Поставки из США в СССР по системе ленд-лиз

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 20:23, контрольная работа

Описание работы

Таким образом, целью данной работы является выявление особенностей функционирования системы ленд-лиз в отношениях между США и СССР.

Задачи:

1. Дать определение понятию «ленд-лиз»;

2. Рассмотреть основные положения Закона о ленд-лизе;

3. Проанализировать особенности функционирования системы ленд-лиз между СССР и США: объемы поставок, номенклатура товаров;

4. Определить значение поставок по системе ленд-лиз для СССР;

5. Рассмотреть процесс возвращения долгов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Ленд-лиз: понятие, особенности функционирования 5
2. Поставки в СССР: этапы, объемы, номенклатура товаров 9
3. Значение поставок по программе ленд-лиз для СССР 13
4. Долги по ленд-лизу и их выплата 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
Список литературы 22

Работа содержит 1 файл

Экономика - контрольная.doc

— 221.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность

Поставки  из США в СССР по системе ленд-лиз 
 
 
 
 
 

 

Содержание 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Ленд-лиз  является одним из уникальных явлений  в новейшей истории экономических  отношений нашей страны с Соединенными Штатами Америки и Великобританией. Союзники в экстремальных условиях в годы Второй мировой войны сумели достичь взаимопонимания и на практике эффективно использовать механизм межгосударственных лизинговых отношений.

     В соответствии с заключенными арендными  соглашениями осуществлялись поставки самолетов, танков, артиллерии, кораблей, производственно-технологических линий, нефтеперерабатывающего оборудования, станков, грузовых и легковых автомобилей, а также сырья, материалов, других товаров на сумму более чем 100 млрд. долл. в нынешнем измерении. Соглашения по ленд-лизу в определенной степени содержали многие отличительные особенности, характеризующие и современные лизинговые операции – срочность, возвратность, платность.

     Ленд-лиз  стал историческим примером беспрецедентного дипломатического, военного и экономического сотрудничества стран антигитлеровской коалиции, способствовавшего победе над нацистской Германией.

     Существенной  особенностью ленд-лиза для СССР явился сам факт его применения вопреки имевшимся политическим противоречиям с капиталистическими странами. Общий враг и задачи его уничтожения стали основой для взаимопонимания и личного сотрудничества глав государств антигитлеровской коалиции.

     Таким образом, целью данной работы является выявление особенностей функционирования системы ленд-лиз в отношениях между США и СССР.

     Задачи:

     1. Дать определение понятию «ленд-лиз»;

     2. Рассмотреть основные положения  Закона о ленд-лизе;

     3. Проанализировать особенности функционирования  системы ленд-лиз между СССР  и США: объемы поставок, номенклатура товаров;

     4. Определить значение поставок по системе ленд-лиз для СССР;

     5. Рассмотреть процесс возвращения  долгов.

 

1. Ленд-лиз: понятие, особенности функционирования

 

     Ленд-лиз (от англ. lend — «давать взаймы» и lease — «сдавать в аренду, внаём») — государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки, в основном на безвозмездной основе, передавали своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырьё, включая нефтепродукты.

     О предоставлении американского оружия во временное пользование впервые  попросил президента США Франклина  Рузвельта британский премьер-министр Уинстон Черчилль 15 мая 1940, предложивший временно передать Великобритании 40–50 старых эсминцев в обмен на британские военно-морские и воздушные базы в Атлантическом океане. Сделка состоялась в августе 1940, однако на ее основе возникла идея более широкой программы.

     Концепция этой программы давала президенту Соединённых  Штатов власть помогать любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для его страны. Закон о ленд-лизе1 (англ. «Lend Lease Act»), полное название «Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов» (англ. «An Act to Promote the Defense of the United States»), принятый Конгрессом США 11 марта 1941 года, предусматривал что:

     - Стоимость оборонных материалов, предназначаемых для правительства  любой страны, переданных любым  образом и произведенных на  выделенные средства, не должна  превышать 1 300 000 000 долларов;

     - поставленные материалы (машины, различная военная техника, оружие, сырьё, другие предметы), уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате (статья 5);

     - переданное в рамках ленд-лиза  имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, будет оплачено полностью или частично на основе предоставленных Соединёнными Штатами долгосрочных кредитов (в основном беспроцентных займов);

     - срок поставок по закону о ленд-лизе устанавливался первоначально до 30 июня 1943 г., а затем ежегодно продлевался;

     - сохранившиеся военные материалы  остаются у страны-получателя, но  правительство США сохраняет  за собой право истребовать их (хотя подразумевалось, что правительство этим правом не будет пользоваться);

     - оборудование, не завершенное производством  к концу войны, и ленд-лизовские  материалы, находящиеся на складах  правительственных учреждений США,  могут приобретаться странами, для которых они заказаны, с предоставлением американского долгосрочного кредита.

     Положения ленд-лиза предусматривали, что после  войны в случае заинтересованности американской стороны неразрушенные  и не утраченные техника и оборудование должны быть возвращены США.

     Поставки  по ленд-лизу осуществлялись США в страны-союзники антигитлеровской коалиции в период Второй мировой войны. Помощь оказывалась правительствам 42 стран (включая Великобританию, СССР, Китай, Австралию, Бельгию, Нидерланды, Новую Зеландию и др.).

     В роли поставщиков товаров и материалов в рамках программы ленд-лиз выступали Военное министерство, Министерство военно-морского флота, Комиссия по морским перевозкам, Управление поставок Казначейства и Министерство сельского хозяйства.

     Всего поставки по ленд-лизу составили около $50.1 млрд (эквивалентно примерно $610 млрд в ценах 2008 года), из которых $31.4 млрд было поставлено в Великобританию, $11.3 млрд — в СССР, $3.2 млрд — во Францию и $1.6 млрд — в Китай. Обратный ленд-лиз (поставки союзников в США) составил $7.8 млрд, из которых $6.8 млрд пришёлся на Великобританию и страны Содружества наций2.

     В послевоенный период высказывались  различные оценки роли ленд-лиза. В  СССР чаще преуменьшалась значимость поставок, в то время как за рубежом утверждалось, что победа над Германией была определена западным оружием и что без ленд-лиза Советский Союз не устоял бы.

     В советской историографии обычно утверждалось, что размер помощи по ленд-лизу СССР был довольно мал — всего около 4 % средств, затраченных страной на войну, а танки и авиация поставлялись в основном устаревших моделей. Сегодня отношение в странах бывшего СССР к помощи союзников несколько изменилось, и внимание стало обращаться также на то, что по ряду позиций поставки имели немаловажное значение, как в плане значимости количественных и качественных характеристик поставляемой техники, так и в плане доступа к новым образцам вооружения и промышленного оборудования.

     Материалы на общую сумму в $50,1 млрд (около $610 млрд в ценах 2008 года3) были отправлены получателям, в том числе:

Страна-получатель Объём помощи в ценах 1941—1945 гг., млрд $ Объём помощи в ценах 2008 г., млрд $
Великобритания 31,4 ~380
СССР 11,3 ~140
Франция 3,2 ~40
Китай 1,6 ~20

     Обратный  ленд-лиз (например, аренда авиабаз) получен США на сумму $7,8 млрд, из которых $6,8 млрд — от Великобритании и Британского Содружества. Обратный ленд-лиз от СССР составил $2.2 млн.

     У Канады была программа ленд-лиза, аналогичная американской, поставки в рамках которой составили $4,7 млрд, в основном в Великобританию и СССР.

     Значение  ленд-лиза в победе Объединённых наций над странами Оси иллюстрирует таблица ниже, которая показывает ВВП основных стран — участников Второй мировой войны, с 1938 по 1945, в млрд $ в ценах 1990 года4.

Страна 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945
Австрия 24 27 27 29 27 28 29 12
Франция 186 199 164 130 116 110 93 101
Германия 351 384 387 412 417 426 437 310
Италия 141 151 147 144 145 137 117 92
Япония 169 184 192 196 197 194 189 144
СССР 359 366 417 359 274 305 362 343
Великобритания 284 287 316 344 353 361 346 331
США 800 869 943 1 094 1 235 1 399 1 499 1 474
Объединённые  нации всего: 1 629 1 600 1 331 1 596 1 862 2 065 2 363 2 341
Страны Оси всего: 685 746 845 911 902 895 826 466
ВВП Объединённые нации/Страны Оси : 2,38 2,15 1,58 1,75 2,06 2,31 2,86 5,02
 

     Как показывает приведённая выше таблица, к декабрю 1941 года ВВП стран антигитлеровской коалиции (СССР и Великобритания) соотносится с ВВП Германии и её европейских союзников как 1:1. Стоит учесть, однако, что к этому моменту Великобритания была истощена морской блокадой и сколько-нибудь существенно помочь СССР в краткосрочной перспективе не могла. Более того, по итогам 1941 года Великобритания по-прежнему проигрывала битву за Атлантику, что было чревато полным коллапсом для экономики страны, практически целиком завязанной на внешнюю торговлю.

     ВВП СССР в 1942 году, в свою очередь, вследствие оккупации Германией значительных территорий снизился примерно на треть по сравнению с довоенным уровнем, при этом из 200 млн человек населения около 78 млн осталось на оккупированных территориях.

     Таким образом, в 1942 году СССР и Великобритания уступали Германии и её союзникам и по ВВП (0,9:1) и по населению (учитывая потери СССР вследствие оккупации). В этой ситуации руководству США была очевидна необходимость оказания срочной военно-технической помощи обеим странам. Более того, США были единственной страной мира, обладавшей достаточными производственными мощностями для оказания такой поддержки в достаточно сжатые сроки, чтобы успеть оказать влияние на ход боевых действий в 1942 году. В течение всего 1941 года США продолжили наращивать военную помощь Великобритании, а 1 октября 1941 года Рузвельт одобрил подключение к ленд-лизу СССР. Был подписан Первый протокол по ленд-лизу между СССР и США, на сумму в $1 млрд, сроком действия до 30 июня 1942.

     Ленд-лиз, в совокупности с нарастающей помощью Великобритании в её битве за Атлантику, оказался критическим фактором, вовлёкшим США в войну, особенно на европейском фронте. Гитлер, объявляя войну США 11 декабря 1941 года, упомянул оба этих фактора как ключевые в принятии решения вступить в войну с США.

     Следует отметить, что посылка американской и английской военной техники СССР приводила к необходимости снабжать его сотнями тысяч тонн авиационного топлива, миллионами снарядов для орудий и патронов для ПП и пулеметов, запасными гусеницами для танков, запасными автомобильными покрышками, запчастями для танков, самолетов и автомобилей. Уже с 1943 г., когда руководство союзников перестало сомневаться в способности СССР к долговременной войне, в СССР стали ввозить в основном стратегические материалы (алюминий и проч.) и станки для советской промышленности.

2. Поставки в СССР: этапы, объемы, номенклатура товаров

Информация о работе Поставки из США в СССР по системе ленд-лиз