Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 10:24, реферат
Сколько нужно человеку для жизни - чтобы быть сытым, одетым, иметь крышу над головой, удовлетворять свои культурные потребности (хотя бы в кино сходить, новости по телевизору посмотреть)? Более-менее понятно, что верхнего предела в удовлетворении витальных и социальных потребностей человека нет - как нет и самого большого числа на свете.
1. Показатели потребления пищи в России за 100 лет
2. "Рациональные" нормы потребления продуктов питания
3.Прожиточный минимум на 2010 год
4.Потребительская корзина
Потребление
населением и его
обеспеченность отдельными
товарами
в сравнении с рациональными
нормами
|
Кроме того, существовали
нормативы рациональной обеспеченности
населения жильем, а также платными
и бесплатными услугами сфер бытового
и социально-культурного
В 70-е годы в состав планового и рационального потребительских бюджетов (РПБ) на 1980 г. и на перспективный 1990 г. НИЭИ Госплана СССР включал в расчет 1174 товарных позиции. Они подразделялись на хозяйственно-бытовые товары общесемейного пользования, культурно-бытовые товары общесемейного и индивидуального пользования, спортивные товары общесемейного и индивидуального пользования, товары для любительских занятий, предметы личного обихода, верхнюю одежду, белье, головные уборы и шарфы, обувь. Практически в набор были включены все виды изделий, выпускаемых отечественной промышленностью, вплоть до курительных приборов и украшений.
Как показывают данные таблицы 6, достигнутый уровень потребления в 1985 г. заметно (по многим позициям в 2-3 раза) отставал от РПБ. Разрабатываемые плановые проектировки на краткосрочную (1990 г.) и среднесрочную (до 1995 г.) перспективу должны были ориентировать народное хозяйство на значительное увеличение производства предметов потребления, т.е. на ускоренное движение к цели-эталону РПБ. При этом РПБ рассматривался в условиях плановой экономики не только как эталон или цель-ориентир, но и как гипотеза потребления, на базе которой выявляется заказ промышленности, сельскому хозяйству и другим народнохозяйственным отраслям. Практическое использование РПБ предполагало рационализацию структуры потребления, формулирование спроса населения в соответствии с научно-обоснованными нормативами потребления. Для этого плановые бюджеты увязывались с динамикой развития отраслей производственной и непроизводственной сфер. Кроме того, РПБ выступал в качестве меры удовлетворения потребностей.
Количественные характеристики потребления населением основных видов товаров
|
* Рекомендованы Институтом питания АМН СССР и ВНИИКС.
Особый интерес представляет трактовка РПБ как некоего эталона "разумных потребностей". Считалось, что советский человек будет ограничивать себя в потреблении и пользоваться вещами лишь в действительно необходимом количестве. "Каждый может в одно и то же время надеть лишь один костюм, одну пару обуви - как бы ни был велик его гардероб. Это еще в большей мере относится к удовлетворению потребностей в предметах длительного пользования: мебели, домашнем оборудовании и т.п. Чтобы удовлетворить потребности в них, никто не станет требовать по несколько телевизоров, холодильников и т.д. и превращать свою квартиру в склад вещей. Возможность свободного получения в любое время нужной вещи из общественных складов сделает излишним и бессмысленным накопление и нагромождение вещей дома... Принцип полного и всестороннего удовлетворения потребностей всегда предполагает разумные потребности культурного, высокосознательного человека, а не капризы и вычурные претензии отдельных лиц" .
Это почти буквальное
повторение слов, звучавших из уст
Франсуа Ноэля (Гракха) Бабефа - коммуниста-утописта,
одного из руководителей движения "Во
имя равенства" времен французской
Директории (1795-1799 гг.): "Счастье!
Спросите того, кто страдает
от голода, жажды, холода,
чрезмерной усталости
или от собственного
невежества, в чем оно
заключается. Ответ
будет ясный, четкий,
категорический. Вам
всем будет объяснено
в нескольких словах,
все, что вне этого, не
более как капризы и
фантазии...". В его идеальном государстве
"все произведения
земли и промышленности
хранились в общественных
складах, откуда они
будут отпускаться для
равного их распределения
между гражданами под
надзором ответственных
за это должностных
лиц" *. На деле такой принцип распределения
означает не "каждому по труду" и
не "каждому по его потребностям",
а "каждому в соответствии с возможностями",
что, по сути, означает равное распределение
скудости.
В СССР дифференциация была не столь значительной, как сегодня, но и равенства все же не было. В 80-х годах "достигнутый" уровень потребления в среднем по стране был примерно в 1,5 раза больше, чем в семьях с душевым доходом от 75 до 100 руб. в месяц. В семьях же с душевым доходом до 75 руб. уровень потребления был в 4-5 раз ниже среднего по всему населению. Нельзя забывать, что и формально "достигнутый" средний уровень потребления для очень многих не мог фактически быть удовлетворен из-за тотального дефицита товаров первой необходимости.
С середины 80-х годов стали со всей очевидностью проявляться весьма неприятные факты и тенденции. Мало того, что страна все больше отставала по уровню от развитых, а по темпам и от развивающихся стран, так еще со всей жесткостью обозначился острейший кризис на внутреннем потребительском рынке. После более чем 40-летнего планового пути к обеспечению граждан благами в соответствии с рациональным потребительским бюджетом, граждане оказались перед фактом введения карточек на товары первой необходимости. Хотя формально в стране их централизованно не вводили, но повсеместно, в том числе и в Москве, существовали разного рода "визитные карточки покупателя" с фотографиями и печатями, без которых в магазин просто не пускали. Правда, в пустом магазине и с этим "документом" делать было нечего.
Вполне серьезно в середине 80-х рассматривались вопросы о введении параллельной денежной единицы и о денежной реформе. Предпринимались лихорадочные попытки "сделать убыточное хозяйство прибыльным, ничего в оном не меняя" (по выражению М.Е. Салтыкова-Щедрина). Но попытки усовершенствовать "производственные отношения" не помогли решить проблему снабжения населения товарами. Уровень развития производительных сил страны не давал возможности осуществить "научно обоснованное и справедливое" распределение - произведенных благ просто не хватало для обеспечения уровня потребления, сколь-нибудь отвечающего "рациональным бюджетам".
К середине 1990 г. ситуация на потребительском рынке стала нетерпимой. В разработанной тогда программе "500 дней", наряду с тезисом о личной ответственности каждого, ставился и вопрос о системе государственных (через законодательство) гарантий благосостояния. Данная программа предполагала, что "к концу переходного периода, т.е. 500 дней, вся система социальных гарантий будет основана на качественно новом элементе - законодательно утвержденном прожиточном минимуме, базирующемся на минимальном потребительском бюджете" *.
При этом "расчет
минимального потребительского
бюджета должен основываться
не на нищенских потребностях
и минимальных уровнях
их удовлетворения,
а на предоставляемой
экономической системой
каждому члену общества
возможности достойно
существовать даже при
минимальном уровне
доходов. Минимальный
потребительский бюджет
в новых условиях должен
гарантировать не только
удовлетворение первоочередных
потребностей в пище
и одежде с учетом либерализации
розничных цен, но и
возможность иметь жилище,
пользоваться услугами
медицины и образования,
содержать нетрудоспособного.
Это качественно новая
форма определения стоимости
рабочей силы, обеспечивающая
работнику не просто
минимум средств существования,
а возможность роста
и совершенствования,
свободу потребительского
выбора" *.
19 октября 1990 г.
Верховный Совет СССР закрепил в качестве
важного инструмента проведения новой
социальной политики показатель минимального
потребительского бюджета. Он определялся
как набор различных товаров, услуг и других
благ, необходимых человеку для существования,
который должен "гарантировать не просто
минимум средств существования, а возможность
роста и совершенствования, определенную
свободу потребительского выбора".
Но поскольку ввести сразу такой минимальный
потребительский бюджет не представлялось
возможным из-за отсутствия бездефицитного
потребительского рынка, предлагалось
на 1991 г. утвердить минимальный потребительский
бюджет с ограниченным набором "потребительской
корзины" с последующим ее пересмотром
с учетом возможностей народного хозяйства *.
.
В мае 1991 г. М.С. Горбачев подписал соответствующий указ - "О минимальном потребительском бюджете", в котором предусматривалось "ввести в практику осуществления социальной политики использование минимального потребительского бюджета, определяющего расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека". Использовать на практике новый потребительский бюджет уже не пришлось. В августе "случился ГКЧП" со всеми вытекающими из этого социально-экономическими последствиями.
Денежные и бюджетные ограничения первых месяцев "гайдароно-мики" через жесткую либерализацию цен вернули рублю качества платежного средства, сократили прямой внутренний продуктообмен. В марте 1992 г. вышел Указ Президента РФ "О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации", в котором перед правительством Российской Федерации была поставлена задача разрабатывать республиканский минимальный потребительский бюджет, "исходя из набора потребительских товаров и услуг, удовлетворяющих основные материальные и духовные потребности", и использовать его при формировании перспективной социально-экономической политики. Вместе с тем на период преодоления кризисного состояния экономики этим же указом, наряду с минимальным потребительским бюджетом, вводился "прожиточный (физиологический) минимум". Его предполагалось определять дифференцированно по основным социальным группам для характеристики минимально допустимых границ потребления важнейших материальных благ и услуг (продуктов питания, предметов санитарии и гигиены, лекарств, жилищно-коммунальных услуг).
Информация о работе Потребление основных продуктов населением России