Порядок и задачи проведения инвентаризации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 26 декабря 1994г. № 170, предприятиям всех организационно-правовых форм и видов деятельности представлена полная самостоятельность в проведении инвентаризации, кроме случаев, когда они обязательны: при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, акционировании; перед составлением годовых бухгалтерских отчетов и балансов; при смене материально ответственных лиц; при установлении факторов хищении и порчи, в случае пожаров или стихийных бедствий и др.

Содержание

Введение. 1
Порядок и задачи проведения инвентаризации. 2
Задачи инвентаризации. 2
Порядок инвентаризации. 2
Инвентаризация основных средств. 4
Инвентаризация нематериальных активов. 6
Инвентаризация денежных средств в кассе. 7
Инвентаризация сырья и материалов. 11
Заключение. 14
Список литературы. 14

Работа содержит 1 файл

Контрольная МОЯ (контроль и ревизия).docx

— 41.81 Кб (Скачать)

           Инвентаризация  нематериальных активов.

     При инвентаризации нематериальных активов (НМА) надо проконтролировать правильность и своевременность их отражения  в балансе, а также проверить, относятся ли они к нематериальным. Согласно пункту 3 ПБУ 14/2000 объекты относятся к нематериальным активам при одновременном соблюдении следующих условий:

     - у них отсутствует материально-вещественная (физическая) структура; 

     - их можно отделить от другого  имущества организации; 

     - они используются в производстве  продукции, при выполнении работ  или оказании услуг либо для  управленческих нужд организации  в течение длительного времени  (срока полезного использования). Этот срок должен превышать  12 месяцев; 

     - организация не предполагает  последующую их перепродажу; 

     - они способны приносить организации  экономические выгоды (доход) в  будущем; 

     - у организации есть надлежащим  образом оформленные документы,  подтверждающие существование самого  актива и исключительное право  организации на него.

     В составе НМА также учитываются  деловая репутация организации  и организационные расходы.

     При инвентаризации НМА необходимо проверить  наличие документов, подтверждающих исключительное право организации  на использование этих активов. Если таких документов нет, объект не относится  к нематериальным активам. Сказанное  не относится к НМА, приобретенным (изготовленным) организацией до 1 января 2001 года. В то время состав НМА регулировался пунктом 55 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н . В соответствии с Положением к НМА относились не только исключительные права, но и права, возникающие из других видов договоров. Активы, которые были приобретены ранее 2001 года и включены в состав НМА и на которые у организации не было исключительных прав, следует учитывать по прежним правилам - в составе нематериальных активов. При инвентаризации надо проверить, чтобы такие объекты не были исключены из состава нематериальных активов.

     При инвентаризации нематериальных активов  составляется инвентаризационная опись  по форме N ИНВ-1а.

     В ходе инвентаризации нужно проверить  договоры по получению "чужих" объектов интеллектуальной деятельности в неисключительное пользование и выяснить, не закончился ли срок, на который были переданы неисключительные права на эти объекты. Если срок закончился, "чужие" объекты должны быть списаны  с забалансового учета.

     Как и по результатам инвентаризации основных средств, по результатам инвентаризации НМА составляется сличительная ведомость  по форме N ИНВ-18.  [1]

     Инвентаризация  денежных средств в кассе.

     Ревизия наличия денежных средств, ценных бумаг  в кассе кассовых операций начинается с инвентаризации наличности в кассе.

     В операционных кассах магазинов и  столовых инвентаризацию наличности осуществляют одновременно с инвентаризацией  в них товарно-материальных ценностей.

     Перед инвентаризацией денежных средств  и ценных бумаг в кассе следует  установить количество касс в организации. При наличии двух касс и более  необходимо опечатать их. Кроме того, пред инвентаризацией необходимо установить реальность нахождения части денежных средств в пути, числящихся на счете 57 «Переводы в пути», с копией соправодительной ведомости на сдачу выручки инкассатором банка.

     Инвентаризацию  денежной наличности в кассе организации  проводит ревизор в присутствии  главного (старшего) бухгалтера и кассира.

     Для предупреждения возможности покрытия из других источников недостачи денег  в кассе необходимо получить от кассира  расписку о том, что в кассе  хранятся деньги, принадлежащие только организации. Перед инвентаризацией  необходимо уточнить книжный остаток  денег, отраженный в кассовой книге.

     Если  имеются приходные или расходные  документы в кассе, кассир должен составить последний отчет перед  инвентаризацией и дать расписку о том, что все кассовые документы  приложены к отчету и не оприходованные денежные средства отсутствуют. Проверенные отчеты подписывает главный бухгалтер. Ревизор делает на отчетах пометку о том, что они составлены в присутствии комиссии.

     При подсчете фактического наличия денежных средств и документов в кассе  никакие расписки или неправильно  оформленные.

       Первичные документы в остатках  наличности кассы не включаются, а заявление кассира о наличии  денежных средств и документов, не принадлежащих проверяемой  организации, во внимание не  принимаются. Они переписываются, пересчитываются и по ним составляется отдельный акт, а излишне выявленные денежные средства засчитываются в остаток как принадлежащие проверяемой организации.

     При проверки фактического наличия денежных документов устанавливаются сумма, подлинность каждого документа

       И правильность его оформления. Проверка проводится по отдельным  видам документов с указанием  в акте названия, номера, серии  и общей суммы. Реквизиты каждого  документа сопоставляются с данными  описей, хранящихся в бухгалтерии. 

     Деньги  подбирают по купюрам, вначале их подсчитывает кассир, затем члены  инвентаризационной комиссии, деньги, упакованные в пачки за бандеролями  банка, вскрываются и пересчитываются.

     В операционных кассах торговых организациях отражают сумму выручки по последнему кассовому отчету и показателям  счетчика ККМ. Выплаты по расчетно-платежным  ведомостям помечают надписью «До начала инвентаризации по ведомости выплачено». Результаты инвентаризации денег оформляют  актом по форме №15-инв.

     В акте инвентаризации кассы указывается  остаток ценностей в натуре (количество купюр определенного номинала, количество документов определенного вида) и  в суммовом выражении по данным проверки и по данным учета, последние (до инвентаризации) номера приходного и расходного кассовых ордеров.

     Акт составления в двух экземплярах  для материально ответственного лица и для бухгалтерии, а при  смене кассира – в трех экземплярах.

     При недостачи денежных средств, выявленных в результате инвентаризации, ревизор должен принять соответствующие меры. Прежде всего он обязан выяснить причины недостачи, то есть получить объяснительную от кассира, рекомендовать руководителю предприятия отстранить кассира от исполнения обязанностей, а при крупных недостачах – оформить документы в следственные органы. Выявленные излишки должны быть оприходованы с увеличением финансового результата (Дебет счета 50 «Касса» - Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»).

     При инвентаризации кассы ревизор проверяет, созданы ли условия контроля, и  наличия необходимых средств для обеспечения сохранности денежных средств и документов по организации учета кассовых операций и подготовки бухгалтерской отчетности.

     Для этого выясняют и проверяют:

  1. Имеется ли обязательство кассира (или лицо, его заменяющего) о полной материальной ответственности;
  2. Не передает ли кассир выполнение своих функций другим лицам;
  3. Выполнение единых требований по технической оснащенности и оборудованию сигнализацией помещений касс с передачей на пульт внутренних дел, изолирована ли касса от других служебных помещений и др.;
  4. Выполнение единых требований по технической оснащенности и оборудованию сигнализацией помещений касс с передачей на пульт внутренних дел, изолирована ли касса от других служебных помещений и др.;
  5. Выполнение рекомендаций по обеспечению сохранности денежных средств при их хранении и транспортировке, по ведению кассовых операций обслуживанию средств охранно-пожарной сигнализации, охране и транспортировке денежных средств, не допускаются ли постороннее лица;
  6. Не назначаются ли на должность кассира лица, ранее привлекаемые к уголовной ответственности за умышленные преступления, судимость которых не погашена или не снята в установленном порядке; страдающие хроническими психическими заболеваниями; систематически нарушающие общественный порядок; злоупотребляющие спиртными напитками; употребляющие наркотические вещества.

     Руководитель  организации должен представить  кассиру охрану при транспортировке  денежных средств и ценностей  из учреждений банков или сдаче в  них и в случае необходимости  транспортное средство.

     Кроме того, ревизор проверяет наличие  и соблюдение:

  1. Должностных инструкций работников бухгалтерии, в том числе и кассира, при этом ревизор обращает внимание на обязанность работника докладывать руководству о нарушениях установленных требований и правил, а также на ответственность за невыполнение или ненадлежащие выполнение предписанных обязанностей;
  2. Планов внезапных инвентаризаций кассы, соблюдаются ли установленные сроки проведения инвентаризации и правильно ли оформляются акты и отражаются результаты инвентаризации в бухгалтерском учете;
  3. График документооборота по учету движения денежных средств в кассе; при этом ревизор обращает внимание на своевременную в конце рабочего дня сдачу под подпись старшего кассира контрольных лент ККМ, на оформление приходных и расходных кассовых ордеров сразу после выдаче или получения денежных средств, на погашение штампов «Оплачено» кассовых ордеров после их заполнения с указанием даты и внесения их реквизитов в книгу регистрации приходных и расходных ордеров, на заполнение в конце рабочего дня кассовой книги и передачу в бухгалтерию отчета кассира согласно установленным срокам;
  4. Инструкции по составлению корреспонденции счетов по типовым операциям в кассе; в процессе ревизии ревизор обращает внимание на нетипичные операции по кассе, которые не предусмотрены в схемах корреспонденции счетов, наиболее характерных для ревизуемой организации.

     При обнаружении слабых сторон системы  внутреннего контроля за кассовыми операциями в акте ревизии необходимо отметить их и рекомендовать способы восполнения недостающих элементов системы внутреннего контроля, а при проверке бухгалтерского учета кассовых операций обращается особое внимание на те участки, где вероятность нарушений и злоупотреблений наиболее велика.     [4;40]

Инвентаризация  сырья и материалов.

 

     Единый  порядок проведения инвентаризации материалов установлен Инструкцией  по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина  РБ от 30.11.2007 № 180 (далее – Инструкция № 180)*. В ходе инвентаризации документально подтверждаются наличие, состояние и оценка материалов (в т.ч. неучтенных) путем: сопоставления с данными бухгалтерского учета; выявления материалов, частично потерявших свое первоначальное назначение (потребительские свойства) и устаревших морально; выявления сверхнормативных и неиспользуемых материалов с целью их учета и последующей реализации или списания. Инвентаризации подлежат материалы организации независимо от их местонахождения, а также материалы, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете за балансом (принятые на ответственное хранение, в переработку и др.). Пунктом 8 Инструкции № 180 установлено, что инвентаризация материалов должна проводиться не реже одного раза в год. При этом по решению руководителя организации количество проводимых в течение года обязательных инвентаризаций может быть увеличено. Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности инвентаризация должна проводиться не ранее 1 ноября. Для проведения инвентаризации сырья и материалов руководитель организации издает приказ о ее проведении, которым утверждается состав рабочей, а на крупных предприятиях и центральной инвентаризационных комиссий. В состав рабочей инвентаризационной комиссии в качестве председателя комиссии включается представитель руководителя организации, назначившего инвентаризацию (руководитель или его заместитель, начальник структурного подразделения). В качестве членов комиссии в зависимости от того, проводится инвентаризация сырья и материалов основного или вспомогательного производства, включаются следующие специалисты: товароведы отдела снабжения, инженер, механик, экономист, работник бухгалтерской службы и др. Следует учесть, что в состав инвентаризационных комиссий включаются опытные специалисты, имеющие необходимые навыки, знания. Инвентаризация сырья и материалов проводится при полном составе членов инвентаризационных комиссий. Работники ревизионных служб и материально ответственные лица не назначаются председателем комиссии. Кроме этого, материально ответственные лица не включаются в состав инвентаризационной комиссии для проверки находящихся у них в подотчете материальных ценностей.   [2; 291]

     Фактическое наличие сырья и материалов проверяется при обязательном участии материально ответственных лиц. Если при проверке фактического наличия сырья и материалов происходит смена материально ответственных лиц в инвентаризационных описях лицо, принимающее ценности, расписывается в их получении, а сдавшее – в их сдаче. То есть на обратной стороне описи в строке "Материально ответственные лица" делается запись: Сдал – расписывается лицо, сдающее сырье и материалы, и, соответственно, Принял – расписывается лицо их принимающее.

     До  начала проведения инвентаризации все  приходные и расходные документы  или отчеты о движении сырья и материалов должны быть сданы в бухгалтерию.

     Председатель  инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные  документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием "до инвентаризации на "_________" (дата)", что является основанием для определения остатков сырья и материалов к началу инвентаризации по учетным данным.

     При инвентаризации фактическое наличие сырья и материалов определяется путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

     Если  сырье и материалы хранятся в  неповрежденной упаковке поставщика, то в этом случае количество может  определяться на основании документов поставщика. Однако часть этих сырья и материалов подлежит обязательной проверке в натуре (на выборку).

     Вес (или объем) навалочных материалов, метизной продукции допускается  определять на основании обмеров  и технических расчетов, взвешивания  и т.п.

     Когда инвентаризируется большое количество весовых материалов, необходимо вести  раздельно ведомости отвесов  одному из членов комиссии и материально  ответственному лицу. По окончании  перевески данные этих ведомостей сличают и выверенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагают к описи.

     Инвентаризация  сырья и материалов проводится по порядку их расположения в помещении, и в инвентаризационные описи они заносятся по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, сорта, количества. Форма инвентаризационной описи приведена ниже.

     На  каждый внесенный в опись материал крепится инвентаризационный ярлык.

     Если  сырье и материалы у одного материально ответственного лица хранятся в разных помещениях, изолированных  друг от друга, инвентаризация должна проводиться последовательно по местам хранения. После проверки фактического наличия вход в помещение пломбируется и комиссия переходит для работы в следующее помещение.

Информация о работе Порядок и задачи проведения инвентаризации