Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 20:31, курсовая работа
Предпринимательство – одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние двадцать лет в Беларуси появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Предпринимательство в рыночной экономике......................................8
1.1 Понятие и признаки, виды предпринимательства..........................................8
1.2 Экономическая природа предпринимательства...........................................10
1.3 Необходимые условия для развития предпринимательства.......................13
1.4 Преимущества и недостатки малого бизнеса...............................................15
Глава 2. Система государственной поддержки и регулирования предпринимательства............................................................................................18
Глава 3. Практические аспекты развития предпринимательства в Республике
Беларусь..................................................................................................................27
3.1 Показатели развития малого и среднего бизнеса в РБ на современном этапе………………………………………………………………………………27
3.2 Перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь..................................................................................................................30
Заключение.............................................................................................................34
Список использованной литературы..................................
● меры по обеспечению субъектов малого предпринимательства возможностью для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в указанные объекты средств;
● меры по формированию многопрофильных исследовательских программ по развитию предпринимательских структур.
Финансовое обеспечение программ поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также средств Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимательства. [3: ст. 6]
Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимательства выполняет следующие задачи:
● предоставление финансовой помощи при осуществлении программ демонополизации, разукрупнении монопольных экономических структур и отдельных предприятий, перепрофилировании производства с целью развития конкуренции и насыщения товарных рынков с соблюдением требований действующего законодательства;
● финансирование мероприятий по информационному обслуживанию субъектов малого предпринимательства, подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в области развития конкуренции, предпринимательства и защиты прав потребителей;
● финансирование научных исследований, научно-практических конференций, симпозиумов, совещаний, в том числе международных, связанных с деятельностью фондов;
● проведение мероприятий, направленных на привлечение средств отечественных и иностранных инвесторов и их эффективное использование, в том числе организация конкурсов, выставок, аукционов, лотерей, совершение операций с ценными бумагами в порядке, установленном действующим законодательством;
● организация сбора, обработки нормативно-правовой, патентно-лицензионной и иной информации, представляющей интерес для субъектов малого предпринимательства, изучение конъюнктуры внутреннего и внешнего рынка, предоставление консультационной и организационно-методической помощи при разработке программ и проектов;
● осуществление в установленном порядке внешнеэкономической деятельности, участие в международных программах и проектах;
● компенсация организациям, учреждениям и предприятиям льгот, предоставляемых ими субъектам малого предпринимательства. [3: ст. 7]
Основными
задачами центров поддержки
Центры поддержки предпринимательства пользуются правом первоочередного получения высвобождаемых производственных и иных площадей, земельных участков, льготных кредитов Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей в течение первых двух лет функционирования, а также ассигнований из республиканского бюджета, предусмотренных в государственных программах республики для решения конкретных социально-экономических задач. [3: ст. 8]
Инкубатором малого предпринимательства является организация, которая создается на основе любых форм собственности и предоставляет на определенных условиях и на определенное время специально оборудованные под офисы и производство помещения субъектам малого предпринимательства, начинающим свою деятельность, в целях оказания им помощи в постепенном налаживании и развитии своего дела и приобретения ими финансовой самостоятельности.
Инновационный центр представляет собой специализированный инкубатор малого предпринимательства, в котором субъектам малого предпринимательства дается возможность использовать и разрабатывать новые технологии и другие новшества, которые позволили бы им в будущем развить собственное производство.
Основной
задачей инкубаторов малого предпринимательства
и инновационных центров
Также законом Республики Беларусь от 16.10.1996г. № 685-XII «О государственной поддержке предпринимательства в Республике Беларусь» предусмотрена поддержка субъектов малого предпринимательства в обеспечении условий производства, производственно-техническая поддержка, поддержка в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, поддержка в информационной сфере.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996 г. N 262 "О государственной поддержке малого предпринимательства" и Законом Республики Беларусь от 16 октября 1996 г. "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь" на основе анализа современного состояния развития малого предпринимательства разработана Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2007 год, предусматривающая реализацию основных направлений государственной политики в сфере малого предпринимательства, изложенных в Комплексе мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства на период до 2010 года, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 августа 2006 г. N 1029. Целью данной Программы является дальнейшее развитие малого предпринимательства, содействие в увеличении его доли в общем объеме выручки, полученной в народном хозяйстве от реализации товаров и услуг, количества субъектов малого предпринимательства, а также в создании новых рабочих мест. На финансирование мероприятий Программы предусмотрено из средств республиканского бюджета 206,4 млн. рублей, на деятельность Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей – 192, из средств местных бюджетов – 1972, других источников – 1000998 млн. рублей, из которых 1 трнл. рублей – средства банков. [4]
В результате реализации мероприятий данной Программы планируется:
● довести в 2007 году долю малого предпринимательства в общем объеме выручки, полученной в народном хозяйстве от реализации товаров и услуг, до 22,8 процента;
● увеличить количество юридических лиц - субъектов малого предпринимательства до 34 тыс., а общее число занятых в сфере малого предпринимательства, включая численность индивидуальных предпринимателей, до 15,3 процента от общей численности экономически активного населения. [4]
Большое внимание уделяется информационному обеспечению предпринимателей. Организован выпуск газет и журналов, таких как "Налоговый курьер предпринимателя", "Индивидуальный предприниматель", "Экономика Беларуси" и др., регулярно организовываются и транслируются передачи по радио и на телевидении.
Освоены и новые формы и методы работы по информационному обеспечению предпринимателей. Проводятся ежемесячные информационно-консультационные дни для предпринимателей в налоговых инспекциях, исполнительных комитетах с участием государственных правоохранительных и контролирующих органов.
В
целях стимулирования мотивации
предпринимательского труда организован
и с 1997 года ежегодно проводится конкурс
на звание лучшего предпринимателя
года. Ежегодно определяются победители
в 16 номинациях. Участие в конкурсе
дает возможность повысить имидж предприятия,
наладить новые деловые контакты, в хорошем
смысле слова сделать себе рекламу, укрепить
репутацию, обменяться опытом.
Глава 3. Практические
аспекты развития предпринимательства
в Республике Беларусь
3.1
Показатели развития малого и среднего
бизнеса в РБ на современном этапе
Формирование
нынешней структуры предпринимательства
в Беларуси началось с появления
первых кооперативов. В 90-е годы бизнес
и предпринмательство стали новой
социально-экономической
Частный белорусский бизнес в большинстве своем остается малым. По данным на 2005 год в нем было занято около 400 тыс. человек. Вместе с индивидуальными предпринимателями он представляет серьезную социальную и экономическую силу. К началу 2005 года из 32,8 тыс. субъектов малого предпринимательства в торговле и общественном питании работало 13,6 тыс предприятий (41,3% их общего числа), в промышленности – 7,5 тыс. (22,7%), в строительстве – 3,9 тыс предприятий (11,9%). [9: с. 34]
В 2005 году на долю малого предпринимательства приходилось около 8,1% от общего объема ВВП. Наблюдается небольшая положительная тенденция. Так, в 1 квартале 2006 года доля малого предпринимательства в объеме ВВП уже составляла около 9%. Малые предприятия в Беларуси играют возрастающую роль. В 1 квартале 2006 года их число составило 32,4 тыс. В торговле и общественном питании работало 13,2 тыс. (40,8% их общего числа), в промышленности – 7,6 тыс. (23,5%).[10]
Списочная численность работников малых предприятий в целом по республике составила 399,1 тыс. человек, в том числе на предприятиях промышленности – 156,4 тыс. человек, в торговле и общественном питании – 104,5 тыс. человек, в строительстве – 59,3 тыс. человек. Удельный вес работающих на малых предприятиях в общей численности работающих в организациях всех отраслей экономики соcтавил 11,3%.[10]
За 1 квартал 2006г. Выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг, полученная малыми предприятиями, соcтавила 7,8 трлн. рублей, в том числе предприятиями торговли и общественного питания – 3,7 трлн. рублей (47,6% от общего объема выручки), промышленности – 1,6 трлн. рублей (20,1%). [10]
К концу 3 квартала 2006 года в республике функционировало 32 тыс. малых предприятий. Численность занятых на малых предприятиях возросла по сравнению с 1 кварталом 2006 года и составила 421,5 тыс. человек. По численности работающих лидируют промышленные предприятия – 38,8% общего количества занятых на малых предприятиях; на предприятиях торговли и общественного питания занято 24,7%, в строительстве – 16,1%, на транспорте – 7,8%. [11]
По состоянию на 01.12.2006г. количество индивидуальных предпринимателей составило 190,7 тыс. человек, с начала года их количество увеличилось на 12,7 тысяч. Сумма налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей составила 599,0 млрд. рублей. [11]
Несмотря на определенные успехи, данный сектор, однако, не оказывает серьезного влияния на развитие экономики, слабо развит в малых и средних городских поселениях и сельской местности. Малое предпринимательство наиболее развито в г. Минске и областных городах. Так, в столице работает более 50% малых предприятий и 20% индивидуальных предпринимателей. В малых городах (с численностью менее 20 тыс. человек) и средних городах (с численностью от 20 до 50 тыс.) по состоянию на 1 января 2006г. Число малых предприятий составляло 2208 ед., а работающих индивидуальных предпринимателей – 29730 человек. Таким образом, в малых и средних городах доля малых предприятий в общем их числе по республике составила 6,7%, работающих индивидуальных предпринимателей – соответственно 16,7%. [11]
В настоящее время одним из сдерживающих факторов ускоренного развития предпринимательства в Республике Беларусь является наличие большого количества административных и иных ограничений, прямо или косвенно затрудняющих организацию и осуществление предпринимательской деятельности. В их числе: ограничения на стадии вхождения субъекта малого предпринимательства на рынок, связанные с прохождением регистрации, лицензирования, сертификации, гигиенической регистрации и другие, а также в период функционирования и прекращения деятельности; отсутствие реально действующих механизмов стимулирования развития малого предпринимательства в приоритетных сферах экономики.
В
связи с этим принимаются меры
по совершенствованию
Информация о работе Предпринимательство в Беларуси состояние и перспективы развития