Потребительская кооперация Российской Федерации на современном этапе (1991-2008гг.): проблемы, перспективы, трудности развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 13:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей потребительской кооперации России на современном этапе.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть этапы развития потребительской кооперации в России;
- проанализировать современное состояние потребительских обществ;
- изучить проблемы развития современной потребительской кооперации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Происхождение и развитие потребительской кооперации России
1.1 .Зарождение кооперативной идеи ……………………………………4
1.2 Развитие кооперации страны в ХХ веке…………………………….….5
1.3 Потребительская кооперация России в XXI веке……………………12
2. Потребительская кооперация Мордовии
2.1Деятельность потребительских обществ Республики Мордовия…..16
2.2 Финансово – хозяйственная деятельность Атяшевского РайПО …..22
3.Проблемы и перспективы развития потребительской кооперации………26
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованной литературы ………………………………………….33

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

       Индифферентность, безучастность некоторых государственных  структур в отношении потребительской  кооперации может быть объяснима  различными причинами: активным лоббированием  интересов крупного частного капитала в законодательных органах, недостаточным пониманием сущности кооперации отдельными правительственными чиновниками, малой степенью «кооперативности» существующих потребительских обществ и др.

       Однако  нельзя упускать из виду того, что государство  и потребительская кооперация – стратегические партнеры, союзники: государство в Российской Федерации, согласно ее Конституции, является социальным государством, а потребительская кооперация страны, взвалившая на себя большую социальную нагрузку, деятельно помогает ему решать общественно значимые задачи в сельской местности. Поэтому члены потребительских обществ, среди которых есть много бедноты, безработных и пожилых людей, имеют моральное право рассчитывать на государственную поддержку и содействие кооперации.

       Среди  проблем второго рода впереди прочих стоит та, которую можно назвать выживанием. Если в условиях командно-административной системы решение вопроса о сохранении кооперативов зависело, как правило, от властей, то сегодня это зависит уже не только от государства. Самосохранение, предотвращение краха потребительских обществ в значительной степени зависит от пайщиков и их участия в делах своих обществ,  от профессионализма и нравственных качеств работников кооперации, мобилизации ее внутренних возможностей, от быстроты и глубины адаптации кооперативной деятельности к условиям рынка и внешней среды вообще. Наука управления ставит вопрос так: мир быстро меняется и, для того чтобы выжить, мы тоже должны меняться. Проблемы выживания, или возможности существовать как можно дольше, является для организации потребительской кооперации одной из самых всеобъемлющих и существенных.

       Особенностью  проблемы выживания является то, что  после решения ее, например, сегодня  сохраняется необходимость возвращаться к ней и завтра, и через месяц, и спустя год; ведь в конкретной экономике вопрос о выживании (фирмы, кооператива, союза, компании и т.д.) является постоянно повторяющейся, возобновляющейся проблемой Она не исчезает  раз и навсегда и требует к себе постоянного внимания.

       Кроме того, простого выживания потребительских обществ, существования этих обществ «между жизнью и смертью» пайщикам не достаточно. Для удовлетворения их материальных и духовных потребностей необходимо проводить  стратегию устойчивого развития.

       Воплощение  стратегии устойчивого развития потребительских обществ и их союзов является Концепция развития потребительской кооперации на период до 2010г. Она содержит комплекс мер по преодолению внутренних трудностей системы (прежде всего посредством экономического роста) и приобретению новых положительных качеств (усилием заботы о пайщиках, населении).

       Реализация  текущих задач и особенно будущее  развитие потребительской кооперации России предполагает решение еще  ряда проблем долговременного характера. Вот некоторые из них.

       Проблема  общения, или, по-другому, демократического диалога.  Во многих потребительских обществах это все еще «больной» вопрос, но их работники, не решая его, часто ограничиваются лишь сетованиями на несознательность пайщиков, их апатичность, пассивность и т.п. Демократический диалог в подобных случаях подменяется монологом кооперативных руководителей, пайщиков перестают «слышать».

       И такое происходит на общем фоне заметной активизации работы кооперативных  участков в других потребительских  обществах. Лучшие кооперативные участки можно рассматривать как составляющие гражданского общества: они объединяют вокруг себя пайщиков, вовлекают их в решение хозяйственных и социальных вопросов на селе, воспитывают чувство хозяина, формируют новое мышление, информируют людей о состоянии дел в кооперации, здесь обсуждаются насущные вопросы сельской жизни. Такие кооперативные участки становятся подлинными ячейками социальной работы.

       Однако  так благополучно дела обстоят не везде.  Во многих райпо кооперативные  участки являются формальной структурой и не выполняют сои социальные функции. Пайщики по-прежнему отстранены от кооперативной жизни, от управления и контроля, не знают своих полномочий, истинного положения дел в кооперативе. Большая доля ответственности за это ложится на руководителей кооперативных организаций, у которых, видимо, нет внутреннего убеждения, что пайщик – хозяин потребительского общества. А если нет убежденности – нет конкретных дел.

       Проблема  структурной перестройки, которая для кооперативного движения является общемировой. В нашей стране со времен «военного коммунизма» потребительские общества укрупнялись неоднократно,  но потом происходил частичный откат назад: райпо ликвидировались, сельпо восстанавливались.

       Важно соблюдать то, что любые структурные  изменения должны проводиться в интересах пайщиков и без ущерба внутрикооперативной демократии. С этой точки зрения оправдано создание в потребительских обществах и союзах нового органа – совета, призванного отстаивать интересы  именно пайщиков, а также повышения роли кооперативных участков потребительских обществ.

       Проблема  реализации (осуществления, использования) собственных потенциальных имуществ потребительской кооперации. К ним обычно относят: наличие собственной социальной базы – своих членов-пайщиков, нравственные ценности и принципы, опытный кадровый состав, сложившиеся хозяйственные связи, развитую морально-техническую базу, близость к пайщикам и некооперированному населению, образ социально ориентированной системы, ее организационное единство и др. В рыночной экономике эти преимущества называют конкурентными, т.е. важными с точки зрения цивилизованного соперничества организаций потребительской кооперации с остальными участниками рынка.

       Существенным  потенциальным преимуществом потребительской  кооперации является то, что она, будучи структурным элементом экономики,  сама тоже представляет собой рынок, понимаемый как сеть равноправных связей и отношений, основанных на совершенствовании сделок, на купле-продаже. На этом рынке с человеческим лицом пайщики выступают и как покупатели (на стороне спроса на потребительские товары и услуги), и как продавцы (на стороне предложения сельскохозяйственной продукции, сырья и т.д.). кооперативный рынок ограничен численностью пайщиков и их покупательной способностью, но является гарантированным с точки зрения сбыта. К тому же он не замкнут, не закрыт для остальных граждан и юридических лиц, готовых к взаимовыгодному сотрудничеству. Этот рынок полезен и для внутрисистемного обмена продукцией между организациями потребительской кооперации, ее отраслями и подотраслями.

       Все указанные выше преимущества являются потенциальными, т.е. они осуществляются не сами по себе.  Реализация преимуществ  потребительской кооперации выгодна  прежде всего для пайщиков, остального населения, общества в целом; она  необходима самой кооперации для повышения ее конкурентоспособности на рынках других секторов.

       Проблема  обновления роли потребительской  кооперации в том смысле, что французское «роль» означает образ, значение, меру влияния. Пока в сознании отдельных людей российская кооперация потребительская кооперация все еще ассоциируется с полугосударственной хозяйственной организацией, с монопольной торговлей на селе, с системой коммерческих «лавочек» и т.д.

       Между тем потребительская кооперация функционирует не в прежних, а в новых общественных условиях, многое в ее деятельности уже изменилось. Она сегодня возвращается к своим истокам, видит свое историческое предназначение в социальной защите своих пайщиков, населения и вносит посильный вклад в преодоление бедности на селе.

       Существуют  и другие проблемы потребительской  кооперации. Одна из них – важная проблема выращивания истинных кооператоров.

       Природа потребительской кооперации, как  известно, двойственная, т.е. она осуществляет хозяйственную деятельность и имеет  социальную сущность. Именно по этой причине ей нужны не просто работники, хорошие специалисты, хотя на первый взгляд вроде бы это уже немало. Для работы в кооперативных организациях требуются люди особого склада.

       Конечно, истинные кооператоры в российской потребительской кооперации были и есть, но сегодня их требуется значительно больше.

       Работу  по подготовке профессиональных кооператоров лучше всего начинать в общеобразовательных  школах путем преподавания основ  потребительской кооперации, продолжить в студенческих аудиториях и первичных потребительских обществах. И

       Именно  истинные кооператоры совместно  с заинтересованными пайщиками  способны сохранить потребительскую  кооперацию, найти дальнейшие пути ее эволюции и обеспечить ее успешную будущность. [2;342] 
 
 

Заключение

       В настоящее время в потребительской кооперации России - 9,5 млн. пайщиков, 3224 потребительски общества, в том числе 1119 районных; 152 городских потребительских общества, 190 районных и окружных потребительских союзов.

       На  сегодняшний день главной задачей потребительской кооперации является создание и поддержание хорошо функционирующей, общедоступной и экономически оправданной социальной инфраструктуры, содействие эффективной занятости населения.

        В данной курсовой работе были рассмотрены вопросы, связанные с историей, современным состоянием потребительской кооперацией и с актуальными проблемами.

        Несмотря на возникшие  проблемы, потребительская кооперация, имея существенный потенциал, должна приложить  все усилия к стабилизации экономике. Отметим, что решение данных проблем возможны лишь при эффективном влиянии человеческого фактора, прежде всего таких качеств личности, как духовность, нравственность и образованность.

        Российская потребкооперация стала одной из массовых и сильных  в мире и получила новые перспективы и стимулы развития. Таким образом, ее стабильное устойчивое развитие возможно путем возрождения демократических принципов кооперации, управление экономикой, повышения роли пайщиков в контроле над деятельностью организации и умелого сочетания функционирования советов правления всех уровней.

        И нет сомнения, что  потребительскую кооперацию ждет достойное  будущее, законодательно оформленное  и основанное на поддержке государства.  

Список  использованной литературы 

  1.  Абова Т.Е. Производственные кооперативы в России. Правовые проблемы теории и практики//Государство и право. – 1998.-№8.
  2. Вахитов К.И. История потребительской кооперации России: Учебник. - М.:  Издательско – торговая корпорация  «Дашков и К0», 2007. – 400 с.
  3. Гордеев А.В. Торговать на рынках должны сами производители / 
    А.В.Гордеев// «Вестник кооперации» -2006.-№8.
  4. Гордеев А. М. Форма взаимовыгодного сотрудничества/ А.М.Гордеев // 
    Деловой вестник.- 2006.- № 12.
  5. Гухаров В.А. Кооперация //Деловой вестник -2006.-№10(72).
  6. Демелев В. Р. Мы едины //Деловой вестник-2006.-№9(50).
  7. Добин М.Н. Вперед на верный путь //Деловой вестник - 2006.- 
    №12(72).
  8. Енаненко  В.А.   История  возрождения  //Деловой   вестник  - 2006.- 
    №14(62).
  9. История Атяшевского районного потребительского общества/ Б.Ф. Кевбрин [и др.]; под ред. Б.Ф. Кевбрина; Саран. кооп. ин-т РУК. – Саранск, 2006. – 200 с.
  10. История потребительской кооперации Республики Мордовия: учеб. Пособие/под общ. Ред. Б.Ф. Кевбрина; Саран. кооп. ин-т. – Саранск, 2005. – 248 с.
  11. Кооперативное образование в Республике Мордовия: история и современность/ О.Б. Кевбрина; под науч. ред. Н.М. Арсентьева; Саран. кооп. ин-т РУК.- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2006. – 292 с.
  12. Кооперация в общественно-политической  жизни России в начале ХХв.//Отечественная история.1992. - №4.
  13. Насретдинов И.Т., Мирзагалямова З.Н. Развитие заготовительной деятельности как фактор повышения конкурентоспособности потребительской кооперации//Межвузовский сборник трудов. – 2005. – 190с.
  14. Николаев М.Н. У третьего сектора экономики большое будущее/ М.Н. Николаев // Вестник кооперации. - 2006.-№ 8.
  15. Потребительская кооперация: Учебное пособие / Под общ. ред. М. В. Сероштан. - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К0», 2007. - 292 с.
  16. Миронова Н. Развивать кооперацию, необходимую людям//Российская кооперация – 2008. -№49(569).
  17. Ткач А.В. Сельскохозяйственная кооперация: Учебное пособие. - 3. -е 
    изд., испр. и доп.- М: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К0».- 2005. – 364 с.

Информация о работе Потребительская кооперация Российской Федерации на современном этапе (1991-2008гг.): проблемы, перспективы, трудности развития