Правовое регулирование отраслей

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 18:43, контрольная работа

Описание работы

Целью данного исследования является анализ понятия механизма правового регулирования, выявление наиболее характерных черт этого понятия и возможности повышения его эффективности.Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- раскрыть понятия «правовое регулирование» и «механизм правового регулирования»;
- исследовать структуру механизма правового регулирования;
- для наиболее полного раскрытия вопроса также рассмотреть пределы и эффективность правового регулирования.

Содержание

- Введение…………………………………………………………………….….3
- 1. Понятие и структура механизма правового регулирования……………..7
- 1.1 Понятие правового регулирования и механизма правового регулирования…………………………………………………………………...7
- 1.2 Правовые средства как инструмент механизма правового регулирования………………………………………………………………….12
- 1.3 Структура механизма правового регулирования………………………16
- 2. Пределы и эффективность правового регулирования…………………..20
- Заключение……………………………………………………………………23
- Список использованной литературы………………………………………..25

Работа содержит 1 файл

правовое регулирование отраслей.docx

— 48.91 Кб (Скачать)

Из сказанного можно сделать  вывод, что понятие механизма  правового регулирования позволяет:

- не только собрать  вместе явления правовой действительности - нормы, правоотношения, юридические  акты и др., участвующие в правовом  воздействии, и обжаловать их  как целостность, но и представить  их в работающем, системно - воздействующем  виде, что характеризует результативность  правового регулирования;

- высветить в связи  с этим специфические функции,  которые выполняют те или иные  юридические явления в правовой  системе, показать их связь  между собой и взаимодействие.

Рассмотренная позиция понимания  механизма правового регулирования  как совокупности правовых средств, используемых в процессе правового  регулирования общественных отношений, является дискуссионной, по мнению В.М. Сырых. Свои взгляды он обосновывает тем, что один из основных принципов  научного анализа сложных систем, механизмов требует рассматривать  исследуемый объект, явление во взаимосвязи, взаимодействии составляющих его частей. Только при таком подходе можно  установить, насколько эффективно действуют  компоненты, каковы их функции и  насколько результативной является работа механизма в целом как  единого целостного образования. Изучение же строения механизма на уровне составляющих его частей является неполным. Поэтому, чтобы получить верные представления  о механизме правового регулирования, его способности выступать в  этом качестве следует рассматривать  максимально полно все его  компоненты, а также взять их во взаимосвязи и взаимодействии. При  таких методологических требованиях  механизм правового регулирования  можно рассматривать как сложную  систему, состоящую из правовых средств, субъектов, осуществляющих правовое регулирование  или правовую деятельность, и юридически значимых результатов их деятельности. При этом единый механизм правового  регулирования сообразно стадиям  правового регулирования подразделяется на три компонента: механизм правотворчества, механизм реализации норм права и  механизм государственного принуждения. Сырых В.М. Теория государства и  права. Учебник для вузов. - М.: Былина, 2000. 146 с.

Каждый механизм действует  на своей стадии правового регулирования - правотворчестве, правореализации  и применении юридической ответственности - и характеризуется специфическими, только ему присущими правовыми  средствами. Таким образом, механизм правового регулирования - сложное явление, требующее дальнейшего углубленного изучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Правовые средства как  инструмент механизма правового  регулирования

 

Право - многогранное явление, призванное регулировать общественные отношения. Его можно рассматривать с разных сторон. В роли социального феномена цивилизации, элемента культуры, меры свободы и справедливости право в большей степени характеризуется как цель по отношению к обществу, приобретает мощное социальное звучание. Наряду с этим право можно оценивать и как средство (инструмент) для разрешения практически значимых задач общества, для удовлетворения интересов людей. Данный подход в юридической науке называют инструментальным, в рамках которого и исследуются правовые средства.

Как и многие юридические  понятия, правовые средства сначала  анализировались на отраслевом уровне - в сфере гражданского права. Так, Б.И. Пугинский рассматривал их в  качестве юридических способов решения  субъектами своих целей (интересов). Пугинский Б.И. Гражданско - правовые средства в хозяйственных отношениях. - М., 1984. -87 с.

Вместе с тем проблема правовых средств выступает, прежде всего, как общетеоретическая проблема. В теории права под правовыми  средствами С.С. Алексеев понимает институциональные  явления правовой действительности, воплощающие регулятивную силу права, его энергию, которым принадлежит  роль ее активных центров. Алексеев С.С. Правовые средства: постановка проблемы, понятия, классификация // Советское  государство и право. -1987. - № 6. - 14 с.

Правовые средства не образуют каких - то особых принципиально отличных от традиционных, зафиксированных в  общепринятом понятийном аппарате явлений  правовой действительности и сформулированных в основном с точки зрения потребности  аналитической юриспруденции. Это  весь диапазон правовых феноменов различных  уровней с той лишь особенностью, что они вычленяются и рассматриваются  не с позиций нужд юридической  практики, а с позиций их функционального  предназначения, тех черт, которые  характеризуют их как инструменты  решения экономических и иных социальных задач. Вопрос правовых средств - не столько вопрос обособления в особое подразделение тех или иных фрагментов правовой действительности, сколько вопрос их особого видения в строго определенном ракурсе - их фундаментального предназначения, их роли как инструментов оптимального решения социальных задач. Иными словами, перед нами те же юридические нормы, хозяйственные договоры, счета в банке, меры поощрения, санкции, но предстающие в качестве функциональных явлений, инструментов реализации силы, ценности права.

С.С. Алексеев выделяет следующие  показатели правовых средств:

- субстанциональность правовых явлений;

- возможность их использования субъектами;

- наличие в правовых явлениях социальной силы, своего рода юридической энергии. Алексеев С.С. Теория права. - М.: Издательство БЕК, 2000. - 152 с.

Как субстанциональные явления  правовые средства довольно отчетливо, зримо отличаются от других компонентов  правовой действительности: с одной  стороны, от явлений правовой деятельности - действий в области правотворчества, актов по реализации и применению юридических норм (толкования, вынесения  правоприменительных решений, исполнения актов юрисдикционных органов и  т.д.), а с другой стороны, от явлений  сугубо субъективной сферы правовой действительности - правосознания, субъективных элементов правовой культуры, правовой науки. И то и другое, разумеется, учитывается в правовом регулировании, включается в действие его механизма; и можно, например, говорить о регулятивных функциях правосознания или о  регулятивном значении применения права. Но они не образуют самих регулятивных частиц, компонентов регулятивного  вещества права, т.е. как раз того, что является правовыми средствами. Поэтому два упомянутых компонента правовой действительности находятся  рядом с правовыми средствами, связаны с ними, но непосредственно  в их состав не входят: один из них (правовая деятельность) - это, в сущности, применение и использование правовых средств, а второй (явления субъективного  порядка, например, правосознание) - представление  о них, их субъективный образ.Правовые явления как субстанциональные  явления многообразны. В развитых правовых системах, при достаточно высокой степени институционализации  правовых явлений, то или иное правовое средство, причем это может быть одно и то же правовое средство выступает  в различном виде в зависимости  от уровня, на котором рассматривается  юридический инструментарий.

С.С. Алексеев выделяет три  таких уровня: во-первых, уровень  первичных правовых средств - элементов  механизма правового регулирования  в целом и его важнейших  подразделений; это прежде всего, юридические  нормы, а также субъективные юридические  права и юридические обязанности; тут правовое средство есть, в сущности, путь, общее направление решения  жизненной проблемы; во-вторых, уровень  сложившихся правовых форм, нормативно выраженных обычно в виде институтов - отдельных образований, юридических  режимов или комплексов взаимосвязанных  правовых образований и режимов, представляющих собой юридически действенные  формы решения жизненных проблем (например, договор как способ организации  работ и оплаты их результатов); в - третьих, операционный уровень - конкретные юридические средства, находящиеся  непосредственно в оперативном  распоряжении тех или иных субъектов, например, договор гражданина, приобретающего пустующий жилой дом, с сельскохозяйственным предприятием на выращивание и продажу  сельскохозяйственной продукции, договор, который в данном случае является способом организации, взаимоотношений  между гражданами, проживающими в  городах или поселках городского типа, и сельскохозяйственными предприятиями. Алексеев С.С. Теория права. - М.: Издательство БЕК, 2000. 152-153 с.

Теперь о такой черте  правовых средств, как возможность  их использования субъектами. Она  характеризует глубокое взаимодействие правовых средств с социальной деятельностью.В  этом взаимодействии - две плоскости. Одна из них очевидна - деятельность по использованию правовых средств  в практической жизни. Иными словами, хотя правовые средства есть явления  субстанциональные, в них, в самом  их бытии присутствует момент, выражающий перспективу использования, - возможности  того, что известные субъекты «возьмут их в руки» и добьются с их помощью  нужного, ожидаемого результата. С рассматриваемой  точки зрения вопросы использования  правовых средств являются решающей частью юридической практики - и  в то же время важным и перспективным  направлением развития юридической  науки.Во взаимодействии социальной деятельности и правовых средств есть и другая, не менее значимая плоскость. Причем здесь речь идет не о такой своеобразной разновидности социальной деятельности, которую можно назвать правовой (именно тот характер имеет использование  правовых средств), а о социальной деятельности в самом точном и  строгом смысле - о деятельности, в которой реализуются социальная жизнь независимо от форм ее существования  и опосредования.Социальная деятельность в указанном глубоком смысле при  переходе человечества на стадию цивилизации  является необходимой и ближайшей  основой правовых средств, во многом определяющей и их существование, и  их особенности, их развитие. Социальность деятельности наряду с другими ее чертами характеризуется своего рода напряженностью; она как бы пронизана или «полем активности», или «полем сдерживания» либо окутана тем и другим, что придает поведению субъектов общественных отношений особое содержание и облик. Отсюда такие элементы и черты деятельности, как ее необходимость, допустимость или недопустимость, заложенные в самом содержании деятельности и выражающие потребности жизни общества, свойственные ей закономерности, условия жизнедеятельности. Соприкасаясь и взаимодействуя с субъективной стороной жизни общества, отмеченные элементы и черты деятельности как социального явления получают выражение в правах и обязанностях (запретах).Права и обязанности связаны с государственной властью, ее аппаратом, приобретают обязательный характер, становятся юридическими правами и обязанностями и в этом качестве выступают как необходимые и первичные правовые средства. Именно с юридических прав и обязанностей начинается формирование правового инструментария, всей системы правовых средств. Теперь рассмотрим такой показатель правовых средств, как наличие в них социальной силы. Определенные правовые формы потому и обособляются в устойчивые институционные образования, потому и используются субъектами, что обладают социальной силой. В них, следовательно, заложены такие возможности, такие потенции, которые позволяют справиться с трудностями, преодолеть препятствия, обеспечить решение назревшего жизненного вопроса. Надо обратить внимание лишь на то, что в юридическом инструментарии заложена не вообще социальная сила, а правовая сила, реализующая своего рода юридическую энергию.

Подытоживая сказанное, можно  выделить признаки правовых средств:

1) выражают собой юридические  способы обеспечения интересов  субъектов права;

2) сочетаясь определенным  образом, они выступают основными  «работающими частями» действия  права, правового регулирования,  правовых режимов;

3) имеют юридическую силу  и поддерживаются государство.

Таким образом, правовые средства - это объективированные субстанциональные  правовые явления, обладающие фиксированными свойствами, которые позволяют реализовать  потенциал права, его силу. В зависимости от отраслевой принадлежности правовые средства могут быть конституционными, гражданскими, административными и т.п.; в зависимости от характера - материальными и процессуальными; в зависимости от функциональной роли - регулятивными и охранительными; в зависимости от информационно- психологической направленности (чьим интересам отдается предпочтение) - стимулирующими (поощрения, льготы, дозволения) и ограничивающими (наказания, запреты, обязанности).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Структура механизма  правового регулирования

 

Первоначально идею механизма  воздействия права на общественные отношения выдвинул Н.Г. Александров. Определенные теоретические обобщения  по данной проблеме были проведены  Явичем, Явич Л.С. Проблемы правового  регулирования советских отношений. - М.: Госполитиздат, 1961. 172 с. а несколько  позднее В.М. Горшеневым. Горшенев В.М. Участие общественных организаций  в правовом регулировании. - М., 1963. 174 с.

По мнению Н.Г. Александрова, звеньями механизма правового регулирования  являются:

1) установление правового  статуса лица;

2) придание известным  видам жизненных фактов значения  юридических фактов;

3) установление моделей  правоотношений;

4) установление мер правовой  охраны и юридической ответственности.

Определенный вклад в  разработку вопросов механизма правового  регулирования внесли П.Е. Недбайло, А.С. Пиголкин, М.П. Лебедев, Н.И. Матузов  и ряд других ученых-юристов. Но свое развернутое обоснование данная идея приобрела в работах профессора С.С. Алексеева. Предложенная им конструкция в последующем не претерпела существенных изменений. В соответствии со стадиями правового регулирования С.С. Алексеев выделяет три основных элемента (звена) в механизме правового регулирования:

1) юридические нормы;

2) правовые отношения;

3) акты реализации прав и обязанностей.

Факультативным элементом  являются акты применения права Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. - М.: 1999. 364-365 с..

Такое представление о  структуре механизма правового  регулирования широко распространено, но не является единственным, существуют иные точки зрения.Так, А.В. Малько выделяет следующие основные стадии и элементы правового регулирования:

Информация о работе Правовое регулирование отраслей