Поставки из США в СССР по системе ленд-лиз

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 20:23, контрольная работа

Описание работы

Таким образом, целью данной работы является выявление особенностей функционирования системы ленд-лиз в отношениях между США и СССР.

Задачи:

1. Дать определение понятию «ленд-лиз»;

2. Рассмотреть основные положения Закона о ленд-лизе;

3. Проанализировать особенности функционирования системы ленд-лиз между СССР и США: объемы поставок, номенклатура товаров;

4. Определить значение поставок по системе ленд-лиз для СССР;

5. Рассмотреть процесс возвращения долгов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Ленд-лиз: понятие, особенности функционирования 5
2. Поставки в СССР: этапы, объемы, номенклатура товаров 9
3. Значение поставок по программе ленд-лиз для СССР 13
4. Долги по ленд-лизу и их выплата 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
Список литературы 22

Работа содержит 1 файл

Экономика - контрольная.doc

— 221.50 Кб (Скачать)
 

     Поставки  из США в СССР можно разделить  на следующие этапы:

     1. «пре-ленд-лиз» — с 22 июня 1941 по 30 сентября 1941 (оплачен золотом);

     2. Московский протокол (I) — с 1 октября 1941 по 30 июня 1942 (подписан 1 октября 1941);

     3. Вашингтонский протокол (II) — с 1 июля 1942 по 30 июня 1943 (подписан 6 октября 1942);

     4. Лондонский протокол (III) — с 1 июля 1943 по 30 июня 1944 (подписан 19 октября 1943);

     5. Оттавский протокол (IV) — с 1 июля 1944, (подписан 17 апреля 1944), формально завершился 12 мая 1945, но поставки были продлены вплоть до окончания войны с Японией (сверхпротокольная заявка по «программе 17 октября»), в которую СССР обязался вступить через 90 дней после окончания войны в Европе (то есть 8 августа 1945). Япония капитулировала 2 сентября 1945 года, а 20 сентября 1945 все поставки по ленд-лизу в СССР были прекращены.

     Союзные поставки очень неравномерно распределялись в годы войны. В 1941—1942 гг. обусловленные обязательства постоянно не выполнялись, положение нормализовалось начиная лишь со второй половины 1943 года.

     Маршруты  поставки      тоннаж, тыс. т      % от общего
     Тихоокеанский      8 244      47,1
     Трансиранский      4 160      23,8
     Арктические конвои      3 964      22,6
     Чёрное  море      681      3,9
     Советская Арктика      452      2,6
     Всего      17 501      100,0
 

     Три маршрута — тихоокеанский, трансиранский и арктические конвои — обеспечили в сумме 93,5 % общих поставок. Ни один из этих маршрутов не являлся полностью безопасным.

     Самым быстрым, но самым опасным маршрутом были арктические конвои. В июле-декабре 1941 года 40 % всех поставок шло именно этим маршрутом, и около 15 % отправленных грузов оказывалось на дне океана. Морская часть пути от восточного побережья США до Мурманска занимала около 2-х недель.

     Груз  с северными конвоями шёл также  через Архангельск и Молотовск (ныне Северодвинск), откуда по спешно достроенной ветке железной дороги грузы шли на фронт. Моста через Северную Двину ещё не существовало, и для переброски техники зимой намораживали метровый слой льда из речной воды, так как естественная толщина льда (65 см зимой 1941 года) не позволяла выдержать рельсы с вагонами. Далее груз направлялся по железной дороге на юг, в центральную, тыловую часть СССР. Тихоокеанский маршрут, обеспечивший около половины поставок по ленд-лизу, был относительно безопасным. С началом 7 декабря 1941 г. войны на Тихом океане перевозки здесь могли обеспечиваться лишь советскими моряками, а торгово-транспортные суда ходили только под советским флагом. Все незамерзающие проливы контролировались Японией, и советские суда подвергались принудительному досмотру, а иногда и топились. Морская часть пути от западного побережья США до дальневосточных портов СССР занимала 18-20 суток5.

     Первые поставки в СССР по Трансиранскому маршруту начались в ноябре 1941 года, когда было отправлено 2,972 тонн грузов. Чтобы увеличить объёмы поставок, требовалось провести масштабную модернизацию транспортной системы Ирана, в частности, портов в Персидском заливе и трансиранской железной дороги. С этой целью союзники (СССР и Великобритания) в августе 1941 оккупировали Иран. С мая 1942 года поставки составляли в среднем 80-90 тысяч тонн в месяц, а во второй половине 1943 — до 200 000 тонн в месяц. Далее доставка грузов осуществлялась судами Каспийской военной флотилии, до конца 1942 года подвергавшимися активным атакам немецкой авиации. Морская часть пути от восточного побережья США до берегов Ирана занимала около 75 дней. Специально для нужд ленд-лиза в Иране было построено несколько автомобильных заводов, которые находились под управлением General Motors Overseas Corporation. Самые крупные назывались TAP I (Truck Assembly Plant I) в Андимешке и TAP II в Хоррамшаре. Всего за годы войны с иранских предприятий в СССР было отправлено 184,112 автомобилей. Автомобили перегонялись по следующим маршрутам: Тегеран — Ашхабад, Тегеран — Астара — Баку, Джульфа — Орджоникидзе.

     Следует отметить, что в годы войны существовало ещё два воздушных маршрута ленд-лиза. По одному из них самолеты «своим ходом» летали в СССР из США через Южную  Атлантику, Африку и Персидский залив, по другому — через Аляску, Чукотку и Сибирь. По второму маршруту, известному под названием «Алсиб» («Аляска — Сибирь»), было переброшено 7925 самолетов6.

     Номенклатура  поставок по ленд-лизу определялась советским правительством.

     Данный список показывает поставки в СССР до 30 сентября 1945 года.

     Летательные аппараты      22 150
     Танки      12 700
     Легковые  джипы и вездеходы      51 503
     Грузовые машины      375 883
     Мотоциклы      35 170
     Тракторы      8 071
     Винтовки      8 218
     Автоматическое оружие      131 633
     Пистолеты      12 997
     Взрывчатые вещества      345 735 тонн
     Динамит      70 400 000 фунтов (31 933 тонн)
     Порох      127 000 тонн
     Тротил      271 500 000 фунтов (123 150 тонн)
     Толуол      237 400 000 фунтов (107 683 тонн)
     Детонаторы      903 000
     Оборудования  зданий      $10 910 000
     Товарные вагоны      11 155
     Локомотивы      1 981
     Грузовые суда      90
     Противолодочные корабли      105
     Торпеды      197
     Радиолокаторы      445
     Двигатели для кораблей      7 784
     Запасы продовольствия      4 478 000 тонн
     Машины и оборудование      $1 078 965 000
     Цветные металлы      802 000 тонн
     Нефтепродукты      2 670 000 тонн
     Хлопок      106 893 000 тонн
     Кожа      49 860 тонн
     Шины      3 786 000
     Армейские ботинки      15 417 000 пар
     Одеяла      1 541 590
     Спирт      331 066 л
     Пуговицы      257 723 498 шт.

3. Значение поставок по программе ленд-лиз для СССР

 

     Уже в ноябре 1941 года в своём письме к президенту США Рузвельту И. В. Сталин писал: «Ваше решение, господин Президент, предоставить Советскому Союзу беспроцентный кредит в размере $ 1 000 000 000 в обеспечение поставок военного снаряжения и сырья Советскому Союзу было принято советским Правительством с сердечной признательностью, как насущная помощь Советскому Союзу в его огромной и тяжелой борьбе с общим врагом — кровавым гитлеризмом».

     Первую  официальную историческую оценку роли ленд-лиза дал председатель Госплана Николай Вознесенский в своей книге «Военная экономика СССР в период Отечественной войны», опубликованной в 1948 году7: «…если сравнить размеры поставок союзниками промышленных товаров в СССР с размерами производства промышленной продукции на социалистических предприятиях СССР за тот же период, то окажется, что удельный вес этих поставок по отношению к отечественному производству в период военной экономики составит всего лишь около 4 %».

     Цифра в 4 % была опубликована без дальнейших комментариев и вызвала много вопросов. В частности, было неясно, каким образом Вознесенский и его сотрудники вычислили эти проценты. Оценить советский ВВП в денежном выражении было затруднительно из-за отсутствия конвертируемости рубля.

     Сам Вознесенский был вскоре арестован  по Ленинградскому делу и расстрелян в 1950 году, и, соответственно, комментариев дать не мог. Тем не менее цифра в 4 % в дальнейшем широко цитировалась в СССР как отражающая официальную точку зрения о значимости ленд-лиза.

     Маршал  Жуков в послевоенных беседах говорил: «Вот сейчас говорят, что союзники никогда нам не помогали… Но ведь нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну… У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны. Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали! Разве мы могли бы быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью? А сейчас представляют дело так, что у нас все это было свое в изобилии».

     Высоко  оценивал роль ленд-лиза и А. И. Микоян, во время войны отвечавший за работу семи союзных наркоматов (торговли, заготовок, пищевой, рыбной и мясомолочной промышленности, морского транспорта и речного флота) и, в качестве наркома внешней торговли страны, с 1942 года руководивший приёмом союзных поставок по ленд-лизу.

     Программа ленд-лиза была обоюдовыгодной как  для СССР (и других стран-получателей), так и для США. В частности, США выиграли необходимое время  для мобилизации собственного ВПК и создания армии.

     Основным  шасси для «Катюш» стали ленд-лизовские «Студебеккеры» (конкретно, Studebaker US6). В то время как Штаты дали около 20 тыс. автомобилей, в СССР было выпущено всего 600 грузовиков (в основном шасси ЗИС-6).

     СССР  получил от США и других союзников  значительное число автомобилей: в  автомобильном парке Красной  Армии импортных автомашин в 1943 г. было 5,4 %, в 1944 г. в СА — 19 %, на 1 мая 1945 г. — 32,8 % (58,1 % составляли машины отечественного производства и 9,1 % — трофейные автомашины)8. За годы войны автопарк Красной Армии пополнился большим количеством новых автомобилей, в значительной мере за счет импорта. В армию поступило 444 700 новых машин, из них 63,4 % импортных и 36,6 % — отечественных. Основное пополнение армии автомобилями отечественного производства осуществлялось за счёт старых автомобилей, изъятых из народного хозяйства. 62 % всех полученных автомобилей составляли тягачи, из них 60 % Студебекер, как лучший из всех получаемых марок тягачей, в значительной части заменивший конную тягу и тракторы для буксировки 75-мм и 122-мм артсистем. Хорошие эксплуатационные качества показал также автомобиль Додж 3/4 т., буксирующий орудия противотанковой артиллерии (до 88 мм). Большую роль сыграл легковой автомобиль Виллис с 2 ведущими осями, обладающий хорошей проходимостью и явившийся надежным средством разведки, связи и управления войсками. Кроме того, Виллис применялся в качестве тягача для противотанковой артиллерии (до 45 мм). Из автомобилей специального назначения следует отметить амфибии Форд (на базе машины Виллис), придававшиеся в составе специальных батальонов танковым армиям для проведения разведывательных операций при форсировании водных преград, и Джиемси (на базе грузовика той же марки), используемые, главным образом, инженерными частями при устройстве переправ. США и Британская империя поставили 18,36 % авиабензина9, использованного за годы войны советской авиацией; правда, в основном этим бензином заправлялись американские и английские самолеты, поставленные по ленд-лизу, в то время как отечественные самолёты могли заправляться отечественным бензином с меньшим октановым числом.

Информация о работе Поставки из США в СССР по системе ленд-лиз