Автор: a***********@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 10:46, курсовая работа
Белорусское государство, провозгласив равноправие всех форм собственности, приняло законодательные акты о предпринимательской деятельности, кооперации, приватизации, демонополизации, развитии малого бизнеса и т. д. Однако экономические перемены происходят непросто. Настоящий рынок еще не сложился, в законодательстве, призванном регулировать предпринимательские отношения, выявляются пробелы, многие бизнесмены для работы в новых условиях не имеют достаточных знаний и умений, пытаются руководствоваться ранее сложившимися привычками и экономическим мышлением. Но самое главное, на наш взгляд,– это отсутствие достаточных условий и заинтересованности людей в хо
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ПРИЗНАКИ МАЛОГО ПРЕПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2. КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
запрет вмешательства собственника и любого третьего лица в деятельность предпринимателя после заключения с ним контракта (договора), кроме случаев, предусмотренных в контракте (договоре)[17].
В республике действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства , которая на 1 октября 2010 г. включает 50 центров поддержки предпринимательства и 9 инкубаторов малого предпринимательства.
В соответствии с Положением о центре поддержки предпринимательства в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 июня 2008 г. № 825, основными задачами центра являются оказание содействия субъектам малого предпринимательства в получении финансовых и материально-технических ресурсов, информационных, методических и консультационных услуг, в подготовке и обеспечении указанных субъектов квалифицированными кадрами, а также иное содействие в осуществлении их деятельности.
В целях реализации основных задач центры оказывают информационные, консалтинговые услуги (предоставление справочной, правовой информации, консультирование по вопросам создания и осуществления предпринимательской деятельности) субъектам малого предпринимательства, безработным, студентам и др.; осуществляют подготовку бизнес-планов; маркетинговые исследования; содействуют в получении кредитов, подготовке кадров для субъектов малого предпринимательства.
За 9 месяцев 2010 года услугами центров воспользовались 49352 человека. В организованных и проведенных центрами 1043 семинарах, курсах приняли участие 24023 человека.
Из общего количества клиентов центров в указанном периоде текущего года начинающие и работающие свыше 1 года предприниматели составили 30586 человек или 61,9 % от общего количества клиентов центров, безработные – 1443 человека или 2,9 %, студенты – 8064 человека или 16,3 %, другие категории граждан – 9259 человек или 18,8 %.
Деятельность клиентов, обратившихся в центры за услугами, была связана с розничной торговлей – 14436 человек (29,3 %), осуществлением производственной деятельности – 7617 человек (15,4 %), оказанием услуг – 5608 человек (11,4 %), строительством – 5080 человек (10,3 %), оптовой торговлей – 3487 человек (7,1 %), оказанием транспортных услуг – 2065 человек (4,2 %), не имеющие отношения к предпринимательству – 11059 человек (22,3 %)[4].
Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим основным направлениям:
формирование
инфраструктуры поддержки и развития
малого предпринимательства, в том
числе содействие организации и
деятельности центров поддержки
предпринимательства и
создание
льготных условий для доступа
субъектов малого предпринимательства
к финансовым, материально-техническим
и информационным ресурсам, а также
к научно-техническим
введение упрощенной системы регистрации, налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации выпускаемой ими продукции;
поддержка
внешнеэкономической
организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала для малого предпринимательства;
реализация программ, направленных на насыщение рынка экологически чистыми и безопасными товарами, конкурентоспособными средствами их производства;
организация многопрофильных исследований предпринимательских структур.
Центральные органы управления, местные исполнительные и распорядительные органы в соответствии со своей компетенцией в целях осуществления государственной поддержки малого предпринимательства:
разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства о государственной поддержке малого предпринимательства, проводят анализ состояния финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства и эффективности применения мер по их государственной поддержке, готовят прогнозы развития и предложения по приоритетным направлениям и формам государственной поддержки малого предпринимательства и представляют их в установленном порядке в Кабинет Министров Республики Беларусь;
организуют разработку и реализацию отраслевых и региональных программ поддержки малого предпринимательства, предусмотрев в них меры по содействию занятости населения, проведению миграционной политики, решению экологических задач;
обеспечивают участие субъектов малого предпринимательства в реализации важнейших народнохозяйственных проектов и программ, а также в поставках продукции и выполнении работ для государственных нужд;
создают
отраслевые и региональные системы
государственной поддержки
готовят
предложения об установлении для
субъектов малого предпринимательства
налоговых и иных льгот, а также
об использовании средств
Поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Государственной программой поддержки малого предпринимательства, а также отраслевыми и региональными программами поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Кабинетом Министров Республики Беларусь, центральными органами управления, местными исполнительными и распорядительными органами.
Фондом
финансовой поддержки предпринимателей
является некоммерческая организация,
создаваемая с целью
Государственным
территориальным фондом финансовой
поддержки предпринимателей является
специально учрежденный уполномоченными
центральными органами управления, местными
исполнительными и
Центром
поддержки предпринимательства
является организация, создаваемая
на основе любых форм собственности
в целях обеспечения
Центры
поддержки предпринимательства
создаются в установленном
Инкубатором малого предпринимательства является организация, которая создается на основе любых форм собственности и предоставляет на определенных условиях и на определенное время специально оборудованные под офисы и производство помещения субъектам малого предпринимательства, начинающим свою деятельность, в целях оказания им помощи в постепенном налаживании и развитии своего дела и приобретения ими финансовой самостоятельности.
Инновационный центр представляет собой специализированный инкубатор малого предпринимательства, в котором субъектам малого предпринимательства дается возможность использовать и разрабатывать новые технологии и другие новшества, которые позволили бы им в будущем развить собственное производство.
Инкубаторы малого предпринимательства и инновационные центры создаются в установленном Кабинетом Министров Республики Беларусь порядке при содействии Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, центров поддержки предпринимательства, центральных органов управления, местных исполнительных и распорядительных органов.
Субъекты малого предпринимательства имеют право создавать общества взаимного кредитования. Эти общества являются юридическими лицами и создаются для аккумулирования временно свободных денежных средств участников с целью оказания им временной финансовой помощи.
Для
облегчения условий аренды и приобретения
в собственность нежилых
Министерства и другие центральные органы управления, местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют меры по размещению заказов на производство и поставку продукции субъектами малого предпринимательства для государственных нужд.
Центральные органы управления, местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют меры по расширению участия субъектов малого предпринимательства в экспортно-импортных операциях, международных выставках и ярмарках, реализации программ и проектов внешнеэкономической деятельности.
Центральные органы управления, местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют меры по созданию условий для развития сети учебных заведений по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для малого предпринимательства.
Центральные
органы управления, местные исполнительные
и распорядительные органы разрабатывают
и осуществляют меры по созданию соответствующей
информационной инфраструктуры для
получения и обмена между субъектами
малого предпринимательства, действующими
в приоритетных направлениях, экономической,
правовой, производственно-
Центральные органы управления, местные исполнительные и распорядительные органы оказывают поддержку в организации и обеспечении деятельности союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства, создаваемых в установленном порядке в качестве общественных объединений в целях обеспечения наиболее благоприятных условий для развития малого предпринимательства, добросовестной конкуренции, повышения ответственности и компетентности субъектов малого предпринимательства, коллективной защиты их интересов в органах государственной власти[14].
Государственная программа поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2010 – 2012 годы утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 1721.
Задачи Государственной программы на 2010 – 2012 годы:
создание
благоприятных условий для
преодоление административных барьеров на пути развития малого предпринимательства,
внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства,
создание новых рабочих мест,
обеспечение импортозамещения,
адресная методическая, информационная, консультационная, учебно-образовательная и юридическая поддержка, предоставляемая инфраструктурой поддержки малого предпринимательства,
содействие созданию новых и эффективному развитию действующих субъектов малого предпринимательства, повышение престижа предпринимателей.
Государственная программа на 2010-2012 годы содержит 7 разделов, в которые включены 43 мероприятия, основными из которых являются: