Предмет экономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 08:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - раскрыть содержание предмета экономической теории.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить понятие экономической системы. Потребности и ресурсы.
2. Рассмотреть предмет экономической теории.

Содержание

Введение 3
1. Зарождение и развитие экономической теории. 5
2. Понятие экономической системы. Потребности и ресурсы. 10
3. Предмет экономической теории. Позитивная и нормативная экономика. 18
Заключение 26
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Предмет экономической теории кр.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

     В соответствии с положениями марксистской экономической теории цели производства обусловлены основными экономическими законами способов производства (капиталистический, коммунистический). Для капиталистической стадии характерной целью является получение прибавочной стоимости, а для социализма - максимально возможное удовлетворение потребностей.

     И та и другая цели хоть и представлялись объективными, на самом деле были плодом субъективной фантазии, не отвечающей реальной жизни. А сама постановка вопроса  об основном или неосновном экономическом  законе есть не что иное, как перенесение  партийной субординации в экономику. Кстати, К. Маркс никогда не писал о прибавочной стоимости как об основном законе. Практика развития мировой цивилизации не подтвердила воплощение этих целей и привела к обратным (отрицательным) результатам.

     Из  общего анализа предмета экономической теории, увеличения производства при ограниченных ресурсах формируются цели по удовлетворению потребностей и социализации общественно-экономической жизни. Это:

     * стабильный рост поступательного  объема производства (экономический  рост);

     * стабильный уровень цен на основе свободной конкуренции;

     * высокий уровень занятости;

     * поддержание равновесного внешнеторгового  баланса и др.

     Реальный  ход микро - и макроразвития порождает  дерево целей. Они классифицируются по различным признакам. Но главное, в чем сходятся зарубежные и отечественные экономисты, - цель экономического роста - удовлетворение материальных и духовных потребностей человека, усиление нравственных основ в развитии общества. Знания, навыки, способности человека образуют человеческий капитал. Он источник будущего уровня жизни.

     Общая экономическая теория выступает  в качестве методологического фундамента целого комплекса экономических  наук. Во-первых, отраслевых (экономика  промышленности, транспорта, строительства  и т. п.). Во-вторых, функциональных (финансы, кредит, маркетинг, прогнозирование). В-третьих, межотраслевых (экономическая география, демография, статистика, теория менеджмента, регулирование и т. п.).

     В то же время общая экономическая  теория тесно соприкасается и  учитывает знания, полученные другими экономическими науками, а также социологией, психологией, историей. Без учета данных этих наук полученные общей экономической теорией выводы могут оказаться ошибочными и ложными.

     Экономисты  различают два направления экономической  науки — позитивное и нормативное. Позитивная экономика изучает события реальной жизни, ее выводы поддаются проверке и могут быть подтверждены или отвергнуты в результате экономического анализа. В качестве примера такого вывода можно указать на закон спроса: если цена растет, то величина спроса падает (при неизменности других факторов). Тысячи случаев из реальной жизни подтверждают этот вывод.

     Нормативная экономика описывает идеальные  ситуации, “как должно быть”. Она применяет  оценочные выводы, которые не могут  быть доказаны.

     Мы  с вами почти ежедневно наблюдаем  примеры нормативных оценок на экранах  телевидения, где представители  разных партий описывают будущую  ситуацию в России. При этом их оценки различаются на огромные величины и  одинаково не поддаются проверке. Радикально могут различаться и качественные Оценки.

     Например, представители партий А и Б  будут верно называть размер дефицита государственного бюджета (позитивная оценка), но один будет считать, что  дефицит - смертельная опасность для экономики, а другой, что дефицит - необходимое лекарство (нормативная оценка).

     К сожалению, широко распространенное у  нас экономическое невежество способствует чрезмерному расцвету неверных и  просто нелепых нормативных суждений. Среди них чаще всего встречаются  суждения-требования: “Правительство должно поднять расходы на … (оборону, мелиорацию, космос и т. д.)”.

     Дефицит знаний о реальной экономике - источник такого невежества. В истории советского периода было много чрезвычайно дорогостоящих решений, принятых “нормативистами” и выраженных в лозунгах типа

     “социализм = советская власть + химизация всей страны”

     Мы  угробили десятки и более миллиардов рублей на развитие химии, но так и  не получили того, что ожидали от этого люди (одежду, обувь, стройматериалы). В 80-х гг. “нормативисты” начали доказывать, что мы решим все наши проблемы, если создадим мощный парк промышленных роботов. Итог был также плачевный.

     Все это, однако, не означает, что нормативная  экономика (экономическая теория) всегда сомнительна. Высокий уровень знаний позитивной экономики, умение уловить главное в тех тенденциях, которые сегодня наблюдаются, создают высокую вероятность верных нормативных суждений и основанных на них решений.

 

      Заключение

     Экономическая теория как наука занимается изучением  того, как люди существуют, развиваются и о чем они думают в своей повседневной жизни. Но предметом ее исследований являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни. Каждый сколько-нибудь достойный человек отдает хозяйственной деятельности лучшие свои качества, и здесь, как и в других областях, он подвержен влиянию личных привязанностей, представлений о долге и преданности высоким идеалам. Правда, самые способные изобретатели и организаторы усовершенствованных методов производства и машин посвящают этому делу все свои силы, движимые скорее благородным духом соревнования, нежели жаждой богатства как такового. Но при всем этом самым устойчивым стимулом к ведению хозяйственной деятельности служит желание получить за нее плату, которая представляет собой материальное вознаграждение за работу. Она затем может быть израсходована на эгоистичные или альтруистические, благородные или низменные цели, и здесь находит свое проявление многосторонность человеческой натуры.

     Однако  побудительным мотивом выступает  определенное количество денег. Именно это определенное и точное денежное измерение самых устойчивых стимулов в хозяйственной жизни позволило  экономической науке далеко опередить все другие науки, исследующие человека. Но экономическую науку нельзя приравнять к точным естественным наукам, ибо она имеет дело с постоянно меняющимися, очень тонкими свойствами человеческой натуры.

     Объектом  изучения экономической теории является анализ тесной взаимосвязи механизма функционирования рынка с наличием на рынках и соответствующих им сегментах совершенной и несовершенной конкуренции, степени монополизированности отдельных хозяйственных сфер, форм и методов ценовой и неценовой конкуренции, путей и способов экономического реформирования рыночных отношений. Поэтому структурно экономическая теория включает в себя микроэкономику и макроэкономику.

     Микроэкономика  и макроэкономика взаимообусловлены  в реальной экономической среде  и взаимодействуют друг с другом. На макроэкономическом этапе уровень, характер и сила этого взаимодействия в той или иной степени подвергаются государственному регулированию посредством экономических стабилизаторов и регуляторов.

     Следовательно, общая экономическая теория выступает в качестве методологического фундамента целого комплекса экономических наук.

     Между микро - и макроанализом нет непреодолимой  границы. Обе сферы человеческой деятельности - на уровне фирмы (отрасли) и в масштабе страны, обе части  экономической теории тесно взаимосвязаны. Но разделение уровней, даже при известной его условности, полезно в методическом плане и отражает реально существующие различия. Интересы отдельного индивидуума, одной фирмы, одной отрасли и интересы общества не равнозначны.

 

      1. Бензин и техобслуживание, амортизация и ремонт – все эти вещи требуют расходов на содержание личной автомашины. Какие из этих расходов могут рассматриваться как альтернативные издержки в контексте следующих ситуаций:

     1) у вас есть машина и вы  решаете, не поехать ли вам на уик-энд к другу, живущему в другом городе, в 10 км от вас; (бензин и техобслуживание);

     2) у вас нет машины, и вы решаете,  покупать ли вам её, в случае  покупки вам удастся получить  работу в месте, расположенном  в 5 км от вашего дома (бензин и техобслуживание, амортизация и ремонт).

     Почему  контекст, в котором вы принимаете решение  заняться некой деятельностью, влияет на альтернативную стоимость  этой деятельности?

     5.Студентка во время летних каникул может заработать 5000 руб., выполняя работу машинистки, или пойти на двухмесячные курсы английского языка. В обоих случаях расстояние от дома значительное. Студентка выбрала курсы и составила смету своих расходов:

Плата за обучение на курсах 2000 руб.
Плата за учебные пособия на курсах 300 руб.
Расходы на питание 1800 руб.
Расходы на транспорт 600 руб.

     Определите  альтернативные издержки обучения.

     Альтернативные  издержки = 5000 + 2000 +300 = 7300 руб.

     6. Определите наиболее полное и корректное определение предмета экономической теории:

     1) экономическая теория изучает деятельность, включающую производство и обмен товарами;

     2) экономическая теория изучает  переменные величины, поведение  которых воздействует на состояние  экономики страны (цены, производство, занятость и т.д.);

     3) экономическая теория  изучает, как общество использует ограниченные ресурсы, необходимые для производства различных товаров в целях удовлетворения потребностей его членов;

     4) экономическая теория изучает  деньги, банковскую систему, капитал  и т.п.

     Покажите, какая связь существует между этими определениями предмета экономической теории.

     Определите, какое из следующих утверждений  относится к позитивным, а какое  к нормативным:

    1. в последние годы более 30% жителей России имеют совокупные доходы ниже уровня прожиточного минимума; ответ – позитивное;
    2. в текущем году рост цен существенно снизил уровень жизни и правительственная политика должна быть направлена на значительное сокращение темпов инфляции; ответ – нормативное;
    3. дефицит госбюджета является фактором, усиливающим инфляционные процессы, поэтому правительство России должно стремиться к достижение бездефицитного бюджета; ответ - нормативное;
    4. чрезмерно высокие ставки налогов ведут к сокращению доходов госбюджета и способствуют увеличению его дефицитности; ответ – позитивное;
    5. реформирование экономики неизбежно ведет к резкому росту безработицы, что влечет за собой социальную дестабилизацию и поэтому реформы должны проводиться постепенно; ответ – нормативное.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы

1. Курс экономической теории / Под ред. Рузавина Г. И. – М.: Издат. объединение ЮНИТИ, 1994.

2. Курс экономической теории: Учебник для вузов рек. МО / Под ред. Чепурина М.Н., Киселева Е.А. - 5-е изд., испр., доп. и перераб. -Киров: АСА, 2005. -832с.)

3. Современная экономика / Науч. ред. Мамедов О. Ю. – М.: «Зевс» – 1997.

4. Экономика: Учебник / Под ред. Булатова А.С. – М.: Изд-во БЕК, 1997.

5. Экономическая теория: Учебник /Под ред. Н.И.Базылева, С.П. Гурко. Мн.:БГЭУ, 2002.

6. Экономическая теория / Под ред. Добрынина А. И., Тарасевича Л. С.: Учебник для вузов, 1997.

7. Экономическая теория. Хрестоматия / Сост., коммент., словарь, предмет. указ. – Борисов Е. Ф. – М.: Высшая школа, 1995.

Информация о работе Предмет экономической теории