Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2012 в 17:46, контрольная работа
Под структурой управления понимают совокупность управленческих звеньев и отдельных работников, порядок их соподчинённости и взаимосвязи по вертикали и горизонтали.
Функции управления играют определяющую роль в формировании структуры. Собственно процесс формирования структуры управления заключается в выделении и организационном закреплении тех или иных функций за соответствующими звеньями (отделами, группами, секторами) или отдельными работниками. В то же время вне рамок структуры исключается реализация функций управления, т.е функции и структура находятся в диалектическом единстве.
1. Понятие структуры управления……………………………………………….3
2. Управление производственной инфраструктурой сельского хозяйства……7
Приложение 1…………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………20
Содержание
1. Понятие структуры управления……
2. Управление производственной
инфраструктурой сельского
Приложение 1…………………………………………………………………….16
Список литературы…………………………………
1.Понятие структуры управления
Под структурой управления
понимают совокупность управленческих
звеньев и отдельных
Функции управления играют определяющую роль в формировании структуры. Собственно процесс формирования структуры управления заключается в выделении и организационном закреплении тех или иных функций за соответствующими звеньями (отделами, группами, секторами) или отдельными работниками. В то же время вне рамок структуры исключается реализация функций управления, т.е функции и структура находятся в диалектическом единстве.
Конкретное выражение структура управления находит в схеме управления: составе кадров, взаимосвязи и соподчинённости единиц (отделы, секторы, службы); штатных расписаниях; функциях и задачах (работах) управления, разграничение их между звеньями и работниками; составе работников по отдельным секторам; положении о подразделениях и службах, должностных инструкциях, которые и определяют деятельность коллектива.
В схемах управления отражаются состав структурных звеньев, их подчинённость и внутренняя связь. В штатных расписаниях регистрируется численный и профессиональный состав работников по каждому структурному звену управления с указанием должностного оклада.
Таким образом, от совершенства структуры управления зависит эффективность функционирования системы управления и производства, чем и определяется её значимость. Она выступает как важный фактор совершенствования всего хозяйственного механизма, способствует развитию новых организационных форм – хозяйственных товариществ и обществ, агрофирм и кооперативов, ассоциаций и объединений и др. Поэтому формированию структуры работники аппарата управления должны уделять постоянное внимание.
Структура управления по вертикали делится на ступени, а по горизонтали на звенья.
Звено (орган управления)
– это самостоятельное
Под ступенью управления понимают совокупность звеньев, находящихся на определённом уровне иерархии, отражающей последовательность их подчинения с низу до верху.
К первой (низшей) ступени относятся звенья, решение которых передаются непосредственно исполнителям. На сельскохозяйственных предприятиях на низшей ступени управления находятся бригадиры производственных бригад, ферм, начальники механизированных отрядов (по заготовке кормов, заготовке и вывозу удобрений и др.) (рис.1).
Высшей ступенью управления
является та, над которой нет руководителей
(например, в сельскохозяйственном
кооперативе это
Число ступеней в структуре управления соответствует числу ступеней в организационной структуре предприятия (объединения). В результате между управляющей и управляемой системой устанавливается тесные взаимосвязь и взаимозависимость, обеспечивается прямая и обратная связь.
Каждое внутрихозяйственное подразделение на предприятии выполняет определённую задачу и занимает своё положение в организационной структуре. Совокупность подразделений, находящихся на одном уровне, образует ступень производства: совокупность бригад, отрядов, звеньев-отделений (цех, производственный участок, внутрихозяйственный кооператив), являющиеся промежуточной (вторичной) ступенью производства; совокупность отделений (внутрихозяйственных кооперативов, цехов) – предприятия; совокупность предприятий – объединения, ассоциацию, консорциум, союз и т.д. В результате образуется строгая иерархическая структура, каждой ступени производства которой соответствует своя ступень управления.
Между подразделениями и
управленческими должностями
Связи по вертикали принято называть линейными (прямыми). Они возникают между различными ступенями управления и характеризуются отношениями соподчинённости, в соответствии с чем идущие с верху вниз указания являются обязательными к исполнению. Эти связи отражают иерархичность построения системы и отвечают на вопрос: кто, кому и в какой мере подчинён.
Связи по горизонтали возникают между различными звеньями управления (отделами, службами), расположенными на одном уровне группами или работниками внутри них. С развитием функциональных служб (ростом числа работников) связи становятся более разнообразными: возникают и развиваются, кроме линейных и функциональных, связи координации, регулирования, согласования, консультационные, инспекции и контроля, методические и д.р., что усложняет процесс принятия решений. Сущность их состоит в том, что тот или иной работник или звено управления обязаны согласовывать определённые вопросы с другими звеньями или работниками управления, прежде чем принять решение. Порядок согласования целесообразно устанавливать заранее в документах, регламентирующих деятельность аппарата, что упрощает процесс управления, вносит в него стабильность.
Для деятельности таких функциональных служб, как экономическая, бухгалтерского учёта и финансов, характерны связи методического руководства по определённым вопросам специального характера (планирование, порядок, сроки и форма предоставления информации и т.д.).
Выделяют формальную и
неформальную структуры управления.
Формальная структура показывает официально
установленное положение
Наиболее общее представление о структуре управления даёт организационная схема (см. рис.1), в которой отражаются основные её элементы, их взаимное расположение и связи друг с другом, характер отношений, система соподчинённости и д.р. Схема должна выражать всё наиболее существенное, сложившееся устойчивое в структуре управления. Её разработке следует уделять достаточное внимание. На каждом предприятии должна быть графически выполненная схема структуры, показывающая, как в процессе управления происходит делегирование прав и обязанностей для организации взаимодействия различных органов управления и распределения задач, решаемых различными работниками.
2. Управление производственной
инфраструктурой сельского
Чтобы раскрыть содержание управления производственной инфраструктурой, следует рассмотреть субъекты, цели, объекты и методы управления (рис.2.).
Роль государства как субъекта управления производственной инфраструктурой сельского хозяйства состоит, прежде всего в создании экономических условий, правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному производственному обслуживанию сельскохозяйственных товаропроизводителей и стимулированию производства. По форме в агропромышленном производстве государственное управление представляет собой совокупность территориально-отраслевых государственных органов управления. При этом отдельные функции государственного управления имеют сквозной характер (федеральный центр-субъект Федерации – местное самоуправление), выполнение их контролируется вышестоящим отраслевым органом.
Основными элементами государственного регулирования производственного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей являются: программно-целевое управление; правовое обеспечение; налоговая политика; кредитная политика; регулирование цен; защита конкуренции; государственная целевая поддержка развития производственной инфраструктуры АПК. При этом соответствующие федеральные, региональные и местные органы самоуправления могут реализовывать следующие функции: анализ тенденций, прогнозирование и определение перспектив развития производственной инфраструктуры; разработка и организация финансирования программ, связанных с развитием производственной инфраструктуры; содействие формированию рыночной инфраструктуры, проведению аукционов, ярмарок, развитию маркетинговой деятельности; Организация системы государственной инспекции (контроля) качества продукции; организация научного обеспечения; информационное обслуживание; подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров.
Общественно-политические функции управления в основном выполняют фонды и профессиональные союзы.
Фонды создаются для финансового обеспечения разработки и реализации программ и проектов. Это дорожные, научные фонды, фонды содействия подготовке и повышению квалификации кадров и др.
Защиту интересов работников в первую очередь осуществляют профессиональные союзы. Взаимодействие между профессиональными союзами, с одной стороны, и государством и администрацией организации, с другой, принимает форму социального партнерства. Это также форма управления, осуществляемая на основе участия всех членов коллектива в разработке и принятии решений. Выступая от имени работников, профессиональные союзы заключают соглашения с органами государственной власти и коллективные договоры с администрацией организаций, что в определенной степени влияет на состав и содержание выполняемых ими функций, в том числе и по производственному обслуживанию сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Функции хозяйственного управления производственным обслуживанием сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляют хозяйственные субъекты (организации), работающие как автономно, так и в составе объединений без создания единого центра управления или с его созданием в различных организационных формах. Организации, обслуживающие сельское хозяйство, не формируются и не существуют сами по себе. Их наличие — одно из функциональных проявлений сложившейся социально-экономической системы. В плановой экономике производственное обслуживание организовывалось и управлялось на общегосударственном уровне. В настоящее время в целом оно не представляет собой интегрированной системы, управляемой из единого центра. Взаимоотношения сельскохозяйственных товаропроизводителей и обслуживающих организаций строятся на основе горизонтальных хозяйственных связей.
Основной формой материально-технического обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей являются прямые безлимитные заказы. Обеспечение материальными ресурсами производственных программ сельскохозяйственных организаций осуществляется ими самостоятельно на основе договоров с производителями сельскохозяйственной техники, запасных частей, организациями оптово-посреднической сети снабжения.
Главным поставщиком материально-технических ресурсов сельскохозяйственным организациям является АО «Росагроснаб». Общество создано путем реформирования государственного производственно- коммерческого предприятия «Агроснаб» и является его правопреемником. Основная задача АО – снабжение производителей сельскохозяйственной продукции, предприятий перерабатывающей промышленности и других отраслей АПК материально- техническими ресурсами, в том числе на основе развития и совершенствования дилерской деятельности, снабженческого сервиса; долгосрочной аренды, лизинга, межотраслевых международных связей.
В АО «Росагроснаб» сложилась система управления со следующими уровнями: страна в целом (АО «Росагроснаб») - республика, область, край (например, АО «Калугаагроснаб») — районы-организации (рис. 3).
Организации снабжения — юридические лица, имеющие самостоятельный баланс; они несут ответственность по своим обязательствам в пределах принадлежащего им на правах собственности имущества. При этом областные (краевые, республиканские) организации снабжения являются акционерами АО «Росагроснаб». В свою очередь, районные организации снабжения являются акционерами областных (республиканских, краевых) организаций снабжения. Как видно, созданная во времена социализма структура реализации продукции фондопроизводящих отраслей АПК в период рыночных преобразований, хотя и претерпела существенные изменения, не перестала существовать. АО «Росагроснаб» осуществляет оптовые закупки сельскохозяйственной техники, топлива, смазочных материалов и оборудования, а затем реализует их согласно договорам региональным (областным, краевым, республиканским) организациям. Районные агроснабы приобретают технику в региональных агроснабах для последующей реализации сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Следует отметить, что производственно-
Государственное регулирование материально-технического снабжения осуществляется на основе ежегодно заключаемых соглашений между органами, выполняющими функции государственного управления сельским хозяйством, и организациями агроснаба соответствующего уровня. Как правило, государственные органы управления делегируют организациям агроснаба выполнение следующих функций, связанных с материально-техническим обеспечением АПК: государственного заказчика в части формирования и размещения заказов на закупку материально-технических ресурсов для государственных нужд; осуществления поставок сельскохозяйственной техники и другого оборудования на основе лизинга, запасных частей для оказания помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям в ремонте и подготовке сельскохозяйственной техники к полевым работам и др. Государственные органы управления выделяют организациям агроснаба на льготных условиях финансовые средства, необходимые для закупки и поставки материально-технических ресурсов на реализацию целевых программ и другие государственные нужды, способствуют участию организаций агроснаба в закупках по импорту, а также регулярно проводят учебу специалистов агроснаба по вопросам внедрения в производство передовых достижений науки и практики.