Предпринимательство в Беларуси состояние и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательство – одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние двадцать лет в Беларуси появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Предпринимательство в рыночной экономике......................................8
1.1 Понятие и признаки, виды предпринимательства..........................................8
1.2 Экономическая природа предпринимательства...........................................10
1.3 Необходимые условия для развития предпринимательства.......................13
1.4 Преимущества и недостатки малого бизнеса...............................................15
Глава 2. Система государственной поддержки и регулирования предпринимательства............................................................................................18
Глава 3. Практические аспекты развития предпринимательства в Республике
Беларусь..................................................................................................................27
3.1 Показатели развития малого и среднего бизнеса в РБ на современном этапе………………………………………………………………………………27
3.2 Перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь..................................................................................................................30
Заключение.............................................................................................................34
Список использованной литературы..................................

Работа содержит 1 файл

Предпринимательство в Беларуси состояние и перспективы развития.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

      Малый бизнес стал наиболее динамичной частью предпринимательства во многих странах мира. Правительство республики рассматривает мелкий и средний бизнес как питательную среду для роста национальной экономики. Достоинство данной формы предпринимательства состоит в следующем:

      ● Малые предприятия, работающие на местных ресурсах или обеспечивающие местный рынок, противозатратны хотя бы с точки зрения транспортных издержек. Экономические преимущества их основываются на лучшем использовании местных условий в сочетании с незначительными капитальными и трудовыми затратами.

      ● Труд на мелких предприятиях, как правило, носит материальный характер, он практически полезен, чего нельзя сказать о труде канцелярском.

      ● При небольшой численности работников легче выявляются способности каждого из них.

      ● Независимость действий, возможность наиболее гибких и оперативных решений.

      ● Шансы на быстрый материальный успех.

      ● Возможность совмещения нескольких профессий.

      ● Взаимозаменяемость, перемена характера труда, равно как и быстрое изменение ассортимента выпускаемой продукции, на малых предприятиях проходят без больших осложнений и др. Поэтому в странах с рыночной экономикой малый бизнес постоянно укрепляет и расширяет свои позиции. [5: с. 6, 75]

      Частный предприниматель – сам себе хозяин и пользуется значительной свободой действий. Получаемый частным предпринимателем доход зависит от успешной деятельности его предприятия, и это дает мощный стимул вести дела эффективно.

      Однако, анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства. В их числе:

      ● неравномерность развития малых предприятий по регионам республики;

      ● неразвитость их в малых городах, сельской местности и в инновационной сфере;

      ● увеличение доли убыточных предприятий;

      ● затрудненный доступ к финансовым ресурсам, недостаточная финансовая поддержка, отсутствие действенных механизмов финансово-кредитного обеспечения такой поддержки;

      ● наличие большого количества административных и иных ограничений, прямо или косвенно затрудняющих организацию и осуществление предпринимательской деятельности, в том числе ограничений на стадии "вхождения" малых предприятий в рынок, связанных с регистрацией, лицензированием, сертификацией, гигиенической регистрацией, а также в период функционирования и "выхода" из рынка;

      ● нестабильность и несовершенство действующего законодательства;

      ● сложная экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей;

      ● отсутствие реально действующих механизмов стимулирования развития малых предприятий в приоритетных сферах экономики. [10]

      Сложившаяся экономическая ситуация негативно  воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе в первую очередь оказываются предприятия, функционирующие в сфере производства товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы и др., стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.

      Для успешного развития малого бизнеса экономика республики должна эволюционировать в направлениях либерализации, правового обеспечения, совершенствования налоговой системы, приватизации, ориентации предпринимательской деятельности на потребителей. [5: с. 76] 

 

       Глава 2. Система государственной поддержки и регулирования предпринимательства 

      Предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов  государственной власти и местного самоуправления. В первую очередь необходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малого предпринимательства. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность.

      В соответствии с Законом Республики Беларусь от 28.05.1991г. № 813-XII «О предпринимательстве в Республике Беларусь» в Республике Беларусь гарантируется:

      ● право граждан и юридических лиц заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия и приобретать необходимое для этой деятельности имущество;

      ● защита прав и законных интересов всех предпринимателей, действующих в соответствии с законодательством Республики Беларусь и договорами;

      ● научно-техническая, правовая поддержка предпринимательской деятельности;

      ● страхование предпринимательского риска;

      ● запрет вмешательства собственника и любого третьего лица в деятельность предпринимателя после заключения с ним контракта (договора), кроме случаев, предусмотренных в контракте (договоре).

      Для повышения эффективности и широкого распространения предпринимательской деятельности государство создает информационные, консультационные, исследовательские и другие центры, а также инновационные и страховые фонды. [1: ст. 11]

      Законом Республики Беларусь от 16.10.1996г. № 685- XIII «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» определены основные направления, по которым должна осуществляться поддержка малого предпринимательства, а именно:

      ● формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, в том числе содействие организации и деятельности центров поддержки предпринимательства и инкубаторов малого предпринимательства, инновационных центров и торгово-промышленных палат;

      ● создание льготных условий для доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам и технологиям;

      ● введение упрощенной системы регистрации, налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации выпускаемой ими продукции;

      ● поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их производственных, торговых, научно-технических и информационных связей с зарубежными партнерами;

      ● организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала для малого предпринимательства;

      ● реализация программ, направленных на насыщение рынка экологически чистыми и безопасными товарами, конкурентоспособными средствами их производства;

      ● организация многопрофильных исследований предпринимательских структур.

      Центральные органы управления, местные исполнительные и распорядительные органы в соответствии со своей компетенцией в целях осуществления государственной поддержки малого предпринимательства:

      ● разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства о государственной поддержке малого предпринимательства, проводят анализ состояния финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства и эффективности применения мер по их государственной поддержке, готовят прогнозы развития и предложения по приоритетный направлениям и формам государственной поддержки малого предпринимательства;

      ● организуют разработку и реализацию отраслевых и региональных программ поддержки малого предпринимательства, предусмотрев в них меры по содействию занятости населения, проведению миграционной политики, решению экологических задач;

      ● обеспечивают участие субъектов малого предпринимательства в реализации важнейших народнохозяйственных проектов и программ, а также в поставках продукции и выполнении работ для государственных нужд;

      ● создают отраслевые и региональные системы государственной поддержки малого предпринимательства, включающие соответствующие структурные подразделения центральных органов управления, местных исполнительных и распорядительных органов;

      ● готовят предложения об установлении для субъектов малого предпринимательства налоговых и иных льгот, а также об использовании средств республиканского и местных бюджетов и специализированных внебюджетных фондов для их поддержки. [3: ст. 5]

      Указом  Президента Республики Беларусь от 19.07.2007г. № 262 «О государственной поддержке  малого предпринимательства» определено, что в целях развития предпринимательской деятельности, насыщения потребительского рынка отечественной продукцией, а также создания новых рабочих мест необходимо:

      ● разрабатывать и утверждать годовые программы государственной поддержки малого предпринимательства, учитывая при их подготовке решение вопросов содействия занятости населения, миграционной политики, экологических задач;

      ● предусматривать в проекте республиканского бюджета отдельной строкой расходы на финансирование программ государственной поддержки малого предпринимательства;

      ● предусмотреть в проекте Налогового кодекса Республики Беларусь систему льготного налогообложения субъектов малого предпринимательства;

      ● образовывать в установленном порядке фонды неэффективно используемых производственных зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся в государственной собственности, для сдачи этих объектов в аренду субъектам малого предпринимательства на конкурсной основе или через аукционы;

      ● создание Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей;

      ● создание программ поддержки малого предпринимательства;

      и др. [2: п. 3]

      Программы поддержки малого предпринимательства  включают в себя:

      ● меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на республиканском и местном уровнях;

      ● перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;

      ● меры, принимаемые для реализации основных направлений и развития форм поддержки малого предпринимательства;

      ● меры, направляемые на решение вопросов занятости населения путем вовлечения в предпринимательскую деятельность социально незащищенных слоев населения, в том числе безработных, вынужденных переселенцев, инвалидов, пенсионеров, уволенных в запас (отставку) военнослужащих, женщин и молодежи;

      ● предложения по установлению налоговых и иных льгот и выделению средств из соответствующих бюджетов на цели поддержки малого предпринимательства;

      ● меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также инновационных программ;

      ● меры по обеспечению передачи на льготных условиях субъектам малого предпринимательства объектов незавершенного строительства, неэффективно используемых производственных зданий, сооружений и пустующих объектов, а также нерентабельных и убыточных предприятий, находящихся в государственной собственности;

Информация о работе Предпринимательство в Беларуси состояние и перспективы развития