Предпренимательство в РБ

Автор: a***********@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Белорусское государство, провозгласив равноправие всех форм собственности, приняло законодательные акты о предпринимательской деятельности, кооперации, приватизации, демонополизации, развитии малого бизнеса и т. д. Однако экономические перемены происходят непросто. Настоящий рынок еще не сложился, в законодательстве, призванном регулировать предпринимательские отношения, выявляются пробелы, многие бизнесмены для работы в новых условиях не имеют достаточных знаний и умений, пытаются руководствоваться ранее сложившимися привычками и экономическим мышлением. Но самое главное, на наш взгляд,– это отсутствие достаточных условий и заинтересованности людей в хо

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ПРИЗНАКИ МАЛОГО ПРЕПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2. КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Малое предпринимательство РБ.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

     На  реализацию мероприятий Государственной  программы на 2010-2012 годы из республиканского и местных бюджетов в 2010 году предусмотрено 31435,761 млн. рублей. В результате реализации мероприятий Государственной программы на 2010-2012 годы в 2010 году темп роста выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг, полученной малым предпринимательством, планируется достичь в размере 131 процента, в 2011 году – 133 процентов, в 2012 году – 135 процентов. Темп роста численности занятых в малом предпринимательстве, включая индивидуальных предпринимателей, планируется довести в 2010 году до 111 процентов, в 2011 году - до 113 процентов, в 2012 году – до 115 процентов.

     Сдерживающими факторами в развитии малого предпринимательства, создании новых предприятий в период экономического кризиса являются:

     снижение  совокупного потребительского спроса на товары и услуги;

     высокий размер арендной платы за здания, сооружения и помещения, находящиеся в коммунальной собственности;

     значительные  финансовые затраты субъектов малого предпринимательства при подключении объектов к инфраструктуре[20, ст.182].

     По  информации Министерства по налогам  и сборам Республики Беларусь, по состоянию  на 1 октября 2010 г. в республике состоит на учете 84091 субъект малого предпринимательства – юридическое лицо. По сравнению с аналогичным периодом 2009 г. количество юридических лиц – субъектов малого предпринимательства увеличилось на 6863 (или на 8,9%), по сравнению с началом года – также увеличилось на 5456 (или на 6,9%).

     Численность индивидуальных предпринимателей по состоянию  на 1 октября 2010 г. составила 232479 человек. К уровню 1 октября 2009 г. численность индивидуальных предпринимателей увеличилась на 13278 человек (или 6,1%), по сравнению с их численностью на начало года - выросла на 12874 человека (или на 5,9%).Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства за 9 месяцев 2010 года составил 21,9%, в том числе от юридических лиц – 17,4%, от индивидуальных предпринимателей – 4,5%.

     Приведенная статистика является результатом проводимой в Республикие Беларусь политики по улучшению в стране бизнес-среды, повышению эффективности принимаемых  мер по либерализации условий  осуществления экономической деятельности. 

     2. КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 

     В соответствии с Законом Республики Беларусь от 28 мая 1991г. № 813-XII «О предпринимательстве  в Республике Беларусь»: Предпринимательство (предпринимательская деятельность) – самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия).

     Субъектами  предпринимательства являются:

     физические  лица, не ограниченные в правах в  порядке, определяемом законодательными актами Республики Беларусь, в том  числе иностранные граждане и  лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь;

     группы  граждан (партнеров) – коллективы предпринимателей.

     Предпринимательство может осуществляться без образования  юридического лица и с образованием юридического лица, без использования наемного труда и с использованием наемного труда.

     Субъектами  предпринимательства в Республике Беларусь могут быть как физические, так и юридические лица.

     Физические  лица (граждане РБ, иностранные граждане и лица без гражданства, а также лица с двойным гражданством) могут быть участниками малого предпринимательства как непосредственно физические лица, участвующие в создании хозяйственных обществ, как физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, являющиеся учредителями хозяйственных товариществ и обществ.

     Критерием отнесения предприятий к субъектам  малого предпринимательства является численность работающих. Так, Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 1996 г. № 685-XІІІ « О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь » установлено, под субъектами малого предпринимательства понимаются предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и юридические лица со следующей среднесписочной численностью работников:

     в промышленности и на транспорте –  до 100 человек;

     в сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские) хозяйства, и в научно-технической  сфере – до 60 человек;

     в строительстве и оптовой торговле – до 50 человек;

     в розничной торговле и бытовом  обслуживании населения – до 30 человек;

     в других отраслях непроизводственной сферы  – до 25 человек.

     Малые предприятия и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без  образования юридического лица, занимающиеся несколькими видами деятельности, относятся к субъектам малого предпринимательства по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в объеме реализации продукции (работ, услуг) за квартал.

     Среднесписочная численность работников субъектов  малого предпринимательства определяется за квартал в соответствии с порядком, утверждаемым органом, отвечающим за реализацию государственной политики в области статистики.

     В случае превышения субъектом малого предпринимательства установленной  настоящей статьей среднесписочной численности работников он лишается льгот, предусмотренных настоящим Законом, на весь квартал, в котором допущено указанное превышение[14].

     В малом бизнесе различают следующие  виды предпринимательства:

     по направленности деятельности: производственный, коммерческий, финансовый, инновационный.

     по содержанию функциональной ориентации предпринимателей: управление производством, финансирование, посредническая и консультационная деятельность.

     по числу видов деятельность: однопрофильная и многопрофильная.

     по сложности деятельности: не требующее специальных знаний, требующее специальных знаний, основанное на высоких технологиях и уникальных знаниях.

     по отраслевым направлениям деятельности: промышленное, агропромышленное, сельскохозяйственное, в строительстве и в других отраслях народного хозяйства [21, ст.214].

     Малые предприятия как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой, так  как ведущим критерием отнесения  предприятий к субъектам малого предпринимательства является средняя численность работников за отчетный период.

     К субъектам малого предпринимательства относятся:

     индивидуальные  предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;

     микроорганизации  – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

     малые организации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

     Специальной регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в качестве субъектов малого предпринимательства  или иного подтверждения указанного статуса со стороны государственных  органов не требуется[7].

     Средняя численность работников субъектов малого предпринимательства – юридических лиц за календарный год определяется в установленном порядке как: списочная численность работников в среднем за год (за исключением работников, находящихся в отпусках по беременности и родам, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка в возрасте до трех месяцев, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет); средняя численность работающих по совместительству с местом основной работы у других нанимателей; средняя численность лиц, выполнявших работы по гражданско-правовым договорам (в том числе заключенным с юридическими лицами, если предметом договора является оказание услуги по предоставлению, найму работников).

     Данная  численность работников определяется в целом по юридическому лицу, включая филиалы, представительства и иные его обособленные подразделения.

     Специальной регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в качестве субъектов малого предпринимательства  или иного подтверждения указанного статуса со стороны государственных органов не требуется[4].

     Согласно  статье 24 Гражданского кодекса Республики Беларусь, юридическими лицами признаются организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени  приобретать имущественные и  личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде, арбитраже или третейском суде. Для юридического лица характерны следующие признаки: организационное единство, которое подтверждается наличием устава и государственной регистрации юридического лица; имущественная обособленность, которая подтверждается наличием самостоятельного баланса; участие в гражданско-правовых отношениях от своего имени, что обуславливает самостоятельную гражданско-правовую ответственность и дает возможность быть истцом и ответчиком в суде[3].

     Из  статьи 1 Закона о предпринимательстве  следует, что предпринимательская  деятельность может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в различных организационно-правовых формах предприятий. Различают следующие  формы предпринимательской деятельности:

     -частную,  осуществляемую физическим или  юридическим лицом (предприятием) на основе собственного имущества  и различных форм привлечения  собственности других физических  и юридических лиц;

     -коллективную, осуществляемую на основе собственности группы граждан и различных форм привлечения имущества других физических и юридических лиц;

     -контрактную,  осуществляемую руководителем предприятия,  если он на основе контракта  с собственником имущества или  уполномоченным им лицом наделен правами и обязанностями и несет ответственность, установленную для предпринимателя [16].

     В развитых экономиках малый и средний  бизнес выполняет три основные функции: экономическую, социальную и инновационную. Малый бизнес занимает многие ниши в экономике, которые крупным корпорациям занимать не выгодно, либо составляет последним серьезную конкуренцию, так как он более мобилен и оперативен, способствует увеличению занятости и смягчает экономические трудности. Именно малые предприятия в первую очередь являются основными потребителями результатов научно-технического прогресса. 

     3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 

     Предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов  государственной власти и местного самоуправления. В первую очередь  необходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малого предпринимательства. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность[21, ст.199].

     В соответствии с Законом Республики Беларусь от 28.05.1991г. № 813-XII «О предпринимательстве  в Республике Беларусь» в Республике Беларусь гарантируется:

     право граждан и юридических лиц  заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия и приобретать  необходимое для этой деятельности имущество;

     защита  прав и законных интересов всех предпринимателей, действующих в соответствии с законодательством Республики Беларусь и договорами;

     научно-техническая, правовая поддержка предпринимательской  деятельности;

Информация о работе Предпренимательство в РБ