Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 23:03, курсовая работа
Целью этой курсовой работы является описание сущности потребления и сбережения, а также такого понятия как инвестиции.
Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, выводов и списка использованной литературы.
В первом разделе характеризуются такие понятия, как потребление, сбережения и инвестиции, их взаимоотношение и его влияние на макроэкономическое равновесие.
Во втором разделе рассматриваются те же показатели в развитых странах.
Учитывая, что свыше 90% инвестиций в основной капитал финансируются в Украине из внебюджетных источников, такое происхождение имеют не менее половины расходуемых для этого ресурсов. Изменилась отраслевая структура инвестиций в основной капитал. В 1991г, например, доля вложений в сельское хозяйство составило не менее 25%, к 2002г. сократилось до 5%, доля промышленных инвестиций возросла с 30 до 40%, также как доля объектов хозяйственной инфраструктуры. В самой промышленности объекты ТЭК и металлургии регулярно привлекают не менее 70% объема инвестиций в эту сферу, тогда как доля машиностроения и металлообработки, легкой и пищевой промышленности заметно уменьшилась.
Острый инвестиционный голод на Украине порожден не только низкой эффективностью механизмов мобилизации внутренних источников накоплений, что характерно практически повсеместно в СНГ, но внешних источников, доля которых, в случае с Украиной, одно из самых низких (не превышает 5%).По подсчетам местного Минэкономики, для структурной перестройки украинской экономики требуется вложить 40-50млрд долларов, т.е. сумму, превышающую ее ВВП. Чтобы аккумулировать такие средства в разумные сроки при низкой норме накопления, в этой стране требуются более масштабные вливания капитала, особенно в форме прямых инвестиций.
В целом, рассматривая общую характеристику Украины, можно выделить несколько особенностей, характерных для современного этапа развития страны. В частности, существенное влияние на положение страны в системе МЭО оказывает политический курс его руководства на сближение со странами Западной Европы и США. Подобное стремление позволяет Украине надеяться на помощь этих стран в преодолении последствий экономического кризиса 1990х годов и выходе экономики страны на качественно новый уровень. Кроме того, следует отметить, что подобный политический курс, а также географическое положение страны естественным образом сказываются на ориентации экономики преимущественно на западных партнёров. Кроме того, происходят изменения в стандартизации производимой продукции и изменения в структуре производства в сторону увеличения доли услуг и уменьшения доли добывающей промышленности и сельского хозяйства (следует также ответить, что подобное изменение приводит и к изменению в структуре занятости населения), что приводит к росту эффективности экономики в целом.
Украина пережила десять лет падения, вследствие чего ВВП снизился до 40,8%, а за последующие девять лет роста едва достиг 74,1% от уровня 1990г. По сравнению с 1991г. реальные располагаемые доходы населения сначала снизились до 32,9% в 1999г., а затем выросли до 101,3% в 2008г. Следовательно, 18 лет для роста доходов населения в целом потеряны. Результатами экономического роста различные слои населения страны воспользовались по-разному, в частности, все больше ресурсов концентрировалось в руках относительно немногочисленной группы.
Результаты сравнительного анализа свидетельствуют, что в течение 2001—2004 гг. темпы роста ВВП Украины были выше средних по странам СНГ, но уже с 2005г. этот показатель снизился. Среди стран СНГ с более низкими, чем в Украине, темпами в 2005—2008гг. развивалась только экономика Кыргызстана. По сравнению со странами СНГ и «новичками» ЕС динамика роста ВВП в Украине может быть охарактеризована как нестабильная.
В украинской экономике, демонстрировавшей в течение сентября 1999г. — сентября 2008г. положительную динамику, вместе с тем наблюдались признаки нарушения макроэкономического равновесия, поскольку рост не был обусловлен стабильными долгосрочными факторами. Экономический рост стал не результатом системных внутренних реформ, а следствием влияния благоприятных факторов кратковременного характера как внешнего, так и внутреннего происхождения.
Падение украинской экономики в 2009г. стало закономерным итогом качества экономического роста в докризисный период, что было обусловлено преимущественно двумя факторами. Это — рост цен на украинский экспорт как следствие ускорения темпов роста мировой экономики, а также высокий внутренний спрос, который стимулировали мягкая монетарная политика и значительное увеличение банковского кредитования за счет иностранного капитала. Ухудшение экономической ситуации в мире закономерно, учитывая высокий уровень уязвимости украинской экономики, привело к развертыванию в нашей стране системного экономического кризиса. Существенное снижение объемов производства произошло во всех основных секторах экономики, кроме сельского хозяйства (благодаря рекордному урожаю 2008 г.), что привело к падению ВВП на 20,3% в I кв. и на 17,8% во ІІ кв. 2009г. по сравнению с соответствующими периодами предыдущего года.
Повышение уровня оплаты труда в Украине является одной из самых актуальных и острых проблем на современном этапе социально-экономического развития. Оно носило объективный характер и было обусловлено значительным отставанием Украины по этому показателю от стандартов развитых стран и подавляющего большинства стран с формирующимися рынками. Вместе с тем уровень оплаты труда не может рассматриваться изолированно от изменений основных макроэкономических пропорций, уровень оптимальности которых обуславливает общеэкономическую динамику.
На протяжении 1999—2009гг. формирование одной из основных макроэкономических пропорций, а именно — соотношения между уровнем оплаты труда и валовой прибылью/смешанным доходом в структуре ВВП, не было устойчивой тенденцией. Так, в 2001г. наблюдалось превышение удельного веса валовой прибыли по сравнению с оплатой труда. Однако в 2002г. соотношение этих составляющих дохода существенно изменилось в пользу оплаты труда. На протяжении 2003—2004 гг. происходило постепенное выравнивание распределения дохода, но в 2005г. вследствие роста уровня заработной платы ее доля в ВВП увеличилась до 49,1%, что сопровождалось соответствующим стремительным сокращением удельного веса валовой прибыли.
Можно констатировать, что в Украине происходит гипертрофированное наращивание оплаты труда, что обуславливает деформации макроэкономических пропорций ВВП и ограничивает возможности дальнейшего экономического развития.
Кризис формирования капитала, который украинская экономика пережила в течение 1991—1996гг. и следствием которого стало сокращение объема валового накопления основного капитала в 6,8 раза, так и не удалось преодолеть в последующие 1997—2008гг. В 2008г. объемы валового накопления основного капитала составили всего 44,7% от его объема за 1990г.
Доля привлеченных и заимствованных средств, в том числе кредитов банков, средств иностранных инвесторов и инвестиционных фондов, в общих объемах капиталовложений составила 23%. Доля средств иностранных инвесторов колебалась в диапазоне от 5,9% (2000 г.) до 3,3% (2008 г.) от всех капиталовложений. По сравнению с 2007 г. доля капиталовложений, освоенных за счет средств иностранных инвесторов, уменьшилась на 0,2 п.п. — до 3,3%.
Инвестиции в основной капитал за счет средств сводного бюджета Украины хоть и возросли с 1,5% ВВП в 1999 г. до 2,3—2,5% ВВП за 2007—2008гг., однако остаются по сравнению с другими странами достаточно низкими. Их уровень — один из самых низких среди бывших социалистических стран Европы, где на протяжении последних лет наблюдается значительный рост инвестиций в основной капитал (прежде всего в создание современной инфраструктуры) до 4% ВВП и выше.
Несмотря на положительную на протяжении 2000—2008 гг. динамику объема инвестиций в основной капитал и расходов на технологические инновации, в 2007 г. произошло увеличение уровня износа основных средств в промышленности (1999 г. — 49,6%, 2007 г. — 59,3%).
За
последнее десятилетие в
В
бюджетных расходах, кроме социальных,
значительно увеличились
Рост расходов на государственное управление, общественный порядок и судебную власть был связан как с опережающей динамикой заработной платы государственных служащих, так и со значительным увеличением их количества. Если общее число занятых в экономике страны в 2008г. по сравнению с 1999г. уменьшилось на 3,9%, то количество государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления выросло на 55,3%.
Вследствие долгосрочного наращивания социальных расходов их доля в сводном бюджете в 2005—2008гг. увеличилась до 22—28% по сравнению с 12—15% в 1999—2001гг.
При этом доля бюджетных расходов на формирование человеческого капитала либо росла за счет платы потребителей соответствующих услуг (в частности, на образование), либо почти не менялась (расходы на здравоохранение).
В 2009г. году почти каждая пятая гривна расходов государственного бюджета Украины направлялась на обеспечение пенсионных выплат. Эти расходы государственного бюджета за 6 месяцев 2009г. составили почти 6% ВВП.
Рост государственной задолженности в условиях низкого уровня инвестиционных расходов бюджета 2010 г. означал, что в будущем еще больше государственных средств будет направлено на обслуживание государственного долга, а не на выполнение общественно значимых функций государства, на реализацию инновационной модели развития национальной экономики.
В условиях, когда Украина уже столкнулась со значительным ростом расходов на пенсионное обеспечение населения, важнейшей составляющей политики оздоровления государственных финансов должно стать решение вопросов пенсионной реформы, в частности увеличение пенсионного возраста и упорядочение различных форм пенсионных выплат.
Если в конце 1999 г. государственный долг составлял 61% ВВП, в конце 2000 г. — 45,3% ВВП, 2003 г. — 29% ВВП, то в 2006 г. — уже 15% ВВП, а в конце 2007 г. — 12,4% ВВП. В абсолютных цифрах на протяжении 1999—2006 гг. государственный долг оставался почти стабильным: на уровне 75—85 млрд. грн., в 2007 г. увеличился до 88 млрд. грн., а по состоянию на конец 2008 г. достиг 189,4 млрд. грн. На конец июля 2009 г. общая сумма государственного долга Украины уже составила 256 млрд. грн.
Поскольку
тенизация экономики Украины в условиях
финансово-экономического кризиса приобрела
тотальный характер, и отдельными экспертами,
и исследователями ее объем оценивается
в пределах до 60% ВВП, она представляет
на современном этапе реальную угрозу
национальной безопасности государства.
ВЫВОД
В условиях благоприятного развития событий, стабильного развития экономики подавляющая часть сбережений действительно превращается в инвестиции. В то же время нестабильность экономического положения в стране, кризисное состояние экономики, высокие темпы инфляции приводят к тому, что значительная часть сбережений не превращается в инвестиции, не вовлекается в инвестиционный процесс, а используется на товарные запасы или расходуется на приобретение иностранной валюты. Другая часть сбережений направляется в сферы, где ожидается более высокая прибыль и более быстрое ее получение. Значительная часть инвестиций приобретает краткосрочный, спекулятивный характер. Доля долгосрочных производственных инвестиций сокращается, что приводит к падению темпов роста производства, сокращению занятости, а, следовательно, снижению уровня, как потребления, так и сбережений.
1.
Потребительские расходы
2. Функция потребления является одной из важнейших в макроэкономике и показывает соотношение между потребительскими расходами и доходом конечного использования как в статике, так и в динамике.
3.
Зависимость потребления и
4.
Инвестиции создаются
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ