Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 13:17, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей потребительской кооперации России на современном этапе.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть этапы развития потребительской кооперации в России;
- проанализировать современное состояние потребительских обществ;
- изучить проблемы развития современной потребительской кооперации.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Происхождение и развитие потребительской кооперации России
1.1 .Зарождение кооперативной идеи ……………………………………4
1.2 Развитие кооперации страны в ХХ веке…………………………….….5
1.3 Потребительская кооперация России в XXI веке……………………12
2. Потребительская кооперация Мордовии
2.1Деятельность потребительских обществ Республики Мордовия…..16
2.2 Финансово – хозяйственная деятельность Атяшевского РайПО …..22
3.Проблемы и перспективы развития потребительской кооперации………26
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованной литературы ………………………………………….33
Индифферентность,
безучастность некоторых
Однако нельзя упускать из виду того, что государство и потребительская кооперация – стратегические партнеры, союзники: государство в Российской Федерации, согласно ее Конституции, является социальным государством, а потребительская кооперация страны, взвалившая на себя большую социальную нагрузку, деятельно помогает ему решать общественно значимые задачи в сельской местности. Поэтому члены потребительских обществ, среди которых есть много бедноты, безработных и пожилых людей, имеют моральное право рассчитывать на государственную поддержку и содействие кооперации.
Среди проблем второго рода впереди прочих стоит та, которую можно назвать выживанием. Если в условиях командно-административной системы решение вопроса о сохранении кооперативов зависело, как правило, от властей, то сегодня это зависит уже не только от государства. Самосохранение, предотвращение краха потребительских обществ в значительной степени зависит от пайщиков и их участия в делах своих обществ, от профессионализма и нравственных качеств работников кооперации, мобилизации ее внутренних возможностей, от быстроты и глубины адаптации кооперативной деятельности к условиям рынка и внешней среды вообще. Наука управления ставит вопрос так: мир быстро меняется и, для того чтобы выжить, мы тоже должны меняться. Проблемы выживания, или возможности существовать как можно дольше, является для организации потребительской кооперации одной из самых всеобъемлющих и существенных.
Особенностью
проблемы выживания является то, что
после решения ее, например, сегодня
сохраняется необходимость
Кроме того, простого выживания потребительских обществ, существования этих обществ «между жизнью и смертью» пайщикам не достаточно. Для удовлетворения их материальных и духовных потребностей необходимо проводить стратегию устойчивого развития.
Воплощение стратегии устойчивого развития потребительских обществ и их союзов является Концепция развития потребительской кооперации на период до 2010г. Она содержит комплекс мер по преодолению внутренних трудностей системы (прежде всего посредством экономического роста) и приобретению новых положительных качеств (усилием заботы о пайщиках, населении).
Реализация
текущих задач и особенно будущее
развитие потребительской кооперации
России предполагает решение еще
ряда проблем долговременного
Проблема общения, или, по-другому, демократического диалога. Во многих потребительских обществах это все еще «больной» вопрос, но их работники, не решая его, часто ограничиваются лишь сетованиями на несознательность пайщиков, их апатичность, пассивность и т.п. Демократический диалог в подобных случаях подменяется монологом кооперативных руководителей, пайщиков перестают «слышать».
И такое происходит на общем фоне заметной активизации работы кооперативных участков в других потребительских обществах. Лучшие кооперативные участки можно рассматривать как составляющие гражданского общества: они объединяют вокруг себя пайщиков, вовлекают их в решение хозяйственных и социальных вопросов на селе, воспитывают чувство хозяина, формируют новое мышление, информируют людей о состоянии дел в кооперации, здесь обсуждаются насущные вопросы сельской жизни. Такие кооперативные участки становятся подлинными ячейками социальной работы.
Однако так благополучно дела обстоят не везде. Во многих райпо кооперативные участки являются формальной структурой и не выполняют сои социальные функции. Пайщики по-прежнему отстранены от кооперативной жизни, от управления и контроля, не знают своих полномочий, истинного положения дел в кооперативе. Большая доля ответственности за это ложится на руководителей кооперативных организаций, у которых, видимо, нет внутреннего убеждения, что пайщик – хозяин потребительского общества. А если нет убежденности – нет конкретных дел.
Проблема структурной перестройки, которая для кооперативного движения является общемировой. В нашей стране со времен «военного коммунизма» потребительские общества укрупнялись неоднократно, но потом происходил частичный откат назад: райпо ликвидировались, сельпо восстанавливались.
Важно соблюдать то, что любые структурные изменения должны проводиться в интересах пайщиков и без ущерба внутрикооперативной демократии. С этой точки зрения оправдано создание в потребительских обществах и союзах нового органа – совета, призванного отстаивать интересы именно пайщиков, а также повышения роли кооперативных участков потребительских обществ.
Проблема реализации (осуществления, использования) собственных потенциальных имуществ потребительской кооперации. К ним обычно относят: наличие собственной социальной базы – своих членов-пайщиков, нравственные ценности и принципы, опытный кадровый состав, сложившиеся хозяйственные связи, развитую морально-техническую базу, близость к пайщикам и некооперированному населению, образ социально ориентированной системы, ее организационное единство и др. В рыночной экономике эти преимущества называют конкурентными, т.е. важными с точки зрения цивилизованного соперничества организаций потребительской кооперации с остальными участниками рынка.
Существенным
потенциальным преимуществом
Все указанные выше преимущества являются потенциальными, т.е. они осуществляются не сами по себе. Реализация преимуществ потребительской кооперации выгодна прежде всего для пайщиков, остального населения, общества в целом; она необходима самой кооперации для повышения ее конкурентоспособности на рынках других секторов.
Проблема обновления роли потребительской кооперации в том смысле, что французское «роль» означает образ, значение, меру влияния. Пока в сознании отдельных людей российская кооперация потребительская кооперация все еще ассоциируется с полугосударственной хозяйственной организацией, с монопольной торговлей на селе, с системой коммерческих «лавочек» и т.д.
Между тем потребительская кооперация функционирует не в прежних, а в новых общественных условиях, многое в ее деятельности уже изменилось. Она сегодня возвращается к своим истокам, видит свое историческое предназначение в социальной защите своих пайщиков, населения и вносит посильный вклад в преодоление бедности на селе.
Существуют и другие проблемы потребительской кооперации. Одна из них – важная проблема выращивания истинных кооператоров.
Природа потребительской кооперации, как известно, двойственная, т.е. она осуществляет хозяйственную деятельность и имеет социальную сущность. Именно по этой причине ей нужны не просто работники, хорошие специалисты, хотя на первый взгляд вроде бы это уже немало. Для работы в кооперативных организациях требуются люди особого склада.
Конечно, истинные кооператоры в российской потребительской кооперации были и есть, но сегодня их требуется значительно больше.
Работу по подготовке профессиональных кооператоров лучше всего начинать в общеобразовательных школах путем преподавания основ потребительской кооперации, продолжить в студенческих аудиториях и первичных потребительских обществах. И
Именно
истинные кооператоры совместно
с заинтересованными пайщиками
способны сохранить потребительскую
кооперацию, найти дальнейшие пути
ее эволюции и обеспечить ее успешную
будущность. [2;342]
Заключение
В настоящее время в потребительской кооперации России - 9,5 млн. пайщиков, 3224 потребительски общества, в том числе 1119 районных; 152 городских потребительских общества, 190 районных и окружных потребительских союзов.
На сегодняшний день главной задачей потребительской кооперации является создание и поддержание хорошо функционирующей, общедоступной и экономически оправданной социальной инфраструктуры, содействие эффективной занятости населения.
В данной курсовой работе были рассмотрены вопросы, связанные с историей, современным состоянием потребительской кооперацией и с актуальными проблемами.
Несмотря на возникшие проблемы, потребительская кооперация, имея существенный потенциал, должна приложить все усилия к стабилизации экономике. Отметим, что решение данных проблем возможны лишь при эффективном влиянии человеческого фактора, прежде всего таких качеств личности, как духовность, нравственность и образованность.
Российская
И нет сомнения, что
потребительскую кооперацию ждет достойное
будущее, законодательно оформленное
и основанное на поддержке государства.
Список
использованной литературы