Правовое регулирование отраслей

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 18:43, контрольная работа

Описание работы

Целью данного исследования является анализ понятия механизма правового регулирования, выявление наиболее характерных черт этого понятия и возможности повышения его эффективности.Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- раскрыть понятия «правовое регулирование» и «механизм правового регулирования»;
- исследовать структуру механизма правового регулирования;
- для наиболее полного раскрытия вопроса также рассмотреть пределы и эффективность правового регулирования.

Содержание

- Введение…………………………………………………………………….….3
- 1. Понятие и структура механизма правового регулирования……………..7
- 1.1 Понятие правового регулирования и механизма правового регулирования…………………………………………………………………...7
- 1.2 Правовые средства как инструмент механизма правового регулирования………………………………………………………………….12
- 1.3 Структура механизма правового регулирования………………………16
- 2. Пределы и эффективность правового регулирования…………………..20
- Заключение……………………………………………………………………23
- Список использованной литературы………………………………………..25

Работа содержит 1 файл

правовое регулирование отраслей.docx

— 48.91 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Челябинский государственный  университет

Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования

Кафедра экономики отраслей и рынка

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Правовое регулирование отраслей»

 

 

 

 

 

Выполнил:

 группа 27ПС- 304

                   Проверила: Павленко А.В.

 

Челябинск

2012

Содержание:

 

- Введение…………………………………………………………………….….3

- 1. Понятие и структура механизма правового регулирования……………..7

- 1.1 Понятие правового регулирования и механизма правового регулирования…………………………………………………………………...7

- 1.2 Правовые средства как инструмент механизма правового регулирования………………………………………………………………….12

- 1.3 Структура механизма правового регулирования………………………16

- 2. Пределы и эффективность правового регулирования…………………..20

- Заключение……………………………………………………………………23

- Список использованной литературы………………………………………..25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

Любая отрасль права имеет  возможность претендовать на самостоятельность, если возможно выделить самостоятельные  предмет и метод этой отрасли. Можно утверждать, что предмет правового регулирования влияет на инструментарий такового, т.е. определяет существо и набор методов регулятивного воздействия на соответствующие отношения. С точки зрения теории права методом правового регулирования  называется способ воздействия на общественные отношения, являющиеся предметом регулирования и подлежащие упорядочению со стороны права. Отечественная доктрина исходит из того, что международному частному праву свойственны свои специфические приемы и средства регулирования прав и обязанностей участников гражданских правоотношений международного характера. Речь идет о сочетании и взаимодействии двух методов: коллизионного  и материально-правового . Известно, что именно первому методу международное частное право обязано своим возникновением и дальнейшим развитием. В литературе по международному частному праву  обычно отмечается, что при правоотношениях с иностранным элементом всегда возникает так называемый коллизионный вопрос: необходимо решить, какой из двух коллидирующих (сталкивающихся) законов подлежит применению — действующий на территории, где находится суд, рассматривающий дело, или иностранный закон, т.е. закон той страны, к которой относится иностранный элемент в рассматриваемом деле.

Коллизия  — латинское  слово, означающее столкновение. Этот термин носит условный характер. Образно  говорят о коллизии законов и  необходимости выбора между ними для объяснения хода рассуждений  суда или иного лица, которые должны решить вопрос о применении права  к правоотношению с иностранным  элементом. Коллизионная проблема  — проблема выбора права, подлежащего  применению к тому или иному правоотношению, — типична, прежде всего, для международного частного права. Если в других отраслях права вопросы коллизии законов  имеют второстепенное, подчиненное  значение, то здесь именно коллизионная проблема и ее устранение составляют основное содержание этой правовой отрасли, что отразилось, как известно, в  том, что в ряде стран ее называют коллизионным правом. Коллизия может быть устранена путем использования так называемых коллизионных норм , указывающих, право какого государства подлежит применению в том или ином государстве, в том или ином случае. Напомним, что речь идет об отношениях с иностранным (или международным) элементом. Необходимость коллизионных норм вызывается тем, что правовые системы государств отличаются друг от друга. Назначение таких норм — разрешить коллизию конкурирующих двух или более правовых систем и подчинить отношение с иностранным элементом тому правопорядку, который наиболее соответствует существу такого отношения или наиболее тесно связан с ним. Приведем самый простой пример. Иностранный студент в Москве вступает в брак с гражданкой России. Какое право должно быть применено: России или иностранного государства? По законодательству государства, гражданином которого он является, требуется разрешение правительственного органа его страны на вступление в брак с иностранцем. Может возникнуть и второй вопрос, если студент ранее в своей стране уже вступал в брак. Будет ли новый брак зарегистрирован в Москве? Для того, чтобы ответить на эти два вопроса, надо, прежде всего, установить, право какой страны будет применяться при регистрации брака. В СК РФ 1995 г. говорится, что применяется законодательство страны гражданства, но при этом должны быть выполнены условия вступления в брак, предусмотренные российским законодательством. Таким образом, коллизионная норма отсылает к праву сразу двух государств. Сама коллизионная норма не решает еще по существу вопрос, она отсылает к материальным нормам, предусматривающим соответствующие правила. И вопрос будет решен на основании этих правил.  Нет единых для всего мира коллизионных норм, и каждое государство само определяет принципы применения иностранного права (право какой страны, и в каких случаях должно применяться). Поскольку коллизионная норма — это норма, определяющая, право какого государства должно быть применено к соответствующему правоотношению, т.е. норма отсылочного характера, ею можно руководствоваться только вместе с какими-либо материально-правовыми нормами , к которым она отсылает, — нормами законодательства, решающими (регулирующими) вопрос по существу. Коллизионная норма указывает на то, законы какой страны должны быть применены. Вместе с материально-правовой нормой, к которой она отсылает, коллизионная норма выражает определенное правило поведения для участников гражданского оборота. Отечественная доктрина не ограничивает содержание международного частного права только коллизионными нормами. Еще в 1940 г. И.С. Перетерский и С.Б. Крылов  в своем учебнике международного частного права писали, что «рассматривать международное частное право лишь как «коллизионное», т.е. посвященное лишь «разграничению» различных законодательств, — это значит суживать... действительный характер международного частного права». Объединение в составе международного частного права коллизионных и материально-правовых норм основывается на необходимости двумя различными методами регулировать однородные по своему характеру отношения. Человеческое общество характеризуется той или иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообщества людей (больших или малых социальных групп). В целях достижения такого согласования осуществляется социальное регулирование, т.е. целенаправленное воздействие на поведение людей. Регулирование может быть как внешним по отношению к человеку (кто-то каким-либо образом воздействует на него), так и внутренним (саморегулирование). На всем протяжении своего развития общество выработало многообразную систему средств и способов регламентации поведения людей. Средства отвечают на вопрос, чем регулируется поведение людей, а способы - как осуществляется это целенаправленное воздействие.К средствам социального регулирования относят, прежде всего, социальные нормы: правовые (юридические), моральные, корпоративные, обычаи и др. Но норма - хотя и основное, но далеко не единственное средство воздействия на поведение людей: средствами регулирования являются также индивидуальные предписания, властные веления, меры физического, психического, организационного принуждения. Однако в системе социального регулирования важнейшая роль принадлежит правовому регулированию, которому и посвящена данная работа.Правовое регулирование в российском обществе - важное условие создания стабильного правового порядка, а также органов, институтов и учреждений, способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех прав, свобод и законных интересов граждан и иных лиц, которые закреплены действующими нормами права.Общие социальные цели правового регулирования преследуют достижение социально полезных результатов и, в первую очередь, создание необходимых условий для прогрессивного развития и процветания общества.Право является особым и главным государственным регулятором общественных отношений. Опираясь на право, действуя в соответствии с правом, и не противореча ему, в условиях цивилизации достигается такая организованность общества, при которой реализуется демократия, экономическая свобода личности.Наличие правового регулирования просто необходимо для обеспечения и гарантирования в нормативном порядке свободы в обществе. Правовое регулирование - это явление, необходимость которого возникает из ряда предпосылок, например таких как, утверждение справедливости, создание оптимальных условий для преимущественного действия в обществе экономических и духовных факторов. Отсутствие же эффективного механизма правового регулирования порождает произвол, своеволие в общественной жизни и жизни людей.Определяя актуальность данной темы, следует выделить, что именно механизм правового регулирования является двигателем права, справедливости и законности.Целью данного исследования является анализ понятия механизма правового регулирования, выявление наиболее характерных черт этого понятия и возможности повышения его эффективности.Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- раскрыть понятия «правовое регулирование» и «механизм правового регулирования»;

- исследовать структуру механизма правового регулирования;

- для наиболее полного раскрытия вопроса также рассмотреть пределы и эффективность правового регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и структура  механизма правового регулирования

 

1.1 Понятие правового регулирования  и механизма правового регулирования

Регулирование общественных отношений - главная функция права, его ключевая характеристика в действии, движении, в процессе реализации его  возможностей.Понятие «механизм  правового регулирования» производно от понятия правового регулирования.

С.С. Алексеев определяет правовое регулирование как осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативно-организационное  воздействие на общественные отношения  с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными  потребностями. Алексеев С.С. Теория права. - М.: Издательство БЕК, 2000. 145 с. Как видно, С.С. Алексеев определяет правовое регулирование  через правовое воздействие. Однако не всякое правовое воздействие составляет механизм правового регулирования. Понятие механизма правового  регулирования уже понятия механизма  правового воздействия. Понятие  «Воздействие» по объему более широкое, чем «регулирование», замечает М.Н. Марченко, ибо воздействие включает как регулирование с помощью  определенной правовой нормы, так и  другие правовые средства и формы  влияния на поведение людей. Общая  теория государства и права. Академический  курс / Под ред. М.Н. Марченко. Т. 2. - М.: Юристъ, 2000. 435 с. С.А. Комаров включает в механизм правового воздействия  наряду с механизмом правового регулирования  правовое сознание, правовую культуру, правовые принципы, правотворческий  процесс. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. - М.: Юрайт, 2002. 60 с.

Отличие правового воздействия  от правового регулирования состоит  в том, что правовое воздействие  является частью социального воздействия. Как культурная и информационная ценность, право определяет направление  человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений.Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование общественных отношений.Особенность правового  регулирования заключается в  осуществлении государством посредством  издания общеобязательных норм поведения. Здесь проявляется искусство  правотворческих органов, их умение учитывать реальные возможности  и предвидеть наступающие последствия.

Изучение механизма правового  регулирования занимает ученых длительное время. Значительный интерес для  разработки этой проблемы имели труды  С.С. Алексеева, в частности его  монографии «Механизм правового  регулирования в социалистическом государстве» и «Теория права» Алексеев С.С. Теория права. - М.: Издательство БЕК, 2000. , где отмечалось, что категория  «механизм правового регулирования» определена в теории государства  и права для показа момента  движения, функционирования правовой формы. Но со временем категория «механизм  правового регулирования» стала  употребляться и в другом назначении, как «механизм правотворчества», «юридический механизм управления»  и т.д.

По мнению И.П. Слободянюк, Е.В. Макагон, в настоящее время  понятие «механизм правового  регулирования» применяется как  способ функционирования и система  средств воздействия, как юридическая  надстройка в системном «работающем» виде. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. - М.: ЮНИТИ -ДАНА, Закон и право, 2000. 337 с.

«Однако уровень механизма  правового регулирования зависит  не только от состояния законодательства, - считает А.И, Бобылев. - Важно и  реализовать на практике принятые законы. Поэтому остро встает вопрос о  механизме реализации норм права». Бобылев А.И. Механизм правового  воздействия на общественные отношения // Государство и право. - 1999. - № 5. 106. с. Это одна из насущных проблем  Российского права, в решении  которой должен быть заинтересован  каждый член общества.

А.В. Малько указывает, что  цель механизма правового регулирования - обеспечение беспрепятственного движения интересов субъектов к ценностям, т.е. гарантированность их справедливого  удовлетворения. Исходя из этого, он определяет механизм правового регулирования  как систему правовых средств, организованных наиболее последовательным образом  в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов  субъектов права. Теория государства  и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2003. 625 с.

В.Н. Хропанюк более кратко дает понятие механизма правового  регулирования - это система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений  в соответствии с целями и задачами правового государства. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное  пособие для высших учебных заведений / Под ред. профессора В.Г. Стрекозова. - М.: «Дабахов, Ткачев, Димов», 2002. 341-342 с.

Анализируя сказанное, для  механизма правового регулирования  понимается совокупность правовых средств, взятая в единстве, с помощью которых  государство осуществляет правовое воздействие на общественные отношения  в желаемом для него направлении.

В механизме правового  регулирования С.С. Алексеев выделяет структуру правового регулирования, которая характеризуется, прежде всего, методами и способами регулирования. Каждой отрасли права присущ свой метод или сочетание методов  правового регулирования. В теории правового регулирования принято  выделять два метода правового воздействия: 1) метод децентрализованного регулирования, построенный на координации целей  и интересов в общественном отношении  и применяемый в сфере отраслей частноправового характера; 2) метод  централизованного, императивного  регулирования, базирующийся на отношениях субординации между участниками  общественных отношений и используемый в публично -правовых отраслях. Способы  правового регулирования - пути юридического воздействия, выраженные в юридических  нормах и других элементах правовой системы. С.С Алексеев выделяет следующие  способы правового регулирования: а) дозволение - предоставление лицам  права на свои собственные активные действия; б) запрещение - возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного  рода; в) позитивное обязывание - возложение на лиц обязанности активного  поведения (что-то сделать, передать, уплатить и т.д.). Алексеев С.С. Теория права. - М.: Издательство БЕК, 2000. 157 с.

В.В. Лазарев называет те же способы правового регулирования, но несколько в иной последовательности: а) позитивное обязывание; б) дозволение; в) запрещение. При этом он уточняет, что метод - это совокупность юридических  способов правового регулирования, а способы - это своего рода «строительный  материал», «юридическое вещество»  составляющее метод. Общая теория государства  и права / Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юристъ, 2002. 136 с.

Следовательно, процесс правового  регулирования в каждом конкретном случае различен - в зависимости  от выполнения правовых обязанностей - добровольно или под принуждением.Существенное значение для понимания правового  регулирования имеет его предмет  или сфера правового регулирования.

Предметом правового регулирования  являются разнообразные общественные отношения, которые объективно, по своей  природе, могут поддаваться нормативно-организационному воздействию. В сферу правового  регулирования входят различные  группы общественных отношений: 1) отношения  людей по обмену ценностями; 2) отношения  по властному управлению обществом; 3) отношения по обеспечению правопорядка, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей  в двух вышеуказанных сферах. Сфера  правового регулирования не является неизменной и постоянной, она может  расширяться за счет появления новых  отношений (отношения в сфере  экологии) или статься за счет отказа от использования права в тех  или иных областях общественных отношений. От содержания и характера предмета во многом зависят особенности содержания правового регулирования, а отсюда и особенности структуры права. Ими могут быть имущественные, земельные, управленческие, организационные и  др. отношения. В.В. Лазарев уточняет вопрос о сфере и пределах правового  регулирования. Он отмечает, что их правильное определение необходимо для того, чтобы исключить использование  юридических инструментов в сферах взаимодействия людей, требующих иных средств социальной регуляции. Общая  теория государства и права / Под  ред. В.В. Лазарева. - М.: Юристъ, 2002. 134 с.

Информация о работе Правовое регулирование отраслей