Предмет экономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 08:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - раскрыть содержание предмета экономической теории.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить понятие экономической системы. Потребности и ресурсы.
2. Рассмотреть предмет экономической теории.

Содержание

Введение 3
1. Зарождение и развитие экономической теории. 5
2. Понятие экономической системы. Потребности и ресурсы. 10
3. Предмет экономической теории. Позитивная и нормативная экономика. 18
Заключение 26
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Предмет экономической теории кр.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

     К числу современных направлений  экономической мысли относится  неоклассическая школа, представители  которой формулируют субъективную теорию стоимости и теорию равновесия. Экономическое хозяйство рассматривается  ими как совокупность микроэкономических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках. Исходным пунктом в этом анализе выступает спрос и предложение, потребность и потребление.

     В XIX в. экономическая наука все больше изучает законы ценообразования и рационального использования ресурсов, оптимального использования факторов производства и достижения предельных результатов (основные представители этой школы - А. Маршалл, К. Кобб, П. Дуглас).

     Развивается и теория общего динамичного равновесия (Л. Вальрас), с помощью, которой можно установить то, как спрос на товары и услуги влияет на спрос на факторы производства (труд, землю, капитал).

     В современной экономической теории следует выделить несколько крупных  направлений: неоклассическое, кейнсианское, монетаристское, институционально-социологическое. Эти направления производят анализ динамических процессов в экономике (циклов, инфляции, занятости, изменения экономических структур, в денежных измерителях и др.).

     Особо следовало бы подчеркнуть роль и  течение экономической мысли России. Развитие ее начинается с образования всероссийского рынка в XVII в. и трактовок известного экономиста и государственного деятеля Ордын-Нащокина (1605-1680 гг.) Его взгляды - проявление русского меркантилизма в централизованном государстве. В последующем экономические воззрения представлены такими учеными, как И. Т. Посошков (16524 726 гг.), М.В. Ломоносов (1711-1765 гг.), М. М. Сперанский (1772-1839 гг.),'а также трудами А. Н. Радищева, А. И. Герцена, С. Ю. Витте, П. А. Столыпина, Г. В. Плеханова и др. Они обосновывали необходимость рыночных связей между сферами и регионами России на основе проведения финансовых, аграрных и промышленных реформ.

     Особое  место в истории российской экономической  мысли занимает марксистское направление, которое господствовало с 20-х до 90-х годов двадцатого столетия. Монопольное господство марксистских воззрений, как сорняк среди ценных растений, душило прогрессивные экономические трактовки, хотя они и развивались. Особую ценность представляют идеи Н. Д. Кондратьева (1891-1938 гг.), разработавшего теорию экономических циклов («длинных волн»), А. В. Чаянова (1888-1938 гг.), обосновавшего организационно-производственные направления в экономике и семейно-крестьянском хозяйстве. К сожалению, под влиянием диктатора Сталина многие направления экономических трактовок объявлялись «политически вредными для социализма».

     В современной период перестройки  экономики в России, демократии и  гласности ученые интегрируют взгляды  и достижения отдельных экономических  школ применительно к экономике переходного периода и становление предпринимательства в рамках специфической российской экономики. Некоторые видные представители этой школы - Е.Гайдар, С.Шаталин, Г.Явлинский и др., обосновывают необходимость взаимосвязанного развития микропроцессов и макропроцессов в экономике на основе использования монетаризма и разумного государственного регулирования.

 

      2. Понятие экономической  системы. Потребности и ресурсы

     В самом начале можно сказать, что  экономика, или экономическая теория, изучает экономические закономерности, экономические проблемы. Это первое приближение к определению предмета экономики.

     Пока  не очень понятно, что такое "экономические  закономерности", нам как-то понятней, что такое "экономические проблемы". Например, в семье не хватает денег, чтобы приобрести отдельную квартиру для молодожёнов, и все ищут способы заработать недостающую сумму. В г. Лакинске Владимирской области на грани банкротства находится крупная текстильная фабрика, объём производства сократился там настолько, что вместо 6 тысяч рабочих летом 2000 года там было занято 500 рабочих, а остальные стали безработными. В августе 1998 года россияне познакомились со словом девальвация. Девальвация рубля привела к тому, что цены на импортные товары к концу 1998 г. выросли в 3-4 раза. Один из студентов имеет на карманные расходы 200 рублей в неделю. Их можно потратить по-разному, например, пригласить свою девушку на концерт её любимой рок-группы, купить пару книг, несколько раз пообедать и т.д. У него много идей по поводу того, как потратить эти деньги. Но на всё этой суммы не хватит, поэтому ему придётся выбирать, причём постараться выбрать лучший вариант расходования денег. И поиск дополнительных заработков, и безработица, и девальвация, и необходимость выбора (как израсходовать деньги? что купить?), - всё это экономические проблемы.

     Экономические проблемы существуют и решаются людьми в рамках человеческого общества, в рамках существующей там экономической  системы. Экономическая система - это  только часть общественного устройства. Общество представляет собой сложную структуру, в которой есть семья, нравственность, производство товаров и услуг, политика, идеология, наука, религия, национальные отношения. Важнейшую часть общественного устройства представляет собой экономическая система данного общества.

     Экономическая система - это часть общественной системы, сфера человеческой деятельности, в которой осуществляется производство, обмен, распределение и потребление  продуктов, услуг и факторов производства.

     В дальнейшем мы увидим, что существуют различные экономические системы. Но на данном этапе важно разобраться с общим понятием экономической системы. В экономической системе условно можно выделить несколько важнейших сфер экономической деятельности людей: производство, обмен, распределение и потребление (рисунок 1.1.)

     Основные  сферы экономической деятельности

       
 
 
 
 
 
 
 
 

     Теперь  можно сформулировать более точное определение предмета экономической  теории.

     Экономическая теория изучает ту часть общественного  устройства, которая называется экономической системой.

     Но  это определение предмета экономической  теории является слишком общим. Все  экономические науки с разных сторон изучают экономическую систему. В частности, среди экономических  дисциплин, кроме экономической  теории, есть бухгалтерский учёт, экономическая статистика, финансы и кредит, международные экономические отношения, экономика предприятия и многие другие. Но в отличие от экономической теории все эти науки являются специальными конкретно-экономическими науками.

     Экономическая теория - это общетеоретическая дисциплина, являющаяся теоретической основой  для всех других экономических наук.

     Экономическая теория - это также общественная наука, она изучает поведение  людей и организаций в экономической  системе. Опираясь на всё вышесказанное, можно перейти от общего к более конкретному определению предмета экономической теории.

     Экономическая теория изучает общие закономерности поведения людей и экономической  системы в целом в процессе производства, обмена, распределения  и потребления благ в условиях ограниченности ресурсов.

     Ключевыми словами здесь являются "поведение  людей" и "ограниченные ресурсы". В свою очередь поведение людей  в экономической системе первоначально  определяется их потребностями. Удовлетворение наших потребностей даёт нам возможность жить, к чему-то стремиться, радоваться жизни, творить. В самом общем виде, потребности людей - это то, что им нужно для жизни.

     Потребности - это нужда или недостаток в  чём-то, необходимом для поддержания  жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, группы людей, общества в целом.

     Именно  их потребности заставляют людей  производить необходимые для  их жизни продукты, обмениваться с  другими людьми тем, что у них  есть в избытке, на то, чего им не хватает. С того момента, когда люди начинают готовиться к удовлетворению своих потребностей, опираясь на имеющиеся ограниченные ресурсы, и начинается экономическая деятельность. Существует великое множество самых разнообразных потребностей. Их трудно классифицировать. Одна из наиболее общих классификаций потребностей приводится на рисунке 1.2.

В приведённой  схеме разнообразные потребности  объединены в три группы. Это одни и те же потребности, только рассмотренные  с разных сторон.

     В первой группе потребности выделяются в зависимости от той роли, которую они играют в жизни человека, то есть в зависимости от их функциональной роли. Потребности в средствах существования являются важнейшими потребностями человека в продуктах питания, в одежде, жилье и т.п., необходимых для поддержания жизни человека и его семьи. Социально-культурные потребности - это потребности в образовании и квалификации, развлечениях, в искусстве, в общении с другими людьми. Для того, чтобы удовлетворить первые две группы потребностей, необходимо располагать материальными ресурсами, - материалами, инструментами, - то есть средствами деятельности. Возникают и развиваются потребности в средствах деятельности.

     Классификация потребностей

     Во вторую группу потребности включаются в зависимости от того в какой форме эти потребности удовлетворяются, то есть в зависимости от объекта потребностей. Материальные потребности для их удовлетворения предполагают наличие продуктов в материальной вещественной форме, например потребности в продуктах питания и одежде, в транспорте и в жилище. Нематериальные потребности - это потребности, удовлетворяемые в нематериальной форме, то есть это потребности духовные, этические, эстетические, например, потребность в творчестве, в любви к людям, в знаниях, в общении с природой, в красоте, в знании прошлого и предвидении будущего.

     Объединение потребностей в третьей группе осуществляется в зависимости от того, кто является носителем потребности, кто её выражает, то есть в зависимости от субъекта потребности. Например, потребности в питании и одежде удовлетворяются индивидуально, это индивидуальные потребности. На окраине городка, у жителей небольшой улицы есть потребность в освещении тёмной улицы, это групповая потребность. Потребности в обороне страны, в охране общественного порядка, в создании единой налоговой системы - это общественные потребности.

     Важно заметить, что потребности меняются с развитием человеческого общества, одни потребности исчезают, другие появляются. Больше того, их общее количество растёт очень быстро. Потребности растут значительно быстрее, чем возможности их удовлетворения. Можно сказать, что потребности являются неограниченными. Если взять в целом долгосрочную перспективу развития общества, то в этой перспективе потребности являются неограниченными. Хотя, конечно, потребность человека в каком-то конкретном продукте в данный период времени может быть удовлетворена, и в этот момент она ограничена. Например, потребность в продуктах питания в данный момент времени ограничена.

     Для удовлетворения потребностей необходимо иметь возможности их удовлетворения, другими словами нужны ресурсы, факторы производства.

     Ресурсы - это имеющиеся в распоряжении людей материальные и нематериальные возможности для удовлетворения потребностей.

     Факторы производства - это экономические ресурсы, то есть ресурсы используемые для производства продуктов и услуг.

     Самая главная их особенность состоит  в том, что ресурсы и факторы  производства ограничены. Ограничены, прежде всего, в том смысле, что  их не хватает для удовлетворения всех растущих потребностей общества. Факт ограниченности ресурсов является принципиальным для возникновения и развития экономики. Ресурсы и факторы производства, так же как и потребности, разнообразны и многочисленны. Наиболее известная в экономике классификация факторов производства дана на рисунке 1.3. К ним относятся труд, капитал, земля, предпринимательская способность.

     Труд - это человеческие ресурсы, то есть рабочая сила, имеющаяся в обществе и используемая в производстве продуктов  и услуг. Рабочая сила (труд) как фактор производства предполагает, что люди имеют определённую квалификацию, знания, навыки и опыт, необходимые для производства продуктов и услуг. Рабочая сила в наше время - это главный ресурс любой экономической системы. (В данном случае термин "труд" используется в узком смысле, в смысле рабочая сила. В более широком смысле, труд означает целесообразную, осознанную деятельность людей по созданию продуктов и услуг, или процесс использования рабочей силы.)

     Факторы производства

       
 
 
 

     Капитал - это всё то, что используется рабочей силой в производстве продуктов и услуг, в частности, это станки, оборудование, инструменты, здания, транспортные средства, склады, трубопроводы, линии электропередачи, системы водоснабжения и канализации. Капитал - это средства труда, которые созданы человеком. В процессе производства созданные человеком средства труда используются для преобразования предметов труда, то есть сырья, полезных ископаемых. Средства труда в физической форме называют реальным капиталом. Реальный капитал является экономическим ресурсом, фактором производства. Денежный капитал - это всего лишь сумма денег, необходимая для приобретения реального капитала.

Информация о работе Предмет экономической теории