Автор: a***********@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 10:46, курсовая работа
Белорусское государство, провозгласив равноправие всех форм собственности, приняло законодательные акты о предпринимательской деятельности, кооперации, приватизации, демонополизации, развитии малого бизнеса и т. д. Однако экономические перемены происходят непросто. Настоящий рынок еще не сложился, в законодательстве, призванном регулировать предпринимательские отношения, выявляются пробелы, многие бизнесмены для работы в новых условиях не имеют достаточных знаний и умений, пытаются руководствоваться ранее сложившимися привычками и экономическим мышлением. Но самое главное, на наш взгляд,– это отсутствие достаточных условий и заинтересованности людей в хо
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ПРИЗНАКИ МАЛОГО ПРЕПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2. КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На реализацию мероприятий Государственной программы на 2010-2012 годы из республиканского и местных бюджетов в 2010 году предусмотрено 31435,761 млн. рублей. В результате реализации мероприятий Государственной программы на 2010-2012 годы в 2010 году темп роста выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг, полученной малым предпринимательством, планируется достичь в размере 131 процента, в 2011 году – 133 процентов, в 2012 году – 135 процентов. Темп роста численности занятых в малом предпринимательстве, включая индивидуальных предпринимателей, планируется довести в 2010 году до 111 процентов, в 2011 году - до 113 процентов, в 2012 году – до 115 процентов.
Сдерживающими факторами в развитии малого предпринимательства, создании новых предприятий в период экономического кризиса являются:
снижение совокупного потребительского спроса на товары и услуги;
высокий размер арендной платы за здания, сооружения и помещения, находящиеся в коммунальной собственности;
значительные
финансовые затраты субъектов малого
предпринимательства при
По информации Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, по состоянию на 1 октября 2010 г. в республике состоит на учете 84091 субъект малого предпринимательства – юридическое лицо. По сравнению с аналогичным периодом 2009 г. количество юридических лиц – субъектов малого предпринимательства увеличилось на 6863 (или на 8,9%), по сравнению с началом года – также увеличилось на 5456 (или на 6,9%).
Численность индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 октября 2010 г. составила 232479 человек. К уровню 1 октября 2009 г. численность индивидуальных предпринимателей увеличилась на 13278 человек (или 6,1%), по сравнению с их численностью на начало года - выросла на 12874 человека (или на 5,9%).Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства за 9 месяцев 2010 года составил 21,9%, в том числе от юридических лиц – 17,4%, от индивидуальных предпринимателей – 4,5%.
Приведенная
статистика является результатом проводимой
в Республикие Беларусь политики
по улучшению в стране бизнес-среды,
повышению эффективности
2.
КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 28 мая 1991г. № 813-XII «О предпринимательстве в Республике Беларусь»: Предпринимательство (предпринимательская деятельность) – самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия).
Субъектами предпринимательства являются:
физические лица, не ограниченные в правах в порядке, определяемом законодательными актами Республики Беларусь, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь;
группы граждан (партнеров) – коллективы предпринимателей.
Предпринимательство может осуществляться без образования юридического лица и с образованием юридического лица, без использования наемного труда и с использованием наемного труда.
Субъектами
предпринимательства в
Физические лица (граждане РБ, иностранные граждане и лица без гражданства, а также лица с двойным гражданством) могут быть участниками малого предпринимательства как непосредственно физические лица, участвующие в создании хозяйственных обществ, как физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, являющиеся учредителями хозяйственных товариществ и обществ.
Критерием
отнесения предприятий к
в промышленности и на транспорте – до 100 человек;
в сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские) хозяйства, и в научно-технической сфере – до 60 человек;
в
строительстве и оптовой
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – до 30 человек;
в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек.
Малые предприятия и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, занимающиеся несколькими видами деятельности, относятся к субъектам малого предпринимательства по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в объеме реализации продукции (работ, услуг) за квартал.
Среднесписочная численность работников субъектов малого предпринимательства определяется за квартал в соответствии с порядком, утверждаемым органом, отвечающим за реализацию государственной политики в области статистики.
В
случае превышения субъектом малого
предпринимательства
В
малом бизнесе различают
по направленности деятельности: производственный, коммерческий, финансовый, инновационный.
по содержанию функциональной ориентации предпринимателей: управление производством, финансирование, посредническая и консультационная деятельность.
по числу видов деятельность: однопрофильная и многопрофильная.
по сложности деятельности: не требующее специальных знаний, требующее специальных знаний, основанное на высоких технологиях и уникальных знаниях.
по отраслевым направлениям деятельности: промышленное, агропромышленное, сельскохозяйственное, в строительстве и в других отраслях народного хозяйства [21, ст.214].
Малые
предприятия как субъекты малого
предпринимательства не являются особой
организационно-правовой формой, так
как ведущим критерием
К субъектам малого предпринимательства относятся:
индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
микроорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
малые
организации –
Специальной
регистрации индивидуальных предпринимателей
и юридических лиц в качестве
субъектов малого предпринимательства
или иного подтверждения
Средняя численность работников субъектов малого предпринимательства – юридических лиц за календарный год определяется в установленном порядке как: списочная численность работников в среднем за год (за исключением работников, находящихся в отпусках по беременности и родам, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка в возрасте до трех месяцев, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет); средняя численность работающих по совместительству с местом основной работы у других нанимателей; средняя численность лиц, выполнявших работы по гражданско-правовым договорам (в том числе заключенным с юридическими лицами, если предметом договора является оказание услуги по предоставлению, найму работников).
Данная численность работников определяется в целом по юридическому лицу, включая филиалы, представительства и иные его обособленные подразделения.
Специальной
регистрации индивидуальных предпринимателей
и юридических лиц в качестве
субъектов малого предпринимательства
или иного подтверждения
Согласно статье 24 Гражданского кодекса Республики Беларусь, юридическими лицами признаются организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде, арбитраже или третейском суде. Для юридического лица характерны следующие признаки: организационное единство, которое подтверждается наличием устава и государственной регистрации юридического лица; имущественная обособленность, которая подтверждается наличием самостоятельного баланса; участие в гражданско-правовых отношениях от своего имени, что обуславливает самостоятельную гражданско-правовую ответственность и дает возможность быть истцом и ответчиком в суде[3].
Из
статьи 1 Закона о предпринимательстве
следует, что предпринимательская
деятельность может осуществляться
в виде индивидуальной трудовой деятельности,
а также в различных
-частную,
осуществляемую физическим или
юридическим лицом (
-коллективную, осуществляемую на основе собственности группы граждан и различных форм привлечения имущества других физических и юридических лиц;
-контрактную,
осуществляемую руководителем
В
развитых экономиках малый и средний
бизнес выполняет три основные функции:
экономическую, социальную и инновационную.
Малый бизнес занимает многие ниши
в экономике, которые крупным корпорациям
занимать не выгодно, либо составляет
последним серьезную конкуренцию, так
как он более мобилен и оперативен, способствует
увеличению занятости и смягчает экономические
трудности. Именно малые предприятия в
первую очередь являются основными потребителями
результатов научно-технического прогресса.
3.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В первую очередь необходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малого предпринимательства. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность[21, ст.199].
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 28.05.1991г. № 813-XII «О предпринимательстве в Республике Беларусь» в Республике Беларусь гарантируется:
право
граждан и юридических лиц
заниматься предпринимательской
защита прав и законных интересов всех предпринимателей, действующих в соответствии с законодательством Республики Беларусь и договорами;
научно-техническая, правовая поддержка предпринимательской деятельности;