Предпринимательство в Беларуси состояние и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательство – одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние двадцать лет в Беларуси появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Предпринимательство в рыночной экономике......................................8
1.1 Понятие и признаки, виды предпринимательства..........................................8
1.2 Экономическая природа предпринимательства...........................................10
1.3 Необходимые условия для развития предпринимательства.......................13
1.4 Преимущества и недостатки малого бизнеса...............................................15
Глава 2. Система государственной поддержки и регулирования предпринимательства............................................................................................18
Глава 3. Практические аспекты развития предпринимательства в Республике
Беларусь..................................................................................................................27
3.1 Показатели развития малого и среднего бизнеса в РБ на современном этапе………………………………………………………………………………27
3.2 Перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь..................................................................................................................30
Заключение.............................................................................................................34
Список использованной литературы..................................

Работа содержит 1 файл

Предпринимательство в Беларуси состояние и перспективы развития.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

      Критерием отнесения предприятий к субъектам  малого предпринимательства является численность работающих. Так, Указом Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996 г. № 262 «О государственной поддержке малого предпринимательства» установлено, что к субъектам малого предпринимательства относятся юридические лица и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, со среднесписочной численностью работников:

      в промышленности и на транспорте –  до 100 человек;

      в сельском хозяйстве и научно-технической  сфере – до 60 человек;

      в строительстве и оптовой торговле – до 50 человек;

      в других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле – до 30 человек;

      в других отраслях непроизводственной сферы  – до 25 человек. [2: п. 2]

      Различают следующие виды предпринимательства  в малом бизнесе:

      ● по направленности деятельности: производственная, коммерческая, финансовая, инновационная;

       по содержанию функциональной ориентации предпринимателей: управление производством, финансирование, посредническая и консультационная деятельность;

       по числу видов деятельности: однопрофильная, многопрофильная;

       по сложности деятельности: не требующее специальных знаний, требующее специальных знаний, основанное на высоких технологиях и уникальных знаниях;

       по отраслевым направлениям деятельности: промышленное, агропромышленное, сельскохозяйственное, в строительстве и в других отраслях народного хозяйства. [5: с. 8] 

 

       1.2 Экономическая природа предпринимательства 

      Исследование  предпринимательства нашими учёными  начато совсем недавно. Идеологическая цензура десятилетиями не пропускала данный термин. Только с началом так называемой политики перестройки стали появляться монографии и статьи, однако и в эти годы научный подход к данной проблеме был ещё невозможен. Работы содержали или откровенную апологетику советской экономической системы, или попытки её реанимировать путём воспитания у хозяйственных кадров предприимчивости, или обоснование возможности соединения существовавшей административной системы с рынком, предпринимательством. [7: с. 95]

      Предпринимательство служит предметом изучения многих дисциплин. Отсюда и множественность его трактовок и определений. Сущность же предпринимательства, как экономической категории, обусловлена его природой и признаками как специфического вида хозяйственного поведения, способностью хозяйствующих субъектов реагировать на потенциальный источник выгоды.

      Предпринимательство - это инициативная, связанная с  хозяйственным риском и направленная на поиск наилучших способов использования  ресурсов деятельность, ведущаяся с  целью извлечения дохода и приумножения собственности.

      По своей экономической природе предпринимательство неразрывно связано с рыночным хозяйством и является его продуктом. Как свойство хозяйственной деятельности внешне оно проявляется в стремлении извлечь дополнительную выгоду в процессе обмена. Между тем, сам по себе обмен еще не является источником предпринимательства. Он становится таковым, когда превращается в составное звено единого хозяйственного оборота, а производство для обмена становится определяющей функцией хозяйствующих субъектов. Товарное производство исторически и генетически является исходным пунктом предпринимательства. Обмен же, во-первых, стимулирует поиск новых возможностей, т.е. инициативу. Во-вторых, именно в процессе обмена предприниматель усматривает источник возможной выгоды, являющейся одновременно и мотивом, и оценкой успеха предпринятой им инициативы. В-третьих, сталкиваясь в процессе обмена с подобными себе лицами, предприниматель воспринимает свою деятельность как состязательную. В-четвертых, как механизм удовлетворения общественных потребностей, обмен обусловливает общественный характер предпринимательской деятельности.

      Экономическая природа предпринимательства характеризуется  через его признаки: инициативу, коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство.

      Предпринимательство - инициативная деятельность. Постоянное стремление к поиску нового, будь то производство новых товаров или  освоение новых рынков, одним словом, поиск новых возможностей извлечения выгоды - отличительная черта предпринимателя. Предпринимательская инициатива - это стремление к реализации возможностей, предоставляемых самим процессом рыночного обмена, осуществляющегося к взаимной выгоде участников этого процесса. Предпринимательство следует ассоциировать не с обманом и насилием, а с извлечением выгоды посредством удовлетворения общественных потребностей.

      Наиболее  полно предпринимательство как  экономическая категория проявляется  в многообразии его форм собственности. По формам собственности различают  следующие виды предпринимательства:

      ● единоличное владение;

      ● партнерство (товарищество);

      ● корпорация (акционерное общество);

      ● кооперативы;

      ● государственные предприятия.

      Единоличное владение основано на собственности  одного лица или семьи. Его признаки:

      ● неограниченная ответственность (вплоть до личного имущества);

      ● ограниченные возможности (размер капитала);

      ● максимальная гибкость и оперативность (не надо ни с кем согласовывать экономическое поведение).

      Партнерство базируется на собственности нескольких человек или семей. Его основные признаки:

      ● неограниченная ответственность;

      ● ограниченные возможности;

      ● гибкость.

      Корпорация - объединение собственности многих субъектов. Основной способ объединения - выпуск акций. Признаки:

      ● ограниченная ответственность (акционерным капиталом);

      ● широкие возможности в связи с привлечением капитала других юридических и физических лиц;

      ● длительность функционирования;

      ● ограниченная гибкость (деятельность регулируется уставом).

      Кооператив - предприятие, организация, созданные  путем добровольного объединения лиц на паевой или арендной основе для осуществления предпринимательской деятельности. Его основными признаками являются:

      ● хозяйственная самостоятельность и самофинансирование;

      ● материальная ответственность за результаты хозяйственной деятельности;

      ● право собственности принадлежит самому кооперативу и не делится между его членами;

      ● при выходе из кооператива члену возвращается его доля дохода, а не доля в имуществе.

      Государственный сектор в экономике представлен  предприятиями, находящимися либо полностью в собственности государства, либо под его контролем, через владение контрольным пакетом акций.

      Рассмотренные формы предпринимательства не исчерпывают  всего их реально существующего  многообразия. В нашей республике, как и во многих странах, получили распространение и другие их разновидности и промежуточные формы. Это смешанные товарищества, акционерные общества закрытого типа, сочетающие в себе черты полного товарищества и акционерного общества; товарищество с акциями или паевое товарищество; совместное предприятие; франчайз, или франшиза - специальное соглашение, дающее предпринимателю право на производство и продажу товаров и услуг под фирменной маркой головной компании; государственное предприятие - в большинстве стран акционерное общество, пакетом акций которого полностью или частично распоряжается правительство. [6: с. 60 - 61] 

      1.3 Необходимые условия для развития  предпринимательства 

      Развитие  предпринимательства предполагает ряд условий.

      ● Обеспечение свободы хозяйственной деятельности. Это - свобода использовать принадлежащее предпринимателю, арендуемое или переданное в пользование имущество; свобода определять, что и как производить, выбирать поставщиков и потребителей, назначать цены, распоряжаться прибылью, остающейся после уплаты налогов, и решать иные производственные вопросы.

      ● Развитие рыночных отношений. Предпринимательство - это рыночно конкурентный тип хозяйствования, система отношений, предполагающая хозяйственную самостоятельность, эквивалентные (равноценные) связи, наличие особого рода сознания.

      ● Установление прав собственности на средства производства и произведенной продукции. Собственность выступает как форма присвоения материальных благ и, прежде всего, средств производства как фактора производства. Собственность на средства производства теряет смысл вне собственности на продукт. Присвоение средств производства и продукта осуществляется в процессе владения, распоряжения и использования.

      ● Наличие многообразия форм собственности. Рыночная экономика многоукладна. Процесс формирования многоукладной экономики – это процесс, основанный на множестве форм собственности и базирующихся на них типах хозяйствования.

      ● Наличие экономически обоснованного и самостоятельного субъекта хозяйствования. Экономическая обособленность означает, что сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать. Государство не должно мешать производителям производить то, что им представляется нужным, а потребителям - покупать то, что они желают. Пока же 45,2 % населения республики считают, что цены должны устанавливаться государством и жестко им контролироваться. Еще 24,6 % полагают, что свободные цепы должны быть только на модные, престижные товары, предметы роскоши. Лишь 12,6 % высказываются за то, чтобы цены определялись свободно на основе спроса и предложения, а 17,6 % - за свободное ценообразование на все товары, кроме предметов первой необходимости.

      ● Утверждение определенной экономической среды. Экономическая обстановка определяет наличие и доступность факторов производства, свободного денежного капитала. С экономической средой связаны социально-культурная, технологическая, институциональная среда. Последнее характеризуется наличием разнообразных институтов и структур, с помощью которых предприниматель устанавливает деловые контакты (банки, юридические и аудиторские фирмы, рекламные агентства, транспортные агентства и учебные заведения). Огромное число белорусских граждан приходит к пониманию положительного смысла рыночных преобразований, уясняет для себя их хозяйственные и правовые преимущества.

      ● Применение подходящих методов менеджмента, в частности методов нахождения решений, стратегических альтернатив, а также мероприятий организационного характера и культурного воздействия. С их помощью должна усиливаться способность предприятия реагировать на предвиденные и непредвиденные осложнения.

      ● Использование методов маркетинга - координация, управление в сфере организации производства и сбыта продукции; деятельность, направленная на выявление запросов потребителей с тем, чтобы оперативно ориентировать производство на их удовлетворение. [6: с. 58 - 59] 

      1.4 Преимущества и недостатки малого  бизнеса 

      Технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

Информация о работе Предпринимательство в Беларуси состояние и перспективы развития