Предмет экономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 08:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - раскрыть содержание предмета экономической теории.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить понятие экономической системы. Потребности и ресурсы.
2. Рассмотреть предмет экономической теории.

Содержание

Введение 3
1. Зарождение и развитие экономической теории. 5
2. Понятие экономической системы. Потребности и ресурсы. 10
3. Предмет экономической теории. Позитивная и нормативная экономика. 18
Заключение 26
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Предмет экономической теории кр.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

     Земля - в экономической теории это все  естественные ресурсы, используемые в производстве продуктов и услуг. Это то, из чего производятся продукты, потребляемые человеком. К этим ресурсам относятся собственно земля как сельскохозяйственные угодья, полезные ископаемые, водные ресурсы, леса. Естественные ресурсы выступают в качестве предметов труда, то есть тех предметов, на которые направлены труд человека и которые им преобразуются с помощью средств труда. Предметы труда и средства труда вместе взятые образуют средства производства. Это обобщающий термин, включающий в себя все материальные ресурсы.

     Предпринимательская способность как фактор производства - это особый вид человеческих ресурсов, способность объединять все факторы  производства в каком-то производстве, способность рисковать и внедрять в производство новые идеи и технологии.

     Любой из перечисленных ресурсов является ограниченным, и этот факт очень  важен для экономики. Ограниченность ресурсов при удовлетворении неограниченных потребностей ещё называют редкостью. Редкость ресурсов не позволяет производить  все продукты и услуги, которые хотело бы иметь общество. Поэтому людям приходится выбирать, какие потребности удовлетворять в данный момент в первую очередь, каким способом использовать имеющиеся ресурсы. Производя намеченные продукты, можно использовать разную технологию, разные способы производства. Кроме этого, произведённые продукты необходимо распределить между людьми, учитывая их разные потребности. В любом случае необходимо делать выбор из разных вариантов. Это относится и к ассортименту производимой продукции, и к технологии производства, и к распределению произведённой продукции. Необходимость выбора вытекает из факта ограниченности ресурсов, их редкости. (рисунок 1.4.)

      Ограниченность  ресурсов и необходимость экономического выбора. 
 
 
 
 
 
 
 

     Существует  множество вариантов того, как использовать ограниченные ресурсы для удовлетворения потребностей. Естественно, что люди стремятся выбрать лучший вариант. Это такой вариант, который в наибольшей степени удовлетворяет наши потребности при наименьших затратах ресурсов. Выбор наиболее эффективного варианта использования ресурсов в производстве продуктов и услуг - это наиболее общая и в то же время центральная проблема экономики, экономической теории.

     Экономическая теория изучает проблему эффективного распределения и использования ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения человеческих потребностей.

     Таким образом, ограниченность ресурсов и  неограниченность человеческих потребностей делает необходимым экономически эффективное  использование ресурсов, предполагает выбор альтернативных вариантов производства различных видов продукции, ведёт к возникновению альтернативных издержек производства того или иного вида продукции.

 

      3. Предмет экономической  теории. Позитивная  и нормативная  экономика

     Предмет исследования экономической теории находится в стадии научной разработки и эмпирической адаптации.

     До 90-х годов в стране преобладающее  значение в формировании экономического мировоззрения и экономического мышления занимала марксистская политэкономия. Вся литература по социально-экономическим вопросам сводилась к популяризации К. Маркса и его учения. Поэтому мировая экономическая литература прошла почти незамеченной, так как она не укладывалась в схемы Маркса. Разрыв экономической науки России и мировой науки привел к тому, что экономисты стали пользоваться разными понятиями и терминами. Появились такие надуманные понятия, как непосредственно общественный продукт, непосредственно общественный труд и т. д.

     Предметом исследования политэкономии в соответствии с классовым подходом к анализу фактов являлись лишь производственные отношения, основу которых составляли отношения собственности. Из системы производственных отношений выводились экономические законы, противоречия, необходимость классовых конфликтов, диктатура пролетариата и господство командно-административной системы. При исследовании производственных отношений акцент делался на их социально-классовом характере.

     Такой сугубо классовый подход в экономике  приводил к игнорированию объективных  условий, искажению реальной экономической среды, недооценке общечеловеческих условий и цивилизованных факторов развития. Все это завело экономическую теорию и практику хозяйствования в тупик, объективно породило потребность в изменении предмета исследования и названия курса.

     С 40-х годов XIX в. экономисты переключили свое внимание на исследование не общественных, а вещественных связей в хозяйстве. Возникает направление экономической мысли, именуемое «Экономикс» (П. Самуэльсон), объявляется поиск методов рационального использования ограниченных ресурсов для достижения тех или иных альтернативных целей. Организация производства, труда, сбыта продукции в фирме - предмет «Экономикс».

     Представляется, что в постиндустриальном обществе экономическая теория выступает  в качестве общеметодологической экономической науки, имеющей свой предмет и объект анализа.

     Одни  экономисты сводят курс экономической  теории только к анализу рынка  и ценообразования. Другие, подчеркивая  ее универсальность, отмечают, что это  наука о повседневной деловой  жизни людей, зарабатывании денег и средств к существованию.

     Г. И. Рузавин и В. Т. Мартынов, вновь  возвращаясь к политэкономии, отмечают, что общая экономическая теория изучает экономические отношения  в различных системах и типах  деятельности.

     Как видим, общепризнанного определения предмета общей экономической теории нет, хотя большинство экономистов признают, что это универсальная наука о проблемах выбора ресурсов и экономическом поведении человека. Напрашивается необходимость обоснования собирательного понятия экономической теории как общественной науки, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах. Причем ограниченность ресурсов понимается не в физическом смысле (хотя это и имеет место), а как невозможность полного удовлетворения потребностей всех членов общества одновременно и полно. Ограниченность ресурсов порождает конкуренцию за их использование. Она отражает противоречия между наличием ресурсов и возможностью их использования, которое разрешается при трех способах организации производства:

     * основанного на обычаях и традициях,  так называемое традиционное  производство;

     * на основе командно-административной  системы;

     * на основе рыночной системы организации общественного хозяйства. Эти системные организации могут сосуществовать в сочетании и комбинации друг с другом, образуя транзитивную экономику.

     Таков первый блок проблем, охватываемых курсом экономической теории. Это блок важный, но не всеобъемлющий, не определяющий существенные целевые функции производства и обмена. Как методологическая наука экономическая теория, прежде всего, призвана исследовать вопросы места производства и обмена в развитии общества. Человечество не может существовать, не потребляя и не обмениваясь результатами труда: материальными, духовными и социальными благами. Постоянное увеличение их производства и поступление в обмен образует экономический рост общества. Он наиболее концентрированно отражает результаты общественного труда, его нравственные и духовные начала. Экономический рост - показатель и источник экономической динамики. Таков второй блок проблем предмета экономической теории.

     Именно  поэтому предметом общей экономической  теории выступают также закономерности и факторы экономического роста как в пофазной динамике воспроизводства: производстве, распределении, обмене и потреблении, так и на более отдаленном этапе общественного развития («длинная волна»). Экономический рост - содержание (стержень) экономической теории как науки. Он характеризует общее состояние экономики и возможную ее динамику.

     Через призму экономического роста анализируются  различные подходы и взгляды  экономистов, и формируется собственная  позиция адекватности экономики  историческим, национальным и другим традициям.

     С учетом использования потенциальных  возможностей экономического роста  рассматривается становление и  функционирование товарного производства и рыночных отношений в конкретных социально-исторических условиях, а  также альтернативные теории формирования стоимости на основе предельной полезности блага и услуги.

     Это же предполагает исследование структуры, видов и сегментов рынка как  сложной, многомерной и целостной  системы экономики. Экономический  рост предполагает исчерпывающую научную  характеристику системы рынков, описание и определение границ рыночных отношений, и обоснование экономической целесообразности или нецелесообразности распространения рыночных форм координации и воздействия их на соответствующие сферы и секторы экономики. При этом особое внимание должно быть уделено анализу общих и транзакционных издержек, эволюции теоретических взглядов по данной проблеме от А. Смита до сформулированных в последнее время взглядов Р. Коуза.

     Объектом  изучения экономической теории является анализ тесной взаимосвязи механизма функционирования рынка с наличием на рынках и соответствующих им сегментах совершенной и несовершенной конкуренции, степени монополизированности отдельных хозяйственных сфер, форм и методов ценовой и неценовой конкуренции, путей и способов экономического реформирования рыночных отношений. Анализ этого позволяет раскрыть рыночные модели отдельных национальных образований (японской, шведской, немецкой и т. д.). Возобновление производства и его экономический рост происходит на индивидуальном уровне (уровне фирмы) и в общественном масштабе. Поэтому структурно экономическая теория включает в себя микроэкономику и макроэкономику.

     Микроэкономика  исследует поведение отдельных  производителей, экономические закономерности формирования предпринимательского капитала и конкурентной среды. В центре ее анализа цены отдельных товаров, затраты, издержки, механизм функционирования фирмы, ценообразование, мотивация труда. На микроуровне в исходной основе складываются пропорции, которые определяют пропорции общественного уровня. Макроэкономика занимается исследованием функционирования национальной экономической системы на основе формирующихся микропропорций. Объектом ее изучения выступают национальный продукт, общий уровень цен, инфляция, занятость. Макропропорции как бы вырастают из микропропорций, но приобретают самостоятельный характер.

     Микроэкономика  и макроэкономика взаимообусловлены  в реальной экономической среде  и взаимодействуют друг с другом. На макроэкономическом этапе уровень, характер и сила этого взаимодействия в той или иной степени подвергаются государственному регулированию посредством экономических стабилизаторов и регуляторов. Степень этого регулирования приобретает исключительный характер в переходный период развития экономики, на этапе становления рыночных отношений и рыночных связей, ломки командно-централизованных и бюрократических методов управления. Впервые в конкретном плане основы этих связей были исследованы Дж. Кейнсом, который установил количественную зависимость между ростом потребления и объемами производства, между ростом инвестиций и объемом продукта.

     Несмотря  на различный уровень, микро- и макроэкономика в общем анализе и использовании  его результатов подчинены единой цели - исследованию закономерностей  и факторов экономического роста в целях удовлетворения потребностей общества. Поддержание стабильных параметров экономического роста и их оптимизация осуществляются для удовлетворения материальных и духовных потребностей, усиления нравственных основ в развитии общества. Важное методологическое положение, по нашему мнению, состоит в том, что микро- и макроуровни экономической теории - это не две отдельные науки. Скорее, это отдельные дисциплины единой экономической теории, имеющие общий предмет исследования. Таким образом, экономическая теория - это:

     * наука о закономерностях и  факторах экономического роста  в пофазной динамике воспроизводства  и динамике «длинных волн»,  наука о национальном богатстве;

     * наука об использовании ограниченных  ресурсов (труд, земля, капитал) для  производства товаров и обмена их в целях удовлетворения потребностей;

     * наука о видах деятельности  по производству и обмену, повседневной  деловой жизни людей и извлечении  средств существования.

     Экономическая теория изучает историческую эволюцию системы рационального хозяйствования как источника и движущей силы роста, действительного богатства и благосостояния отдельных групп и членов общества в аспекте товарно-денежных отношений.

     Как уже отмечалось, предметом экономической  теории являются закономерности и факторы  экономического роста. Но каковы цели этого роста, во имя чего они осуществляются?

Информация о работе Предмет экономической теории