Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:52, курсовая работа
В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 26 декабря 1994г. № 170, предприятиям всех организационно-правовых форм и видов деятельности представлена полная самостоятельность в проведении инвентаризации, кроме случаев, когда они обязательны: при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, акционировании; перед составлением годовых бухгалтерских отчетов и балансов; при смене материально ответственных лиц; при установлении факторов хищении и порчи, в случае пожаров или стихийных бедствий и др.
Введение. 1
Порядок и задачи проведения инвентаризации. 2
Задачи инвентаризации. 2
Порядок инвентаризации. 2
Инвентаризация основных средств. 4
Инвентаризация нематериальных активов. 6
Инвентаризация денежных средств в кассе. 7
Инвентаризация сырья и материалов. 11
Заключение. 14
Список литературы. 14
При инвентаризации нематериальных активов (НМА) надо проконтролировать правильность и своевременность их отражения в балансе, а также проверить, относятся ли они к нематериальным. Согласно пункту 3 ПБУ 14/2000 объекты относятся к нематериальным активам при одновременном соблюдении следующих условий:
-
у них отсутствует материально-
- их можно отделить от другого имущества организации;
-
они используются в
- организация не предполагает последующую их перепродажу;
-
они способны приносить
-
у организации есть надлежащим
образом оформленные документы,
В составе НМА также учитываются деловая репутация организации и организационные расходы.
При инвентаризации НМА необходимо проверить наличие документов, подтверждающих исключительное право организации на использование этих активов. Если таких документов нет, объект не относится к нематериальным активам. Сказанное не относится к НМА, приобретенным (изготовленным) организацией до 1 января 2001 года. В то время состав НМА регулировался пунктом 55 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н . В соответствии с Положением к НМА относились не только исключительные права, но и права, возникающие из других видов договоров. Активы, которые были приобретены ранее 2001 года и включены в состав НМА и на которые у организации не было исключительных прав, следует учитывать по прежним правилам - в составе нематериальных активов. При инвентаризации надо проверить, чтобы такие объекты не были исключены из состава нематериальных активов.
При инвентаризации нематериальных активов составляется инвентаризационная опись по форме N ИНВ-1а.
В ходе инвентаризации нужно проверить договоры по получению "чужих" объектов интеллектуальной деятельности в неисключительное пользование и выяснить, не закончился ли срок, на который были переданы неисключительные права на эти объекты. Если срок закончился, "чужие" объекты должны быть списаны с забалансового учета.
Как и по результатам инвентаризации основных средств, по результатам инвентаризации НМА составляется сличительная ведомость по форме N ИНВ-18. [1]
Ревизия наличия денежных средств, ценных бумаг в кассе кассовых операций начинается с инвентаризации наличности в кассе.
В операционных кассах магазинов и столовых инвентаризацию наличности осуществляют одновременно с инвентаризацией в них товарно-материальных ценностей.
Перед инвентаризацией денежных средств и ценных бумаг в кассе следует установить количество касс в организации. При наличии двух касс и более необходимо опечатать их. Кроме того, пред инвентаризацией необходимо установить реальность нахождения части денежных средств в пути, числящихся на счете 57 «Переводы в пути», с копией соправодительной ведомости на сдачу выручки инкассатором банка.
Инвентаризацию денежной наличности в кассе организации проводит ревизор в присутствии главного (старшего) бухгалтера и кассира.
Для предупреждения возможности покрытия из других источников недостачи денег в кассе необходимо получить от кассира расписку о том, что в кассе хранятся деньги, принадлежащие только организации. Перед инвентаризацией необходимо уточнить книжный остаток денег, отраженный в кассовой книге.
Если
имеются приходные или
При подсчете фактического наличия денежных средств и документов в кассе никакие расписки или неправильно оформленные.
Первичные документы в
При проверки фактического наличия денежных документов устанавливаются сумма, подлинность каждого документа
И правильность его оформления.
Проверка проводится по
Деньги подбирают по купюрам, вначале их подсчитывает кассир, затем члены инвентаризационной комиссии, деньги, упакованные в пачки за бандеролями банка, вскрываются и пересчитываются.
В операционных кассах торговых организациях отражают сумму выручки по последнему кассовому отчету и показателям счетчика ККМ. Выплаты по расчетно-платежным ведомостям помечают надписью «До начала инвентаризации по ведомости выплачено». Результаты инвентаризации денег оформляют актом по форме №15-инв.
В акте инвентаризации кассы указывается остаток ценностей в натуре (количество купюр определенного номинала, количество документов определенного вида) и в суммовом выражении по данным проверки и по данным учета, последние (до инвентаризации) номера приходного и расходного кассовых ордеров.
Акт составления в двух экземплярах для материально ответственного лица и для бухгалтерии, а при смене кассира – в трех экземплярах.
При недостачи денежных средств, выявленных в результате инвентаризации, ревизор должен принять соответствующие меры. Прежде всего он обязан выяснить причины недостачи, то есть получить объяснительную от кассира, рекомендовать руководителю предприятия отстранить кассира от исполнения обязанностей, а при крупных недостачах – оформить документы в следственные органы. Выявленные излишки должны быть оприходованы с увеличением финансового результата (Дебет счета 50 «Касса» - Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»).
При инвентаризации кассы ревизор проверяет, созданы ли условия контроля, и наличия необходимых средств для обеспечения сохранности денежных средств и документов по организации учета кассовых операций и подготовки бухгалтерской отчетности.
Для этого выясняют и проверяют:
Руководитель организации должен представить кассиру охрану при транспортировке денежных средств и ценностей из учреждений банков или сдаче в них и в случае необходимости транспортное средство.
Кроме того, ревизор проверяет наличие и соблюдение:
При обнаружении слабых сторон системы внутреннего контроля за кассовыми операциями в акте ревизии необходимо отметить их и рекомендовать способы восполнения недостающих элементов системы внутреннего контроля, а при проверке бухгалтерского учета кассовых операций обращается особое внимание на те участки, где вероятность нарушений и злоупотреблений наиболее велика. [4;40]
Единый порядок проведения инвентаризации материалов установлен Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180 (далее – Инструкция № 180)*. В ходе инвентаризации документально подтверждаются наличие, состояние и оценка материалов (в т.ч. неучтенных) путем: сопоставления с данными бухгалтерского учета; выявления материалов, частично потерявших свое первоначальное назначение (потребительские свойства) и устаревших морально; выявления сверхнормативных и неиспользуемых материалов с целью их учета и последующей реализации или списания. Инвентаризации подлежат материалы организации независимо от их местонахождения, а также материалы, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете за балансом (принятые на ответственное хранение, в переработку и др.). Пунктом 8 Инструкции № 180 установлено, что инвентаризация материалов должна проводиться не реже одного раза в год. При этом по решению руководителя организации количество проводимых в течение года обязательных инвентаризаций может быть увеличено. Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности инвентаризация должна проводиться не ранее 1 ноября. Для проведения инвентаризации сырья и материалов руководитель организации издает приказ о ее проведении, которым утверждается состав рабочей, а на крупных предприятиях и центральной инвентаризационных комиссий. В состав рабочей инвентаризационной комиссии в качестве председателя комиссии включается представитель руководителя организации, назначившего инвентаризацию (руководитель или его заместитель, начальник структурного подразделения). В качестве членов комиссии в зависимости от того, проводится инвентаризация сырья и материалов основного или вспомогательного производства, включаются следующие специалисты: товароведы отдела снабжения, инженер, механик, экономист, работник бухгалтерской службы и др. Следует учесть, что в состав инвентаризационных комиссий включаются опытные специалисты, имеющие необходимые навыки, знания. Инвентаризация сырья и материалов проводится при полном составе членов инвентаризационных комиссий. Работники ревизионных служб и материально ответственные лица не назначаются председателем комиссии. Кроме этого, материально ответственные лица не включаются в состав инвентаризационной комиссии для проверки находящихся у них в подотчете материальных ценностей. [2; 291]
Фактическое наличие сырья и материалов проверяется при обязательном участии материально ответственных лиц. Если при проверке фактического наличия сырья и материалов происходит смена материально ответственных лиц в инвентаризационных описях лицо, принимающее ценности, расписывается в их получении, а сдавшее – в их сдаче. То есть на обратной стороне описи в строке "Материально ответственные лица" делается запись: Сдал – расписывается лицо, сдающее сырье и материалы, и, соответственно, Принял – расписывается лицо их принимающее.
До
начала проведения инвентаризации все
приходные и расходные
Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием "до инвентаризации на "_________" (дата)", что является основанием для определения остатков сырья и материалов к началу инвентаризации по учетным данным.
При инвентаризации фактическое наличие сырья и материалов определяется путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.
Если сырье и материалы хранятся в неповрежденной упаковке поставщика, то в этом случае количество может определяться на основании документов поставщика. Однако часть этих сырья и материалов подлежит обязательной проверке в натуре (на выборку).
Вес (или объем) навалочных материалов, метизной продукции допускается определять на основании обмеров и технических расчетов, взвешивания и т.п.
Когда
инвентаризируется большое
Инвентаризация сырья и материалов проводится по порядку их расположения в помещении, и в инвентаризационные описи они заносятся по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, сорта, количества. Форма инвентаризационной описи приведена ниже.
На каждый внесенный в опись материал крепится инвентаризационный ярлык.
Если сырье и материалы у одного материально ответственного лица хранятся в разных помещениях, изолированных друг от друга, инвентаризация должна проводиться последовательно по местам хранения. После проверки фактического наличия вход в помещение пломбируется и комиссия переходит для работы в следующее помещение.
Информация о работе Порядок и задачи проведения инвентаризации