Потребительская кооперация Российской Федерации на современном этапе (1991-2008гг.): проблемы, перспективы, трудности развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 13:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей потребительской кооперации России на современном этапе.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть этапы развития потребительской кооперации в России;
- проанализировать современное состояние потребительских обществ;
- изучить проблемы развития современной потребительской кооперации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Происхождение и развитие потребительской кооперации России
1.1 .Зарождение кооперативной идеи ……………………………………4
1.2 Развитие кооперации страны в ХХ веке…………………………….….5
1.3 Потребительская кооперация России в XXI веке……………………12
2. Потребительская кооперация Мордовии
2.1Деятельность потребительских обществ Республики Мордовия…..16
2.2 Финансово – хозяйственная деятельность Атяшевского РайПО …..22
3.Проблемы и перспективы развития потребительской кооперации………26
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованной литературы ………………………………………….33

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

       С середины 50-х годов V съезд уполномоченных потребительской кооперации СССР принял важные решения, направленные на развитие хозяйственной деятельности, совершенствование ее организационно-правовых основ, повышение роли пайщиков в решении всех существенных вопросов.

       В апреле 1956 года появляется постановление  ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О реорганизации промысловой кооперации». Начался постепенный, но планомерный очередной этап ликвидации системы, хотя к тому времени промысловая кооперация уже окрепла. В ней насчитывалось свыше 114 тысяч мастерских и других промышленных предприятий, где работали 1,8 миллиона человек, они производили 9 процентов валовой продукции промышленности, например, до 40 процентов всей мебели, до 70 процентов всей металлической посуды, более трети верхнего трикотажа, почти все детские игрушки. В систему промысловой кооперации входило 100 конструкторских бюро, 22 экспериментальные лаборатории и два научно-исследовательских института.

       В конце 1950-х годов КПСС принимает  новую Программу, провозглашающую  на ближайшую перспективу единую форму собственности и развитие крупного производства. Были сокращены личные подсобные хозяйства, почти ликвидирован частный скот, укрупнены колхозы. Мелкие предприятия промысловой кооперации не могли вписаться в создаваемую на таких основах производственную структуру. И в середине 1960 года промысловую кооперацию полностью ликвидировали, а ее предприятия передали в ведение государственных органов.

       70-е  годы XX века характеризовались широкой международной деятельностью потребительской кооперации. Являясь членом Международного кооперативного альянса, Центросоюз последовательно выступал за единство кооператоров всех стран в борьбе за мир, социальный прогресс, за расширение деловых и культурных связей с кооператорами всех стран.

       Кризис  первых лет перестройки, связанный  с распадом СССР, больно ударил по кооперации. Особенно большой урон нанесла коммерциализация экономики. Центросоюзом РФ предпринимается ряд серьезных мер по выходу из кризиса. Именно в этот период была определена стратегия развития потребительской кооперации, связанная с реализацией социальной миссии.

       Таким образом, от всей богатой «палитры»  дореволюционных кооперативных форм сумела сохраниться только система потребительской кооперации.[2, 50].

       К началу 1990-х потребкооперация оказалась  единственной из всех существовавших кооперативных форм, которая сформировалась как сложная хозяйственная единая структура. Максимально используя местные ресурсы, она ориентируется преимущественно на обслуживание интересов сельского населения.

       В 1990 году потребкооперация обслуживала 40 процентов населения страны, членами ее были около 60 миллионов сельских жителей. На ее долю приходилось четверть розничного товарооборота, около половины заготовок картофеля, треть закупок овощей, более трети выпечки хлеба. В то же время надо иметь в виду огромные резервы продовольствия и других товаров народного потребления, которые кооперация не производила, но могла бы производить.

       Могла бы, если бы ее взлет вновь не был  прерван, теперь уже либеральными реформами 1990-х - временем большого «хапка» и правового «беспредела» с благоволения властей. [8;50]

       Решающим  моментом в реформировании потребительской  кооперации стало принятие Верховным  Советом страны в июне 1992г. Закона «О потребительской кооперации в  Российской Федерации» и постановления  о введении его в действие. Закон признал общественную значимость и необходимость потребительской кооперации; юридически закрепил правовые, экономические, социальные основы; заложил предпосылки для ее возрождения на подлинно демократической основе для использования имевшегося хозяйственного потенциала в интересах десятков миллионов людей. В соответствии с Законом в 1992г. во всех звеньях потребкооперации прошли выборные собрания, были сформированы руководящие органы, утверждены новые уставы.

       Для экономического выживания нужно было не только расширить сферу потребкооперации в глубинных сельских районах, но и выступить полноправным конкурентов государственных и иных структур в городах. Это давало возможность покрыть убытки от торговли в отдаленных населенных пунктах. Потребкооперация начала переходить на прямые связи с товаропроизводителями, приобретая свой опыт, альтернативный опыту госторговли.

       В Республике Мордовия для обеспечения  населения необходимым минимумом  продуктов было введено нормированное  снабжение по талонам, однако их отоваривание было сопряжено серьезными трудностями, так системой Мордопотребсоюза за 9 месяцев 1991г. было недополучено 2тыс. тонн сахара.

       Рыночные  отношения все больше вторгались в жизнь, но на начальном этапе  оборачивались негативной стороной. Перед потребительской кооперацией стояла задача выжить, не только не разориться, но и заложить основы будущего существования и развития. Необходимо было искать новые формы работы, менять функции торгового аппарата, который, привыкнув действовать при фондовом снабжении, не справлялся с обязанностями в новых условиях и был слишком громоздким. Решено было пойти на его сокращение и одновременно на создание хозрасчетных коммерческих центров, оптовых розничных предприятий, посреднических структур, работающих по принципу малых предприятий.

       В середине 90-х годов XX столетия в Российской Федерации в результате коренных изменений в политике и экономике достаточно быстрыми темпами стали развиваться кооперативные организации в различных сферах деятельности: в производстве, сельском хозяйстве, в сфере услуг и потребления. [10;159]

       Введение  в действие в 1995 г. Гражданского кодекса  Российской Федерации при всем его несовершенстве послужило мощным толчком в развитии законодательной базы кооперативных организаций всех видов.

       Были  приняты Законы «О сельскохозяйственной кооперации», «О производственных кооперативах», а также «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

       Первичные кооперативные организации для  защиты своих интересов на различных уровнях власти стали создавать союзы, в том числе и на общероссийском уровне. Однако разобщенность кооперативных союзов, как на общероссийском, так и на международном уровне продолжала сказываться.

       В начале 1998 г. Центросоюз РФ выступил инициатором создания общероссийского кооперативного объединения. 9 июня 1998 г. в Центросоюзе РФ состоялось Учредительное собрание Ассоциации кооперативных организаций России (АКОР).

       Участники собрания заключили учредительный  договор, утвердили Устав Ассоциации, избрали руководящие органы. Президентом Ассоциации кооперативных организаций России был избран Председатель Совета Центросоюза РФ Валентин Ермаков.

       Ассоциация  создана в целях координации  деятельности организаций потребительской, производственной, сельскохозяйственной, кредитной, жилищной, жилищно-строительной кооперации и других видов кооперативных организаций России. Также в целях содействия и развития их деятельности, защиты прав и интересов в органах власти, и иных органов представительства в Международном кооперативном альянсе и других международных организациях, оказания информационных, правовых, иных услуг и решения других задач.

       Создание  АКОР является важным шагом на пути консолидации усилий всех видов кооперативного движения в России.. Учредители установили для АКОР качестве неотложной задачи - более тесные и деловые отношения с администрацией Президента РФ, Правительством РФ, Федеральным Собранием. По инициативе Центросоюза РФ в начале 19 кооперативные союзы страны объединились в Ассоциацию кооперативных организаций России включающую двенадцать видов кооперации. А в 2002 году создана Ассоциация «Лига национальных (республиканских) кооперативных организаций потребительской кооперации стран СНГ». [8;50] 

    1. Потребительская кооперация  России в ХХI веке
 

       Российская  потребкооперация стала одной из массовых и сильных в мире, получила новые перспективы и стимулы развития.

       Отметим, что лидирующей кооперативной системой, как и прежде, является родоначальница российского кооперативного движения потребительская кооперация. По данным на 01.01.2003 в потребительской кооперации России - 9,5 млн. пайщиков, 3224 потребительски общества, в том числе 1119 районных; 152 городских потребительских общества, 190 районных и окружных потребительских союзов.

       В системе потребкооперации России занято 394,6 тыс.человек, в том числе в  торговле – 182,4тыс. или 44,3%, в общепите-41,8 тыс., или 16,2%; в заготовках-6,9 тыс., или 1,7%; в промышленности – 70,3тыс., или 17,1%; в сельском хозяйстве – 2,9 тыс. человек, или 0,7%. [15;23]

       На сегодняшний день успешно развиваются ипотечные и жилищные кооперативы, кооперативы по обслуживанию подворных животноводческих хозяйств, а также действующие в сфере медицинского обслуживания, садоводческие, дачно-строительные и гаражные, транспортные и ремонтно-строительные. Всего различными видами кооперации в России охвачено 60 миллионов человек.

           Современная кооперация России характеризуется:

  • расширением ее возможностей как субъекта рыночных отношений, проникновением во все сферы отрасли экономики;
  • формированием оптимального соотношения крупных, средних, малых предприятии и организации;
  • усилением и укреплением прав и экономической роли членов кооперативов в решении их социально-экономических задач;
  • возрастанием социальных функций кооперации взаимосвязи с хозяйственными структурами и исполнительной властью;
  • наличием тенденции к усилению инновационной активности, освоению разнообразных инноваций.

       Также потребительская кооперация организует досуг населения, оказывает поддержку и помощь малоимущим и инвалидам, обеспечивает население лекарственными и ветеринарными препаратами. В кооперативных магазинах открыто 19 тысяч библиотек, 25 тысяч бесплатных чайных столов, возле магазинов создано 5 тысяч детских игровых площадок. Всего сельскому населению предоставляется 270 тысяч услуг 146 видов.

       В связи с ухудшением демографической  ситуации в стране ежегодно за счет снижения численности сельских жителей увеличивается доля мелких деревень. Удельный вес таких деревень с числом жителей до 10 человек за последние 30 лет удвоился. Особенно высок этот показатель в Центральном и Северо-Западном федеральных округах. Магазины в таких поселениях убыточны, но потребительская кооперация продолжает содержать 29 тысяч убыточных магазинов, расходуя на это до 5 миллиардов рублей в год.

       На  данный момент потребительская кооперация снабжает жителей сельской глубинки всем необходимым, продает по ценам ниже рыночных, в результате чего жители села фактически получают социальную поддержку в размере до 1,5 млрд. рублей в год.

       Но  потребительская кооперация - не только инструмент социальной защиты интересов  населения на основе потребительской  выгоды, но и инструмент экономической защиты.

       Поэтому главная задача потребительской  кооперации на селе - создание и поддержание хорошо функционирующей, общедоступной и экономически оправданной социальной инфраструктуры, содействие эффективной занятости сельского населения через восстановление сельской экономики.

       Создавая  рабочие места, потребительская  кооперация дает возможность жителям села, и в первую очередь сельской молодежи, реализовать свой личный экономический интерес, иметь заработок и достойные условия для творческого развития.

       С 1999 по 2006 год в потребительской  кооперации создано 122 тысячи новых  рабочих мест, сезонную работу на условиях неполного рабочего дня получили около 250 тысяч человек. Почти 400 тысяч человек имеют постоянную работу. Около 2 млн. человек кооперативные организации, по сути, ежегодно обеспечивают работой, закупая у них сельскохозяйственную продукцию, выращенную в подсобных хозяйствах, а также лекарственные травы, грибы, ягоды. Так Атяшевское РайПО за период  2000-2005гг. предоставило постоянные рабочие места для 18 чел., 24 чел. получили временную, сезонную, работу или трудятся на условиях неполного рабочего дня[9; 185]

       Таким образом, за последние десять лет потребительская кооперация фактически заново возродила на селе бытовое обслуживание. Начав в 1999 году с открытия отдельных пунктов по оказанию бытовых услуг, она сегодня имеет комплексную систему бытового обслуживания: кооперативные дома быта, комплексные приемные пункты в райцентрах, стационарные мастерские и цехи в крупных селах, пункты приема заказов в мелких населенных пунктах. Действуют уже 254 дома быта, 1610 комплексных приемных пунктов, 35 тысяч стационарных предприятий и пунктов бытового обслуживания и 50 тысяч пунктов приема заказов, организованных в розничных торговых и других предприятиях.

       Реализация  социальной миссии, с одной стороны, способствовала росту авторитета потребительской кооперации среди населения, органов власти, формированию имиджа как социально ориентированной системы. С 2000 года устойчивыми темпами растут обороты торговли и общественного питания, объемы закупок. Совокупный объем деятельности в 2006 году по сравнению с 1999 годом возрос в сопоставимых ценах на 23 процента и составит в 2006 году более 150 млрд. рублей. Оборот розничной торговой сети за этот период возрос на 36 процентов, общественного питания - на 50 процентов. Объем бытовых услуг, оплаченных населением, с 34 млн. рублей в 1999 году возрос до 600 млн. рублей в 2006 году. И это все - с учетом того, что цены на услуги в потребительской кооперации существенно ниже коммерческих организаций.[8;50] 
 
 
 
 
 

Информация о работе Потребительская кооперация Российской Федерации на современном этапе (1991-2008гг.): проблемы, перспективы, трудности развития