Порядок формирования свободных цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы работы заключается в том, что система ценообразования предприятия торговли должна иметь своей целью определение наиболее эффективным способом цены, которую покупатель готов заплатить, а также исследовать возможности реализации продукции по цене, включающей определенную прибыль.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по экономике1.docx

— 57.32 Кб (Скачать)

Введение

Для своей курсовой работы, я выбрала  тему цены и ценообразование, которая, на мой взгляд, является наиболее актуальной и немаловажной для предприятия, целью которого является достижение прибыли.

Актуальность темы работы заключается  в том, что система ценообразования  предприятия торговли должна иметь  своей целью определение наиболее эффективным способом цены, которую  покупатель готов заплатить, а также  исследовать возможности реализации продукции по цене, включающей определенную прибыль.

Перед  всеми организациями встаёт задача назначения цены на свои товары или услуги. Цена была и остаётся важнейшим критерием принятия потребительских  решений и является основным фактором, определяющим выбор покупателей  среди малоимущих групп населения. Также цена является активным инструментом формирования структуры производства, оказывая воздействие на продвижение товара, способствует повышению эффективности производства и увеличению прибыли.

 Определение цены является  одной из труднейших задач,  стоящих перед любым предприятием. И именно цена предопределяет успехи предприятия — объемы продаж, доходы, получаемую прибыль.  Именно поэтому, я считаю, что просто необходимо рассмотрение  данной темы и выделение большего внимания этому вопросу. Ведь для того чтобы продать свой товар или услугу на рынке, производитель должен назначить на них цены, которые были бы приемлемы покупателям, иначе их невозможно будет продать на рынке. Поэтому организация должна выбрать правильную ценовую политику.

В связи с этим главной целью  курсовой работы является раскрытие  темы цены и ценообразование. Для этого необходимо рассмотреть само понятие цены, функции и виды цены в рыночной экономике, ценовую систему, а также методы ценообразования и ценовые стратегии. Чтобы осветить данные вопросы я использовала учебную литературу.

Для того чтобы  более полно раскрыть тему моей курсовой работы, я рассмотрела формирование цены на примере торгового предприятия  ООО «Восток», которое занимается розничной торговлей салатами и другими блюдами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность и значение цены в рыночной экономике
    1. Понятие, сущность и значение рыночной цены

 

Важнейшим рычагом экономического механизма хозяйственной политики субъекта хозяйствования является цена, которая отражает все стороны  экономической деятельности. В условиях рынка цена выступает связующим  звеном между производителем и потребителем, обеспечивает равновесие спроса и предложения.

Цена – денежное выражение стоимости  товара; экономическая категория, означающая количество денег за которое продавец согласен продать, а покупатель согласен купить товар, т.е. компромисс между  желанием продавца и возможностями  покупателя; инструмент управления предприятием и объект государственного регулирования. Цена выступает обобщающим качественным показателем деятельности субъекта хозяйствования.

Цена – сложная экономическая  категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию ВВП и национального дохода.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Функции  цен

Цена – сильная экономическая  категория. Она может активно  участвовать в решении многих экономических, социальных, политических задач, поэтому и государство, и  различные субъекты рынка учитывают  и используют все качества цены в  своих действиях.

Функции цен – это формы реализации в реальной действительности ее сущности как экономической категории и внешнего проявления содержания. Цена выступает носителем информации и занимает особое место в системе управления национальной экономикой, являясь важным инструментом анализа, прогнозирования и планирования всех экономических показателей в денежном выражении.

 Роль цены, ее место на  микро - и макроуровнях проявляется через функции:

Измерительная функция. Цена обслуживает  оборот по реализации товаров и тем  самым – экономические интересы всех относительно самостоятельных  участников товарного оборота: производителя – посредника – покупателя. В этом качестве она выступает как количество денег (или других товаров и услуг), уплачиваемое за единицу товара или услуги. Благодаря цене удается измерить, определить количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за проданный товар. Зная цены различных товаров, услуг и количество продаваемых и покупаемых товаров, можно определить величину денежного платежа за товары и услуги. Зная цену рабочей силы, труда, можно определить размер зарплаты на предприятии, отрасли.

Соизмерительная функция. Это функция, с помощью которой сопоставляются ценности разных товаров. То есть, сравнивая цены различных товаров, мы можем разделить их на дорогие и дешевые. Если цены учитывают полезность, то по ним можно судить о соотношении полезности разных товаров.

Учетная функция. Будучи денежным выражением стоимости, цена показывает, во что  обходится производство продукции  и обеспечение  соответствующей потребности в конкретном товаре. Она позволяет выявить, сколько живого и овеществленного труда затрачивается на производство и реализацию продукции.  С помощью цен разнообразный и многообразный мир товаров из натурально-вещественной формы переводится в денежную оценку. Цена в этом качестве выступает как денежное выражение общественно признанных затрат труда и его полезности. На практике с помощью учетной функции цены исчисляются все стоимостные показатели на макро - и микроуровне: валовой внутренний продукт, национальный доход, объем розничного товарооборота, объем производственной и реализованной продукции отдельных отраслей, предприятий. Цена также выступает как инструмент расчета таких количественных показателей, как производительность труда, рентабельность изделий и производства, фондоотдача и т.п.

Регулирующая функция. Цена выступает  как инструмент регулирования экономических  процессов: уравновешивает спрос и  предложение, увязывая их с денежно- платежной способностью производителя  и потребителя. Причем на рынках неограниченной конкуренции  цена равновесия ( цена, при которой происходит уравнивание  спроса и предложения и не возникает  стимулов для изменения объема предложения, объема спроса и величины цены) устанавливается  в результате стихийного взаимодействия сил предложения и спроса. В условиях рыночной экономики каждый производственный ресурс имеет свою цену, которая, как и товарная цена, реагирует на изменение спроса и предложения указанного ресурса. Действующие уровни цен на производственные ресурсы делают возможным выбор таких ресурсов, при которых определенный объем производства достигается при минимуме издержек. Так, общеизвестно, что более высокая оплата рабочей силы стимулирует внедрение технически более оснащенных процессов производства  и, наоборот, низкая оплата способствует консервации устаревших и трудоемких процессов производства. Тем самым цены производственных ресурсов, ориентируя  предпринимателей на использование дешевых ресурсов и экономию  на дорогих, в той же мере, как и товарные цены, воздействуют на более эффективное распределение производственных ресурсов в масштабе общества, то есть цена выполняет здесь регулирующую роль.

Стимулирующая функция. Рыночное ценообразование создает возможности для выбора варианта при принятии хозяйственных решений, что способствует повышения эффективности производства. Таким образом, стимулирующее воздействие цены заключается в том, что ее уровень служит стимулом к применению наиболее экономичных методов производства и наиболее полному использованию ресурсов.  Цена входит в состав экономического механизма стимулирующего воздействия на производство через следующие ориентиры: повышенную (пониженную) рентабельность, надбавки (скидки) к цене, применение различных видов цен (свободные, регулируемые, расчетные и т.д.). учитывая стимулирующее воздействие перечисленных ориентиров-показателей, предприятие будет иметь различный уровень доходов, следовательно,  возникают экономические стимулы для пересмотра ассортимента выпускаемых товаров, расширения производства тех, где прибыль на единицу продукции выше, или тех, где может быть наибольший сбыт. С помощью розничных цен стимулируется потребление продукции. Фирмы, изучая рынок, определяют группы покупателей, которые могут приобрести их продукцию по различным уровням, группам, интервалам цен, и с учетом этого обстоятельства наращивают производство соответствующих товаров, получая при этом массу прибыли.

Перераспределительная функция. Посредствам  цен осуществляется  распределение  и перераспределение доходов. Другими  словами, распределительная, или правильнее перераспределительная, функция цен  означает, что с помощью  цен  осуществляется перераспределение  вновь созданной стоимости между отраслями, секторами национальной экономики, районами страны, социальными группами и тем самым происходит регулирование доходов отраслей, предприятий,  населения. Перерапределительная функция сходна со стимулирующей, так как обе предполагают дифференциацию чистого дохода в цене. Перераспределительная функция связана либо с государственным воздействием на уровень и структуру цен, либо с действием монополий или олигополий, если монополии или олигополии с помощью цен регулируют  свои доходы и определяют свои перспективы. Выполнение ценой перераспределительной функции не является ее привилегией. При государственном участии в выполнении перераспределительной функции розничная цена несет весомую социальную нагрузку: через систему розничных цен можно создать благоприятные условия для потребления товаров, услуг, связанных с просвещением, способствовать повышению жизненного уровня отдельных социальных групп населения.

 

Рассмотрев, приведённые выше, функции  цен, следует отметить, что цена –  это прежде всего инструмент регулирования  экономических процессов в сфере  производства, обмена, обращения и  реализации продукции (товаров и  услуг), при этом она всегда воздействует на экономические интересы.

Между различными функциями цены имеется  взаимосвязь, которая проявляется  как в единстве, так и в противоречии. Стимулирующая функция цены содействует  реализации функции сбалансирования  спроса и предложения, т.е. способствует наращиванию производства товаров, пользующихся спросом, а также взаимодействует  с социальной функцией, регулируя  объём потребления товаров и  услуг, используя ценовые рычаги для социальной защиты отдельных  групп населения. Распределительная функция цены взаимосвязана с функцией, способствующей рациональному размещению производства, содействуя переливу капиталов из одного сектора экономики в другой, в котором имеется повышенный спрос на конкретные товары и складывается относительно высокая норма прибыли. Учетно-измерительная функция цены часто вступает в противоречия со всеми другими функциями, так как в рыночных условиях цены существенно могут отклоняться от издержек производства и реализации товаров.

На практике взаимосвязи между  различными функциями цены могут  быть более сложными и разнообразными, поэтому маркетинговые службы предприятий  должны заниматься изучением данного  вопроса.

Таким образом, все рассмотренные  функции цен взаимосвязаны только в системе разных цен, а не в  отдельно взятой цене конкретного товара.

 

1.3 Виды цен и ценовая  система

Ценовая система – единая совокупность  всех видов цен, обслуживающих рыночную экономику.

Рассмотрим основные, широко распространенные виды цен. На цены накладывает отпечаток  вид торговли товарами и услугами, посредством, которого реализуются товары, масштабы торговых операций и характер реализуемого товара. По этим признакам цены делятся на оптовые, розничные, закупочные и тарифы.

Оптовыми называют цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях так называемой оптовой торговли. Система оптовых цен применяется в торгово-сбытовых операциях между предприятиями, а также при реализации продукции через специализированные магазины и сбытовые конторы оптовой торговли, на торговых биржах и в любых других торговых организациях, продающих товары оптом, в значительном количестве.

 В сложившейся российской  торговой практике было принято  различать цены применительно  к продукции производственно-технического  назначения и так называемые  отпускные цены применительно  к продукции потребительского  назначения. Обычно по оптовым  ценам предприятия-производители  реализуют продукцию либо друг  другу, либо торговым посредникам.  Чаще всего необходимость в  оптовой продаже возникает, когда  производство продукции локализовано  в ограниченном количестве пунктов,  а сфера потребления имеет  обширный радиус.

Розничными принято называть цены, по которым товары продаются в так называемой розничной торговой сети, то есть в условиях их продажи индивидуальным покупателям, при относительно небольшом объеме каждой продажи. По розничным ценам обычно реализуются товары народного потребления населению и в меньшей мере - предприятиям, организациям, предпринимателям. Посредством торговли по розничным ценам чаще всего обслуживаются конечные потребители, домашние хозяйства, граждане.

Розничная цена обычно выше оптовой  на величину торговой надбавки, за счет которой компенсируются издержки обращения  в розничной торговле, и создается  прибыль организаций и учреждений розничной торговли.

Закупочные цены - это цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций, населения. В российской экономической практике были и в определенной степени продолжают быть распространенными государственные закупки сельскохозяйственной продукции у ее производителей по закупочным ценам для продовольственного снабжения городского населения, районов Крайнего Севера, армии и создания государственных резервов.

Информация о работе Порядок формирования свободных цен