Понятие, типы и виды фирм

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 23:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы являются обзор понятия фирмы, как основного субъекта экономических отношений, и изучение различных классификаций предприятий, для того что понимать задачи, которые поставлены перед каждым из видов фирм.

Содержание

Введение 3
1.Сущность и теории фирмы 5
2.Классификация видов фирм 15
3.Стратегия поведения фирм на российских рынках 24
Заключение 31
Список литературы 33

Работа содержит 1 файл

Микроэкономика Понятие, типы и виды фирм.docx

— 120.20 Кб (Скачать)

Содержание

Введение    3

1.Сущность и теории фирмы    5

2.Классификация видов фирм     15

3.Стратегия поведения фирм на российских рынках                                            24

Заключение   31

Список литературы   33

 

 

Введение

На протяжении последних двух десятилетий в России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. Такому развитию способствует предпринимательская деятельность. Фирма - главное звено рыночной экономики, потому что только с помощью фирм происходит интенсивное развитие и функционирование рыночных отношений. Поведение фирмы на рынке имеет большое значение не только для сотрудников фирмы и предпринимателя, но и для других групп субъектов. Необходимым условием для выработки экономическими агентами адекватных решений как на микроуровне, так и на макроуровне является изучение поведения фирмы. Фирма как экономическое явление организует и интегрирует экономику на микроуровне. Совокупность же фирм определяет эффективность региональной, национальной и мировой экономики в целом. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях.

Эффективное управление является сегодня ключевым требованием, предъявляемым рынком к предприятиям. Постоянно изменяющаяся экономическая среда заставляет топ-менеджеров непрерывно искать новые подходы к ведению бизнеса. От правильности принятия таких решений подчас зависит судьба всей фирмы.

Важнейшей проблемой управления предприятиями  является сохранение конкурентоспособности  в условиях непрерывной изменчивости внешней среды. Особенно актуальна  эта проблема для российских предприятий, которые вынуждены адаптироваться к быстрым и глубоким внешним изменениям, связанным с экономической реформой.

Российские  собственники и директора предприятий  только начинают осознавать значимость эффективной структуры управления. Большинство российских компаний нуждается в оздоровлении и модернизации управленческих структур.

Актуальность  темы состоит в том, что система управления фирмой, их изменение всегда затрагивает интересы целых коллективов, и существуют определенные требования сохранения устойчивости системы. Вместе с тем, структура управления любого предприятия должна соответствовать требованиям рыночной ситуации, иначе деятельность предприятия может оказаться неэффективной. Таким образом, организационные структуры должны постоянно видоизменяться, дополняться и совершенствоваться соответственно деятельности компании, рыночным требованиям и мировому техническому прогрессу.

Объектом  исследования работы является фирма  «DR».

Предметом исследования является понятие, типы и  виды фирм.

Целью данной работы являются обзор понятия фирмы, как основного субъекта экономических отношений, и изучение различных классификаций предприятий, для того что понимать задачи, которые поставлены перед каждым из видов фирм.

Теоретико-методической базой исследования является междисциплинарный  подход, позволяющий использовать теоретические  положения как классической и  современной микроэкономики, так  и других наук. Методологическую основу составили работы отечественных  и зарубежных ученых, разрабатывающих  проблемы фирмы, их возникновения и  развития.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

  • Дать определение фирмы, ее видов и структуры;
  • Рассмотреть роль и место фирмы в рыночной экономике;
  • Проанализировать фирму в условиях рыночной конкуренции на примере предприятия «DR».

В ходе написания  работы были использованы учебные и  методические пособия, периодическая печать.

Курсовая  работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

 

1.Сущность и теория фирмы

 

Термин  «фирма» впервые стал использоваться в 14–15 веках в северных и центральных  областях Италии на фоне зарождающихся там капиталистических отношений. В докапиталистическую эпоху фирмы как таковые не существовали. Они представляли собой купеческие, ремесленные предприятия и характеризовались следующими признаками:

  • использование подневольного труда;
  • традиционный характер деятельности;
  • второстепенная роль в экономике по сравнению с господствующим в то время нетоварным типом ведения хозяйства.

Современная фирма представляет собой самостоятельную организацию, концентрирующую и использующую ресурсы для производства товаров и услуг с целью получения прибыли1.

К функциям фирмы относят:

  1. ресурсную - предполагает концентрацию и использование разнообразных ресурсов. Ресурсы по своим качественным и стоимостным характеристикам должны быть пригодны для производства конкурентоспособной продукции. Реальная фирма, действующая в условиях рыночной среды, может приобрести только доступные ресурсы, поскольку имеет ограниченные возможности. Отсюда вытекает с одной стороны, качественная однородность фирмы, а с другой стороны, перед каждой фирмой встает проблема выбора ресурсов, задача с максимальной отдачей использовать сильные стороны тех ресурсов, на которые была сделана ставка.
  2. организационную функцию - организация определенного вида производства. При этом влияние рыночной среды на фирму проявляется на «входе» в производственный процесс через цены и качество потребляемых ресурсов и на «выходе» из него через спрос на готовую продукцию. Сама же организация производства, т.е. выбор технологий, создание стимула к труду, контроль качества, структура управления является сугубо внутрифирменным делом.
  3. сбытовую функцию – осуществление фирмой сбытовой деятельности. Готовая продукция может быть доведена до потребителя с помощью различных схем: продажа продукции оптовику, прямая продажа, стимулирование реализации продукции с использованием маркетинговых и рекламных проектов. Однако выбор того или иного вида доставки продукта до конечного потребителя оказывает влияние на стоимость произведенной продукции. Поэтому фирма в состоянии регулировать стоимость выпускаемой продукции посредством установления тех или иных схем продажи товаров.
  4. функцию получения прибыли и несение риска. Прибыль является целью деятельности фирмы и служит источником ее дальнейшего развития. Однако помимо прибыли фирма может нести убытки, что связано с несением ею рисков и обусловлено функционированием в изменчивой рыночной среде. Готовность фирм рисковать является непременным условием гибкости всей экономики, а также потенциальной возможностью получения сверх прибылей.
  5. творческую функция и накопление опыта. Предпринимательский талант является одним из факторов производства2. Некоторые исследователи выделяют его в качестве пятого фактора производства наряду с основными факторами производства, такими как капитал, земля, труд, информационные ресурсы. Кроме того, фирма является самообучающейся системой. Удачи и неудачи анализируются с целью наращивать преимущества и устранять недостатки.

Основные  цели фирмы:

  • максимизация экономической прибыли;
  • максимизация продаж;
  • завоевание престижа фирмы на рынке;
  • ограничение проникновения других фирм на данный рынок.

В настоящее время различают 3 альтернативных подхода в изучении поведения фирм:

  1. неоклассический, или маржиналистский;
  2. неоинституциональный;
  3. бихевиористский3.

Исторически зафиксировано три  школы неоклассиков: австрийская, лозаннская и англо-американская.

Представители австрийской школы - Карл Менгер, Фридрих Визер разработали маржиналистскую теорию, рассмотрели полезность одного блага в сравнении с другим, определили цену спроса и предложения. Согласно их теории в основе стоимости благ лежат субъективные оценки предельной полезности и редкости, которые формируются участниками рынка. Считается, что поведение участников рынка всегда рационально. Таким образом, австрийские представители абстрагировались от трудовой теории стоимости и свели стоимостное определение вещей к их полезности. Они доказали, что полезность одной и той же вещи может быть различной, в зависимости от того, насколько насыщен рынок тем или иным товаром. Решающим значением для хозяйственной оценки выступает предельная полезность, т.е. полезность последней единицы блага. Если предельная полезность равна нулю или отрицательной величине, то данная вещь или благо перестает быть «полезным».

Наиболее яркими представителями  лозаннской школы являются Леон Вальрас  и Вильфредо Парето. Вальрас построил модель общего рыночного равновесия, Парето ввел функцию предпочтения и предложил математическую интерпретацию полезности, используя для этого кривые безразличия. Именно представители данной школы широко использовали дифференциальное и интегральное исчисление для иллюстрации различных рыночных ситуаций. Эту школу еще называли математической.

Англо-американская школа, ее представители  Пол Самуэльсон, Альфред Маршалл, Уильям Джевонс, Колин Кларк, развили математическую интерпретацию экономических процессов. С именем Джевонса связан постепенный разрыв математической школы с традициями маржинализма. Джевонс оперирует математическим понятием предельной полезности. Им выведено уравнение равновесия для различных сфер воспроизводства.

Маршалл в своих работах уделял внимание выявлению количественных взаимосвязей между различными элементами экономической системы. Применил к экономическому анализу математическое значение функций, является сторонником эволюционной теории развития экономики. В качестве основного объекта анализа использовал цену, которая складывается под воздействием спроса и предложения.

В целом, все школы неоклассиков отличаются поиском путей оптимизации  использования ограниченных ресурсов, акцентируют внимание на то, что фирма представляет собой организационно–экономическую систему, с помощью которой осуществляются производственные процессы для создания товаров и услуг, а также рассматривают фирму как производную функцию.

Классическая «модель» поведения  фирмы в условиях рыночного ценообразования на факторы производства строится на экономических расчетах предельной эффективности затрат и выпуска продукции, т.е. каждая фирма осуществляет экономические расчеты объемов выпуска и количества необходимых для этого ресурсов. В общем виде - это и есть расчет фирмой собственной производственной функции. Производственную функцию любой фирмы можно представить в следующем виде: Q = f (L, K), где Q – объём выпуска продукции, L – количество используемого труда, K – объём капитала.(см. рис. 1)

Для каждой фирмы вычисление собственной  производственной функции означает нахождение оптимального соотношения  факторов производства для определённого  объема выпуска. Для минимизации  издержек фирма выпускает такое  количество продукции, при котором  предельные издержки равны рыночной цене. При соблюдении этого условия прибыль максимизируется.(см. рис. 2)

 

Рисунок 1 - Производственная функция двух переменных

 

 

Рисунок 2 - Условия максимизации прибыли

 

Кроме того, неоклассиками рассматривается  горизонтальный и вертикальный размер фирм. Горизонтальный размер определяется положительным эффектом от масштаба (см. рис. 3), т.е. производство нескольких товаров в рамках одного предприятия предполагает меньшие затраты, чем производство тех же самых товаров и в том же объеме на нескольких других предприятиях. Вертикальный размер определяется выбором фирмы между покупкой сырья на рынке и производством его внутри фирмы. Фирма будет вертикально-интегрированной, если издержки совокупного производства товаров меньше, чем при их покупке.

Необходимо также отметить, что  неоклассический подход не рассматривал организационные проблемы фирмы, а  также проблемы, связанные с принятием  фирмой решений, договорные отношения и контроль над выполнением обязательств. Под фирмой понимается любая организационно-хозяйственная единица, которая осуществляет предпринимательскую деятельность в области торговли, транспорта, строительства, промышленности, которая преследует коммерческие цели и пользуется правами юридического лица. Каждая фирма как организационно-хозяйственная единица имеет в своем составе одно или несколько предприятий, которая специализируется на конкретных видах деятельности (в производстве товаров и услуг), и функциональные подразделения, осуществляющие управленческую деятельность.

 

 

Рисунок 3 - Положительный эффект масштаба

 

В центре внимания неоинституционализма лежат объяснения существования многообразия деловых предприятий, а также проблем мотивации труда, объяснение пределов роста фирмы, вопросы организации фирмы, проблемы контроля и планирования.

Неоинституционалисты понимают под фирмой, прежде всего, социальный институт, т.е. общность людей, объединенных едиными мотивами деятельности. Они предполагают, что фирма является механизмом реализации рыночных отношений, в основе которых лежат хозяйственные сделки, именуемые трансакциями. Трансакционная концепция наиболее известна в рамках данного направления, согласно ей фирма рассматривается как сеть взаимовыгодных контрактов. Расторжение и перезаключение сделок несет ряд дополнительных издержек.

Наиболее известным представителем неоинституционализма является Рональд Коуз. Им была впервые обоснована контрактная природа фирмы и введено понятие трансакционных издержек4. Фирма по Коузу - это коалиция владельцев факторов производства, связанных между собой сетью контрактов, в результате чего достигается минимизация издержек.

Представители неоинституционализма для объяснения существования фирмы ввели такие понятия, как оппортунистическое поведение, асимметрия информации и трансакционные издержки.

Оппортунистическое поведение  фирм - есть снижение ими цены на товары по сравнению с имеющейся ценой  на рынке. Данное поведение будет  иметь место только в том случае, когда разница цен высока по сравнению с издержками на поиск информации о более низкой цене других производителей. Чем больше продавцов на рынке, тем при прочих равных условиях, менее вероятен поиск покупателями фирм, способных предоставить более низкие цены. Экономическая прибыль продавцов за счет цен, превышающих предельные издержки, вызовет вход новых фирм на рынок. Остаточный спрос каждой фирмы будет понижаться до тех пор, пока средние издержки не достигнут уровня рыночной цены, а экономическая прибыль - уровня нуля. В этом случае на рынке возникнет равновесие, которое свойственно рыночной конкурентной монополии. Но основным отличием здесь является не разнообразие товаров, а неинформированность покупателей.

Асимметрия информации – это ситуация когда одна группа владеет необходимой для ведения дел информацией, а другая нет. Симметричное распределение информации происходит только в условиях совершенной конкуренции, когда цена определяется только спросом и предложением и соответствует альтернативным издержкам. Во всех других типах рыночных ситуаций информация распределяется асимметрично.

Информация о работе Понятие, типы и виды фирм