Предпринимательская деятельность:содержание, основные формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 20:23, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательство - одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в Беларуси появились десятки тысяч предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное управление. Основную часть белорусского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. результаты своей деятельности .

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 4
Теоретические аспекты предпринимательства ……………………… 6
1.1 Понятие и содержание предпринимательства, его основные черты и функции ………………………. 6
1.2 Основные формы предпринимательской деятельности …………… 9
Особенности развития предпринимательства в экономике Республики Беларусь …………………………………………….. 15
2.1 Проблемы развития предпринимательства в трансформационной экономике Республики Беларусь …………… 15
2.2 Программа социально – экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015гг ……………………… 24
Заключение ……………………………………………………………………. 27
Список использованных источников ……………………………………….. 29
Приложение А Удельный вес субъектов малого предпринимательства РБ……………………………………… 30
Приложение В Основные экономические показатели деятельности субъектов малого предпринимательства Республики Беларусь……………………….. 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая новая Word 2010.docx

— 1.48 Мб (Скачать)

В зависимости от распространения  деятельности на различных территориях  предпринимательство подразделяется на местное, региональное, национальное, международное и мировое.       С точки зрения темпов развития, уровня прибыльности и доходности предпринимательские организации можно подразделить на: быстрорастущие, медленно наращивающие темпы развития компании, высокоприбыльные и низкорентабельные организации, осуществляющие низкорисковые и очень рисковые виды бизнеса, а следовательно, и соответствующие фирмы, хотя нельзя непосредственно поставить знак равенства между видом бизнеса и уровнем риска той или иной компании, поскольку имеется целая совокупность факторов, влияющих на уровень конечных результатов деятельности фирмы. В зависимости от количества участников (учредителей) собственного дела предпринимательство подразделяется на индивидуальное и коллективное (партнерское) [3,c.70].  

По формам ответственности  участников предпринимательских организаций  за результаты их деятельности различают  организации с полной, солидарной и субсидиарной ответственностью.      В зависимости от механизма создания, числа учредителей, процессов функционирования и управления выделяют простые и сложные предпринимательские организации [3,c.71].

С учетом направленности предпринимательской  деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов  выделяются следующие виды предпринимательства.        Во-первых, производственное предпринимательство. Это процесс производства конкретных товаров, осуществления работ и оказания услуг для их реализации потребителям. Производственное предпринимательство с народнохозяйственной точки зрения является определяющим, так как в этих организациях (фирмах, компаниях, предприятиях) осуществляется производство продукции (товаров) производственно-технического назначения и товаров массового потребления, необходимых для домохозяйств, фирм, государства в целом  [3,c.72].

Торговое предпринимательство  связано с относительно высоким  уровнем риска, особенно при организации  торговли промышленными товарами длительного  пользования.        

Третьим видом предпринимательства  является финансово-кредитное. Это специализированная область предпринимательской деятельности, характерной особенностью которой является то, что предметом купли-продажи выступают ценные бумаги (акции, облигации и др.), валютные ценности и национальные деньги [3,c.72].

Таким образом предпринимательская деятельность – самостоятельная деятельность физических и юридических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления [6].

В рыночной экономике предпринимательство  развивается на частной и государственной  формах собственности. Государственное  предпринимательство — форма  осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного. Частное предпринимательство —  форма осуществления экономической  активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме  индивидуальной трудовой деятельности).

Глава 2 Особенности  развития предпринимательства в  экономике Республики Беларусь

2.1 Проблемы развития  предпринимательства в трансформационной  экономике Республики Беларусь 

 

В трансформационной экономике  Республики Беларусь предпринимательство  в основном развивается за счет малых  предприятий. Возникновение и развитие малых предприятий связано с  предпринимательством, которое в  соответствии с классической экономической  теорией представляет собой инициативную, самостоятельную деятельность граждан, направленную на получение прибыли  или личного дохода, осуществляемую от своего имени, на свой риск и под  имущественную ответственность. История  развития экономики свидетельствует, что само предпринимательство начиналось с малого предпринимательства, точнее с торговых и ростовщических сделок [12, c. 6].

Свободное предпринимательство  на белорусской земле имеет свою историю, корни которой уходят в 19 век. Именно тогда возникли первые торговые дома и промышленные объекты  предпринимательского типа. Особенно велика роль малого и среднего бизнеса  была в период НЭПа. Это обуславливало  развитие конкуренции, и ее благотворное влияние на уровень потребительских  цен.           Со свертыванием НЭПа затухло и частнособственническое предпринимательство. Тоталитарная система уничтожала, в том числе и на генетическом уровне, то, что называлось предпринимательством [12, с.11]. Возрождение предпринимательства в Республике Беларусь связано с принятием в 1986 г. постановления бывшего союзного правительства « О создании кооперативов по заготовке и переработке вторичных ресурсов и отходов производства в системе бывшего Госснаба СССР»; затем с принятием закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» (1987), « О кооперации» (1988), «О предприятиях», «О предпринимательской деятельности» (1990) [11].         

В соответствии с законом,  принятым в 1991 г., « О предпринимательстве в Республике Беларусь» под последним понимается самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода. Предприниматели осуществляют ее от своего имени, на свой риск или от имени юридического лица (предприятия) и под свою имущественную ответственность [14].        Предпринимательство – это не просто особый вид деятельности. Это еще и определенный образ мыслей, стиль и тип поведения, поиск нетрадиционных решений, деловая хватка. Именно с этим связана особая функция, выполняемая предпринимательством в экономике – обеспечение развития и совершенствования экономической системы, создание инновационной среды. Однако понятия «предпринимательство» и «бизнес» при их рассмотрении через призму экономической сферы не могут считаться равнозначными. От бизнеса предпринимательство отличается тем, что это деятельность с целью организации бизнеса и управления им. В рыночной экономике бизнес определяется как система отношений между всеми ее участниками по поводу удовлетворения общественных потребностей и включает действия не только предпринимателей, но и  потребителей, а также наемных работников [7 с.185]. Под малым бизнесом понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, дающая прибыль на этих предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение [9 с.572].

В соответствии с действующим  законодательством, малое предпринимательство  в республике существует в двух формах: юридические лица (малые предприятия) и предприниматели без образования  юридического лица (индивидуальные предприниматели).

К малым относятся предприятия  со среднесписочной численностью работников: 
- в промышленности и на транспорте – до 100 человек; 
- в сельском хозяйстве и научно-производственной сфере – до 60 человек; 
- в строительстве и оптовой торговле – до 50 человек; 
- в других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле – до 30 человек; 
- в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек [5,с.322].

В формировании предпринимательства  Республики Беларусь выделяют два этапа. Первый – 1991-1996 гг. – отмечен быстрым  ростом субъектов, количества занятых  в этой сфере экономики, вкладом  в ВВП и бюджет при отсутствии системной нормативно-правовой базы и инфраструктуры поддержки предпринимательства [14].

Второй этап, начавшийся после 1996г., ознаменован переходом  к жесткому государственному регулированию  и тотальному контролю деятельности. Он характеризуется сокращением  числа предпринимательских структур, снижением объемов внутренних и  внешних инвестиций, сокращением  числа занятых, а также доли поступления  в доход бюджета. В последнее  время в экономике предпринимательства  наметилось некоторое оживление.

Если примерно до 1997 г. предпринимательство в Республике Беларусь развивалось по законам первоначального накопления капитала, то в настоящее время стала четко проявляться тенденция к усилению централизованного регулирования предпринимательской деятельности. Независимые предпринимательские структуры потеряли возможность покупать не только крупные, но и даже средние производственные предприятия. Нормой становится доход на одного занятого в малом предприятии на уровне, соответствующем средней заработной плате в стране.   Предпринимательская деятельность на современном этапе развития характеризуется недолговечностью большинства предприятий, что обусловлено не только сложностью экономической ситуации, но и отсутствием стимулов к долгосрочным частным инвестициям. Низкий удельный вес высокотехнологичных частных предприятий означает, что в предпринимательском секторе наметилась тенденция создания рабочих мест, не требующих высокой квалификации работников. Поэтому они создают относительно мало добавленной стоимости и обеспечивают крайне низкий уровень заработной платы.         

  В соответствии с Законом Республики Беларусь ”О поддержке малого и среднего предпринимательства“ (от 1 июля 2010 г. № 148-З) малое предпринимательство в республике представлено в двух формах: субъекты малого предпринимательства - юридические лица (микроорганизации, малые организации) и предприниматели без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели) [14]. 

В экономиках, ориентированных  на рынок, существенную роль в определении  социально-экономической политики и связанных с этим распределительных  отношениях играют организации предпринимателей, зачастую их называют бизнес-ассоциации. Данные организации всегда играли ведущую роль не только в формировании инвестиций, увеличении количества рабочих мест в частном секторе и процесса решений, касающихся свободного предпринимательства, но и в решении вопросов общественной политики, которые затрагивают интересы частного бизнеса. В определенной мере эти тенденции присущи и белорусским организациям.      Как и в других странах с переходной экономикой, в Беларуси частные предприниматели ощущают необходимость в представлении своих общих интересов перед интересами правительства, парламента и политических партий, профсоюзов, общественности в целом. Объединения предпринимателей в Беларуси, призванные представлять указанные интересы своих членов в обществе и в государстве, стали появляться с разгосударствлением собственности, лишь в начале 90-х годов.     

Наибольшую представительность в масштабе страны имеют две организации: Белорусский союз предпринимателей и нанимателей имени М.С. Кунявского (далее БСПН) и Белорусская конфедерация промышленников и предпринимателей.   

БСПН имеет статус республиканского объединения юридических лиц, является некоммерческой организацией, основанной на принципах добровольного членства. Это реально работающая организация  предпринимателей и нанимателей, объединяющая около 200 предприятий и фирм негосударственной  формы собственности.

  Основными задачами БСПН являются содействие рыночным реформам, становление и развитие негосударственного сектора экономики, помощь членам БСПН в развитии их бизнеса, решении актуальных экономических вопросов, участие в разработке и проведении согласованной политики по социально-экономическим проблемам.      

Одной из проблем для Беларуси, как и для других стран с  переходной экономикой является отсутствие адекватных законодательных рамок  в поддержку добровольных представительных организаций. В условиях нестабильности и коренных изменений организации  предпринимателей должны работать в  интересах достижения стабильности, просвещать своих членов, указывая, что социальная ответственность  столь же важна, как и прибыли. Предприятия могут стать процветающими  в долгосрочной перспективе только в условиях социальной и политической стабильности, а экономическое развитие должно способствовать улучшению в  целом условий жизни и труда. Удельный вес валового внутреннего продукта, произведенного субъектами малого предпринимательства Беларуси, составил в январе-сентябре 2008 года 8,9% от общего объема ВВП и вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,3 процентного пункта. Об этом сообщили в пресс-службе Министерства экономики.      

Удельный вес валового внутреннего продукта, произведенного субъектами малого и среднего предпринимательства, постоянно растет. К концу 2010 года он составил 20 процентов (субъектами малого предпринимательства – 12,4%, субъектами среднего предпринимательства – 7,6 %) и возрос по сравнению с 2007 годом на 2,7 процентных пункта [13].

 

 

Рисунок 1 Удельный вес субъектов малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте (в процентах)

Примечание – Источник: [12].

 

В 2010 году доля объема производства продукции (товаров, услуг) малого и среднего предпринимательства в ее общем объеме составила 20,7% (по сравнению с 2007 годом прирост составил 2,4 процентных пункта).

Рисунок 2 Удельный вес субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме производства продукции (товаров, услуг)

Примечание – Источник: [12].

Удельный вес средней  численности работников малого и  среднего предпринимательства в  общей средней численности работников в целом по республике составил в 2010 году 28% (прирост по сравнению  с 2007 годом – на 1,3 процентных пункта).

Рисунок 3 Удельный вес субъектов малого и среднего предпринимательства в средней численности работников (в процентах)

Примечание – Источник: [13].

В указанном периоде темпы  роста инвестиций в основной капитал  малого и среднего предпринимательства  превышали аналогичные темпы  роста в целом по республике. Удельный вес инвестиций в основной капитал  малого и среднего предпринимательства  возрос с 34,7% в 2007 году до 39,7% в 2010 году (прирост  на 5,0 процентных пунктов).

 

Рисунок 4 Удельный вес субъектов малого и среднего предпринимательства в инвестициях в основной капитал

Примечание – Источник: [12].

 

Во внешнеторговом обороте  республики у субъектов малого и  среднего предпринимательства довольно высокие позиции. Удельный вес возрос с 35,3% в 2007 году до 39,7% в 2010 году (прирост  – на 4,0 процентных пункта). Доля экспорта возросла с 26% в 2007 году до 42,9% в 2010 году (прирост – на 16,9 процентных пунктов), в то время как доля импорта снизилась с 43,2% в 2007 году до 37,4% в 2010 году (снижение на 5,8 процентных пункта). Развитие экспортной деятельности в сфере предпринимательства было обеспечено путем выполнения ежегодных планов мероприятий по реализации стратегии развития экспорта субъектов малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2008 – 2010 годы [13].

 

 

Рисунок 5 Удельный вес субъектов малого и среднего предпринимательства во внешнеторговом обороте, экспорте и импорте товаров

Информация о работе Предпринимательская деятельность:содержание, основные формы