Порядок и задачи проведения инвентаризации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 26 декабря 1994г. № 170, предприятиям всех организационно-правовых форм и видов деятельности представлена полная самостоятельность в проведении инвентаризации, кроме случаев, когда они обязательны: при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, акционировании; перед составлением годовых бухгалтерских отчетов и балансов; при смене материально ответственных лиц; при установлении факторов хищении и порчи, в случае пожаров или стихийных бедствий и др.

Содержание

Введение. 1
Порядок и задачи проведения инвентаризации. 2
Задачи инвентаризации. 2
Порядок инвентаризации. 2
Инвентаризация основных средств. 4
Инвентаризация нематериальных активов. 6
Инвентаризация денежных средств в кассе. 7
Инвентаризация сырья и материалов. 11
Заключение. 14
Список литературы. 14

Работа содержит 1 файл

Контрольная МОЯ (контроль и ревизия).docx

— 41.81 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение. 1

Порядок и задачи проведения инвентаризации. 2

Задачи  инвентаризации. 2

Порядок инвентаризации. 2

Инвентаризация  основных средств. 4

Инвентаризация  нематериальных активов. 6

Инвентаризация  денежных средств  в кассе. 7

Инвентаризация  сырья и материалов. 11

Заключение. 14

Список  литературы. 14

     Введение.

     Одним из важнейших приемов финансово-хозяйственного контроля акционерных обществ и  товариществ с ограниченной ответственностью является инвентаризация.

     В соответствии с Положением о бухгалтерском  учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 26 декабря 1994г. № 170, предприятиям всех организационно-правовых форм и  видов деятельности представлена полная самостоятельность в проведении инвентаризации, кроме случаев, когда  они обязательны: при передаче имущества  в аренду, выкупе, продаже, акционировании; перед составлением годовых бухгалтерских  отчетов и балансов; при смене  материально ответственных лиц; при установлении факторов хищении  и порчи, в случае пожаров или  стихийных бедствий и др.

     Инвентаризация  зданий, сооружении и других неподвижных объектов основных средств может проводится раз в три года.

     В нынешних условиях инвентаризация является неотъемлемой частью контроля за деятельностью предприятия. Инвентаризация состояния финансовых обязательств предприятия перед своими контрагентами, банками, бюджетом содействует укреплению его платежеспособности и предупреждает возможные имущественные потери предприятия в связи пропусками сроков исковой давности, нарушением сроков платежей по обязательствам, способствует укреплении рыночной экономики. И на самом предприятии инвентаризация дисциплинирует его работников, позволяет своевременно вскрывать нарушения, злоупотребление и факты мошенничества, содействует сохранности имущества предприятия. [5; 17 ].

     Правила проведения инвентаризации регулируются Положением о бухгалтерском учете  и отчетности в Российской Федерации. В общем, инвентаризация выявляет правильность ведения бухгалтерского учета, материалы  и оборудование пришедшее в негодность,   своевременное их списание, ведет к правильности расчета налога на имущество, выявляет излишки материалов.

     Инвентаризация  актуальна, потому что налаживает бухгалтерский учет и с ее помощью мы проверяем фактическое наличие имущества у организации или предприятия.

     Порядок и задачи проведения инвентаризации.

     Задачи  инвентаризации.

  1. Выявление фактического наличия основных средств, товарно-материальных ценностей и  денежных средств, а также объемов  незавершенного производства в натуре;
  2. Контроль за сохранностью материальных ценностей и денежных средств путем сопоставления фактического их наличия с данными бухгалтерского учета;
  3. Выявление товарно-материальных ценностей, частично потерявших свое первоначальное качество, устаревших фасонов и моделей;
  4. Выявление сверхнормативных и неиспользованных материальных ценностей для последующей их реализации;
  5. Проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других основных средств;
  6. Проверка реальной стоимости учетных на балансе товарно-материальных ценностей, сумм денежных средств в кассе, на расчетном, валютном и других счетах в учреждениях банков, денежных средств в пути, дебиторской и кредиторской задолженности, незавершенного производства, расходов будущих периодов, резерва предстоящих расходов и платежей и других статей баланса. [5; 20]

     Порядок инвентаризации.

     Согласно  Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, которые утверждены приказом Минфина  России от 13.06.95 № 49, для проведения инвентаризации в организации создается  постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ  можно создавать рабочие инвентаризационные комиссии.

     В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерии, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники). Кроме  того, в состав этих комиссий могут  входить представители службы внутреннего  аудита организации и независимых  аудиторских организаций. Персональный состав постоянно действующих и  рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации.

     Документ  о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) составляется по форме  № ИНВ-22 и регистрируется в книге  контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (форма № ИНВ-23).

     В проверке фактического наличия имущества  обязательно должны участвовать  материально ответственные за это  имущество лица. В начале каждой инвентаризационной ведомости содержится расписка. В ней материально ответственные  лица подтверждают, что к началу инвентаризации все расходные и  приходные документы на имущество  сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие  на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные  расписки дают и лица, имеющие подотчетные  средства на приобретение имущества.

     Сведения  о фактическом наличии имущества  и правильности учтенных финансовых обязательств и дебиторской задолженности  записываются в описи по учету  результатов инвентаризации, формы  которых утверждены постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88.

     Проверка  начинается с того, что председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные  документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием даты начала инвентаризации. Эта виза является основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

     Сведения  о фактическом наличии имущества  записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, которые  составляются не менее чем в двух экземплярах. Описи могут быть заполнены  как с использованием средств  вычислительной и другой организационной  техники, так и ручным способом. Наименования инвентаризуемых ценностей и  объектов, их количество указывают  в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.

     В описях не допускается оставлять  незаполненные строки. В пустых строках  ставится знак «Z». На последней странице описи должна быть сделана отметка  о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, проводивших эту проверку.

     Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные  лица. Отсутствие хотя бы одного члена  комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания  результатов инвентаризации недействительными. В конце описи материально ответственные лица дают расписку о том, что проверка имущества проводилась в их присутствии, перечисленное в описи имущество принято и к членам комиссии каких-либо претензий у них нет.

     На  имущество, находящееся на ответственном  хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.

     Если  в описи допущена ошибка, то ее исправление  производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей  и проставления над зачеркнутыми правильных. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

     Если  инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Если в течение  дня инвентаризационная комиссия не смогла произвести подсчет материальных ценностей и сделать запись по ним в инвентаризационной описи, то на эти ценности вешается инвентаризационный ярлык, составленный по форме № ИНВ-2.  [1]

     Инвентаризация  основных средств.

     В соответствии с пунктом 3.1 Методических указаний до начала инвентаризации основных средств рекомендуется проверить:

     - наличие и состояние инвентарных  карточек, инвентарных книг, описей  и других регистров аналитического  учета; 

     - наличие и состояние технических  паспортов или другой технической документации;

     - наличие документов на основные  средства, сданные или принятые  организацией в аренду и на  хранение.

     При обнаружении расхождений и неточностей  в регистрах бухгалтерского учета  или технической документации в  них следует внести необходимые исправления и уточнения.

     При инвентаризации основных средств комиссия осматривает объекты и указывает  в описях, составленных по форме ИНВ-1, полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели. При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих право собственности организации на указанные объекты, и документов, свидетельствующих о государственной регистрации этого права.

     В результате инвентаризации могут быть выявлены объекты, не принятые на учет, и объекты, по которым в регистрах  бухгалтерского учета отсутствуют  данные или указаны неверные сведения. Тогда комиссия должна включить в  опись правильные показатели. Например, по зданиям следует указать их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общую полезную площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов), год постройки; по каналам - протяженность, глубину и ширину (по дну и поверхности), искусственные сооружения, материалы крепления дна и откосов; по мостам - местонахождение, род материалов и основные размеры; по дорогам - тип дороги (шоссе, профилированная), протяженность, материалы покрытия, ширину полотна.

     Машины, оборудование и транспортные средства отражаются в описи пообъектно с указанием заводского инвентарного номера по техническому паспорту организации-изготовителя, года выпуска, назначения и мощности.

     Однотипные  предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки одинаковой стоимости, поступившие  одновременно в одно из структурных  подразделений организации и  учитываемые в типовой инвентарной  карточке группового учета, в описях проводятся также группами по наименованиям с указанием количества.

     Основные  средства, которые во время инвентаризации не находились на территории организации (например, транспортные средства в  дальних рейсах, машины и оборудование, переданные на капремонт), инвентаризируются  до момента их временного выбытия.

     На  основные средства, не пригодные к  эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись, в которой указывает  дату ввода в эксплуатацию и причины  непригодности (порча, полный износ).

     Основные  средства отражаются в описи по наименованиям  в соответствии с их прямым назначением. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию, вследствие чего изменилось его основное назначение, он вносится в опись  под наименованием, соответствующим  новому назначению.

     Комиссия  может обнаружить, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная  ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете. В этом случае необходимо по соответствующим  документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости  объекта и внести в описи данные об изменениях, произведенных в бухучете.

     Одновременно  с инвентаризацией собственных  основных средств проверяются основные средства, принятые на ответственное хранение или в аренду. По ним составляется отдельная опись со ссылкой на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду.

     По  результатам инвентаризации основных средств составляется сличительная ведомость по форме ИНВ-18. В ней отражаются все расхождения между фактическими данными о наличии имущества и данными учета. Оценка выявленных неучтенных объектов производится по рыночным ценам, а износ определяется по их действительному техническому состоянию. Сведения об оценке и износе оформляются соответствующими актами.      [1]

Информация о работе Порядок и задачи проведения инвентаризации