Предпринимательская деятельность:содержание, основные формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 20:23, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательство - одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в Беларуси появились десятки тысяч предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное управление. Основную часть белорусского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. результаты своей деятельности .

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 4
Теоретические аспекты предпринимательства ……………………… 6
1.1 Понятие и содержание предпринимательства, его основные черты и функции ………………………. 6
1.2 Основные формы предпринимательской деятельности …………… 9
Особенности развития предпринимательства в экономике Республики Беларусь …………………………………………….. 15
2.1 Проблемы развития предпринимательства в трансформационной экономике Республики Беларусь …………… 15
2.2 Программа социально – экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015гг ……………………… 24
Заключение ……………………………………………………………………. 27
Список использованных источников ……………………………………….. 29
Приложение А Удельный вес субъектов малого предпринимательства РБ……………………………………… 30
Приложение В Основные экономические показатели деятельности субъектов малого предпринимательства Республики Беларусь……………………….. 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая новая Word 2010.docx

— 1.48 Мб (Скачать)

Предпринимательство как  процесс представляет собой сложную «цепочку» целенаправленных действий предпринимателей начиная с момента возникновения (зарождения) предпринимательской идеи и заканчивая воплощением ее в конкретный предпринимательский проект.  

Проведенный в курсовой работе анализ позволяет сделать следующие выводы.

Концепция государственной  политики в отношении бизнеса  должна претерпевать корректировку, базирующуюся на принципах всемерной его поддержки  и осуществляться с учетом реально  складывающейся экономической конъюнктуры. Введение упрощенной системы налогообложения  является серьезным реальным шагом  государства по развитию сферы частного бизнеса в Беларуси, созданию благоприятного инвестиционного климата в регионах, возрождению малых городов и  сельских населенных пунктов.

Главной целью финансовой политики государства в отношении  предпринимательства должно быть устранение неблагоприятного положения малых  предприятий на рынке кредитных  ресурсов в силу их недостаточной  финансовой устойчивости и кредитоспособности, а также целевое финансирование высоко эффективных программ и проектов, позволяющее раскрыть внутренний потенциал малых предприятий.

Анализ сфер деятельности малых предприятий показал, что  малый бизнес имеет свою нишу в  экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как  с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком, данная позиция обусловлена особенностями  и функциями малого предприятия. Говоря о малом бизнесе надо сказать, что он наиболее эффективен лишь при  взаимодействии с крупными предприятиями  и, наоборот, это единое целое, из которого нельзя исключать отдельные части.

В настоящее время малые  предприятия представлены практически  во всех отраслях экономики. Они функционируют  не только в таких традиционных сферах, как легкая и пищевая промышленность, но и появляются в машиностроении, производстве оптических приборов, химической и электротехнической промышленности. Количественный рост небольших компаний в промышленности предопределен  углублением специализации и  дифференциации производства, отказом  от крупносерийного производства в  пользу мелкосерийного и индивидуального. Экономическая природа предпринимательства  характеризуется через его признаки: инициативу, коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство.

Необходимо отметить, что  малый бизнес в Беларуси и уже  имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов. Что  же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в  экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как  с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями  и функциями малого предприятия.

Особенности малых фирм, в первую очередь, определяются их размером. Отсюда вытекает и особая роль руководителя, и небольшой рынок сбыта, и  исключительная гибкость в предоставлении товаров и услуг и высокая  доля оборотного капитала и многие другие черты, присущие только субъектам  малого бизнеса. Исходя из особенностей определяют и функции: экономическая, характеризуется очень высоким процентом в общем количестве предприятий и в ВВП, а также инновационной деятельностью; социальная, функция, позволяющая раскрыть индивидуальные черты человека, более полно реализовать себя как личность и сгладить социальные конфликты; экологическая, особенно актуальна в наши дни, когда всеобщая экологическая катастрофа, позволяет более рационально использовать ресурсы и использовать в производстве отходы.

Для повышения эффективности  и широкого распространения предпринимательской  деятельности государство создает  информационные, консультативные, исследовательские  и другие центры, инновационные и  другие фонды, оказывая тем самым  помощь в становлении этого сектора  экономики.

Все вышесказанное позволяет  сделать заключение, что можно  и нужно работать на благо себя, государства и общества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1 Большой экономический словарь. Под общ. Ред. А. П. Азрилияна. М.: Правовая культура, 1994.-313 с.

2 Булакова И. В. Формы и способы налоговой поддержки малого предпринимательства / И. В. Булакова // Законодательство и экономика. – 2006. - №7. – С.66-69.

3 Германович, Г. В. Критерии малого и среднего бизнеса: опыт зарубежных стран и предложения по его оценке в Республике Беларусь / Г. В. Германович, К. Э. Романовский, С.В. Пятинкин [и др.] // Белорус. экономика: анализ, прогноз, регулирование, 2003. - № 12. - С. 9-12

4 Гражданский кодекс: Кодекс РБ от 7 декабря 1998 г. №218-3./ В ред. 8.01.2004 (Ведамасці Нацыянальнага сходу РБ.-1999.-№7-9.-ст.101)

5 Давидовская И. Л. Доходы и расходы организации / И. Л. Давидовская // -М. : ЮРАЙТ, 2006. -321 с.

6 Дадалко С. В. Развитие предпринимательства и формирование системы его государственной поддержки / С. В. Дадалко. –Минск: Армита-Маркетинт, Менеджмент, 2000.-116 с.

7 Тарануха Ю. В. Предприятие и предпринимательство в трансформируемой экономике / Ю. В. Тарануха и др. -  М.: Дело и Сервис, 2005 . – 368 с.

8 Статистический сборник «Малое предпринимательство Рб» 2011г (стат. Сб) Минстат РБ – Минск, 2011

9 Суша Г. З Экономика предприятия. – Мн.: ООО «Новое знание», 2003. – С. 572-576.

10 Шевчук Д. А., Шевчук В. А. Как зарегистрировать общество с ограниченной ответственностью. – М.: Коллегия,-2005. – С.58-60.

11 Электронный ресурс Национальной платформа бизнеса Беларуси-2011.[Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://allminsk.biz/content/view/7815/385/ Дата доступа: 05.11.11

12 Электронный ресурс Министерства экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.economy.gov.by Дата доступа:15.11.11

13 Библиотека электоронных ресурсов бизнес школы ИПМ [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  research@ipm.by Дата доступа:10.11.11

14 Библиотека электоронного журнала [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://epp.enjournal.net/article/313/  Дата доступа: 09.11.11

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

2006

2007

2008

2009

2010

ВВП

8,8

8,3

9,3

11,4

12,4

Объем промышленного производства

7,3

7,6

8,2

9,2

9,4

Инвестиции в основной капитал 

7,1

10,6

13,1

23,9

27,0

Выручка от реализации товаров, услуг

22,8

18,1

20,7

28,3

28,0

Розничный товарооборот

10,2

11,2

19,9

29,5

28,2

Внешнеторговый оборот

23,9

15,2

16,7

30,5

33,7

Экспорт товаров

15,3

7,2

7,9

34,3

38,9

Импорт товаров

31,6

22,0

24,1

27,6

30,0





Таблица А.1 Удельный вес субъектов малого предпринимательства РБ в основных  экономических показателях:

 

 

Примечание  – Источник: [8].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  В

 

Таблица В.1 Основные экономические показатели деятельности субъектов малого предпринимательства Республики Беларусь  

 

2006

2007

2008

2009

2010

Число субъектов малого предпринимательства  на конец года, единиц

37660

51240

67991

77402

84164

Средняя численность работников, человек

478988

514152

643832

773362

784944

Списочная численность работников в среднем за год, человек

423813

453214

570066

691060

695275

Номинальная начисленная  среднемесячная заработная плата, рублей

433253

544501

682301

844052

1031658

Объем производства продукции , млрд. руб.

13649,2

16531,0

25373,6

33903,1

43657,4

Объем пром. производства, млрд. руб.

5660,8

7247,1

10749,6

11658,4

15581,7

Розничный товарооборот, млрд. рублей

2087,8

2845,2

6955,1

11942,8

14368,1

Выручка от реализации товаров, услуг, млрд. руб.

43609,5

44388,2

70158,8

99662,0

127004,5

Чистая прибыль, чистый убыток (-), млрд. руб.2)

1090,6

1524,3

2831,7

2767,8

4318,1

Рентабельность реализованной  продукции, работ, услуг, %

13,3

13,7

17,1

13,5

15,7

Удельный вес убыточных  организаций, %

25,1

25,0

22,4

23,4

21,0

Объем внешней торговли товарами, млн. долларов США

10068,5

8055,8

12113,0

15190,9

20279,4

экспорт

3018,9

1748,3

2605,9

7298,0

9820,5

импорт

7049,6

6307,5

9507,1

7892,9

10458,9

сальдо

-4030,7

-4559,2

-6901,2

-594,9

-638,4


 

Примечание – Источник: [8].

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

 

Таблица В.2 Удельный вес числа субъектов малого предпринимательства

по отраслям экономики (в процентах)

 

 

2006

2007

2008

2009

2010

Всего

100

100

100

100

100

по отраслям:

         

Промышленность

22,3

21,2

21,0

19,9

19,9

сельское хозяйство2)

6,1

4,3

3,5

3,3

3,3

лесное хозяйство

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

Транспорт

5,1

8,0

8,7

8,4

8,1

Связь

0,5

0,4

0,3

0,4

0,4

Строительство

11,7

10,4

9,6

10,2

10,7

торговля и общепит

39,1

40,5

42,5

42,0

40,9

материально-техническое  снабжение и сбыт

1,0

0,9

0,8

0,8

0,8

информационно-вычислительное обслуживание

0,5

0,6

0,6

0,6

0,7

жилищно-коммунальное хозяйство

0,2

0,3

0,2

0,4

0,4

здравоохранение, и соц.  обеспечение

2,0

1,9

1,7

1,8

1,8

Образование

0,4

0,4

0,4

0,5

0,5

культура и искусство

1,1

1,0

1,2

1,4

1,5

наука

0,7

0,5

0,4

0,4

0,4

финансы, кредит, страхование

0,6

0,4

0,3

0,3

0,3

Прочие

1,5

1,2

1,0

1,1

1,1




 

Примечание – Источник: [8].

 

 

 

 




Информация о работе Предпринимательская деятельность:содержание, основные формы