 

    Период  НЭПа знаменовал собой новый (третий) этап. В концепции новой экономической политики возрождение предпринимательской деятельности рассматривалось как вынужденная необходимость, отступление перед капитализмом. В период НЭПа интересы государства, как никогда ранее, были четко сформулированы: держать предпринимателей для своих целей, «… лишь в меру допустить развитие этих отношений, которые полезны и необходимы в остановке мелкого производства, и чтобы контролировать эти отношения».24 Но даже в этих условиях предпринимательство стало развиваться на всех уровнях. Предпринимательскими функциями, по своей сути, прежде всего, стало заниматься государство, что, в частности, проявилось в концессиях. Особой сферой экономической деятельности государства в эти годы являлось содействие и прямое участие в акционерных обществах. Многоукладный характер экономики, возрастание роли экономических факторов развития создавали благоприятные предпосылки для развития предпринимательства и на более низких уровнях. Отражением этого процесса явился переход к многообразию форм хозяйствования: аренде, кооперации, акционированию, коммандитным товариществам и т.д. В литературе тех лет такие объединения напрямую назывались капиталистическими.  Годы НЭПа создали благоприятные предпосылки для активизации частного предпринимательства. Однако в этот период предпринимательство рассматривалось как чуждое социализму явление, и поэтому экономические условия развития предпринимательской деятельности в тот период слабо укреплялись.

Информация о работе Предпринимательство в современнных условиях