Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 20:23, контрольная работа
Таким образом, целью данной работы является выявление особенностей функционирования системы ленд-лиз в отношениях между США и СССР.
Задачи:
1. Дать определение понятию «ленд-лиз»;
2. Рассмотреть основные положения Закона о ленд-лизе;
3. Проанализировать особенности функционирования системы ленд-лиз между СССР и США: объемы поставок, номенклатура товаров;
4. Определить значение поставок по системе ленд-лиз для СССР;
5. Рассмотреть процесс возвращения долгов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Ленд-лиз: понятие, особенности функционирования 5
2. Поставки в СССР: этапы, объемы, номенклатура товаров 9
3. Значение поставок по программе ленд-лиз для СССР 13
4. Долги по ленд-лизу и их выплата 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
Список литературы 22
По другим данным, СССР получил по ленд-лизу 622,1 тыс. тонн железнодорожных рельсов (56,5 % от собственного производства), 1900 локомотивов (в 2,4 раза больше, чем выпущено за годы войны в СССР) и 11075 вагонов (больше в 10,2 раза), 3 млн 606 тыс. автопокрышек (43,1 %), 610 тыс. тонн сахара (41,8 %), 664,6 тыс. тонн мясных консервов (108 %). СССР получил 427 тысяч автомобилей и 32 тыс. армейских мотоциклов, при этом в СССР с начала войны до конца 1945 года было выпущено лишь 265, 6 тыс. автомобилей и 27816 мотоциклов (здесь необходимо учитывать довоенное количество техники). США поставили 2 млн 13 тыс. тонн авиабензина (вместе с союзниками — 2 млн 586 тыс. тонн) — почти две трети горючего, использованного за годы войны советской авиацией.
США и Британия поставили вместе лишь 1216,1 тыс. тонн авиабензина, а в СССР в 1941—1945 гг. было произведено 5539 тыс. тонн авиабензина, то есть западные поставки составили лишь 18 % от общего советского потребления времен войны10. Если учесть, что таков был в советском авиапарке процент самолетов поставленных СССР в рамках ленд-лиза, то очевидно, что бензин импортировали именно для импортных же самолетов. Наряду с самолетами СССР получил сотни тонн авиационных запчастей, авиационные боеприпасы, горючее, специальное аэродромное оборудование и аппаратуру, в том числе 9351 американскую радиостанцию для установки на истребителях советского производства, навигационное авиаоборудование (радиокомпасы, автопилоты, радары, секстанты, авиагоризонты).
Сравнительные данные по роли ленд-лиза в обеспечении советской экономики некоторыми видами материалов и продовольствия во время войны11
Материалы | Производство СССР | Ленд-лиз | Ленд-лиз/Производство СССР, в % |
Взрывчатка, тыс. тонн | 558 | 295,6 | 53 % |
Медь, тыс. тонн | 534 | 404 | 76 % |
Алюминий, тыс. тонн | 283 | 301 | 106 % |
Олово, тыс. тонн | 13 | 29 | 223 % |
Кобальт, тонн | 340 | 470 | 138 % |
Авиабензин, тыс. тонн | 4700 (по данным В. Б. Соколова — 5,5 млн тонн) | 1087 | 23 % |
Автомобильные шины, тыс. штук | 3988 | 3659 | 92 % |
Шерсть, тыс. тонн | 96 | 98 | 102 % |
Сахар, тыс. тонн | 995 | 658 | 66 % |
Мясные консервы, млн. банок | 432,5 | 2077 | 480 % |
Жиры животные, тыс. тонн | 565 | 602 | 107 % |
Сразу после войны США направили странам, получавшим помощь по ленд-лизу, предложение вернуть уцелевшую военную технику и погасить долг для получения новых кредитов. Поскольку закон о ленд-лизе предусматривал списание использованного военного оборудования и материалов, американцы настаивали на оплате только гражданских поставок: железнодорожного транспорта, электростанций, пароходов, грузовиков и прочего оборудования, находившегося у стран-получателей по состоянию на 2 сентября 1945 года12. За уничтоженную в ходе боёв военную технику США возмещения не потребовали.
Объём американских поставок в СССР по ленд-лизу составил 11, 319 млрд долларов США13. Согласно закону о ленд-лизе, оплате подлежала только уцелевшая в ходе войны техника; для согласования итоговой суммы, сразу по окончании войны начались советско-американские переговоры. На переговорах 1948 г. советские представители согласились выплатить лишь незначительную сумму и встретили прогнозируемый отказ американской стороны. Переговоры 1949 г. тоже ни к чему не привели. В 1951 г. американцы дважды снижали сумму платежа, которая стала равняться $800 млн, однако советская сторона соглашалась уплатить только $300 млн. По мнению советского правительства, расчёт должен был вестись не в соответствии с реальной задолженностью, а на основе прецедента. Этим прецедентом должны были стать пропорции при определении долга между США и Великобританией, которые был закреплены ещё в марте 1946 г.
Соглашение с СССР о порядке погашения долгов по ленд-лизу было заключено лишь в 1972 году. По этому соглашению СССР обязался до 2001 г. заплатить $722 млн, включая проценты. К июлю 1973 г. были осуществлены три платежа на общую сумму $48 млн, после чего выплаты были прекращены в связи с вводом американской стороной дискриминационных мер в торговле с СССР (Поправка Джексона — Вэника). В июне 1990 г. в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности — 2030 г., и сумма — $674 млн.
После распада СССР долг за помощь был переоформлен на Россию, по состоянию на 2003-й год Россия должна примерно 100 млн американских долларов.
Таким образом, из общего объёма американских поставок по ленд-лизу в $11 млрд долларов СССР, а затем Россией, было оплачено $722 млн, или около 7 %.
Следует, однако, отметить что с учетом инфляционного обесценения доллара эта цифра будет существенно (в разы) меньше. Так, к 1972 году, когда с США была согласована сумма долга за ленд-лиз в размере $722 млн долларов, доллар с 1945 года успел обесцениться в 2,3 раза. Однако в 1972 году СССР было выплачено только $48 млн, а договоренность о выплате оставшихся $674 млн была достигнута в июне 1990 года, когда покупательная способность доллара была уже в 7.7 раз ниже чем на конец 1945 года. При условии выплаты $674 млн в 1990 году, общий объём советских выплат в ценах 1945 года составил около 110 млн долларов США, то есть около 1 % от суммарной стоимости поставок по ленд лизу. Но большая часть из поставленного была либо уничтожена войной, либо, как снаряды, израсходовано на нужды войны, либо, по окончании войны, в соответствии с законом о ленд-лизе, возвращено США.
О значимости ленд-лиза полемизировали и до сих пор спорят экономисты, историки, военные специалисты. Традиционно отечественные исследователи преуменьшали его значительность и важность (указывали заниженные суммы и удельный вес поставок относительно общего объема производства), зарубежные – напротив, преувеличивали, доводя объемы поставленных товаров, материалов, услуг до 11%.
Ленд-лиз – это прежде всего экономический механизм, своевременно и правильно использованный в экстремальных условиях Второй мировой войны.
В
практической экономике ленд-лиз
стал проводником научно-
Итак, стоимость поставок по ленд-лизу из Соединенных Штатов Америки в СССР равнялась $11, 319 млрд. (85,7% от всех поставок по ленд-лизу).
Принципы ленд-лиза помимо нравственных аспектов, политической составляющей, военного профессионализма близки инвестиционному проектированию. Они крайне сложны, поскольку предполагают разработку специальных схем государственного планирования и управления, бюджетного и коммерческого финансирования, обеспечения, предоставления гарантий и контргарантий, участия промышленных предприятий, строительных и транспортных организаций, банков, страховых компаний.
Исторический опыт ценен прежде всего тем, что подсказывает, как нужно действовать в настоящих условиях, какие законодательные прецеденты следует использовать современным политикам и экономистам. Сам факт образования задолженности по ленд-лизу свидетельствует о наличии сходства между ленд-лизом и современными кредитными и лизинговыми отношениями, которые строятся на принципах срочности, возвратности, платности.
Механизм ленд-лиза принес много полезного для стран союзников в наиболее трудное время войны. И, что очень важно, накопленный опыт организации межгосударственных лизинговых отношений не должен быть утрачен. Его следует эффективно использовать в современных условиях взаимоотношений между Россией и США, Великобританией, другими странами.
Информация о работе Поставки из США в СССР по системе ленд-лиз