Потребление основных продуктов населением России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 10:24, реферат

Описание работы

Сколько нужно человеку для жизни - чтобы быть сытым, одетым, иметь крышу над головой, удовлетворять свои культурные потребности (хотя бы в кино сходить, новости по телевизору посмотреть)? Более-менее понятно, что верхнего предела в удовлетворении витальных и социальных потребностей человека нет - как нет и самого большого числа на свете.

Содержание

1. Показатели потребления пищи в России за 100 лет
2. "Рациональные" нормы потребления продуктов питания
3.Прожиточный минимум на 2010 год
4.Потребительская корзина

Работа содержит 1 файл

Домашняя экономика.docx

— 201.57 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Потребление населением и его  обеспеченность отдельными товарами  
в сравнении с рациональными нормами

Показатели Факт Рациональные  нормы   
(нормативы рац. обесп.
1960 1965 1970 1980 А Б В
На  душу населения, кв.м
Хлопчатобумажные  ткани 19,2 19,1 21,2 23,8 37,4 31,2 29
Шерстяные ткани 2,2 2,5 2,7 2,7 5,1 4,2 3,8
Шелковые  ткани 3,4 3,6 4,7 6,6 10,3 10,3 9,4
Верхний трикотаж, шт. 0,6 0,9 1,8 2,1 1,7 - 4,0
Кожаная обувь, пар 1,9 2,4 3,0 3,2 3,3 3,6 3,7
На 100 семей, шт.
Часы  всех видов 286 319 411 518 - - 600
Радиоприемники  и радиолы 46 59 72 85 - 140 148
Телевизоры 8 24 51 85 - 125 125
Холодильники 4 11 32 86 - 110 110
Стиральные  машины 4 21 52 70 - 70 72
Электропылесосы 3 7 12 29 - 58 -

 
Кроме того, существовали нормативы рациональной обеспеченности населения жильем, а также платными и бесплатными услугами сфер бытового и социально-культурного обслуживания. Так, норматив общей жилой площади  установили в зависимости от количества членов семьи: для одиночек - 36, а  на "душу" в семье из 6 человек - 17,2 кв. м. Для "рациональных норм потребления  мебели" средний срок ее службы принят 20 лет. Впрочем, признавалось, что нормы  эти несовершенны, что объясняется  отсутствием необходимой статистической базы для расчета.

В 70-е годы в  состав планового и рационального  потребительских бюджетов (РПБ) на 1980 г. и на перспективный 1990 г. НИЭИ Госплана СССР включал в расчет 1174 товарных позиции. Они подразделялись на хозяйственно-бытовые товары общесемейного пользования, культурно-бытовые товары общесемейного и индивидуального пользования, спортивные товары общесемейного и индивидуального пользования, товары для любительских занятий, предметы личного обихода, верхнюю одежду, белье, головные уборы и шарфы, обувь. Практически в набор были включены все виды изделий, выпускаемых отечественной промышленностью, вплоть до курительных приборов и украшений.

Как показывают данные таблицы 6, достигнутый уровень  потребления в 1985 г. заметно (по многим позициям в 2-3 раза) отставал от РПБ. Разрабатываемые  плановые проектировки на краткосрочную (1990 г.) и среднесрочную (до 1995 г.) перспективу должны были ориентировать народное хозяйство на значительное увеличение производства предметов потребления, т.е. на ускоренное движение к цели-эталону РПБ. При этом РПБ рассматривался в условиях плановой экономики не только как эталон или цель-ориентир, но и как гипотеза потребления, на базе которой выявляется заказ промышленности, сельскому хозяйству и другим народнохозяйственным отраслям. Практическое использование РПБ предполагало рационализацию структуры потребления, формулирование спроса населения в соответствии с научно-обоснованными нормативами потребления. Для этого плановые бюджеты увязывались с динамикой развития отраслей производственной и непроизводственной сфер. Кроме того, РПБ выступал в качестве меры удовлетворения потребностей.

Количественные  характеристики потребления  населением основных видов товаров

 
 
 

Показатели Факт План Нормативы  
рационального   
потребления   
и обеспеченности*
1985 г. 1989 г. 1985г. 1989г.
Ресурсы основных продуктов  питания (в расчете  на душу населения  в год), кг
Мясо  и мясопродукты 62 60 68 80 84
Молоко  и молокопродукты 345 340 350 400 380
Яйца, шт. 260 268 280 285 280
Рыба  и рыбопродукты 18 17,2 18,4 20 20
Сахар 42,2 42,5 43 44 38
Овощи и бахчевые 102 95 127 142 146
Фрукты  и ягоды 48 41 58 71 80
Картофель 101 98 110 105 105
Ресурсы основных товаров  длительного пользования (в  расчете на 100 семей), шт.
Радиоприемные устройства 96 95 99 111 160
Телевизоры 97 105 109 132 160
в том  числе цветные 24 10 49 85 105
Магнитофоны 37 50 52 68 75
Видеомагнитофоны - - - - -
Холодильники  и морозильники 91 92 92 101 140
Электропылесосы 39 46 51 80 80
Мотоциклы и мотороллеры 20 18 20 21 20
Велосипеды 49 58 57 67 75
Автомобили  легковые 15 18 17 18 50

* Рекомендованы  Институтом питания АМН СССР  и ВНИИКС.

Особый интерес  представляет трактовка РПБ как  некоего эталона "разумных потребностей". Считалось, что советский человек  будет ограничивать себя в потреблении  и пользоваться вещами лишь в действительно  необходимом количестве. "Каждый может в одно и то же время надеть лишь один костюм, одну пару обуви - как бы ни был велик его гардероб. Это еще в большей мере относится к удовлетворению потребностей в предметах длительного пользования: мебели, домашнем оборудовании и т.п. Чтобы удовлетворить потребности в них, никто не станет требовать по несколько телевизоров, холодильников и т.д. и превращать свою квартиру в склад вещей. Возможность свободного получения в любое время нужной вещи из общественных складов сделает излишним и бессмысленным накопление и нагромождение вещей дома... Принцип полного и всестороннего удовлетворения потребностей всегда предполагает разумные потребности культурного, высокосознательного человека, а не капризы и вычурные претензии отдельных лиц" .

Это почти буквальное повторение слов, звучавших из уст  Франсуа Ноэля (Гракха) Бабефа - коммуниста-утописта, одного из руководителей движения "Во имя равенства" времен французской Директории (1795-1799 гг.): "Счастье! Спросите того, кто страдает от голода, жажды, холода, чрезмерной усталости или от собственного невежества, в чем оно заключается. Ответ будет ясный, четкий, категорический. Вам всем будет объяснено в нескольких словах, все, что вне этого, не более как капризы и фантазии...". В его идеальном государстве "все произведения земли и промышленности хранились в общественных складах, откуда они будут отпускаться для равного их распределения между гражданами под надзором ответственных за это должностных лиц" *. На деле такой принцип распределения означает не "каждому по труду" и не "каждому по его потребностям", а "каждому в соответствии с возможностями", что, по сути, означает равное распределение скудости.  

В СССР дифференциация была не столь значительной, как  сегодня, но и равенства все же не было. В 80-х годах "достигнутый" уровень потребления в среднем по стране был примерно в 1,5 раза больше, чем в семьях с душевым доходом от 75 до 100 руб. в месяц. В семьях же с душевым доходом до 75 руб. уровень потребления был в 4-5 раз ниже среднего по всему населению. Нельзя забывать, что и формально "достигнутый" средний уровень потребления для очень многих не мог фактически быть удовлетворен из-за тотального дефицита товаров первой необходимости.

С середины 80-х  годов стали со всей очевидностью проявляться весьма неприятные факты  и тенденции. Мало того, что страна все больше отставала по уровню от развитых, а по темпам и от развивающихся  стран, так еще со всей жесткостью обозначился острейший кризис на внутреннем потребительском рынке. После более чем 40-летнего планового  пути к обеспечению граждан благами  в соответствии с рациональным потребительским  бюджетом, граждане оказались перед  фактом введения карточек на товары первой необходимости. Хотя формально в  стране их централизованно не вводили, но повсеместно, в том числе и  в Москве, существовали разного рода "визитные карточки покупателя" с  фотографиями и печатями, без которых  в магазин просто не пускали. Правда, в пустом магазине и с этим "документом" делать было нечего.

Вполне серьезно в середине 80-х рассматривались  вопросы о введении параллельной денежной единицы и о денежной реформе. Предпринимались лихорадочные попытки "сделать убыточное хозяйство прибыльным, ничего в оном не меняя" (по выражению М.Е. Салтыкова-Щедрина). Но попытки усовершенствовать "производственные отношения" не помогли решить проблему снабжения населения товарами. Уровень развития производительных сил страны не давал возможности осуществить "научно обоснованное и справедливое" распределение - произведенных благ просто не хватало для обеспечения уровня потребления, сколь-нибудь отвечающего "рациональным бюджетам".

К середине 1990 г. ситуация на потребительском рынке стала нетерпимой. В разработанной тогда программе "500 дней", наряду с тезисом о личной ответственности каждого, ставился и вопрос о системе государственных (через законодательство) гарантий благосостояния. Данная программа предполагала, что "к концу переходного периода, т.е. 500 дней, вся система социальных гарантий будет основана на качественно новом элементе - законодательно утвержденном прожиточном минимуме, базирующемся на минимальном потребительском бюджете" *.

При этом "расчет минимального потребительского бюджета должен основываться не на нищенских потребностях и минимальных уровнях их удовлетворения, а на предоставляемой экономической системой каждому члену общества возможности достойно существовать даже при минимальном уровне доходов. Минимальный потребительский бюджет в новых условиях должен гарантировать не только удовлетворение первоочередных потребностей в пище и одежде с учетом либерализации розничных цен, но и возможность иметь жилище, пользоваться услугами медицины и образования, содержать нетрудоспособного. Это качественно новая форма определения стоимости рабочей силы, обеспечивающая работнику не просто минимум средств существования, а возможность роста и совершенствования, свободу потребительского выбора" *.  

19 октября 1990 г. Верховный Совет СССР закрепил в качестве важного инструмента проведения новой социальной политики показатель минимального потребительского бюджета. Он определялся как набор различных товаров, услуг и других благ, необходимых человеку для существования, который должен "гарантировать не просто минимум средств существования, а возможность роста и совершенствования, определенную свободу потребительского выбора". Но поскольку ввести сразу такой минимальный потребительский бюджет не представлялось возможным из-за отсутствия бездефицитного потребительского рынка, предлагалось на 1991 г. утвердить минимальный потребительский бюджет с ограниченным набором "потребительской корзины" с последующим ее пересмотром с учетом возможностей народного хозяйства *.  

.

В мае 1991 г. М.С. Горбачев подписал соответствующий указ - "О минимальном потребительском бюджете", в котором предусматривалось "ввести в практику осуществления социальной политики использование минимального потребительского бюджета, определяющего расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека". Использовать на практике новый потребительский бюджет уже не пришлось. В августе "случился ГКЧП" со всеми вытекающими из этого социально-экономическими последствиями.

Денежные и  бюджетные ограничения первых месяцев "гайдароно-мики" через жесткую либерализацию цен вернули рублю качества платежного средства, сократили прямой внутренний продуктообмен. В марте 1992 г. вышел Указ Президента РФ "О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации", в котором перед правительством Российской Федерации была поставлена задача разрабатывать республиканский минимальный потребительский бюджет, "исходя из набора потребительских товаров и услуг, удовлетворяющих основные материальные и духовные потребности", и использовать его при формировании перспективной социально-экономической политики. Вместе с тем на период преодоления кризисного состояния экономики этим же указом, наряду с минимальным потребительским бюджетом, вводился "прожиточный (физиологический) минимум". Его предполагалось определять дифференцированно по основным социальным группам для характеристики минимально допустимых границ потребления важнейших материальных благ и услуг (продуктов питания, предметов санитарии и гигиены, лекарств, жилищно-коммунальных услуг).

Информация о работе Потребление основных продуктов населением России