Последствия монопольной власти на отраслевом рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 19:35, контрольная работа

Описание работы

Из названия «Экономика Отраслевых Рынков» следует, что эта наука имеет дело с организацией отдельных рынков и отраслей, изучает деятельность фирм в отрасли, влияние их решений на отраслевую организацию, закономерности формирования различных рыночных структур, принципы поведения фирм на различных рынках, результаты их поведения для всей экономики, варианты отраслевой политики государства.

Работа содержит 1 файл

Показатели монопольной власти.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

         Введение

 

         Из названия «Экономика Отраслевых Рынков» следует, что эта наука имеет дело с организацией отдельных рынков и отраслей, изучает деятельность фирм в отрасли, влияние их решений на отраслевую организацию, закономерности формирования различных рыночных структур, принципы поведения фирм на различных рынках, результаты их поведения для всей экономики, варианты отраслевой политики государства.

         Эта наука занимается также развитием инструментарием  экономического анализа рыночных структур, углублением понимания закономерностей в этой области, изучением возможности и необходимости государственного регулирования.

         Таким образом, Экономика Отраслевых Рынков – область экономической науки, посвященная исследованию рынков, которые нельзя проанализировать с помощью стандартных моделей совершенной конкуренции.

         Шерер и Росс считают, что основной объект анализа –  это исследование того, как производственная деятельность приводится в гармоническое  соответствие со спросом на товары и услуги посредством некого организующего механизма (такого, как свободный рынок) и как изменения и несовершенства в организующем механизме влияют на прогресс, достигнутый в удовлетворении экономических потребностей.

         Один из непростых  вопросов - вопрос о соотношении  рынка и отрасли.

         Рынок объединяет фирмы, если они производят товары, являющиеся близкими заменителями с точки зрения покупателя (или со стороны спроса). Отрасль объединяет фирмы, если они реализуют товары, являющиеся близкими заменителями с точки зрения производителя (или со стороны предложения). 

         1  Власть фирмы на  отраслевом рынке.  Основные понятия. 

         Существуют рынки, где в той или иной степени  возможно влияние на условия акта купли-продажи со стороны производителя (покупателя). Факт такого влияния определяет степень рыночной власти, характеризующей рынки несовершенной конкуренции. Если для конкурентных рынков характерны только неценовые формы конкуренции, то отличительной особенностью несовершенных рынков являются ценовые формы борьбы между производителями. Потенциальная способность фирм устанавливать цены на свою продукцию определяет степень монополизации такого рынка.

         В зависимости от степени ограничения конкуренции  выделяют несколько видов несовершенных  рынков: олигополия, монополистическая  конкуренция и монополия.

         Абсолютная рыночная власть характеризует рынки монополии, когда множеству покупателей на рынке противостоит один продавец. Этот рынок, на котором единственный производитель полностью контролирует параметры рыночной сделки – объем предложения и цену. Возможность такого контроля тем больше, чем выше входные барьеры и чем меньше заменителей у товара, выпускаемого монополистом. Замкнутость монопольного рынка избавляет монополиста-производителя от конкурентов.

        Так, в условиях совершенной конкуренции рынок продукта однороден, каждая фирма продает товар идентичный товару, который предлагает любая другая фирма рынка. При монополистической конкуренции рыночную власть над товаром дает фирме дифференциация продукта. Дифференциация товара означает выделение продукта какой либо фирмы в глазах потребителей от остальных продуктов данного класса. Факторами продуктовой дифференциации могут являться как внутреннее качество товара - изменение его внутренних характеристик, так и внешнее качество - цвет, размер, упаковка, услуги, которые сопровождают его продажу.

        Дифференциация продукта имеет место до тех пор, пока сами потребители расценивают разные товарные марки в качестве несовершенных  заменителей. Она может быть как  реальной, включающей в себя различия в качестве товаров, долговечности  или других функциональных характеристиках, так и фантомной. К фантомной можно отнести различия в каналах сбыта товара, например, когда продавец низкокачественного продукта использует престижные магазины для продажи своего товара.

        Дифференциация ведет  к двум важным последствиям. Во-первых, продуктовое разнообразие создает рыночную власть фирмы, поскольку всегда находятся покупатели, которые оказываются приверженными продукту именно данной товарной марки или данной фирмы. Значит, фирма может поднять цену на свой товар, не потеряв покупателей. Во-вторых, продуктовая дифференциация выгодна и покупателям. Когда фирма входит на рынок с новой товарной маркой, потребители получают еще большее продуктовое разнообразие, которое способно в лучшей степени соответствовать их предпочтениям. Она расширяет возможности потребительского выбора.

         Барьеры входа на рынок и выхода с рынка являются важнейшими характеристиками монополизации рынка.

         Барьеры входа на рынок - такие факторы объективного или субъективного характера, из-за которых новым фирмам трудно, а подчас и невозможно начать свое дело в выбранной отрасли. Благодаря такого рода барьерам, фирмы, уже действующие на рынке, могут не опасаться конкуренции.

         К таким же результатам  приводит и наличие барьера выхода из отрасли. Если выход из отрасли в случае неудачи на рынке сопряжен со значительными издержками.

         Под барьерами выхода понимаются все факторы объективного или субъективного характера, которые  препятствуют фирме без существенных потерь уйти из отрасли.  Барьеры  выхода связаны с наличием в отрасли значительных необратимых издержек, которые делают невозможным уход из отрасли без потерь. Барьеры выхода увеличивают риск хозяйствования в отрасли, а значит, создают дополнительные барьеры входа в отрасль. Если фирма знает, что уйти из отрасли без потерь невозможно, то это может оказать влияние на ее решения входа в отрасль.

         Именно наличие  барьеров для входа в сочетании  с высоким уровнем концентрации производителей в отрасли дает возможность  фирмам поднимать цены выше предельных издержек и получать положительную экономическую прибыль не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периодах, что и обусловливает рыночную власть этих фирм.

         Барьеры входа на рынок можно разделить на две  группы: стратегические и нестратегические барьеры.

         Стратегические барьеры  возникают благодаря сознательной деятельности самих фирм, их стратегическому  поведению, препятствующему проникновению  новых фирм в данную отрасль. В  качестве стратегических барьеров могут  использоваться сберегающие инновации, долгосрочные контракты с поставщиками ресурсов, получение лицензий и патентов на данный вид деятельности, сохранение незагруженных мощностей, а также все способы повышения минимально эффективного объема выпуска для отрасли: увеличение издержек на рекламу и НИОКР, маркетинговые исследования, издержки по созданию имиджа фирмы.

         Ценообразование, ограничивающее вход: зная совокупный спрос и совокупное предложение действующие в отрасли  фирмы могут назначить такую  цену, чтобы предотвратить появление  на рынке новых конкурентов. Последствия для старых фирм заключаются в том, что закрепительная цена ниже уровня, максимизирующего краткосрочную прибыль, т.е. старые фирмы сталкиваются с выбором между краткосрочной прибылью и угрозой входа.

         Неценовые барьеры  доминирующей фирмы – дополнительные инвестиции в оборудование. Инвестиции в оборудование можно трактовать как необратимые издержки для фирмы: фирма вынуждена их оплачивать, даже если продукт не выпускается. Если старая фирма обладает избыточными производственными мощностями по сравнению с величиной спроса, потенциальному конкуренту будет трудно проникнуть на рынок, старая фирма при первой же угрозе входа может увеличить выпуск до уровня запретительного, а новая фирма потеряет величину необратимых издержек. Величина необратимых издержек служит барьером для выхода фирмы из отрасли: покидая рынок фирма теряет эти издержки. Чем выше уровень необратимых издержек, тем выше ожидаемые потенциальные потери в случае вынужденного ухода фирмы из отрасли, тем менее охотно фирма войдет в отрасль.

         Старая фирма для  предотвращения входа новых фирм на рынок может заполнить рынок  значительным количеством товаров-субститутов, так что новой фирме будет  трудно найти свою нишу среди изобилия товарных марок. Основу такой стратегии  для старой фирмы составляет положительная отдача от ассортимента, когда издержки по сбыту и маркетингу продукции при увеличении числа товарных марок растут медленнее, чем при выпуске одного вида товара. В условиях диверсификации товара действует положительный внешний эффект товарных марок: реклама одного товара данной фирмы способствует сбыту и других ее товаров. Это создает дополнительные трудности новой фирме: рекламные расходы увеличивают МЭВ в отрасли и понижают ее ожидаемую прибыль.

         Фирма может заключить  долгосрочные контракты о сотрудничестве с поставщиками ресурсов или с потребителями товара, а также с работниками отрасли. Новой фирме будет сложно найти поставщиков ресурса либо рынок сбыта, если существую подобные контракты. Тем самым создаются эффективные барьеры входа.

         Данные обстоятельства означают отсутствие для  покупателя альтернатив, который вынужден покупать товар у монополиста по завышенной (монопольной) цене. Монопольная цена включает в себя величину монопольной  ренты, прибавляемой монополистом к  рыночной цене товара за счет господствующего положения на рынке.

         Степень превышения монопольной цены над фактическими затратами и характеризует рыночную власть данного производителя. Поэтому  экономический смысл монополии  состоит в получении экономической  сверхприбыли.

         А поскольку фирма-монополист производит товар в объеме меньшем, чем фирма-конкурент, и назначает  цену выше конкурентной, монополизированные рынки не эффективны. Монополия наносит экономический ущерб обоим рыночным агентам, и потребителю, и производителю.

         Монополистом изымается  излишек потребителя (избыток денежного  дохода), так как искусственно назначаемая  монопольная цена всегда выше конкурентной. Все это приводит к уменьшению уровня удовлетворяемой потребности, в целом – к снижению экономического выигрыша потребителя.

         Создание монополии  означает высвобождение производственных ресурсов, которые в условиях закрытости монополистического рынка становятся недоступными для других производителей.

         2  Показатели монопольной власти

 

         Подход к вычислению показателей монопольной власти основан на сравнении реальных рынков с рынком совершенной конкуренции. На сколько рынок приближается к идеалу рынка свободной конкуренции, можно судить по поведению фирм в отношении цены и издержек: чем больше назначаемая фирмой цена отклоняется от предельных издержек, тем большей рыночной властью обладает фирма, и тем в большей степени рынок становится несовершенным.

         Результатом осуществления  монопольной власти фирм служит полученная ею прибыль. Ее величина служит основным свидетельством рыночного влияния. Большинство специальных показателей монопольной власти так или иначе связаны с показателем прибыльности деятельности фирмы, а точнее, доходности капитала, используемого фирмой.

         Большинство показателей  монопольной власти явно или неявно оценивают или величину экономической прибыли, или разницу между ценой и предельными издержками. Для оценки поведения фирмы на рынке и вида рыночной структуры используют следующие показатели: норму экономической прибыли (коэффициент Бэйна); коэффициент Лернера; коэффициент Тобина (q Тобина);  коэффициент Папандреу  

         2. 1  Коэффициент (индекс) Бейна  

         Данный коэффициент  показывает экономическую прибыль на один доллар собственного инвестированного капитала. И определяется следующим образом:  

         

 

         где  - бухгалтерская прибыль ;

                - нормальная прибыль.

         В условиях конкуренции на товарном рынке и эффективного финансового рынка норма экономической прибыли должна быть одинаковой (нулевой) для различных видов активов. Если норма прибыли на каком-либо рынке (для какого-либо актива) превосходит конкурентную норму, то этот вид инвестирования является предпочтительным, или рынок не свободно конкурентным: существуют причины по которым дополнительная доходность инвестиций не уравнивается в долгосрочном периоде, а это подразумевает наличие у такой фирмы определенной рыночной власти.

         При вычислении и  использовании показателя нормы  экономической прибыли возникает  ряд трудностей, связанных с такими факторами, как:

Информация о работе Последствия монопольной власти на отраслевом рынке