Предпринимательская деятельность:содержание, основные формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 20:23, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательство - одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в Беларуси появились десятки тысяч предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное управление. Основную часть белорусского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. результаты своей деятельности .

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 4
Теоретические аспекты предпринимательства ……………………… 6
1.1 Понятие и содержание предпринимательства, его основные черты и функции ………………………. 6
1.2 Основные формы предпринимательской деятельности …………… 9
Особенности развития предпринимательства в экономике Республики Беларусь …………………………………………….. 15
2.1 Проблемы развития предпринимательства в трансформационной экономике Республики Беларусь …………… 15
2.2 Программа социально – экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015гг ……………………… 24
Заключение ……………………………………………………………………. 27
Список использованных источников ……………………………………….. 29
Приложение А Удельный вес субъектов малого предпринимательства РБ……………………………………… 30
Приложение В Основные экономические показатели деятельности субъектов малого предпринимательства Республики Беларусь……………………….. 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая новая Word 2010.docx

— 1.48 Мб (Скачать)

Примечание – Источник: [12].

 

На протяжении последних  нескольких лет наблюдается положительная  динамика доли занятых в сфере  малого и среднего предпринимательства  в общем количестве занятых в  экономике. По итогам 2010 года в данной сфере работало около 1,5 млн. человек  – это почти треть экономически активного населения республики. Доля занятых в малом и среднем  предпринимательстве с учетом индивидуальных предпринимателей и их наемных работников возросла с 28,6% в 2007 году до 32,2% от общего количества занятых в экономике  в 2010 году. К 2015 году прогнозируется достижение численности занятых в сфере  малого и среднего бизнеса не менее 1,8 млн. человек [13].

Рисунок 6Динамика доли занятых в малом и среднем предпринимательстве (с учетом индивидуальных предпринимателей и их наемных работников)

Примечание – Источник: [12].

 

По состоянию на 1 января 2011 г. Число субъектов малого и среднего предпринимательства юридических лиц всех форм собственности составило

86917 организаций (в том  числе субъектов малого предпринимательства  – 84164 организации (прирост 58,3%), среднего – 2753 организации (снижение  на 8%). Рост числа субъектов малого и среднего предпринимательства обусловлен, в том числе за счет развития данной сферы в малых и средних городских поселениях в рамках реализации Государственной комплексной программы развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2011 годы, а также переходом на заявительный принцип государственной регистрации субъектов хозяйствования [12].

Количество индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 октября текущего года в Беларуси достигло 216,2 тыс. человек, что на 6,1% превышает уровень того же периода  прошлого года. 

 

Рисунок 7 Число субъектов малого и среднего предпринимательства

Примечание – Источник:  [12].

 

Как отметили в Минэкономики, вклад малого предпринимательства  в развитие экономики страны был  повышен благодаря реализации мероприятий  Программы господдержки малого предпринимательства  в Беларуси на 2008 год, а также иных мер по созданию благоприятного делового климата в стране, принятых правительством и главой государства.

За 2007-2010 годы наблюдается  положительная динамика удельного  веса малого и среднего предпринимательства  в основных экономических показателях  развития Республики Беларусь: в валовом  внутреннем продукте, в объеме производства продукции (товаров, услуг), в объеме промышленного производства, в объеме инвестиций в основной капитал, в  объеме экспорта товаров и др. Это  свидетельствует о том, что темпы  роста по приведенным показателям  превышали темпы роста аналогичных  показателей в целом по республике [13]. 

В указанном периоде стимулированию развития малого и среднего предпринимательства  способствовало принятие нормативных  правовых актов, направленных на:

• либерализацию условий  осуществления экономической деятельности;

• снижение налоговой нагрузки и упрощение налогового администрирования;

• совершенствование отношений  собственности и арендных отношений;

• снижение контрольной  нагрузки на бизнес;

• упрощение административных процедур, совершаемых в отношении  юридических лиц и

индивидуальных предпринимателей;

• упрощение сертификации и стандартизации товаров, работ, услуг  и другое.

Основной  целью проводимой государственной  политики поддержки и развития малого и среднего предпринимательства  в 2006 – 2010 г  являлось создание организационных, правовых и экономических условий, способствующих динамичному и устойчивому развитию данного сектора экономики, формированию рациональной отраслевой структуры предпринимательской деятельности, стимулированию развития предпринимательства в малых городских поселениях и сельской местности [Приложение А].

Проанализировав основные статистические данные по 2006 – 2010гг мы наблюдаем постепенный  рост. В 2007 г все основные показатели кроме розничного товарооборота по сравнению со всеми остальными годами были самыми низкими. Таким образом 2007 был экономически нерезультативным. Однако, начиная с 2008 года наметилась тенденция к росту основных показателей, что мы и видим в вышеуказанной таблице.

В 2006г проходили президентские  выборы, которые накладывали определённые ограничения на государственные  органы власти. Правительство и президент  говорили о пропредпринимательской политике и давали обещания об улучшении бизнес-среды. Однако за этот период не было принято каких-либо документов, о которых можно было бы сказать, что они способствовали улучшению среды для развитии предпринимательства. В апреле 2006 года был принят декрет №6, касающийся предпринимательства в Республике Беларусь. Новый документ уменьшал срок регистрации МСП с 30 до 20 дней и несколько снижал количество административных процедур, необходимых для регистрации [Приложение А].

Проанализировав таблицу, указанную  в приложении В, мы можем отметить, что в Республике Беларусь импорт во всем изучаемо периоде превышает экспорт. Таким образом в нашей стране предпринимательская деятельность развивается в основном за счёт импорта. В сложившейся ныне экономической ситуации президент выступает с сообщениями за то, чтобы у нас производилось больше отечественной продукции и соответственно увеличивался экспорт. В таблице 3 мы видим, что больше всего субъектов малого предпринимательства занято в сфере торговли и общественного питания, что и способствует превышению импорта над экспортом [Приложение В].

За 2010 год количество субъектов малого предпринимательства – юридических лиц всех форм собственности увеличилось на 6 762 организации и составило на 1 января 2011 г. 164 организации.

В общем количестве субъектов малого предпринимательства – юридических  лиц 95,1 процента составляют организации  частной формы собственности (диаграмма 1).

Рисунок 8 Распределение субъектов малого предпринимательства – юридических лиц по формам собственности в 2010 году, в % к общему количеству

Примечание – Источник: [14]

 

На протяжении последних нескольких лет отраслевая структура микро- и малых организаций практически не изменяется. По итогам 2010 года количество субъектов малого предпринимательства – юридических лиц, занятых в торговле и общественном питании, составляет 40,9% (диаграмма 2). В промышленности сосредоточено 19,9% субъектов малого предпринимательства – юридических лиц, строительстве – 10,7%, транспорте – 8,1%, сельском хозяйстве – 3,3% от общего количества субъектов малого предпринимательства – юридических лиц. Все остальные отрасли имеют достаточно невысокий процент в общем количестве микро- и малых организаций. В науке и научном обслуживании осуществляют деятельность 317 микро- и малых организаций (0,4 % от общего количества).          

 

 

     

Рисунок 9 Распределение субъектов малого предпринимательства и юридических лиц по отраслям экономики в 2010 г

Примечание – Источник: [14].

 

По количеству занятых в отраслевом разрезе лидируют также предприятия  торговли и общественного питания (30,4% от общей численности занятых на микро- и малых организациях), промышленные (28,1% от общей численности занятых на микро- и малых организациях), строительные (17%).

 

Рисунок 10 Распределение численности занятых на микро- и малых организациях в зависимости от отраслевой принадлежности в 2010 году, %

Примечание – Источник: [14].

 

В 2010 году удельный вес субъектов  малого предпринимательства – юридических  лиц в общем объеме валового внутреннего продукта составил 12,4% (в 2009 – 11,4%).

Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) субъектов малого предпринимательства – юридических лиц за 2010 год составила 127002,8 млрд. рублей или 28% от общего объема выручки, полученной по народному хозяйству (2009 год – 28,9%).

В общем объеме промышленного производства удельный вес субъектов малого предпринимательства - юридических составил 9,5% (в 2009 – 9,1%).

По сравнению с 2009 годом в 2010 году увеличилась доля субъектов  малого предпринимательства во внешнеторговом обороте и составила 33,7% (сальдо сложилось отрицательное в размере 638,4 млн. долларов США).

В 2010 году наблюдается уменьшение убыточных организаций по сравнению с 2009 годом (21 и 26% соответственно): в общем количестве субъектов малого предпринимательства – юридических лиц доля убыточных микроорганизаций составила 21,9%, малых организаций – 16,3%.

По данным Министерства экономики  в Республике Беларусь за январь–март  2011 г. численность малых и средних предприятий увеличилась на 10%, по сравнению с первым кварталом 2010 г. В целом, можно отметить, что малый и средний бизнес в Республике Беларусь имеет все перспективы для дальнейшего развития. И оно должно стать важным государственным приоритетом для страны.

 

2.2 Программа социально – экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015гг

 

Основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы является рост благосостояния и  улучшение условий жизни населения  на основе совершенствования социально-экономических  отношений, инновационного развития и  повышения конкурентоспособности  национальной экономики [11].

Основными задачами социальной политики государства являются повышение  уровня и качества жизни населения  и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.

Экономическая политика государства  в предстоящем  пятилетии будет  сосредоточена на эффективности  и качестве, что количественно  найдет отражение в росте показателей  производительности труда, рентабельности, доле инвестиций в основной капитал  в ВВП, удельном весе отгруженной  инновационной продукции, снижении энерго- и материалоемкости и других.

На основе совершенствования  экономических институтов и механизмов государственного регулирования будут  созданы стимулы для экономического роста на основе раскрепощения субъектов хозяйствования, формирования более благоприятного рыночного бизнес-климата [12].

Точка роста экономики  республики в предстоящем пятилетии  — динамичное развитие малого и  среднего предпринимательства, обеспечение  их свободного доступа к кредитно-финансовым, материально-техническим, земельным  ресурсам и недвижимости, рост инвестиционной деятельности; сокращение административных барьеров для привлечения иностранных  инвестиций. Согласно прогнозу доля малого и среднего предпринимательства  в ВВП в 2015 году должна составить  не менее 30%.

Основными задачами инвестиционной политики являются: приоритетная реализация инвестиционных проектов, направленных на ускорение инновационных процессов, призванных сохранить позиции Беларуси в мировом сообществе и повысить конкурентоспособность страны, приоритетное выделение инвестиций на создание новых  наукоемких и высокодоходных экспортоориентированных  видов деятельности. Прогнозируется повысить долю инвестиций в основной капитал за пятилетие до 37,5% [11].

В развитии отраслей промышленности упор будет сделан на опережающее  развитие производств, выпускающих  продукцию с высокой добавленной  стоимостью: микроэлектроника, приборостроение, точное машиностроение, информационные технологии, телекоммуникации, измерительное  и медицинское оборудование, освоение выпуска светодиодной техники.

Трансформационные процессы в с/х будут осуществляться в соответствии с Государственной программой развития сельских территорий на 2011–2015 годы и другими отраслевыми программами. Основной целью развития отрасли остается формирование высокоэффективного, конкурентоспособного, устойчивого и экологически безопасного агропромышленного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность страны и увеличение экспортных поставок.

Опережающее развитие получит  сфера услуг, что обуславливается, с одной стороны, мировыми тенденциями  развития, с другой стороны, услуги в 2–3 раза менее энерго- и материалоемкие, некапиталоемкие по сравнению с выпуском товаров. В качестве целевого индикатора предусматривается повышение доли услуг в ВВП с 40,3% до 50%.

Приоритетными направлениями  внешнеэкономической деятельности являются: повышение эффективности  экспорта, освоение новых внешних  рынков сбыта, увеличение доли экспорта услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг. Это позволит повысить экспорт товаров и услуг  более чем в 2,2 раза [13].

Важнейшей целью региональной политики Республики Беларусь является повышение уровня жизни, уменьшение существующих различий между регионами  по уровню социально-экономического развития на основе более эффективного использования  производственного, ресурсного и кадрового  потенциалов регионов за счет углубления специализации экономик регионов, повышения активности и ответственности местных органов управления и самоуправления.

В предстоящем пятилетии  продолжится реализация мер по дальнейшему  развитию малых и средних городских  поселений. Усилится их роль как центров  развития предпринимательства и  инновационных технологий, агропромышленного  производства, туристско-рекреационной  деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Важным фактором социально-экономического развития страны является предпринимательство, поскольку оно активизирует творчество и предприимчивость, создает новые  рабочие места, позволяет самореализоваться  человеку. В результате расширения малого и среднего бизнеса формируется  средний класс – основа социальной стабильности.

Информация о работе Предпринимательская деятельность:содержание, основные формы