Предпосылки и перспективы развития транзитного туризма в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:40, курсовая работа

Описание работы

Цель этой работы заключается в изучении развития транзитного туризма в Республике Беларусь. Данная цель позволяет сформулировать следующие задачи:
изучение транзитного туризма, факторов на него влияющих;
изучение его особенностей в Республике Беларусь;
выявить перспектив развития транзитного туризма в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 3
1. Условия для транзитного туризма через Беларусь 5
2. Организация придорожного сервиса в Республике Беларусь 8
3. Перспективы развития транзитного туризма в Республике Беларусь 15
Заключение 20
Список источников 23

Работа содержит 1 файл

751 курсовая Предпосылки и перспективы развития транзитного туризма в Беларуси ИПД 09.doc

— 1.15 Мб (Скачать)

    Учреждение  образования

    «Институт предпринимательской деятельности» 
 

    Кафедра экономики и финансов 
 
 
 
 
 
 

    КУРСОВАЯ  РАБОТА

    (по  дисциплине «Макроэкономика») 

    Тема: Предпосылки и перспективы развития транзитного туризма в Беларуси 
 
 
 
 

    Студент(ка):

    факультет, курс, группа       Ф.И.О. 
 

    Руководитель:

    ученая  степень, звание       Ф.И.О. 
 
 
 
 
 

    Минск 2009

 

Содержание

Введение 3 

1. Условия для транзитного туризма через Беларусь 5

2. Организация придорожного сервиса в Республике Беларусь 8

3. Перспективы развития транзитного туризма в Республике Беларусь 15 

Заключение 20

Список  источников 23

Приложения 25 

 

Введение 
 

     В современном мире туризм является одной  из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. На его долю приходится около 10% мирового валового продукта, 8% мирового экспорта и около 30-35% мировой торговли услугами. По прогнозам специалистов такое интенсивное развитие туризма будет продолжаться. Одним из быстроразвивающихся видов мирового туризма является транзитный. В последние годы транзитный туризм получил широкое развитие в Европе в связи с ростом популярности автомобильных путешествий, стиранием границ между европейскими государствами. В этом регионе странами, активно развивающими транзитный туризм, являются Австрия, Чешская Республика, Польша, расположенные на пересечении важнейших транспортных путей. Транзитный туризм и сопутствующие услуги являются источником дохода этих европейских стран, что говорит об экономической эффективности развития данного вида туризма.

     В этой связи автор попытался дать анализ перспектив развития транзитного туризма в Республике Беларусь - стране, расположенной на пересечении важнейших транспортных магистралей, связывающих страны Западной и Центральной Европы с Россией и Азиатскими государствами, а также Скандинавские страны с южными регионами Европы и Азии.

     Само  понятие «туризм» тесно связано  с понятием «путешествие» и такой  важнейшей и древнейшей формой коммуникации, как дорога. Продвигаясь вперед в  своем развитии, человек осваивал всё большее и большее пространство. Вначале естественным путем (хождением), потом искусственным (путем строительства) он создавал дороги. При этом дороги всегда способствовали росту и становлению государств, экономики, социальному обустройству общества. Общепризнанно, что именно вдоль дорог происходило расселение людей. Уже древние римляне использовали дороги с целями, близкими к туризму. А в последние десятилетия начали отмечать особую связь дорог и такого достаточно специфического вида туризма, как транзитный туризм.

     Цель этой работы заключается в изучении развития транзитного туризма в Республике Беларусь. Данная цель позволяет сформулировать следующие задачи:

  • изучение транзитного туризма, факторов на него влияющих;
  • изучение его особенностей в Республике Беларусь;
  • выявить перспектив развития транзитного туризма в Республике Беларусь.

     Объектом исследования является транзитный туризм.

     Предметом исследования являются транзитный туризм в Республике Беларусь.

     Для решения поставленных задач изучено  законодательство Республики Беларусь, учебная литература, статистические данные по Республике Беларусь, а также периодическая печать. 

 

1. Условия для транзитного туризма через Республику Беларусь 
 

     Особенностями транзитного туризма являются его  кратковременный характер, обязательное наличие соответствующей инфраструктуры и тесная связь с другими видами туризма, в первую очередь с познавательным туризмом.

     По  определению, транзитным туристом является путешественник, посещающий местность  или страну на срок не более чем 24 часа. Однако при наличии благоприятных условий, как, например, развитая инфраструктура, достопримечательности, подготовленные для осмотра, транзитный турист может задержаться, либо следующий раз выбрать эту страну в качестве конечной цели путешествия [12, c. 19].

     Наша страна имеет хорошие предпосылки для развития транзитного туризма. К ним в первую очередь относится ее географическое положение. Республика Беларусь - это государство, расположенное в центре Европы на пересечении трансъевропейских транспортно-коммуникационных коридоров, связывающих Северную Европу с южными регионами Европы, некоторыми государствами Азии, а также Западную и Центральную Европу с Россией и Азиатскими странами. Особенно важно на современном этапе развития транзитного туризма положение Беларуси между двумя крупнейшими регионами - Россией и Западной Европой, формирующими мощные встречные туристские потоки, проходящие через Беларусь [15].

     Важной  предпосылкой для развития транзитного  туризма в Беларуси является густая дорожная сеть и то, что основные магистрали, проходящие через страну, связывают между собой важнейшие туристские объекты. Дороги подходят почти ко всем культурно-историческим объектам, 26 % малых городских поселений размещено на транспортных путях трансъевропейского и межгосударственного значения. Всего в стране 80,0 тыс. км автомобильных дорог, в том числе с твердым покрытием - 69,3 тыс. км.

     В транспортной сети Беларуси выделяется основной опорный каркас, состоящий из двух главных трансъевропейских трасс. Наиболее важной из них является магистраль, соединяющая Париж, Берлин и Варшаву через Брест и Минск с Москвой. Магистраль Брест - Москва является самой современной и наиболее перспективной для развития транзитного туризма. Второй по важности трансъевропейской трассой считается трасса Гомель - Витебск, соединяющая Стамбул, Бухарест, Киев с Санкт-Петербургом. От нее отходит ответвление от Гомеля через Минск к Вильнюсу и Клайпеде.

     Выделяются  также трассы, имеющие важное значение для связей Беларуси с соседними странами, и трассы, по которым осуществляются транспортные связи внутри страны.

     Среди других автодорог Беларуси выделяются те, которые обладают наибольшей привлекательностью для туризма. Это дороги, вдоль которых расположено большое количество ценных историко-культурных объектов, природных объектов и территорий. К ним относятся: Гродно - Слоним - Кобрин - Малорита; Гродно - Лида - Минск; Шклов - Могилев - Корма; Кобрин - Пинск - Житковичи; Минск - Молодечно - Ошмяны. Почти все они располагаются недалеко от главной магистрали страны или пересекают ее и могут использоваться для транзитного туризма [17].

     Влияние вышеперечисленных предпосылок  усиливается еще тем, что вследствие геополитических изменений произошло приближение ЕС к рубежам Беларуси – в результате три из шести областей страны (Брестская, Гродненская, Витебская) граничат и сотрудничают с ЕС в рамках евро-регионов «Буг», «Неман», «Озерный край», «Беловежская пуща». Хорошо развитая транспортная сеть Европы дает возможность передвижения по всему региону и связывает через Беларусь объединенную Европу со странами СНГ и Азией; процессы интеграции, происходящие в Европе, позволяют свободно передвигаться из страны в страну; высокое экономическое развитие большинства стран Европы обеспечивает наличие у жителей денежных средств на туризм и отдых [12, с. 20].

     Исходя  из вышесказанного, следует выделить основные направления развития транзитного туризма, которые прописаны в национальной программе развития туризма в Республике Беларусь на 2008-2010 годы:

  • развитие придорожной сети туристической инфраструктуры, позволяющей организовать отдых в течение нескольких дней, с посещением туристических ресурсов, расположенных вдоль автомагистралей и транспортных коридоров;
  • организация трансграничных туристических маршрутов, включающих посещение туристических обьектов пограничных государств;
  • создание туристических центров вдоль основных транспортных коридоров, в первую очередь, на основе малых исторических городов с ценным историко-культурным наследием (Мир, Несвиж, Слоним, Заславль, Кобрин, Коссово и другие) [9, с. 14];
  • увеличение количества пограничных переходов, упрощение процедур получения виз, прохождения паспортного и таможенного контроля для туристов;
  • создание справочно-информационной и маркетинговой службы, направленной на вовлечение транзитных пассажиров в систему туризма Беларуси [16].

 

      2. Организация придорожного сервиса в Республике Беларусь 
 

     В последнее время придорожному сервису Беларуси специалисты и экономисты уделяют много внимания не только из-за того, что придорожная инфраструктура в стране слабо развита, но и в связи с возрастающим интересом к нашему государству, экономика которого развивается равномерно и успешно, а в планах, прогнозах, программах и законодательных нормах предусматривается решение еще более амбициозных задач.

     В настоящее время проблема создания объектов придорожного сервиса нашла свое отражение в таких документах, как Национальная программа развития туризма в Беларуси на 2006-2009 годы, программа «Дороги Беларуси» на 2006-2015 годы, Комплексная программа развития сферы услуг Республики Беларусь на 2006-2010 годы, План развития объектов придорожного сервиса на основных автомобильных дорогах Республики Беларусь на 2006-2007 годы.

     Республика  Беларусь, расположенная в центральной части Европы, обеспечивает транзит, связывающий Восток и Запад. Данная специфика белорусского государства проявилась уже в далеком прошлом. В Великом княжестве Литовском существовали придорожные гостиницы, которые назывались станами. Это были пункты остановки князей и богатых людей для ночлега и отдыха. Позже, когда путешествия по дорогам уже могли совершать представители многих сословий, гостиницы и пункты остановок стали более демократичными. Иногда их называли аустериями (просторные помещения с торговыми лавками - крамами).

     Выгодное  геополитическое положение Республики Беларусь способствует развитию транзитных перевозок через территорию страны. Однако для их увеличения нам необходим придорожный сервис европейского уровня.

     По  территории республики проходят два  панъевропейских транспортных коридора, связывающие государства Европейского союза со странами СНГ. Данные магистрали определены по международной классификации под номером II (Запад-Восток) и под номером IX (Север-Юг) с ответвлением IХБ.

     Автомобильная дорога М-1/ЕЗО Брест - Минск - граница Российской Федерации является участком трансъевропейского транспортного коридора II (Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород), соединяющего Германию, Польшу, Беларусь и Россию. Среди трансъевропейских транспортных коридоров этот в Европейском союзе признан самым главным в связи с важным значением проходящих по нему торговых потоков между Востоком и Западом. Протяженность его по территории республики составляет 610 км. Интенсивность движения на отдельных участках этой автомобильной дороги достигает 8500-10000 автомобилей в сутки.

     Автомобильная дорога М-8/Е95 граница Российской Федерации - Витебск - Гомель - граница Украины  пересекает территорию республики с  севера на юг, имеет протяженность 456 км и является участком трансъевропейского транспортного коридора IX, который соединяет Финляндию, Литву, Россию, Беларусь, Украину, Молдову, Румынию, Болгарию и Грецию. Ответвление этого коридора IXБ Гомель - Минск - Вильнюс - Клайпеда - Калининград имеет протяженность по территории Беларуси 468 км и обеспечивает грузовладельцам из областей Восточной Украины и Центральной России выход к специализированным морским портам Клайпеды, Вентспилса и Калининграда.

     Сегодня автомобильная дорога М-1/ЕЗО по техническим параметрам отвечает международным стандартам, на ней применяются самые современные технологии и средства организации дорожного движения. Здесь находится 187 объектов (через каждые 15-10 км). На белорусском отрезке московской трассы работает сорок АЗС, строится пять (обеспеченность - 150%); АГЗС в 2005 г. не было вообще, сейчас их три; действует двенадцать СТО, строятся еще три (обеспеченность - 125%); функционирует семь моек, девять пунктов постоя, строится один (обеспеченность - 167%)). Пункты питания показывают наилучшие показатели: действуют 69, строятся 10 (обеспеченность - 395%); работает 27 охрашениям о международных автоперевозках (СМА) и соглашениям о трансъевропейской автомагистрали (ТКМ).

Информация о работе Предпосылки и перспективы развития транзитного туризма в Беларуси