Потребительская кооперация

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении сельскохозяйственной потребительской кооперации в РФ.
Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:
Во-первых – это изучить сельскохозяйственную потребительскую

Содержание

Введение 3
1. Сельскохозяйственная потребительская кооперация в РФ: понятие, виды, функции 5
2. Принципы организации и функционирования сельскохозяйственной потребительской кооперации в РФ 13
3. Сельскохозяйственная потребительская кооперация РФ на современном этапе 21
Заключение 30
Список литературы 32
Приложения 34

Работа содержит 1 файл

курс раб. 3 по типк.doc

— 418.50 Кб (Скачать)
 

    На  начало 2005 года не было создано ни одного сельскохозяйственного потребительского  кооператива  в  21 субъекте Российской Федерации, ни одного   перерабатывающего   кооператива  в  24  субъектах  Российской Федерации,   ни  одного  обслуживающего  кооператива  в  47  субъектах Российской  Федерации,  ни одного сбытового кооператива в 48 субъектах Российской Федерации.

    Анализ  динамики численности сельскохозяйственных потребительских кооперативов свидетельствует, что если создание перерабатывающих кооперативов, хотя  и медленно, но растет (с 403 кооперативов в 2003 году до 455 кооперативов на начало  2005 года), то число сбытовых кооперативов сокращается. Зачастую это происходит вследствие выхода деятельности сбытовых кооперативов за пределы отрасли - для поддержания прибыльности торговых операций (в 2003 году было 413 сбытовых кооперативов, в 2005 году - 91 кооператив).

    По  новой системе  учета  Росстата в России насчитывается 255, а не 455 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, что в который   раз вносит неопределенность в идентификацию количества и специализации существующих кооперативов.

    По  данным органов управления АПК 85 субъектов Российской Федерации, обобщенным Минсельхозом России в ходе реализации Приоритетного  национального проекта «Развитие АПК», по состоянию на декабрь 2005 года, в Российской Федерации зарегистрировано 1256 сельскохозяйственных потребительских кооперативов (в том числе 441 кредитный кооператив). [см. Приложение 2]

  Основные  причины недостаточного уровня развития      сельскохозяйственной потребительской кооперации заключаются в следующем:

    -  общие неблагоприятные условия  ведения аграрного производства (слабая защита внутреннего рынка от субсидируемого импорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья, низкий уровень государственной  поддержки сельского хозяйства, неразвитость  материально-технической   базы рыночной инфраструктуры АПК и другое);

    -   ускоренное  развитие  за  счет  иностранных  инвестиций  (в результате  резкой либерализации внешней торговали) акционерных компаний, специализирующихся на перевозках, хранении, переработке и продаже импортной сельхозпродукции;

    - слабый уровень государственной поддержки малых форм хозяйствования в АПК и сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

    -  несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы развития малых форм хозяйствования и кооперативного  движения. Требуют  совершенствования Федеральные законы:  "О крестьянском (фермерском)  хозяйстве", "О личном подсобном хозяйстве" и так далее;

    -   недостаточный   уровень  знаний сельского  населения  о кооперации,    дефицит навыков хозяйственного самоуправления, психологическая неготовность к самостоятельному кооперированию и налаживанию партнерских отношений;

    - конкуренция и противодействие  созданию кооперативных структур со    стороны акционерных предприятий агробизнеса, частных предпринимателей и посредников.

    В ходе реализации Приоритетного национального проекта "Развитие АПК"  появляется  реальная  возможность устранения  большинства  из названных  причин. 

    Начало  реализации приоритетного национального  проекта «Развитие АПК» стало знаковым событием для развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в Российской Федерации. Об этом свидетельствуют следующие цифры: на начало 2006 года в стране было зарегистрировано около 1300 сельскохозяйственных потребительских кооперативов различных видов, а ныне их насчитывается уже более 6 тыс., из которых снабженческо-сбытовых, перерабатывающих и кредитных - около 5 тыс.

    В Государственной программе «Развитие  сельского хозяйства и регулирование  рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, основными целями развития малых форм хозяйствования (МФХ) на селе являются рост производства и объема реализации сельхозпродукции, произведенной подворными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (ПХ и КФХ), повышение доходов сельского населения. Достигнуть их невозможно без системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов как инфраструктуры поддержки малого агробизнеса. Поэтому в Государственной программе поставлены следующие задачи: обеспечение доступа подворных, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов к кредитным ресурсам; развитие системы сельскохозяйственной кредитной кооперации; создание и укрепление сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов по снабжению, сбыту и переработке сельхозпродукции. Для решения поставленных задач предусмотрены различные механизмы, в том числе:

    - субсидирование целевых кредитов  и займов, полученных в банках  и кредитных кооперативах, на  закупку сельскохозяйственной продукции, организационное обустройство кооперативов, приобретение техники, оборудования, строительство и другое;

    - методическая и информационно-консультационная  поддержка специалистов сельскохозяйственных кредитных кооперативов;

    - институт ассоциированного членства  ОЛО «Россельхозбанк»; мониторинг информации по развитию системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая бухгалтерскую отчетность.

    Целевым индикатором, характеризующим ход  реализации Государственной программы в целях развития малых форм хозяйствования на селе, является объем привлеченных ими субсидируемых кредитов. Сумма таких кредитов для выдачи личным подворьям, крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам на пятилетие определена: в 2008 году - 30 млрд руб., а с 2009 года по 35 млрд руб. ежегодно.

    Необходимо  стимулировать и отслеживать  на региональном уровне развитие системы  сельскохозяйственной кооперации. В  соглашениях с субъектами Российской Федерации установлены показатели кредитования и субсидирования малых форм хозяйствования на селе, и кроме того, специально введены индикаторы доли работающих кооперативов по видам (снабженческо-сбытовые, перерабатывающие, кредитные).

    В соответствии с заключенными соглашениями субъекты Федерации взяли на себя обязательства значительно более масштабные, чем предусмотрены Госпрограммой по направлению «Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе» (см. таблицу 2). [10]

    Для оценки хода реализации Государственной  программы и анализа развития малых форм хозяйствования, включая сельскохозяйственные кооперативы, Минсельхозом России осуществляется мониторинг выполнения показателей, определенных в соглашениях, подготовлены соответствующие формы и ежеквартально обрабатываются около 500 отчетов субъектов Российской Федерации, включая бухгалтерскую отчетность о деятельности кооперативов.

    Создание  кооперативов продолжается и в настоящее  время. Если на 1 января 2006 г. в России было зарегистрировано 776 сельскохозяйственных потребительских кооперативов (144 кредитных, 121 перерабатывающий и 511 снабженческо-сбытовых), то на 1 октября 2008 года уже 4980 (соответственно 2360, 904 и 1716).  
 
 
 
 

    Таблица 2

Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе

Обязательства субъектов Российской Федерации в рамках

направления «Повышение финансовой устойчивости малых  форм

хозяйствования  на селе., млрд руб.

  План на

2008 г. 

Фактическое

Значение*

Выполнение,

%

Объем субсидируемых кредитов, привлеченных МФХ на селе (обязательства субъектов Федерации по соглашениям)  

Предусмотрено Госпрограммой  

Дополнительные  показатели (по соглашениям):

Сумма привлеченных кредитов и займов

в рамках Госпрограммы  

Рост реализации продукции, произведенной КФХ и  ПХ, в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Доля  действующих кооперативов, в % к числу  зарегистрированных

 
 
 
60,5 

30,0 
 
 
 

39,1 
 
 
 

2,8% 
 
 
 
 
 
 
 
 

71,3

 
 
 
69,2 

69,2 
 
 
 

42,0** 
 
 
 

-

(данные

будут

представ-

лены

Росстатом

По итогам года)  
 

62,4***

 
 
 
114,4 

230,7 
 
 
 

107,4 
 
 
 

- 
 
 
 
 
 
 
 

-8,9%-ных

     пункта

* По оперативным данным субъектов  Федерации на 1 октября 2008 г. 

** С  учетом кредитов и займов, предоставленных  кредитным кооперативам.

*** По  предварительным данным ежеквартальной  отчётности по состоянию на 1 октября 2008г.

 

    Как видно из отчетов, в первом полугодии 2008 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, почти вдвое увеличилась стоимость активов кооперативов. Более чем в три раза, выросла выручка от реализации их продукции, работ и услуг.

      Увеличиваются объемы кредитования кооперативов: в сравнении с первым полугодием прошлого года прирост по снабженческо-сбытовым и перерабатывающим составил свыше 30%, а по кредитным – более 50%. Соответственно повысилась доля ссуд, предоставленных кооперативам, в общей сумме кредитных средств, привлеченных малыми формами хозяйствования на селе - за первые 9 месяцев 2008 года доля снабженческо-сбытовых и перерабатывающих кооперативов равнялась 7% (за январь-сентябрь 2007 года - 4%), кредитных - 3% (2%). [10]

    Таблица 3

    Общее представление о  кредитных ресурсах малых форм хозяйствования

Привлеченные  кредитные ресурсы  МФХ на селе и выплаченные

субсидии

  2006 2007 Первые 9 мес.

2008

количе-ство млрд

руб.

количе-ство млрд

руб.

количе-ство млрд

руб.

Предоставление кредитов, всего  

Подворные хозяйства  

Крестьянские (фермерские) хозяйства  

Сельскохозяйственные 

потребительские кооперативы 

(всех видов)

в том числе:

снабженческо-сбытовые, перерабаты-

вающие 

кредитные  

Общая сумма  субсидий

202332  

86799  

13886  
 
 

1647  

407  

1240

41,3  

25,3  

13,6  
 
 

2,4  

1,7  

0,7  

0,907

263718  

248751  

13342  
 
 

1625  

1022  

603

52,6  

34,1  

14,1  
 
 

4,4  

3,2  

1,2  

3,442

149755  

137379  

11090  
 
 

1286  

722  

564

42,0  

21,0  

17,0  
 
 

4,0  

2,9  

1,1  

3,583

 

    Следует отметить ряд регионов, успешно развивающих  сельскохозяйственную потребительскую кооперацию. Среди них Костромская область, республики Башкортостан и Мордовия, Тюменская область, Республика Саха (Якутия). Но еще немало субъектов Федерации, в которых сельскохозяйственные потребительские кооперативы существуют в основном лишь формально, а доля действующих не превышает 40%. Среди них Смоленская область, где из более чем 30 зарегистрированных кооперативов функционируют всего 12, Республика Дагестан (из 69 только 16), Новосибирская область (из 102 лишь 30).

    В минувшем году в рамках мероприятий  Государственной программы развития сельского хозяйства начата работа с пилотными проектами в субъектах Российской Федерации по развитию региональных систем сельскохозяйственных потребительских кооперативов, то есть кооперативов второго уровня. Уже сформированы региональные системы - кооперативы второго уровня - в 37 субъектах Российской Федерации. Функционирует и кооператив третьего уровня.

    Считаем очень важным направлением объединение  других, не кредитных, кооперативов первого уровня в региональные системы. Это позволит им выйти на более высокую степень организации и увеличить объем предоставляемых услуг, как внешним потребителям, так и своим членам. Для этих целей уже подготовлен пакет методических материалов, включая нормативные, инструктивные документы и описание опыта действующих кооперативов второго уровня. Они созданы в республиках Саха (Якутия), Мордовия и Орловской области.

    Среди основных проблем становления региональных систем кооперации выделяются:

    - крайне ограниченные возможности кооперативов первого уровня по формированию материально-технической базы, в связи с чем необходимо либо участие Россельхозбанка в деятельности таких кооперативов в качестве ассоциированного члена, либо субсидии из бюджета для этой цели;

    - недостаточные квалификация и опыт руководителей кооперативов, вызывающие необходимость увеличить объем работы по их обучению (как в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК.), в том числе с привлечением действующих кооперативов второго уровня;

    - активизация деятельности региональных гарантийных и залоговых фондов, упрощение порядка предоставления обеспечения по получаемым кредитам за счет средств этих фондов.

    С 2009 года в рамках Государственной программы планируется новое направление поддержки кооперативов, участвующих в реализации экономически значимых региональных программ по развитию сельскохозяйственной портребитнльской кооперации и несельскохозяйственной деятельности в сельской местности. Минсельхоз России будет отбирать и софинансировать эти программы в пропорции, учитывающей бюджетную обеспеченность субъекта Российской Федерации.

Информация о работе Потребительская кооперация