Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:21, курсовая работа
Цель данной работы заключается в рассмотрении сельскохозяйственной потребительской кооперации в РФ.
Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:
Во-первых – это изучить сельскохозяйственную потребительскую
Введение 3
1. Сельскохозяйственная потребительская кооперация в РФ: понятие, виды, функции 5
2. Принципы организации и функционирования сельскохозяйственной потребительской кооперации в РФ 13
3. Сельскохозяйственная потребительская кооперация РФ на современном этапе 21
Заключение 30
Список литературы 32
Приложения 34
На начало 2005 года не было создано ни одного сельскохозяйственного потребительского кооператива в 21 субъекте Российской Федерации, ни одного перерабатывающего кооператива в 24 субъектах Российской Федерации, ни одного обслуживающего кооператива в 47 субъектах Российской Федерации, ни одного сбытового кооператива в 48 субъектах Российской Федерации.
Анализ динамики численности сельскохозяйственных потребительских кооперативов свидетельствует, что если создание перерабатывающих кооперативов, хотя и медленно, но растет (с 403 кооперативов в 2003 году до 455 кооперативов на начало 2005 года), то число сбытовых кооперативов сокращается. Зачастую это происходит вследствие выхода деятельности сбытовых кооперативов за пределы отрасли - для поддержания прибыльности торговых операций (в 2003 году было 413 сбытовых кооперативов, в 2005 году - 91 кооператив).
По новой системе учета Росстата в России насчитывается 255, а не 455 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, что в который раз вносит неопределенность в идентификацию количества и специализации существующих кооперативов.
По данным органов управления АПК 85 субъектов Российской Федерации, обобщенным Минсельхозом России в ходе реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК», по состоянию на декабрь 2005 года, в Российской Федерации зарегистрировано 1256 сельскохозяйственных потребительских кооперативов (в том числе 441 кредитный кооператив). [см. Приложение 2]
Основные причины недостаточного уровня развития сельскохозяйственной потребительской кооперации заключаются в следующем:
- общие неблагоприятные условия ведения аграрного производства (слабая защита внутреннего рынка от субсидируемого импорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья, низкий уровень государственной поддержки сельского хозяйства, неразвитость материально-технической базы рыночной инфраструктуры АПК и другое);
- ускоренное развитие за счет иностранных инвестиций (в результате резкой либерализации внешней торговали) акционерных компаний, специализирующихся на перевозках, хранении, переработке и продаже импортной сельхозпродукции;
- слабый уровень государственной поддержки малых форм хозяйствования в АПК и сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
- несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы развития малых форм хозяйствования и кооперативного движения. Требуют совершенствования Федеральные законы: "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "О личном подсобном хозяйстве" и так далее;
- недостаточный уровень знаний сельского населения о кооперации, дефицит навыков хозяйственного самоуправления, психологическая неготовность к самостоятельному кооперированию и налаживанию партнерских отношений;
-
конкуренция и противодействие
созданию кооперативных
В ходе реализации Приоритетного национального проекта "Развитие АПК" появляется реальная возможность устранения большинства из названных причин.
Начало реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» стало знаковым событием для развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в Российской Федерации. Об этом свидетельствуют следующие цифры: на начало 2006 года в стране было зарегистрировано около 1300 сельскохозяйственных потребительских кооперативов различных видов, а ныне их насчитывается уже более 6 тыс., из которых снабженческо-сбытовых, перерабатывающих и кредитных - около 5 тыс.
В
Государственной программе «
-
субсидирование целевых
-
методическая и информационно-
-
институт ассоциированного
Целевым индикатором, характеризующим ход реализации Государственной программы в целях развития малых форм хозяйствования на селе, является объем привлеченных ими субсидируемых кредитов. Сумма таких кредитов для выдачи личным подворьям, крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам на пятилетие определена: в 2008 году - 30 млрд руб., а с 2009 года по 35 млрд руб. ежегодно.
Необходимо
стимулировать и отслеживать
на региональном уровне развитие системы
сельскохозяйственной кооперации. В
соглашениях с субъектами Российской
Федерации установлены
В соответствии с заключенными соглашениями субъекты Федерации взяли на себя обязательства значительно более масштабные, чем предусмотрены Госпрограммой по направлению «Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе» (см. таблицу 2). [10]
Для оценки хода реализации Государственной программы и анализа развития малых форм хозяйствования, включая сельскохозяйственные кооперативы, Минсельхозом России осуществляется мониторинг выполнения показателей, определенных в соглашениях, подготовлены соответствующие формы и ежеквартально обрабатываются около 500 отчетов субъектов Российской Федерации, включая бухгалтерскую отчетность о деятельности кооперативов.
Создание
кооперативов продолжается и в настоящее
время. Если на 1 января 2006 г. в России
было зарегистрировано 776 сельскохозяйственных
потребительских кооперативов (144 кредитных,
121 перерабатывающий и 511 снабженческо-сбытовых),
то на 1 октября 2008 года уже 4980 (соответственно
2360, 904 и 1716).
Таблица 2
Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе
|
Как видно из отчетов, в первом полугодии 2008 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, почти вдвое увеличилась стоимость активов кооперативов. Более чем в три раза, выросла выручка от реализации их продукции, работ и услуг.
Увеличиваются объемы кредитования кооперативов: в сравнении с первым полугодием прошлого года прирост по снабженческо-сбытовым и перерабатывающим составил свыше 30%, а по кредитным – более 50%. Соответственно повысилась доля ссуд, предоставленных кооперативам, в общей сумме кредитных средств, привлеченных малыми формами хозяйствования на селе - за первые 9 месяцев 2008 года доля снабженческо-сбытовых и перерабатывающих кооперативов равнялась 7% (за январь-сентябрь 2007 года - 4%), кредитных - 3% (2%). [10]
Таблица 3
Общее представление о кредитных ресурсах малых форм хозяйствования
|
Следует отметить ряд регионов, успешно развивающих сельскохозяйственную потребительскую кооперацию. Среди них Костромская область, республики Башкортостан и Мордовия, Тюменская область, Республика Саха (Якутия). Но еще немало субъектов Федерации, в которых сельскохозяйственные потребительские кооперативы существуют в основном лишь формально, а доля действующих не превышает 40%. Среди них Смоленская область, где из более чем 30 зарегистрированных кооперативов функционируют всего 12, Республика Дагестан (из 69 только 16), Новосибирская область (из 102 лишь 30).
В минувшем году в рамках мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства начата работа с пилотными проектами в субъектах Российской Федерации по развитию региональных систем сельскохозяйственных потребительских кооперативов, то есть кооперативов второго уровня. Уже сформированы региональные системы - кооперативы второго уровня - в 37 субъектах Российской Федерации. Функционирует и кооператив третьего уровня.
Считаем очень важным направлением объединение других, не кредитных, кооперативов первого уровня в региональные системы. Это позволит им выйти на более высокую степень организации и увеличить объем предоставляемых услуг, как внешним потребителям, так и своим членам. Для этих целей уже подготовлен пакет методических материалов, включая нормативные, инструктивные документы и описание опыта действующих кооперативов второго уровня. Они созданы в республиках Саха (Якутия), Мордовия и Орловской области.
Среди основных проблем становления региональных систем кооперации выделяются:
- крайне ограниченные возможности кооперативов первого уровня по формированию материально-технической базы, в связи с чем необходимо либо участие Россельхозбанка в деятельности таких кооперативов в качестве ассоциированного члена, либо субсидии из бюджета для этой цели;
- недостаточные квалификация и опыт руководителей кооперативов, вызывающие необходимость увеличить объем работы по их обучению (как в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК.), в том числе с привлечением действующих кооперативов второго уровня;
- активизация деятельности региональных гарантийных и залоговых фондов, упрощение порядка предоставления обеспечения по получаемым кредитам за счет средств этих фондов.
С 2009 года в рамках Государственной программы планируется новое направление поддержки кооперативов, участвующих в реализации экономически значимых региональных программ по развитию сельскохозяйственной портребитнльской кооперации и несельскохозяйственной деятельности в сельской местности. Минсельхоз России будет отбирать и софинансировать эти программы в пропорции, учитывающей бюджетную обеспеченность субъекта Российской Федерации.