Предпринимательство в современнных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить процесс развития предпринимательства в условиях современного рынка.

Достичь данной цели предполагалось с помощью решения следующих задач:

◦Дать характеристику понятию, сущности, и формам предпринимательства.
◦Дать обзор истории предпринимательской деятельности в России.
◦Охарактеризовать особенности предпринимательской деятельности в России в 1992-2009 гг.
◦Изучить направления развития малых предприятий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...2

Глава 1.Сущность и исторические условия

развития предпринимательства в России………………………………..6

1.Предпринимательство: понятие, сущность и формы…………………6

2.История предпринимательской деятельности в России……………..14

Глава 2.Предпринимательская деятельность в России в 1992-2009 гг.21

1.Особенности предпринимательской деятельности в России………..21

2.Развитие малых предприятий………………………………………….25

Заключение………………………………………………………………..31

Список литературы……………………………………………………….33

Приложение. ………………………………………………………………36

Работа содержит 1 файл

Предпринимательство в современных условиях 3.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

    Содержание

    Введение…………………………………………………………………...2

    Глава 1.Сущность и исторические условия

    развития  предпринимательства в России………………………………..6

    1.Предпринимательство:  понятие, сущность и формы…………………6

    2.История  предпринимательской деятельности в России……………..14

    Глава 2.Предпринимательская деятельность в России в 1992-2009 гг.21 

    1.Особенности  предпринимательской деятельности  в России………..21

    2.Развитие  малых предприятий………………………………………….25

    Заключение………………………………………………………………..31

    Список  литературы……………………………………………………….33

    Приложение. ………………………………………………………………36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Как известно, этап возрождения предпринимательства  в России начинается с 1992 г. Новое  правительство России провозгласило  решительный переход к рынку. Началось создание иного государства, в котором достойное место должно принадлежать предпринимателям.

    Сегодня, в третьем тысячелетии от предпринимателей зависит во многом возрождение России, но для этого они должны продолжать традиции русского купечества и заботиться не только о собственном обогащении, но и об экономическом и духовном процветании своего отечества.

    В свете этого, тема, посвящённая изучению возрождению и становлению предпринимательства  в России, вызывает интерес. Поскольку  переход к рыночной экономике, юридическое  признание собственности вызвали к жизни, возродили в России активную предпринимательскую деятельность. Развитие бизнеса требует от его участников освоения новых профессий, новых подходов к людям, к их деятельности, а главное – новых знаний.

    Актуальность  данной темы очевидна. Сегодня, когда наше правительство во главе с Д.А. Медведевым продолжает серию реформ, направленных на изменение всех сфер жизнедеятельности общества. Экономические реформы, направленные на повышение благосостояния населения, должны играть не последнюю роль. А проведение новых реформ, как известно, должно строиться не только с учётом исторического прошлого собственной страны и мирового опыта, но и со знанием теоретических основ экономики, поскольку без этого невозможно качественно и грамотно провести реформы, способствующие не только становлению предпринимательства, но и общему благополучию российских граждан.

    Кроме того, после дела «ЮКОСа» инвесторы  стали гадать, является ли национализация новой политикой России, или они  столкнулись с единичным случаем. На этом фоне попытки Росимущества вернуть в госсобственность один из лучших аэропортов России – «Домодедово», - полностью реконструированный за счет средств частных инвесторов, выглядели сначала как доказательство правоты пессимистов.

    В свете этого, разобраться в вопросах возрождения и становления предпринимательства в России представляется интересным и актуальным.

    Об  актуальности проблемы предпринимательской  деятельности свидетельствуют прошедшие  в Москве с 15-18 ноября 2005 года в Москве «Дни малого и среднего бизнеса России – 2005». Состоялась конференция на тему: «О комплексе мер по развитию малого и среднего предпринимательства в 2005-2006 гг.: итоги и перспективы». Организаторами выступали Департамент государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития и торговли РФ, Комитет ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса, Совет по развитию малого и среднего предпринимательства при председателе Совета Федерации ФС РФ, объединения предпринимателей.

    Кроме того, в мае 2006 г. в 180 петербургских  школах, лицеях и гимназиях состоялся  «День предпринимателя». Вместо обычных  занятий учащиеся 9–11 классов выслушали  рассказы бизнесменов о том, как  открыть свое собственное дело.

    19 декабря 2008 г. в Санкт-Петербурге, в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре, в Святодуховском центре состоялась встреча в формате круглого стола: «Отечественное предпринимательство в условиях кризиса: духовный, нравственный и экономический аспекты». Организаторами круглого стола выступили Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, Деловое Сообщество «ДелоРус», «Собор Православной Интеллигенции».1

    Перед написанием данной работы был изучен лекционный курс, круг учебной и  справочной литературы,2 для того, что бы определить основные понятия и проблемы, изучаемые в ходе написания данной курсовой работы. Далее были изучены источники.  Во-первых, это традиционный источник по экономической теории, представленный работой К.Р. Макконела и С.Л. Брю.3 Далее – это различного рода справочники и информационные бюллетени и Гражданский Кодекс РФ, поскольку в нём есть ряд статей, посвящённых предпринимательской деятельности.4  Затем автором изучалась и анализировалась научная литература, касающаяся непосредственно обозначенной проблемы,5 а также статьи в периодической печати6 и журналах.7

    После изучения соответствующей литературы автором была поставлена следующая  цель: изучить процесс развития предпринимательства  в условиях современного рынка.

    Достичь данной цели предполагалось с помощью  решения следующих задач:

    • Дать характеристику понятию, сущности, и формам предпринимательства.
    • Дать обзор истории предпринимательской деятельности в России. 
    • Охарактеризовать особенности предпринимательской деятельности в России в 1992-2009 гг.
    • Изучить направления развития малых предприятий.

    Глава 1. Сущность и исторические условия развития предпринимательства  в России

    1. Предпринимательство:  понятие, сущность  и формы

    Первоначально представляется целесообразным остановиться на определении понятия «предпринимательство». В экономической литературе существует несколько определений данного понятия. Предпринимательство, в широком смысле - самостоятельная деятельность людей, организующих производство или торговлю, т.е. имеющих свое дело, которое приносит доход.8 Предпринимательская деятельность – это «организация и соединение факторов производства (ресурсов) для создания материальных благ и услуг, удовлетворяющих общественные потребности, с конечной целью реализации собственных материальных интересов предпринимателя».9

    В Гражданском Кодексе РФ Ст. 23. посвящена  предпринимательской деятельности гражданина. Так, согласно данной статье, гражданин вправе заниматься предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица с момента государственной  регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

    Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без  образования юридического лица (Ст. 257 ГК РФ),10 признаётся предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

    К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования  юридического лица, соответственно применяются  правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона.11

    Предпринимательская деятельность имманентна товарному  производству и рынку. Основными  условиями существования и развития предпринимательской деятельности являются следующие:

    • Относительная обособленность и экономическая свобода предпринимателей,
    • Наличие рыночного пространства,
    • Развитые товарно-денежные отношения.12

    Сущность  предпринимательской деятельности заключается в следующем:

    1.Предприниматель  берёт на себя инициативу соединения  факторов производства в единый  процесс производства товаров и услуг, с целью получения прибыли.

    2.Предприниматель  – является организатором производства, настраивает и создаёт тон  деятельности фирмы, определяет  стратегию и тактику поведения  фирмы, и принимает на себя  бремя ответственности за успех  их проведения.

    3.Предприниматель  – это новатор, внедряющий  на коммерческой основе новые  продукты, новые технологии, новые  формы организаторской деятельности.

    4.Предприниматель  – это человек, не боящийся  риска и сознательно идущий  на него ради достижения целей  бизнеса.13

    В экономической литературе существует несколько классификаций форм предпринимательской  деятельности, которые проводятся по различным основаниям.

    I. Так, по виду или назначению предпринимательскую деятельность можно подразделить на:

    1.производственную,

    2.коммерческую,

    3.финансовую

    4.консультативную  и др.

    II. По формам собственности на капитал выделяют:

  1. Государственные предприятия.
  2. Частные предприятия,
  3. Кооперативы,
  4. Народные предприятия,
  5. Акционерные компании,
  6. Закрытые общества и общества с ограниченной ответственностью,
  7. Открытые общества и др.

    Достоинства и недостатки основных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности можно проследить по представленной схеме.14

    II. По степени концентрации производства выделяют:

  1. Мелкие
  2. Средние
  3. Крупные предприятия.15

    Представляется  необходимым более подробно остановиться на характеристике данных видов предпринимательской  деятельности.

    В зависимости от вида выпускаемой продукции (вида работ) предприятия разделяются на промышленные - по выпуску машин, оборудования, инструментов, добыче сырья, производству материалов, выработке электроэнергии и других средств производства; сельскохозяйственные - по выращиванию зерна, овощей, скота, технических культур; предприятия строительного комплекса, транспорта и связи. С точки зрения потребностей человека важнейшими являются предприятия, производящие предметы потребления, т.е. предприятия сельского хозяйства, пищевой и легкой промышленности, машиностроения, химической, деревообрабатывающей промышленности, жилищного и коммунального строительства.

    В силу различных причин специализация  предприятия не обязательно совпадает  с административной структурой и  основной специализацией отрасли. Например, во многих отраслях, не относящихся  к машиностроению (строительной, металлургической, угле- и нефтедобывающих), имеются крупные заводы по производству машин и оборудования, его ремонту. Наряду с этим, в машиностроительной отрасли имеются металлургические, химические, транспортные и строительные предприятия, электростанции и пр. Поэтому в народном хозяйстве отраслевую принадлежность предприятия определяют по 2 признакам: административно-организационному и продуктовому (чистому).

    При использовании административно-организационного признака учитываются основной заявленный вид деятельности и принадлежность предприятия тому или иному ведомству или предпринимательскому союзу. Так, предприятия, выпускающие машиностроительную продукцию, будут учитываться в той отрасли, с которой они административно связаны: в строительной, угольной, металлургической и т. д.

    Согласно  второму признаку определяются структура  и объем производства по каждой, так называемой продуктовой (чистой) отрасли, т.е. все машиностроительные предприятия и цехи независимо от административной подчиненности относятся  к машиностроению, транспортные - к транспортной отрасли, строительные - к строительной и т.д.16

    По  структуре предприятия делятся на узкоспециализированные, многопрофильные и комбинированные.

    Узкоспециализированными считаются предприятия, которые изготавливают ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства, например, производят чугун, стальной прокат, литье, поковки для машиностроения, вырабатывают и поставляют электрическую и тепловую энергию, производят зерно, мясо и т. д.

Информация о работе Предпринимательство в современнных условиях