Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 18:43, контрольная работа
Целью данного исследования является анализ понятия механизма правового регулирования, выявление наиболее характерных черт этого понятия и возможности повышения его эффективности.Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- раскрыть понятия «правовое регулирование» и «механизм правового регулирования»;
- исследовать структуру механизма правового регулирования;
- для наиболее полного раскрытия вопроса также рассмотреть пределы и эффективность правового регулирования.
- Введение…………………………………………………………………….….3
- 1. Понятие и структура механизма правового регулирования……………..7
- 1.1 Понятие правового регулирования и механизма правового регулирования…………………………………………………………………...7
- 1.2 Правовые средства как инструмент механизма правового регулирования………………………………………………………………….12
- 1.3 Структура механизма правового регулирования………………………16
- 2. Пределы и эффективность правового регулирования…………………..20
- Заключение……………………………………………………………………23
- Список использованной литературы………………………………………..25
1) норма права;
2) юридический факт или
фактический состав с таким
решающим фактом, как организационно-
исполнительный
3) правоотношение;
4) акты реализации прав и обязанностей;
5) охранительный
На первой стадии формируется
правило поведения, которое направлено
на удовлетворение тех или иных интересов,
находящихся в сфере права
и требующих их справедливого
упорядочивания. Здесь не только определяется
круг интересов и соответственно
правоотношений, в рамках которых
их осуществление будет
На второй стадии происходит
определение специальных
Третья стадия - установление
конкретной юридической связи с
весьма определенным разделением субъектов
на управомоченных и обязанных. Иначе
говоря, здесь выявляется, какая
из сторон имеет интерес и
Четвертая стадия - реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей - позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей - это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь - осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в трех формах:
1. соблюдении;
2. исполнении;
3. использовании.
При соблюдении субъект воздерживается от совершения действий, запрещенных нормами права. Он не реализует при этом свои собственные интересы, отличные от интересов контрсубъектов, а так же от общественных интересов в охране и защите, и тем самым не ставит препятствий их удовлетворению Теория права и государства в схемах и определениях: Учебное пособие Составители Бабаев В. К., Баранов В. М. Толстик В. А. - М.: Юрист, 1999. 211-212 с..
При исполнении обязанностей лицо должно активными действиями удовлетворять интересы контрсубъекта и общественные интересы в охране и защите и не ставит им препятствий в какой либо форме (не выполнение, частичное не выполнение обязанностей, удовлетворение своих интересов, противоречащих интересам контрагента и т.п.
При использовании субъект получает благо, ценность удовлетворяет личные интересы. При этом он не должен препятствовать удовлетворению интересов других лиц, а так же общественных интересов в охране и защите.
Анализ перечисленных форм реализации позволяет выделить общую закономерность: во всех формах субъект не должен препятствовать удовлетворению интересов в охране и защите, составляющих основу правопорядка, а также интересов контрсубъектов.
Пятая стадия - является факультативной.
Она вступает в действие тогда, когда
беспрепятственная форма
2. Пределы и эффективность правового регулирования
Регулированию не должно подлежать
всё, пускай даже правовому, пределы
такого регулирования должны быть чётко
обозначены. Если этого не происходит,
то возможны следующие ситуации: существует
концепция "государства - ночного
сторожа", такое государство регулирует
лишь наиболее важные общественные отношения,
вследствие чего сфера правового
регулирования оказывается
а) это отношения, в которых заключены как индивидуальные интересы общества, так и интересы общесоциальные;
б) в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идёт на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого;
в) эти отношения строятся на основе согласия выполнять определённые правила, признания обязательности этих правил;
г) эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.
Практика показала, что
в сферу правового
1) отношения людей по обмену ценностями (материальными и нематериальными).
2) отношения по властному управлению обществом.
3) отношения по обеспечению правопорядка.
Сфера правового регулирования
определяется с позиции возможного
и необходимого правового регулирования.
Эффективность механизма правового регулирования.
Под эффективностью правового
регулирования подразумевается
соотношение между результатом
правового регулирования и
Целями механизма правового регулирования являются следующие: во - первых это совершенствование правотворчества. В этом процессе в правовых нормах наиболее полно выражаются общественные интересы и закономерности, в рамках которых они будут функционировать. Необходимо создать такое положение, с помощью юридических и информационно- психологических средств, когда соблюдение закона станет выгоднее его нарушения. Также нужно повысить уровень вероятности в достижении ценности и значительно снизить уровень вероятности в установлении препятствий этому процессу. Следующей, не менее значительной, целью является совершенствование правоприменения, которая дополняет действенность механизма правового регулирования. За счет актов правоприменения, которые в нужный момент подключаются к нормативному регулированию, идет процесс наибольшего удовлетворения интересов. Функционирование нормативного регулирования и правоприменения вместе просто необходимо, так как взятые отдельно эти элементы начинают показывать уязвимые места: нормативное регулирование без усмотрения перевоплощается в формализм, а правоприменение без общих правил - в произвол. Именно поэтому механизм правового регулирования обязан взаимосвязывать различные правовые средства, представляющие разные виды правового регулирования, который дает управленческому процессу дополнительные возможности. Наилучшее сочетание различных управленческих методов в одном механизме придает ему гибкость и универсальность, снижает сбои и остановки в его функционировании. От лучшего выбора правовых средств в конечном счете зависит достижение целей правового регулирования, а значит и эффективность права в целом. Но любой неверный выбор юридических средств, приемов, заложенных в нормативной основе правового регулирования приводит к сбоям в реализации права, торможению правового эффекта. Такая цель как повышение уровня правовой культуры субъектов права, безусловно влияет на качество всего механизма правового регулирования, на укрепления законности и правопорядка Сырых В.М. Теория государства и права. Учебник для вузов. - М.: Былина, 2000. 154 с..
Главным ориентиром развития
и совершенствования элементов
механизма правового
Заключение
Завершая нашу работу “механизм правового регулирования”, можно сделать немаловажные выводы. Право своим существованием оказывает огромное влияние на поведение людей. Представляя собой культурную и информационную ценность, право определяет направление человеческой деятельности, вводя ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Наличие правового регулирования дает возможность посредством правовых норм и иных юридических средств воздействовать на общественные отношения в целях их упорядочения, развития и защиты. Механизм правового регулирования призван осуществлять с помощью правовых средств упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства. Названный механизм просто необходим для поддержания законности и правопорядка как основы и непременного условия нормальной жизни цивилизованного общества. На современном этапе исследования механизма правового регулирования, когда накоплен в значительном объеме новый материал, назрела необходимость, нового видения механизма правового регулирования - в виде «объемного» явления. Такого явления, которое имеет несколько срезов, уровней и в котором средства правового регулирования выстраиваются не только линейно (что характерно для главных звеньев), но и в нескольких плоскостях. С данной точки зрения механизм правового регулирования можно подразделить на такие компоненты: механизм правотворчества, механизм реализации норм права, механизм государственного принуждения, где охранительную направленность выполняет механизм процессуального регулирования. Хотелось бы также отметить, что вопрос о механизме правового регулирования является важным и довольно дискуссионным в правовой науке. Каждый из известных правоведов имеет собственную точку зрения, отличную от других, что делает этот вопрос еще более интересным. Интересы человека - вот главный ориентир для развития и совершенствования элементов механизма правового регулирования, повышения их эффективности. Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования должен быть постоянно ценным по своему характеру, должен создавать режим благоприятствования, осуществлению законных стремлений личности, упорядочению её правового статуса. В любом обществе ставится задача обеспечить высокую эффективность механизма правового регулирования, включая совершенствование законодательства, улучшение эффективности и качества применения права, усиление правовой активности граждан, различных общественных организаций, подъем общей правовой культуры, совершенствование правового воспитания. Изучение механизма правового регулирования играет важную роль в понимании каждым юристом динамики воздействия на общественные отношения всех юридических средств в комплексе. Значение единства и взаимодействия в механизме правового регулирования весьма существенно для укрепления правовой основы государственной и общественной жизни.
Список использованной литературы
I.Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. М., Инфра - М., 2003.
2. Гражданский кодекс. М., Инфра - М., 2003.
II.Научная литература, монографии
1. Александров Н.Г. и др. Теория государства и права. - М.: Юридическая литература, 1968. - С. 548.
2. Алексеев С.С. Общая теория права. М.: Юридическая литература, 1982. - С. 382.
3. Алексеев С.С. Правовые средства: постановка проблемы, понятия, классификация // Советское государство и право. - 1987. - № 6.
4. Алексеев С.С. Право.
Опыт комплексного
5. Алексеев С.С. Теория права. - М.: Издательство БЕК, 2000. - С. 325.
6. Бобылев А.И. Механизм
правового воздействия на
7. Венгеров А. Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. Москва, 2002 г. Т. 2. С. 391.
8. Горшенев В.М. Участие
общественных организаций в
9. Пугинский Б.И. Гражданско
- правовые средства в
10. Явич Л.С. Проблемы
правового регулирования
III.Учебная литература
1. Теория права и государства
в схемах и определениях: Учебное
пособие, составители Бабаев В.
2. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях.- М.: Юрайт, 2002. - С. 362.
3. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы / Под ред. О. Е. Кутафина - 2-е изд., переработанное и дополненное - М.: Юрист,2002 г. С. 296.
4. Общая теория государства и права / Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юристъ, 2002. - С. 376.
5. Общая теория государства и права. Академический курс / Под ред. М.Н.Марченко. Т. 2. - М.: Юристъ, 2000. - С. 512.
6. Сырых В.М. Теория государства и права. Учебник для вузов. - М.: Былина,2000. - С. 534.
7. Теория государства и права. Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько. - М.: Юристъ, 2003 г. С. 720.
8. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, Закон и право, 2000. - С. 693.
9. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. профессора В.Г. Стрекозова. - М.: «Дабахов, Ткачев, Димов», 2002. - С. 427.